Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Критик 109
Объем: 11326 [ символов ]
Заявка Автора Lana2008. Срок выполнения - до 31 мая включительно.
Разбираемое произведение:
 
Черная Дама, красный Король. Поэма.
Автор Lana2008.
Оригинал произведения:
 

Текст произведения
 
На земном краю,
Газеты расстелив на асфальте,
Ангелы вовсю
С чертями режутся в карты.
Ругань и крики —
Кто последний ходил, кто первый...
Ангелы ходят в пики,
Черти — в червы.
Играют помалеху,
Да только знай, не зевай,
Сыграешь плохо —
Пойдешь забор красить в рай.
Дадут ведерко поболе —
На все небеса хватит краски.
Такая уж наша доля...
На носу Пасха.
Черти мухлюют безбожно,
В рукавах козырные карты.
Ангелам тоже можно,
Да неудобно как-то
Знать бы, на что играют,
Да не служки, а судьи.
Кажется мне, что ставят
Наши судьбы.
Так и вижу:
Сидит вся Троица, играет в карты,
Ставки немалые, коса нашла на камень.
И тут я, не вовремя, как водится,
кричу всякими нехорошими словами.
«Тише, — говорят — нечего поднимать панику,
у каждого свои слабости и страсти.
Ты — бесконечность, вывернутая наизнанку,
Черная дыра в простыне пространства».
В мире все справедливо,
Хвала Небесам!
Хочешь быть счастливым —
Играй сам.
 
*
 
Я ищу тебя по свету,
Босая, седая,
Скрюченными руками хватаюсь за чужие спины,
Вселенную истаптываю
От края до края,
Если не найду тебя — сгину.
Ступнями усталыми на звездные обломки
Стану, голову положу на небосвод.
Вселенная меня, как мать ребенка,
Обнимет и на руки возьмет.
Разревусь, побреду, ни на что не похожая,
Ношу своей памяти в ночь нести.
Я уже не женщина — иголка Божия,
Чтобы зашивать прорехи на Вечности.
 
**
 
В церкви старой сыро и прохладно,
В полудреме к алтарю приник
Сладкий запах времени и ладана,
Да иконы серебристый лик.
Поклонилась перед чистым обликом,
Жду, что сердцу станет хорошо,
Но священник, как святой по облаку,
Вниз по старой лестнице сошел.
Что же Вы, святой отец, так юны?
На лице покой и благодать,
Мне бы ваши веки или губы,
А не руки надо целовать.
Мне б за вами в яростную вьюгу
И в пустыню на жестокий зной...
Холодны застенчивые губы.
Извините дуру, отче мой.
 
***
 
Четвертый вечер за окном метель...
По улице нельзя ступить ни шагу,
На небе месяц обнажает шпагу,
Холодным светом разрезая тень.
Смотрю в окно на шкуру декабря,
Лишь кое-где протравленную черным.
Где лица звезд? Где профиль фонаря?
Чьи голоса утрачивают форму?
 
****
 
Ночь, словно кошка выгнет спину,
Негромко звездами звеня...
Скажи мне правду, мой любимый,
Зачем ты предавал меня?
 
*****
 
Матушка, солнышко, дай мне водицы.
Матушка, слезы спать не дают.
В небе сиреневом белые птицы
Звездное просо до утра клюют.
Матушка, что это в окна глядится?
Белый и яростный бесится зверь.
То ли мне чудятся темные лица,
То ли от вьюги скрипнула дверь.
Матушка, солнышко, дай мне умыться,
Чистой рубахой плечи накрой,
То ли мне ангел на сердце ложится,
То ли с чертями пора на разбой.
 
******
 
Шила крылья белые долгими ночами,
По лунному свету чистым серебром.
Думала, назавтра нас обвенчают,
Только вот не думала, что потом...
Шила крылья черные поутру рано,
Из вороньих перьев речной водой,
Думала, христовой невестой стану,
Да вот только снова ушла с тобой...
Шила крылья красные в полдень хрустальный,
Из опавших листьев цедила цвет,
Думала, женой тебе буду тайной,
Только вот не думала, что тайны нет.
Сумерки упали. Куда спешить?
Буду крылья синие до ночи шить...
 
*******
 
Себе судья неумолимый,
Гляжу на шкуру декабря...
Скажи мне правду, мой любимый,
Когда ты предавал меня?
 

 
Критический разбор (по договоренности с Автором разбиралась поэма):
 
Уважаемый Автор, повесть Ваша велика есть… :)
Отбросив шутки в сторону, перво-наперво скажу, что это – поэзия. Как бы то ни было, что бы ни говорили, но строки живые, в них бьются и звенят чувства, в них неподдельная горечь и вместе с тем – та необходимая всечеловечность, которая позволяет предполагать, что произведение найдет своего читателя. Пусть даже и принимая во внимание явно не ортодоксальный взгляд Автора на божественную действительность.
Дабы не поставить и себя, и Автора в заведомо худшую позицию, сразу расставлю все точки над «i» - я не считаю, что Автор не имеет право на такую точку зрения. Вместе с тем полагаю, что подобное осмысление взаимоотношений райских и адских сил есть результат расшатывания веры уже с эпохи Средневековья, на которое наложилось свободомыслие нашего времени с его корнями в идеологиях второй половины XIX и, почитай, всего XX века. Не являясь убежденным апологетом точки зрения истинно верующего, могу признать, что Автор в некоторых случаях мог преступить некую грань дозволенного с точки зрения ортодоксального христианина. Но я здесь не собираюсь защищать или уличать Автора в этом. Я принимаю такую трактовку как данную и работаю с ней как с художественным явлением.
Перейду к моим впечатлениям от поэмы. Честно признаться, когда прочитал в первый раз – ахнул, что взвалил на себя такую ношу. Впоследствии же тем более стало интересно взяться за такую работу, за своего рода тест на профпригодность, ибо поэма, пусть даже ее половина – это уже не просто единичный стих.
Прежде чем я начну анализировать форму, необходимо определиться с содержанием. Ибо в поэме соответствие формы и содержания накладывает еще большую ответственность.
Итак, о чем же поэма? Мне представляется, что можно выделить несколько смысловых пластов текста. Во первых, можно выделить общефилософский план отображения бытия, раскрытый в большей степени именно в первой миниглаве – хочется назваьт ее прологом. Если несколько упрощать, то здесь выражена концепция предопределенности человеческих судеб и протест лирической героини против нее, стремление самой выбирать свою судьбу. Что интересно, это стремление волею Автора разрешено, и в итоге миниглава заканчивается указателем, иллокутивным актом «играй сам!»
Самая такая возможность при этом определяется весьма интересным вторым планом бытия, на первом плане которого - предопределение. Если учитывать, что игра в карты есть сочетание неопределенностей, то выходит, что возможность управлять судьбой означает игру, причем игру на свой страх и риск, и ставки в этой игре «не малые». Тем более, что человек в данной ипостаси как homo ludens (на ином, более высоком уровне) представляет собой истинное, хотя и превращенное подобие высших сил: «Ты — бесконечность, вывернутая наизнанку, / Черная дыра в простыне пространства».
Не правда ли, за таким многообещающим началом, пусть и выраженным не самыми сложными словами, хочется узнать о поистине надмирных поступках героини, ее роке, выпавшем в игре?..
Но прежде чем мы обратимся к следующим миниглавам поэмы, обратим внимание на форму, технику, в которой воплотилась раскрытая идея. Можно отметить, что пролог написан в нарочито нечетком ритме, с использованием сниженной лексики. Я бы даже сказал, речью и ритмом, приближенными к бытовой прозе. Хотя несколько слов, на мой взгляд, выбиваются излишней стилистической маркированностью, например, «помалеху» - это в лучшем случае какой-то диалектизм. Вряд ли он сочетается с газетой, расстеленной на асфальте. То же касается и выражения «поболе». Одного «знай, не зевай» хватает вполне для создания эффекта. А поскольку все упомянутые слова входят в рифмы, то кажется, что они привлечены для ее подбора. Тем более, что сама рифменная структура в данной миниглаве весьма примечательна.
Позволю себе несколько слов о ней. Перед нами редкий образец предударной рифмы, пересыпанной ассонансами и точными грамматическими созвучиями. Но прежде я хотел бы обратить внимание Автора на рифмы «краю – всю», «асфальте – карты», «играют – ставят» - если первые две еще можно пропустить, прецеденты в истории рифмы существуют, то последняя пара откровенно плоха. Также не блещут красотой пары «можно – безбожно» и «справедливо – счастливым» (кстати говоря, если дальнейшее повествование, как мы увидим, идет от лица лирической героини, то напрашивается «счастливой»).
Вместе с тем нужно обратить внимание на удачные созвучия, несущие даже какую-то изощренность и оттого – особый шик, как мне кажется. Это пары «краски – Пасха», «карты – как-то» (предударная рифма, созвучие которой распространяется влево от ударного гласного, а не вправо), «судьи – судьбы» (та же предударная рифма), «панику – наизнанку» (неравносложная рифма, к тому же осложненная выпадением гласного), «страсти – пространства» (тоже предударная рифма). Есть и зашифрованная рифма «Троица – водится», но здесь как мне кажется, идет ритмический сбой – в сложном периоде явно напрашивается усечение на одну составную часть.
Имеет ли эта часть поэмы в таком ее виде художественную ценность? На мой взгляд, да, безусловно. Но достаточно ли ее?.. Об этом поговорим чуть ниже.
После такого интересного зачина переходим к первой миниглаве – по числу звездочек перед главами. Сразу бросается в глаза их смысловая непохожесть, при том, что ритмика обеих схожа. Первая глава (в дальнейшем миниглавы буду назовать для простоты главами) повествует уже о вселенских исканиях, вечном поиске лирической героини своей любви, суженого ей от века и на веки вечные… Беда в том, что поиски не увенчиваются успехом – героиня «уже не женщина – иголка Божия, / Чтобы зашивать прорехи на Вечности». Налицо явная перекличка с прологом, своего рода антитеза: взяв на себя право играть по-высшему, героиня получила и обязанность расплачиваться по самой высокой цене. Но будучи изначально существом несовершенным по сравнению с высшими силами, героиня, по всей видимости, не выдерживает напряжения поиска. И мы уже видим не надмирную Женственность, не «вывернутую наизнанку бесконечность», но обычную женщину, коей от века предназначено быть покороной обстоятельствам – быть «иголкой Божией, чтобы зашивать прорехи на Вечности». Чьей-то чужой вечности…
Обращаясь к технической стороне дела, отмечу излишнюю, на мой взгляд, ритмическую затянутость строки «Скрюченными руками хватаюсь за чужие спины». Кроме того, обратил внимание интересную, вполне имеющую право быть консонансную рифму «ночь нести – вечности». Но она только одна в этом корпусе строк, и потому, стало быть, выглядит «белой вороной», при всей ее красоте.
Вместе с тем бросается в глаза еще одна линия противопоставления первой главы прологу – противопоставление стилистическое. В самом деле, в первой главе можно отметить очень неплохие образы, которые несут отпечаток высокого стиля и в самой своей сути есть образы очень светлые, возвышенные. Трудно представить себе в этой канве слова, подобные оборотам из пролога «помалеху», «поболе», «знай, не зевай».
Противопоставление это углубляется и противоположением ипостасей героини. Если в прологе она выступает на равных с высшими силами, горазда кричать на них «всякими нехорошими словами», то в первой главе она просто одна из тех многих женщин, которых довольно во всех странах и во все эпохи.
Иными словами, первая глава сцеплена с прологом и в смысловом отношении, и стилистически, и ритмически, пусть эта связь реализуется разными средствами – ритмическим единством, но стилистическим и смысловым контрастом.
Так ли будет дальше? Об этом я напишу во второй части обзора, с поволения Автора.
 
Не прощаюсь, ибо продолжение воспоследует в ближайшее время...
Дата публикации: 04.06.2008 23:53
Следующее: Заявка Автора Марина Шахаф (chajka). Срок выполнения - до 31 мая включительно.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Lana2008[ 31.05.2008 ]
   Все-таки желание работать – это в некоторой степени атавизм. С тех пор, как то, что слезло с дерева перестало быть обезьяной, оно вполне обдуманно не хочет работать. Вероятно, это естественный процесс. Ну, сами судите – пока не было орудий труда, не надо было трудиться. Как только появились орудия труда – стало необходимо трудиться, иначе куда их деть? А значит, никакого желания работать у человека появиться не могло. И только острая необходимость что-нибудь есть заставляет нас верить в то, что мы созданы Богом, а следовательно любим трудиться. Посмотрите на свою ладонь (правую или левую, - ту, которую еще можете рассмотреть). Вот линия жизни, вот дорога судьбы. Вот бугор Венеры… Где линия работы? Где борозда труда, я вас спрашиваю? В том-то и дело. Может эта несжатая полоса где-то среди извилин? Если да, то тогда она надежно упрятана в недра черепной коробки, и дает о себе знать только в случаях, несовместимых с жизнью.
    Интеллектуальный и(или) творческий труд менее всего может таковым называться вообще. Работа, как и свобода, это осознанная необходимость. Разница между свободой и работой заключается в том, что свободу можно хранить внутри, работу можно только выдавать наружу. Ибо внутренний труд – он конечно благороден, но непродуктивен. Еще О. Уайльд понял, что «всякое искусство совершенно бесполезно»…Бесполез­но,­ но не бесценно. Не бесценно, потому что подлежит той или иной оплате. Противоположную позицию могут отстаивать либо авторы, достающие свой бутерброд из других источников, либо убежденные художественные кокетки, что, впрочем, на самом деле одно и то же. Меня, например, всегда радует формулировка у многих молодых авторов, да и не очень молодых, «пишу, потому что не могу не писать». Радует и восхищает. Потому, что я вот, например, не писать могу. Вот не есть – не могу. Не зарабатывать деньги – не могу. А вот не писать могу запросто. Ежели бы, скажем, кто бы мне платил за то, что я писать не буду, получил бы в моем лице потрясающего работника. Я бы с удовольствием не писала за деньги. Я вообще очень многое могу за деньги. Я очень многое могу за деньги делать, но еще больше могу не делать. За те же самые деньги. А еще лучше за большие. Поэтому всегда впечатляет, когда кто-то обязательно должен что-то делать, даже без денег. Эдакий внутренний порыв, я бы даже сказала, позыв, я бы даже сказала, общественный вызов. Автору такая позиция непонятна, ну впрочем, это мои проблемы.
    Еще больше впечатляют рассказы о вдохновении и приходящих (видимо в обеденный перерыв) музах. Ломоносов заметил, что вдохновение– это та продажная девка, которую всегда можно изнасиловать. Ему повезло, он хотя бы эту продажную девку видел…Большинству из нас везет значительно меньше. Зато у нас есть шанс поверить алгебру гармонией и вычленить основные «необходимо» и «достаточно» творческого процесса.
    Первый достаточный атрибут творчества – это цейтнот. Перефразируя одного известного автора, не человек для работы, а работа для человека. Где вы видели, чтобы кто-нибудь из великих хоть что-нибудь написал вовремя? Достоевский, например доходил до того, что ему приходилось бежать в ближайший полицейский участок и сдавать опечатанную рукопись, на которой было бы зафиксировано время. На то он и Достоевский? Один мой хороший знакомый, весьма творческий молодой человек, обшарил недавно ночной Берлин на двухколесном боевом коне в поисках работающей почты. Вы думаете, он хотел отправить валентинку милой Гретхен? Черта с два! Ему надо было отправить конкурсную работу сегодняшним числом. Сами понимаете, или сейчас, или никогда. Да здравствуют немецкие почтовые штемпели, самые разборчивые штемпели в мире!
    Второй совершенно необходимый атрибут – чашечка кофе. Здесь следует сделать небольшое лирическое отступление. Практика показывает, что людям творческого толка лучше работать в полувменяемом состоянии. То есть, когда грань между надо, могу, и сплю практически стирается. Именно в эти, пусть недолгие, но яркие минуты рождаются самые гениальные мысли. В эти рабочие мгновения, когда далеко уносящаяся мысль с трудом попадает на бумагу или клавишу, и рождаются истинные шедевры. Теперь понятно, что только при помощи чашечки кофе можно удерживаться на той самой грани между сном и явью.
    Третий важнейший атрибут творчества – бытовая устроенность, точнее, ее отсутствие. Извините, кто будет творить, имея ,скажем, хороший диван? На хорошем диване хочется заниматься совсем другими вещами. И только когда непонятно, что лучше – сидеть на жесткой табуретке, или лежать на острых пружинах, или, скажем, очень хочется есть а до утра еще далеко - только в таких условиях приходят в голову совершенно гениальные мысли.
    Можно перечислить еще, конечно, немало изящных и разнообразных деталей, образующих из творческой личности личность работающую, однако они не будут отличаться постоянством, проще говоря, остальные фишки каждый придумывает себе сам, в меру своей творческой и жизненной заинтересованности.
    Главное же заключается в том, что каждый должен выбрать для себя одну из двух основополагающих концепций : либо наплевать на общественное мнение и творить, иногда работая, либо наплевать на общественное мнение, и работать, по возможности творя. Работа, господа, это религия : сначала фанатики жгут на кострах атеистов, потом атеисты - фанатиков… Без фанатизма, господа, без фанатизма!
    (по материалам журнала "Кейс")
    с большим уважением к Критику)))))))))))
 
Критик 109[ 02.06.2008 ]
   Прочел, все понятно! :)
   
   Присоединюсь, самое позднее, завтра - когда получу доступ к домашнему компьютеру, рецензии готовы. Дополнительно смотрите в теме "Позвольте не согласиться!"
Lana2008[ 06.06.2008 ]
   большое спасибо. дураку,читай - мне, полработы не показывают, поэтому жду продолжения. хоть, ничтоже....., предполагаю, о чем дальше пойдет речь))))))))
   с уважением лана
Lana2008[ 06.06.2008 ]
   пы.сы. ув. Критик 9! я только что ознакомилась с бурной дискуссией на "горячую" тему, касающуюся нас с Вами в том числе... как сказала одна знаменитая актриса из прибалтики в проекте "звезды на льду" - " я в шоке. совсем в шоке" . я планирую адекватно реагировать на Вашу критику, какой бы она не была. я полностью УЖЕ ПРЯМО СЕЙЧАС довольна сделанными замечаниями.... и вообще, спасибо просто за то, что взяли на себя труд.... и т.д. и т. п.. с ума тут все посходили, что ли?
   с искренней надеждой на то, что нас с Вами не коснется вирус наЧХАтельства, остаюсь ждать
    лана

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта