Жила-была на свете бедная старушка. Был у нее любимый внук. Звали его Лориком. Умирая, завещала она ему в наследство только свой сундук. Большой сундук, старинной работы, обитый крепкой жестью в серебристых узорах. Ну, думает Лорик, оставила мне бабушка полный сундук добра. Хотел было его открыть, да сундук заперт. Нашел он большой железный ключ, тоже старинной работы. Вставил ключ в замок, повернул, скрипнула пружина, и крышка сама откинулась. Поглядел Лорик, а в сундуке — ни драгоценностей, ни денег... С досады захлопнул он крышку, запер сундук, вышел на крыльцо и ключ далеко-далеко зашвырнул. Хотел и сундук выбросить, но передумал. Все-таки добро. Положил на сундук свою постель и улегся спать. И вот снится Лорику необычный сон. Будто плывет он в лодке по бурному морю. Вдруг откуда ни возьмись появилась в лодке девушка в зеленом платье, коса золотистая по плечу спускается. Смотрит на Лорика смеющимися глазами и говорит: — Лорик, а Лорик! Хочешь стать богатым? Я, фея случайностей, помогу тебе. Только найди то, чего не искал. Сказала — и исчезла. Лорик проснулся, почесал в затылке и принялся за свои дела. На другую ночь опять снится ему сон. Будто работает он в поле, траву косит. Замахнулся косой и увидел алый мак на тонком стебельке. Мак закачался и обернулся девушкой в красном платье, с длинными распущенными волосами. Поклонилась она и говорит: — Лорик, ты хочешь быть счастливым? Я, фея надежды, помогу тебе. Да только найди то, чего не искал. Исчезла девушка. Лорик проснулся, потер лоб и принялся за работу. И на третью ночь снится Лорику удивительный сон. Будто идет он по лесу и выходит на поляну, всю заросшую ромашками. А на поляне стоит и улыбается ему девушка в желтом платье, золотая коса на голове короной уложена. — Здравствуй, Лорик! — говорит. — Хочешь стать мудрым? Я, фея мечты, помогу тебе. Но ты должен найти то, чего не искал. Сказала — и нет ее. А Лорик проснулся, взъерошил волосы и думает: — Что за чертовщина в голову лезет? Нет, хватит мне тут сундук караулить да дурацкие сны разгадывать. Пойду-ка я лучше бродить по белу свету. Долго он скитался, пока не оказался в одной заморской стране. Устроился работать в королевский сад садовником. Приставили его за розами ухаживать. Каждый день должен был Лорик приносить во дворец букеты: один — для короля, другой — для королевы, третий — для принцессы. Но, прежде чем составить букет, нужно было у каждой розы аккуратно все шипы срезать. Таково было последнее распоряжение министра любви. А дело было в том, что у короля единственная дочь, принцесса Илара, была больна. Что это за болезнь, ни один доктор так и не установил. Глаза у принцессы были грустные, в лице не было ни кровинки, и такая она была слабая, что шатало ее при ходьбе, как былинку. Доктора пришли к единодушному мнению, что принцессе надо влюбиться. Тогда глазки ее засверкают, щечки заалеют, кровь молодая заиграет, и начнет она бегать и прыгать, как все молодые девушки, и аппетит у нее тогда появится. Но это-то и было самое трудное: принцесса никого не любила и чахла, чахла день ото дня. Король выписал из-за границы ученого, большого специалиста в вопросах любви, и назначил его министром. И министр любви энергично взялся за дело, каждый день отдавая какие-нибудь распоряжения. Принцессе, например, он целыми днями рассказывал любовные истории, но только понапрасну утомлял бедняжку. Она слушала его, откинувшись на спинку кресла, закрыв глаза — и, увы, никого не хотела любить. Однако министр любви не унывал. И вот что он придумал. Отныне пусть влюбленным ничто не мешает любить друг друга. Пусть они, не таясь, ходят в обнимку, целуются у всех на виду. Соловьи пусть поют о любви круглый год. Даже у роз предписывалось обрезать шипы, чтобы они не кололи влюбленным руки. Пусть почаще играются свадьбы в королевстве. Принцесса это увидит, и ей самой захочется поскорее в кого-нибудь влюбиться. И вот Лорик, старательно выполняя работу, составлял как-то очередной букет. Взял он в руки чайную розу и только хотел шипы срезать, как роза вдруг вся затрепетала и прошептала: «Не делай мне больно, Лорик!» Пожалел он розу и не срезал у нее шипы, а вставил ее в самую середину букета. Авось, думает, никто не заметит. Принесли букет в комнату к принцессе. Захотела принцесса розу к платью приколоть, и понравилась ей та самая чайная роза. Потянула она ее из букета своими нежными пальцами и наколола пальчик до крови. Тут же принцесса упала в обморок, а из капельки крови вырос алый мак на тонкой ножке. Поднялся во дворце переполох, сбежались слуги, прибежали король с королевой. Видят — бедная принцесса Илара лежит бездыханная. Разгневался король. Привели садовника. В этот момент принцесса пришла в себя, глянула на Лорика и — ах! — влюбилась в него с первого взгляда. Обрадовался король и сразу же свадьбу назначил. Тут бы и сказке конец... Да только Илара и говорит Лорику: — Полюбился ты мне с первого взгляда, и ты, по глазам вижу, любишь меня. Но хочу я хрустальную музыку услышать. Няня в детстве рассказывала мне, что есть где-то на свете хрустальная дудочка. Найди мне ее, Лорик. А я ждать тебя буду, пока не вернешься. Тогда и поженимся. Отправился Лорик в дорогу. У всех, кого ни встретит, про хрустальную дудочку спрашивает. Но никто ничего про нее не слыхал. Повстречалась ему девушка в зеленом платье с длинной золотистой косой. И у нее спросил Лорик, не слышала ли она чего нибудь про хрустальную дудочку. Девушка посмотрела на него смеющимися глазами и сказала, что искать дудочку надо на дне морском. Показалась девушка Лорику знакомой, но где ее видел — так и не вспомнил. Дошел он до моря и видит: рыбак в лодке к берегу причаливает. Спрашивает Лорик у него, как на дно морское попасть. А тот отвечает: — Ничего трудного тут нет. Если хочешь до дна морского добраться, садись в мою лодку. Я тебя на середину моря отвезу, а ты камень потяжелей к ноге привяжи и прыгай в воду. Привязал Лорик камень тяжелый к ноге, отвез его рыбак на середину моря. Прыгнул с лодки Лорик и прямехонько на дно пошел, да не куда-нибудь, а в покои грозного царя морского угодил. А царь морской, хоть грозен с виду был, очень гостей любил. Скучно ему было в его владениях, и поэтому всякому, кто у него появлялся, радовался, как ребенок. Усадил морской царь Лорика за стол, уставленный морскими яствами, и попросил рассказать свою историю. Поведал ему Лорик о том, как служил садовником в королевском саду, как пожалел розу, как уколола палец принцесса Илара, как полюбили они друг друга с первого взгляда... И как захотелось принцессе хрустальную музыку услышать. Вот и спустился он на дно морское, чтобы хрустальную дудочку отыскать. Очень хотелось морскому царю помочь влюбленным, но, сколько ни старался, ничего подходящего не мог вспомнить. — Вот тебе морской конек, — говорит. — Поезжай-ка ты к скату. Он у нас хранитель морских сокровищ. Наверняка что-нибудь знает про хрустальную дудочку. Сел Лорик на морского конька, и тот его вмиг доставил к скату. Порылся скат в толстом слое ила на дне, вытащил длинный серебряный ящичек, выстланный черным бархатом, и рассказал старую легенду. Много-много лет назад один бедный музыкант любил девушку. Часто он говорил ей о любви, но девушка и слушать его не хотела. Видит музыкант, что слова не трогают сердце девушки. Тогда смастерил он дудочку из хрусталя и вложил в работу всю душу, все сердце, всю свою любовь. Пошел он с девушкой однажды погулять — и заиграл на этой дудочке. Полилась музыка — красивая, нежная. Девушка заслушалась, стоит, как завороженная, глаз с музыканта не сводит. А у музыканта соперник был, купеческий сынок. Он тоже за девушкой ухаживал, и в этот раз в кустах сидел, подсматривал да подслушивал. Увидел, как девушка музыку слушает, выхватил нож и убил музыканта. Подбежал к девушке, а она... в хрустальную статую превратилась. С тех пор хрустальная дудочка в каких только руках ни побывала! Сколько из-за нее крови пролито было, сколько было раздоров, войн. Потому что она не простая, а волшебная. Если дунуть в нее три раза — начинала звучать прекрасная музыка. Все, кто слышал ее, замирали в восхищении, застывали и превращались в хрустальные статуи. Внезапно музыка замолкала. А чтобы она вновь заиграла, нужно было дунуть в дудочку три раза с другого конца. Тогда снова звучала музыка, а люди оживали. В конце концов попала дудочка к очень богатому человеку. Тот заказал для нее серебряный ящичек, выстланный черным бархатом, нанял корабль и повез ее к себе за море. Но поднялась на море буря, затонул корабль, и очутилась хрустальная дудочка на дне морском. Хрустальная статуя, в которую превратилась девушка, тоже переходила от хозяина к хозяину. Один богач покупал ее у другого, и цена ее все возрастала. Наконец, она была признана бесценным творением неизвестного мастера и помещена в музей. Со всех концов земли приезжали люди, чтобы взглянуть на нее. — Когда дудочка станет твоей, — сказал скат, — ты должен найти хрустальную девушку и оживить ее. Потом можешь отправляться к своей невесте. Да смотри: никому ничего про эту дудочку не рассказывай. Обещаешь? — Да, — сказал Лорик, — обещаю. — Но и это еще не все, — вздохнул скат. — Хрустальной дудочки уже давно нет в этом серебряном футляре. Ее захватили два подводных джинна и поспорили: кто кого переглядит, тому она и достанется. Сидят они с тех пор на морском дне нос к носу, таращат друг на друга глаза и не мигают. В дудочку оба руками вцепились. Договор у них такой: кто первый мигнет, тот и разожмет пальцы. — Что же делать? Как я заставлю их мигнуть? — Я познакомлю тебя с госпожой каракатицей, и она тебе поможет. Госпожа каракатица в черной бархатной шляпе и черном шелковом платье танцевала неподалеку. Она напевала модный мотив, и ее многочисленные ручки и ножки извивались во все стороны. Но, несмотря на свой легкомысленный вид, она была очень отзывчивой и дружелюбной особой. Услышав рассказ Лорика, госпожа каракатица сразу же согласилась ему помочь. Вот прибыли они к уютному гроту, где сидели по-турецки два старых-престарых джинна в полосатых халатах. На головах у них растрепанные чалмы колышутся, на ногах туфли без задников еле держатся. Сидят, не шелохнутся, в гляделки играют. Между ними разноцветные рыбки мелькают, крабы ползают. Держат джинны в руках хрустальную дудочку, да так крепко — аж пальцы посинели. Выпустила госпожа каракатица на джиннов струю черных чернил. Джинны мигнули и разжали пальцы. Выхватил Лорик хрустальную дудочку, вскочил на морского конька, и тот понес его прямо к берегу. Вышел из моря Лорик, присел на берегу, полюбовался хрустальной дудочкой, потом вложил ее в серебряный футляр, спрятал в мешок и отправился искать хрустальную девушку. Обещал ведь... Долго он странствовал, прежде чем попал в ту страну, где находилась хрустальная статуя. Богач, которому она принадлежала, построил для нее огромный замок, и туда за большие деньги пускали желающих посмотреть на нее. Устроился Лорик работать к богачу присматривать за статуей. Ему поручено было каждый день сдувать с нее пылинки. И вот, когда в замке никого не было, дунул он три раза в хрустальную дудочку. Зазвучала небесная музыка, а когда она прекратилась, встрепенулась девушка, ожила и спрыгнула со своего пьедестала. Выбежали Лорик и девушка из замка и прибежали на берег моря. — Спасибо тебе, Лорик, что освободил ты меня! Как тяжко мне было, как страдала я без своего любимого. А меня в куклу превратили и всем напоказ выставили. Сколько раз хотела я разбиться, но меня так охраняли, так караулили... Теперь конец моему страданию! С этими словами бросилась девушка в море и ушла навсегда в подводное царство. Опечалился Лорик, но делать нечего. Поспешил к своей дорогой невесте, принцессе Иларе. Заждалась она его: идут годы, а суженого все нет. Уж и первые морщинки на лице появились, и первые седые пряди засеребрились в кудрях... Всех кавалеров отвергает Илара и ждет своего Лорика. Хочет она хрустальную музыку услышать. Знает, что жив ее жених, потому что красный мак все стоит в вазочке и не вянет. Тем временем идет Лорик через лес и вдруг видит богатую карету. В карете едет гордая красавица Элиса. На смуглой коже румянец горит, жемчужные зубы сияют, а глаза холодные, смотрят пристально. Увидела Элиса Лорика и давай расспрашивать: кто он да откуда, да куда путь держит, да не подвезти ли его. Сел Лорик в карету, а красавица все на него поглядывает. Больно уж ей Лорик приглянулся. Приказала Элиса слугам шатер раскинуть на ромашковой поляне и приглашает Лорика с ней откушать. Уселись они за стол, вина и кушаний отведали. Элиса и говорит Лорику: — Красивая я? — Очень красивая! — Так женись на мне, и я каждый день твоими бархатными глазами любоваться буду. — Не могу, — отвечает Лорик. — У меня невеста есть, ждет она меня, не дождется, пока я хрустальную дудочку привезу. В этот момент возле шатра что-то грохнуло, будто пустое ведро упало. Замолчать бы Лорику, а он дальше продолжает рассказывать. Тут в шатер кот полосатый забежал, прыг Лорику на плечо, желтыми глазищами сверкает. Прогнал кота Лорик и дальше рассказывает – нет, чтоб замолчать. Так встречной красавице все про хрустальную дудочку и выложил. Задумала Элиса у него дудочку отнять. Подсыпала ему в стакан снадобья снотворного, а когда он уснул, украла у него хрустальную дудочку, шатер собрала и уехала. Проснулся Лорик, еле голову одурманенную поднял. Видит — лежит он на широкой поляне, и нет ни Элисы, ни кареты, ни шатра. Хвать за мешок — и дудочки нет. Пошел он по дороге: куда-нибудь да приведет... Пришел к роскошному дворцу. На балконе красавица Элиса стоит и дудочку волшебную держит у рта. Дунула она в нее три раза — и зазвучала музыка, прекрасней которой на свете нет. Со всех сторон люди сбежались и стоят, как завороженные, слушают, восхищенные. Даже танцевать под эту музыку начали. Кружатся, кружатся, остановиться не могут. Вдруг музыка оборвалась, и все танцующие превратились в хрустальные статуи. Вволю посмеялась красавица Элиса над позами, в которых танцоры застыли! А потом приказала отнести их в свой замок и поставить в зале. Хрустальный Лорик попал в общество двух хрустальных дам. Одна из них стояла с запрокинутой кверху головой, другая застыла в неудобной позе, подняв одну ногу. Слуга вышел из зала и запер двери. Стало тихо, и тут Лорик услышал стоны, вздохи и тихие разговоры. Дама с запрокинутой головой жалобно заговорила: — О, моя хрустальная голова! Какая она тяжелая! Как трудно мне держать равновесие. Только бы не упасть. Дама с поднятой ногой вторила ей: — Как я устала стоять на одной ноге! Сил больше нет! Она неловко покачнулась, упала на пол и разбилась. — Как же я смогу выбраться отсюда? — в ужасе думал Лорик. — Неужели конец мне пришел? Ведь достаточно кому-нибудь толкнуть или просто задеть меня, и я разобьюсь. Утром Элиса вошла в зал и принялась разглядывать статуи. Позу каждой из них она передразнивала, про каждую говорила что-нибудь обидное. Увидев Лорика, приказала унести его в свою гардеробную, а все остальные статуи разбить. — Ну так что, Лорик? — сказала она. — Отверг ты мою любовь? Теперь служи мне вешалкой. Буду на тебя свои платья да юбки вешать. И швырнула на Лорика атласную юбку в кружевных оборках, так что бедный Лорик чуть было не упал. И соломенную шляпу с цветными перьями нахлобучила ему на голову. Так и стал Лорик служить вешалкой у бессердечной красавицы. Однажды приехали к Элисе знатные гости. Пригласила она их в свои покои и начала хвастаться. Такой, вешалки, мол, ни у кого нет. Дивятся гости, ахают подружки. А одна девушка – в желтом платье, с золотою косой, уложенной короною на голове, – говорит хозяйке дворца: — Подумаешь! Ничего удивительного! Вот если бы эта вешалка была живая, тогда можно было бы хвастаться. Но ведь ее не оживить! — Почему нет? Я ее оживлю, — заявляет Элиса. Гости не верят, плечами пожимают, смеются. Испугалась Элиса, что ее обманщицей сочтут. Заперла двери, взяла хрустальную дудочку и дунула три раза. Зашевелился Лорик и почувствовал силу в руках. Как только закончилась музыка, сорвал он с себя юбки, шляпки, а гостей и хозяйку с ног свалил. Вырвал из рук Эллисы хрустальную дудочку, вышиб ногой дверь и был таков. Теперь уж Лорик никому про хрустальную дудочку не рассказывал, нигде не задерживался, спешил к своей невесте. И добрался, наконец, только уже совсем седым. Встретила его седая Илара, и бросились они друг другу в объятия. — Ты принес хрустальную дудочку? — говорит Илара. — Как я хочу хрустальную музыку услышать! — Принес, — отвечает Лорик. — Только музыка эта много бед натворить может, поэтому кроме нас с тобой никто не должен эту музыку слышать. Ушли они далеко-далеко в лес, где ни одной живой души не было. Обнял Лорик Илару одной рукой, другой дудочку к губам поднес и дунул в нее три раза. Полилась музыка с неба, зазвенело, запело все в лесу. Вокруг Илары и Лорика закружился огромный хрустальный шар, переливающийся всеми цветами радуги. Подул Лорик в дудочку с другого конца, шар превратился в облако и взлетел в небо, оставив влюбленных на полянке. Поглядели друг на друга Илара и Лорик — и видят, что молоды, как прежде, ни седины, ни морщинок. Как будто и не было долгой разлуки! Поженились они и стали счастливо и весело жить. Лорик стал королем, мудрым и добрым. Вот бы тут уж и сказке конец. Да потянуло вдруг короля на родину. Приехали они в ту маленькую деревушку, где некогда жили Лорик со своей бабушкой. Бродит Лорик по забытым дорожкам, родным воздухом надышаться не может, да вдруг возьми и споткнись обо что-то. Глянул, а это ключ. Большой, железный – от бабушкиного сундука. — Вот так находка! — воскликнул с удивлением Лорик. — Никогда не думал, что этот ключ найду. Пришли они туда, где бабушкин ветхий домик стоял. От него только развалины остались. Глядь — а сундук стоит целехонький, жестью на солнце сверкает. Вставил тут Лорик ключ в замок, повернул. Заскрипела пружина, крышка сундука откинулась, и вышли из него три феи: фея случайностей, фея надежды и фея мечты. — Ох, наконец-то выпустил ты нас из сундука, Лорик! — говорят. — Но мы свои обещания выполнили: ты и мудр, и богат, и счастлив. На этом и сказке конец. |