Знаки препинания Милая Людям Предлагаю поговорить о значимости знаков препинания. Многие авторы считают, что они имеют право ставить знаки препинания там, где им вздумается, или же не пользоваться ими вообще (последнее чаще всего встречается в поэзии). А один из авторов вовсе заявил, что "знаки должны быть немыми"! Это значит, что читатель должен ощущать их присутствие даже при полном их отсутствии. Никак не могу с этим согласиться. Ведь знаки знакам рознь! Например, запятая и тире – оба знака обозначают паузу (короткую и длительную), оба несут немного разную смысловую нагрузку. Но если это не столь значительно, то может иметь место и другое – читатель сделает паузу (мысленно поставит запятую) там, где ему угодно. И получится что-то вроде "Казнить нельзя помиловать". (Например: "Вот яд последний дар моей Изольды" (А.С.Пушкин). Без запятых можно читать - "ВОТ ЯД ПОСЛЕДНИЙ, дар моей Изольды…". А у самого Сергеича вариант такой – "ВОТ ЯД, последний дар моей Изольды"). В прозе знаки препинания играют немаловажную роль. Буквально сегодня мне под руки попался один рассказ, в котором автор пропустил или поставил в неположенном месте запятые в некоторых предложениях. Именно их я и хочу представить сейчас в качестве примера. 1) "Уже около самого крыльца она лицом к лицу столкнулась с опрятным старичком, с аккуратно подстриженной бородкой и целой гривой седых волос." Запятая в данном случае лишняя, так как по смыслу тогда получается, что ОНА столкнулась с тремя действующими лицами: со старичком, с бородкой и целой гривой волос :) 2)"Увидев эту даму, он зябко поежился, но тут же овладев собой вежливо поздоровался." Отсутствие запятой не уточняет действия героя: то ли он тут же поздоровался (в таком случае "но тут же, овладев собой, вежливо поздоровался."); то ли он тут же овладел собой (тогда "но, тут же овладев собой, вежливо поздоровался.") А теперь что касается знаков препинания в поэзии. У меня есть некое экспериментальное стихо (Слово горькое...по моим мечтам), состоящее как бы из трёх отдельных стихотворений. Нужно прочитать сначала левое стихотворение, затем – правое, а затем оба вместе, соединяя их в одно. Поэтому я умышленно не расставляла разделительных знаков, потому что если запятая уместна при чтении одного стихотворения, получается совсем не у дел при чтении общего варианта. В поэзии можно умело разбить строки на более мелкие, написав каждую отдельно, при этом места разрывов будут указывать на местонахождение запятой или тире. Например: Слово горькое Ранит душу мне Чувство тонкое Унося к луне Средь небес ночных Между ярких звёзд Вот из чувств таких Будет соткан мост А на том мосту Устремится вдаль Уводя мечту Моя грусть-печаль Но это в случае, если строки короткие. А если чуть подлинней, могут произойти различного рода непонятки. Так, например, один из читателей заметил, что у меня в строфе А на том мосту................не сошлись опять Устремится вдаль...........и любовь моя Уводя мечту....................повернула вспять Моя грусть-печаль..........окаянная. корявый перенос со строки в строку: " …и любовь моя, уводя мечту, повернула вспять". Хотя при расстановке знаков строфа обретает совершенно другой смысл: А на том мосту не сошлись опять. Устремится вдаль и любовь моя. Уводя мечту, повернула вспять Моя грусть-печаль окаянная. Исходя из вышеприведённых примеров, хочу сказать, что не стоит умалять роль знаков препинания. Не зря их придумали. Значит, для чего-то они нужны! Но и лишние знаки препинания не украшают текст. Многие из авторов ставят запятые, тире, двоеточие не согласно правилам пунктуации, а там, где им больше нравится. Такой текст тоже тяжело воспринимается, потому что грамотный читатель пытается прочесть творение в соответствии со знаками препинания, а потому не видит смысла в прочитанном. Поэтому моя к Вам просьба: не пренебрегайте знаками препинания, но и не переусердствуйте. И помните: знаки не всегда должны и могут быть немыми :) |