Вопросы о жизни и смерти никогда не оставляли человечество в покое. Сколько сил и времени было потрачено на поиск эликсира бессмертия. Средневековые алхимики искали философский камень, способный подарить вечную молодость. Современные ученые с той же целью ищут гены, отвечающие за продолжительность жизни. Религия веками использует идею бессмертия, обещая вечную жизнь в загробном мире. Паразитируя на страхе человека перед смертью, всевозможные маги и колдуны рисуют нам картины потустороннего мира, заставляя поверить в его существование и собственное могущество. И мы верим или одним, или другим, или третьим. Верим, несмотря на то, что ни у кого из них не имеется ни единого реального доказательства существования загробного мира. Мы охотно смотрим телепередачи с участием людей, переживших клиническую смерть. Слушая их рассказы, мы надеемся, что они, все-таки, окажутся правдой. Ведь не может быть, чтобы смерть навсегда обрывала сознание, и человек – венец творения – превращался в простое ничто. Для чего ж тогда жить? Плачем мы или смеемся, стремимся к знаниям или не спим ночами – все определяется заложенной в душе программой нашего развития. На самом деле, наше нежелание поверить в конечность жизни диктуется не просто страхом небытия. Оно является частичкой нашей сути, нашего внутреннего «я». На этом, настолько глубинном, что даже не ощущаемом нами уровне, каждый из нас абсолютно точно знает, что жизнь вечна и не прерывается со смертью нашей биологической оболочки. Ведь каждый из нас уже много раз переживал состояние смерти и снова возвращался в этот мир. В каббале этот процесс называется кругооборотом душ. Зарождение души «Когда мы видим тела, сменяющиеся при переходе из поколения в поколение, – это касается лишь тел. Душа, являющаяся сутью тела, не исчезает в процессе замены тела, а переходит из одного тела в другое. Таким образом, в нашем мире нет новых душ, которые обновлялись бы подобно тому, как обновляются тела. Есть лишь определенное количество душ, которые совершают кругообороты, облачаясь в следующем поколении в новое тело. Поэтому все поколения, от начала творения до конечного исправления, являются одним поколением, которое развивается в течение нескольких тысяч лет и достигает своего исправления» (Бааль Сулам, статья «Мир»). Что же представляет собой душа, о которой говорит нам величайший каббалист двадцатого века? И почему она должна исправляться? Все началось с замысла Творца насладить созданное Им творение – но не просто наполнить его наслаждением, а сделать равным Себе. Однако свойство творения – получать наслаждение, а свойство Творца это наслаждение давать. Как же достичь равенства противоположностей? Для этого вместо желания получать наслаждение творение должно развить в себе желание отдавать подобно Творцу. Это и есть исправление. А поскольку созданное Творцом желание бесконечно по величине, то сразу исправить его невозможно. Поэтому его разделили на маленькие части, чтобы постепенно исправить каждую в отдельности. Так общая душа творения разбилась на множество частичек-желаний. И для того чтобы стал возможен процесс исправления, Творец присоединил к ним искру желания отдавать, которая находится в нас в таком зачаточном состоянии, что совершенно не ощущается. Это даже не желание, а зародыш, в котором, как в генах, заложена программа нашего развития. Духовный ген. Это и есть та душа, которую каждый человек развивает в себе на протяжении многих кругооборотов. Мы не ощущаем ее, поскольку она скрыта в нас эгоистическим желанием получать наслаждение, но именно она определяет все происходящее с нами в жизни. Плачем мы или смеемся, стремимся к знаниям или не спим ночами, мечтая прославиться, – все наши желания и ощущения определяются заложенной в душе программой нашего развития. Ступени развития В соответствии с этой программой, каждый из нас в своем нынешнем желании ощущает себя как биологическое тело, находящееся в материальном мире. Наши органы ощущений устроены так, что рисуют в мозгу именно такую картину. Когда нынешнее желание наполняется, накапливаются разочарования в бесплодных попытках удержать в нем ускользающее наслаждение – мы приобретаем определенный опыт, и наступает время перейти на другую, качественно новую ступень развития. Только наполнив все желания, и разочаровавшись, мы получаем возможность для раскрытия желания совершенно иного рода. Тогда ощущения в нашем желании пропадают, старое восприятие действительности исчезает, и мы умираем. Это происходит потому, что желание нынешней ступени получило определенное наполнение, ведь желание – это всегда ощущение недостатка наполнения, а на новой ступени желание другое, поэтому старое нужно заменить. При этом все, что было приобретено на предыдущей ступени, переходит на новую, более высокую, в виде врожденных свойств. Этот процесс очень хорошо виден на детях. Родившись с иным восприятием действительности, они, например, легко управляются с новейшими достижениями техники, тогда как люди старшего поколения разбираются в них с большим трудом. При переходе со ступени на ступень у человека должна поменяться основа восприятия мира. Новый взгляд на вещи должен быть естественным – не приобретенным, а врожденным. От старых желаний, прежнего подхода к жизни не должно остаться и следа – тогда это будет действительно иная ступень развития. Так мы проходим различные уровни желаний, переходя от стремления к телесным наслаждениям к желаниям славы, богатства, власти или знаний. Только пройдя все эти желания, наполнив их и разочаровавшись в наполнении, мы получаем возможность для раскрытия желания совершенно иного рода – зародыша души, стремления выйти за пределы нашего мира и вернуться в то наивысшее духовное состояние, когда мы были соединены в единой душе. За жизнью жизнь Если человек не развивал свою душу в течение жизни и не вышел в ощущения духовного мира, то после смерти он почти ничего не чувствует. Тело с пятью органами чувств исчезает, ощущение этого мира пропадает и остается только зародыш души. Но много ли может ощутить зародыш? Каббалисты говорят нам, что так человек и чувствует себя после смерти – у него есть лишь слабое, неразборчивое ощущение некоего подобия существования. Он не чувствует, что существует в духовном мире, как зародыш не ощущает, что находится в утробе матери, и поэтому обязан совершить новый кругооборот – соединиться с материальным телом, чтобы продолжить свое развитие. Так человек снова возвращается в ощущение нашего мира. И пока он не постигает духовный мир, то есть не отождествляет себя с душой, а остается только в ощущениях своего материального, биологического тела, он снова и снова совершает кругообороты, даже если проживает жизнь абсолютного праведника. Когда же человек перестает отождествлять себя только со своим телом и становится неотделим от духовного, от вечности, от души, он перестает ощущать, что жизнь материального тела является для него главной. Ведь в душе ощущение жизни намного более сильное, чем в органах ощущения тела. Материальная жизнь тогда воспринимается человеком лишь как незначительное дополнение. В сравнении с ощущениями духовного мира, меркнет все, что он чувствовал до сих пор, даже если это были самые сильные впечатления в его жизни.Так, например, относится к жизни на растительном уровне тот, кто находится на уровне животном. Поэтому, состригая волосы или ногти, мы не испытываем никакого сожаления. Ведь наше тело находится на животном уровне, а волосы и ногти – на растительном, то есть более низком по отношению к нашему телу. И когда человек поднимается в себе на уровень «человек», он начинает относиться к своему телу так же, как мы относимся к своим волосам. Расставаясь с телом, он не ощущает никакой потери и меняет его на новое, как мы меняем загрязнившуюся рубашку. При этом он не испытывает никакого страха, не чувствует неудобства или затруднения. У него нет ощущения утраты. Теряя биологическое тело, он замечает, что начал ощущать немного меньше, чем прежде, но это не имеет для него никакого значения – настолько слабым и невыразительным является теряемое им ощущение. Ощущение биологического тела необходимо человеку для духовного развития, но когда он завершает его, ощущение материального перестает играть какую бы то ни было роль. Выходя в ощущения духовного мира, человек видит, как меркнет все, что он чувствовал до сих пор, даже если это были самые сильные впечатления в его жизни. Каббалисты пишут, что все наслаждения этого мира, когда-либо испытанные всем человечеством за всю историю своего существования, в миллиарды раз меньше наслаждения самой маленькой духовной ступени. Последний кругооборот Нынешний кругооборот должен стать для нас последним кругооборотом без связи с вечностью. Достичь ее каждый из нас может уже в этой жизни. Тогда он перестанет ощущать, что расстается с жизнью. Наоборот, увидит, что смерти не существует, и будет чувствовать, что жизнь все больше наполняет его. Он начнет ощущать то, что раньше было недоступно. Обнаружит, что живет в мире, намного большем и светлом, чем жил до сих пор. Такие возможности предоставляет человеку наука каббала. Раскрывая новые горизонты и новые ощущения, она соединяет его с вечным жизненным потоком, выводит в бесконечный мир абсолютного наслаждения. Когда человек попадет в него, зависит только от него самого. И то, что он читает нашу газету, означает, что с этого момента для него все становится доступным. Случайностей в нашей жизни не бывает. |