Но поэзия – перестала быть массово читаемым жанром, и утратила свои возвышенно-лирические позиции в воздействии на нашу жизнь? Недавно прочитал «Гимн Девичьим Дневникам». Тем самым дневникам, – которые писала почти каждая девушка в Пушкинские и Толстовские времена. Да – и, наверное, до этого и некоторое время – после этого. Вот там – была поэзия. Поэтому девичье и женское творчество в поэзии – изымаю из своего рассуждения. Выражение эмоций, впечатлительность, нежность, обострённое чувство романтики… Назовём это – женской поэзией и не будем обсуждать, ввиду полной ясности мотивов. Мужская поэзия. Пушкин, Маяковский, Байрон, Гёте… Почти вся «публичная» поэзия – мужская. И я задумался о поэзии. Что толкает людей выражать свои чувства, эмоции и мысли в стихотворной форме? Пушкинское наследие – не даёт жить иначе? Желание воплотить скрытую мужскую чувственность? Талант? Или – своеобразный уход от реальности? Виртульное творчество? Творчество – конечно творчество. Кто-то пишет стихи, другой – мастерит табуретку, третий – пишет батальные полотна… Тяга к творчеству – несомненна. И не обсуждаема. «Изливания» души и муки творчества. Но… Кто-то – стремится стать офицером, чтобы иметь право носить форму и знаки отличия. Эти - своеобразные символы чести и мужества. А кто-то – находит иные символы эмоциональности, чувственности, отваги и героизма в другой «форме» - в поэзии. Для них – рифма, становится кителем и фуражкой с «крабом», а ритм – ритмом строевого шага «парада победы». Выдавая очередное своё творение – они бросаются на амбразуры и героически взрывают танки противника, «рискуют жизнью» и «отправляются в разведку». «Уходят от погони» и сами учавствуют в «выслеживании неприятеля». Тоскуя о любви, взывая к идеалам и красотам мира – мечтают о «героизме на полях сражений» и «возвращении с победой». Возможно… Повальная нехватка в реальной жизни острых ощущений (кажущаяся для большинства современных «поэтов») – толкает их во внутренний водоворот «придуманных» страстей и свершений. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» В трактовке Пушкина – и в мыслях стихослогателей, эта фраза имеет различный смысл. Возможно, что тяга к символам геройства, свершений, поступков – и двигает творчество. Но – есть же ещё и реальный мир, не мир – поэзии и виртуального восхищения от удачно сложенных слов, а именно этот – наш мир, который, прежде всего, нуждается в реальных делах и поступках каждого. Как-то складывается впечатление, что идёт не очень приятная мода: быть глашатаем, заявлять и возвещать о проблемах и чаяниях. Не жить и созидать – а говорить и воспевать. Это удобно, довольно легко и совсем никакой ответственности: - просто рифма так легла. А что – разве это не правда? Ну – да ладно. Не мне их судить, и не мне внимать этим гениальным наблюдениям действительности, так ярко выраженным в стихах. Только… Символы – они хороши, и становятся символами, которые действительно отражают их суть, только тогда, когда действия человека «в сиянии символа» несут созидательную функцию. Иначе – очень легко пойти по пути символов, которые в человеческой истории уже завели миллионы людей в фанатичное поклонение этим самым символам. Без возможности собственной оценки и реального осмысления их силы. Возможно, что и именно поэтому – сегодня поэты «вылезают» как грибы после дождя. После дождя смены приоритетных символов богатства, нравственности, общественной морали, души, да и самого – творчества. А что же: «Перестала быть массово читаемым жанром, и утратила свои возвышенно-лирические позиции в воздействии на нашу жизнь»… Это – уже следствие. « Я – гениальный поэт, и меня оценят – только потомки наших потомков» « Я – выше обыденности и реалий бытия» Тра-та-та, тра-та та-та. Расстреляем своей рифмой Эти глупые законы. Мы – дойдём тут, до конца. Фиолетовое море - накатило на причал, Изумительное слово – вот начало всех начал… Нет. Нельзя идти по этой «скользкой» дорожке. Даже – в качестве примера. Это – затягивает. Создаётся эффект такой стройности и изящества. Как гусары – на балу у графини… Гусары, которым – через час, идти в бой. А когда – ваш бой, уважаемые господа поэты? Георгий Стенкин |