Небольшой маркетинг. Фрагмент из повести «Литагент» Как человек со стороны, пытающийся понять принципы деятельности книжного рынка в России (СНГ), планомерно и целенаправленно собираю информацию, факты и тенденции. До создания модели поведения на этом рынке автора, прежде всего – себя, ещё далеко, но уже есть какие-то наработки и промежуточные результаты. Которыми хотел бы поделиться с представителями части книжного рынка, именуемым – сегмент производства. То есть – авторы литературных произведений. Для чего? Для расширения диапазона мнений. Для понимания. Итак. Главная беда книжного рынка – это отсутствие инфраструктуры. Не будем останавливаться на причинах. Они – всем известны. Плановое ведение «советского хозяйства» и «диктатура большинства». Что я подразумеваю под словами – инфраструктура книжного рынка. Есть – производство, система сбыта и потребитель. Они – должны быть замкнуты между собой. Только тогда – возникают экономическая эффективность и рыночные механизмы регулирования. Спрос – потребность. Составные части всей этой замкнутой цепочки – и есть инфраструктура любого рынка. Книги. Современное состояние – Россия. Производство – это автор и издатель. Система сбыта – издатель и торговля. Потребитель – торговля и население. Современное состояние – Европа и остальные рынки «со стажем». Производство – литературный агент и издатель. Система сбыта – торговля. Потребитель – население. Почувствуйте разницу. Разумеется, взгляд – обобщённый и не претендующий на абсолютную объективность. Но… Посмотрим подробнее на российского издателя, так как торговля – она более восприимчива к влияниям колебаний рынка и способна быстро адаптироваться к изменениям на этом самом рынке. На мой взгляд сегодня в России существует три типа издательств. 1. «Бывшие советские» - выполняющие определённый социальный заказ. 2. «Быстрые капиталисты» - сумевшие занять определённые ниши на рынке. 3. «Бытовые коммерсанты» - пытающиеся использовать явные возможности книжного рынка. И у всех у них – полностью отсутствует понимание себя, как составной части общей инфраструктуры рынка. Первые – считают себя основой этого рынка и поэтому – имеющими право диктовать свои правила. Вторые – считают себя движущим механизмом этого рынка, так как успели добиться определённых финансовых результатов и убедились в правильности своей стратегии. Третьи – находятся в постоянном поиске. Где тут автор? Нет его. Не до него. Не до - Культуры. Не до - Литературы. Только – станок для написания текстов. Средства производства. Рынок. Поэтому. На книжных рынках «со стажем» - автор, практически выведен из процесса производства. Литературный агент – представляет интересы автора, создавая возможность автору – не быть механизмом рынка. А – оставаться только лишь творческой его основой. И – потребитель, являясь основой спроса, через имеющуюся систему взаимодействия со структурой сбыта – диктует всей цепочке инфраструктуры книжного рынка свои запросы и потребности. Вот. Но не буду расписывать прелести существующих рыночных технологий. Обстоятельства и существующая реальность – не приемлют простого копирования. Лишний труд. Сейчас – меня интересуют причины существования главного «тормоза» книжного рынка России – издательств. Так как поняв эти причины – можно найти собственные пути преодоления этих препятствий. Вернёмся к моей градации издательств. Во всех издательствах – существует проблема поиска авторов. В то же время – почти у всех авторов существует проблема поиска возможностей издаться. Противоречие. Нонсенс и чудовищный бардак. У первых – почти что годовые издательские планы, тонны рукописей, которые ожидают своей очереди. Сумасшедшие суммарные тиражи… И постоянная нехватка оборотных средств. Загадка? У вторых – сроки рассмотрения рукописей немного покороче. Десятки тонн рукописей и заявок. Тиражи – ещё больше… Проблемы с эффективным использованием прибыли. Ребус? У третьих - минимальные сроки рассмотрения заявок. Постоянный стресс от конкуренции. Центнеры рукописей. Скромные и редкие тиражи. И постоянная нехватка финансирования. Тайна? Спрос и покупательская способность на книжном рынке – оценочно, могут десятикратно покрыть все финансовые амбиции всех издателей в России, все накладные расходы на производство, маркетинг авторов и организацию сбыта продукции. Чудо? Нет. Просто смещены акценты. Издательство, в своей деятельности ориентируется не на спрос (реальный спрос), не на тенденции в творчестве авторов, и не на возможности системы реализации. По степени важности – читатель, автор, торговля. Увы. Только – на свои узкопрофессиональные критерии. Наличие финансов, качество бумажной продукции и рекламные действия. Станок. Деревопечатающий, бумагообрабатывательный с дармовым приводом и гигантской эффективностью выпуска готовой продукции – но Станок. Поэтому… Вспомните Чарли Чаплина и его конвейер. Какие-то гайки нужно не закручивать – а откручивать. Или – создавать свои механизмы. Достаточно иронии и копания в реалиях книжного рынка. Каким образом – весь это рынок может существовать? И удовлетворять спрос на Литературу, задействуя максимальное количество авторов. Нужно создавать институт Литературных Агентов. Агентств. Литературный агент – бегает по полю, вспаханной и не вспаханной нивы творчества, чётко представляя себе интересы различных читательских аудиторий, и ищет авторов, которые творят – в расчёте именно на эти читательские аудитории. Как? Методом проб и ошибок. Маркетинговых исследований. Пробных продаж. Читательских мероприятий. Опросов, анкет, игр и т.п. Работая и зарабатывая свой капитал – реального спроса читателя. Имея такой капитал – можно начинать его расходовать. Вкладывать в авторов. Не деньги. Деньги дадут те, кто нуждается в их приумножении. Банки, инвесторы, спонсоры… Автору же – нужно создать условия для свободного (от бизнеса) творчества. Это будет инвестиция Литературного Агента – в Автора. Далее. Типография и система реализации. Или – издательство, которое уже содержит в себе и то и другое. С издательством – выгоднее. Оно может также инвестировать, но уже в произведение, а не в Автора. Хотя и с типографией и с сетью реализации продукции – можно договориться об оплате «по реализации». Тут есть варианты для «своего» творчества у Литературного Агента. И вот. Наступило – светлое будущее. Чудо – свершилось. Читатель – читает именно то, что он и хотел бы прочитать. Купив, разумеется эту книжку. Круг замкнулся. Все инвесторы – получают удовлетворение от эффективно проделанной работы и… Доход. Автор – стимул и средства для творчества. Литературный Агент – отметку в своём рабочем графике, что ещё один проект – реализован и средства для дальнейшей деятельности. Алилуйя. Георгий Стенкин На середине дороги по пути к истине… |