И почти каждую ночь снился дом. Тот, прежний, на самой окраине шумного города, среди хрупких, тоненьких березок , под серым дождливым небом. И каждый раз , распахнув двери , дом встречал гулкой заброшенной пустотой. На кухне горы немытой посуды: потрескавшихся тарелок, чашек, покрытых зеленой плесенью. Мебель в чехлах, пахнущая сыростью и нежильем. Пустые шкафы- раздвижные двери- зияющие дыры. Неубранная постель. Забытый журнал на столике . И часы. Часы, показывающие одно и тоже время уже который год или век. Всегда без четверти восемь. Всегда. Ни больше , ни меньше. Потому что времени не оставалось. Потому что, когда я проснулась впервые , было ровно столько же, и где- то на площади меня уже ждал Лука с новым прекрасным миром в кармане. Лука, пахнущий каким- то заморским табаком, коньяком, одеколоном. Лука- как апостол или чей- то там спутник, соратник, ученик, подмастерье- неторопливый и , пожалуй, вечно простуженный, и у него хриплый , будто надтреснутый, голос, и шляпа всегда натянута на глаза. - Сколько?- спросит как обычно. – Сколько сегодня? - Десять! И только сейчас хочется ощутить себя богом, парящим где- то там в мерцающих стихиях, но не во вселенной, а где- то тут, среди своих, хотя бы на фоне этого бытия. Частности, свойственности, может быть, усталости даже. - Но у тебя же ничего не останется,- Лука уже всматривается мне в лицо, в глаза, словно насквозь. - Но ведь это я продаю время, значит, я и решаю,- поеживаюсь, как от ветра. Он молча пожимает плечами, молча отсчитывает деньги, две сотенные купюры, протягивает мне и прячет мою стеклянную колбу в карман. - Ты же сама хотела.. И исчезает, испаряется, хотя я все еще вижу, как он идет по той стороне улицы, ссутулясь, как – то по – стариковски, опираясь на трость, пряча глаза под полями старомодной шляпы. - Ну и черт с тобой!- машу ему рукой. – Черт с тобой, старый скряга! Больше не встретимся.. И как всегда иду в магазин и покупаю вино, пью прямо с горла, потому что так поступать плохо и аморально, просто катастрофически дурной тон - пить прямо на площади, на виду у всех, и сажусь у самого фонтана, свесив ноги в новеньких сапожках, и бросаю бутылку прямо в воду, и она глухо шлепается на бок , проливаясь красным в прозрачность. Как в безысходность. И уже слышу, как позади собирается сочувствующая толпа, и через все спальные районы несется, воя сиренами , « Скорая помощь». И сердобольная старушка запричитает мне в самое ухо : - Господиииии! И они так никогда и не узнают, как это хорошо умирать в последний раз. . - Здравствуй, мама! Здравствуй, мама! Знаешь, сколько раз мне хотелось сказать тебе это? Сто, тысячи раз повторить без устали, повторить, пока ты не обернешься, не отложишь в сторону острозаточенный карандаш, не закроешь так и не проверенную тетрадку какого- то нерадивого школьника. Знаешь? Сказать только ради того, чтобы вспомнить твой голос. Вспомнить, выудить откуда- то из памяти, из глубины чувственного подсознания, детства, одиночества, пустоты. - Я всегда хотела дочь.... Вынырнуть на поверхность из кровавых пятен, простыней, больниц, аппаратов. Выйти на порог , на залитый солнцем весенний день, стоять , не шевелясь, с маленьким розовым сверточком в руках. Потому что страшно было бы когда- нибудь потерять сына. Потерять, не поверить, что шагал только что рядом, где- то во времени, усмехался в усы: - Все ништяк! А потом в один миг потерять уже невостребованного, так и не возмужавшего до конца, едва- едва начавшего бриться. - Я всегда хотела дочь... А ты, мама? Мама, такая девочка- женщина- да что значит эти двадцать восемь?- всегда девочка, всегда. И я всегда мечтала кататься с тобой на карусели в парке, есть мороженое в кафе, ходить на лыжах зимой и шептаться, забравшись к тебе в постель с самого утра. И читать твои книги, газеты, журналы. И любить твои супы из пакетиков- ведь ты так и не научилась готовить- и дарить тебе на день рожденья подарки. Ты обнимешь, и я почувствую твой запах. Я вспомню. Ты всегда пахла зимой, морозом и снегом. Я помню..... - Здравствуй, мама! Бросаю на подоконник перчатки, снимаю пальто, расстегиваю новенькие сапоги. - Опять? Она бежит ко мне из комнаты в невероятно длинной юбке, в блузке – разлетайке. - Опять! И обнимает за плечи, просто притягивает к себе, не отпускает, и мы так долго- долго стоим в ее маленькой прихожей, где- то там на окраине ее мира, тихого и доброго, мира, купленного мной за две сотенные купюры у старого заморского Луки, то ли апостола, то ли просто скряги. - Я не успела тебя встретить, извини,- шепчет в самое ухо. - Ништяк, ма! - Но еще надо дождаться папу. Он не знал .. Она смотрит строже и внимательней, как будто впервые, как будто не узнает, не верит, сочувствует. Но больше не спрашивает : - Зачем, Ми? Зачем ты это сделала, Ми? Она все также пахнет зимой, морозом и снегом. И кажется, что вот – вот за дверью завоет метель , ветер. Как в той жизни, в детстве, в одиночестве на двоих- я и плюшевый медведь с оторванной лапой- в пустоте, в сознании и в неверии. - Все ништяк, ма,- произношу тихо. – Будем ждать папеньку.... Папеньку..... Отца, которому не звонила день и ночь, забывала поздравить с праздниками, не привозила внучку, не заходила, если проезжала мимо. Папеньку! Не искала больше по городу, не пропадала у подруг, забыла, где живут его друзья и любимые женщины. Не отстаивала больше свои права, перечеркнула все родственные- кровные- связи- не давала денег с утра, если стоял на пороге с протянутой рукой, грязный и мокрый- не спал ночью, добирался поездом, автобусом, пешком. - Да хоть на оленях! Безнравственно- отталкивала, если обнимал. Но все же папенька! Который мечтал, что я стану носить красивые платья , высокие шпильки и королевскую корону. - С грязи в князи! – шипела в темноту его комнаты, храпа, перегара, ругани. Не умела больше иначе. Поэтому не сберегла... - Ну, здравствуй, дочка! А говорил когда- то, что ему не нужна больше такая дочь. . Не нужны мои дела, моя жизнь, моя семья. Мы так и не договорили, па! Нам просто чертовски мало отведено было, чтоб поговорить, чтоб вспомнить, решить, наверстать упущенное. - Привет! Рассматриваю его , приоткрыв дверь спальни. Опять поздно, опять все уже легли, опять мама его не дождалась. Опять. - Это последний раз, да? – спрашивает зачем- то. И я киваю, иду искать халат, тапочки- холодно и не топят- выхожу, наконец, к нему. - Ты так похудела? - Мечтала о джинсах Prada.... А там только размеры на моделей. - Купила? - А то!!!!! И смеюсь, протягиваю ему руку и больше всего боюсь, что не почувствую теплоты его ладоней. - Все хорошо, па! Правда. Конечно, ведь этот мир состоял только из бестелесной оболочки. Оболочки, имбирного облака, без вкуса и запаха. Эдакая эйфория, построенная лишь на вкусовых рецепторах. Шоколад, кофе, ваниль, духи « Шанель», молоко на губах ребенка- тоненькая такая полосочка над верхней губой. Крика чьей- то совершенно чужой бабушки из еврейского квартала: - Ах, ты дрянь такая! Анухэ! Абсолютная дрянь и анухэ, мерзавка, проститутка. Потому что из миленьких , породистых щенков зачастую вырастают беспородные суки. И их бьют по лицу со всего размаху, разбивая в кровь губы и вытирая руку о брюки, свитер. Потому что им так и надо Потому что они всегда так заслуживают. Потому что родились именно для того, чтобы им разбивали губы и выбивали зубы. И они привычно сплевывают кровь на землю, утираются , что- то даже шепчут кровавыми гумами и не плачут. Никогда. И я буду дальше листать Книгу , разложив ее на коленях, по- прежнему не засыпая в первую ночь, потому что у меня адаптация , не засыпая и не готовясь к встрече за огромным столом, которая предшествует всем и всякому. - Потому что у меня нет грехов!- просмеюсь маме в дверь. – Все ништяк, ма! Но с каждым разом книга становится все тяжелее, настоящая энциклопедия, каторга, досье на каждого, вынужденная картотека. Здесь тоже не обходится без бюрократизма. Но я все также говорю: - Все ништяк, ага! Все ништяк! Потому что все это напоминает плавучий космический корабль. Не здесь и не там, а где- то между. Между всеми. Между мирами, зеркалами, вобравшими всю негативную энергию, между телами, леденеющими где- то от ветра и по причине остановки сердца. - У тебя было десять лет, чтобы все исправить, Ми! - Какая разница. Хоть сто. - И кто- то другой сможет прожить это время за тебя. - Ради Бога. - Ми! - Все ништяк. Я же говорила, что все ништяк, ма! Но подглядываю в щелочку, в замочную скважину, щурюсь( забыла на столе очки), как же живется вам с другою, генерал. - Как? А? Может быть, даже очень и очень неплохо. Весело даже. Беспроблематично. Без бессониц, без звонков, без сообщений , без стихов. Где- то в радиусе двадцати пяти сантиметров – не вспоминать и не трогать- всегда мимо желтеющих окон. Чужих, нежилых. - И черт с тобой! Пропадай пропадом! И не жди к ужину, к завтраку,к обеду. Тебе гораздо проще и лучше. Ты будешь примерный семьянин и стопроцентный заботливый муж. Всегда. И я только иногда спрошу, на ушко, чуть коснувшись плеча: - Так как же живется с одною, а? А ты пробурчишь: - Окей, Ми! И сотрешь из « Галереи» телефона все мои фотографии. Зачем они тебе теперь? И все- таки прокричу в ночь, отбросив книгу, что листочки безжалостно разлетятся по комнате: - Верую! Верую! Иногда хорошо прожить хотя бы минуту, надеясь на чудо, глядя в черное непроницаемое небо. Чужое небо, небо без единой звезды. Здесь не бывает ни звезд, ни солнца. И хочется взять тряпку и вымыть небо, чтобы где- то в центре или хотя бы с края появилась бы хотя бы одна звезда, пусть даже самая маленькая. Холодная и желанная Солярис. Дед придет на Собрание самым последним. Он несколько минут постоит в дверях, оглядывая присутствующих, кашлянет, поправит на боку саблю, лихо закрутит длинный уланский ус. - Все? – спросит. Пройдет на свое место, но так и не сядет, а , положив тяжелую мозолистую руку мне на плечо, тихонько прошепчет: - Będę przy tobie stać , byś nie skrzywdził nikt. И я чуть коснусь ее губами и прижмусь щекой. - Kocham ci! Он начнет давнюю историю о старом монастыре, где красные сволочи, пся крев, искали беглую панночку. Как вытаскивали на монастырский двор безмолвных монашек, как срывали с них тяжелые рясы и платки, как стреляли, не глядя, куда попадя, а панночке попали в живот, и она медленно умирала под палящим солнцем. А дед, совсем еще мальчишка, тащил ее потом, когда красные уехали, в деревню, к бабке- знахарке. Но поздно.... И все слушали деда, хотя никто не понимал, зачем и почему он это рассказывает каждый раз, но перебивать не смели. Только отец бормотал чуть слышно, будто про себя: - Чертовы пшеки, а! Вечно у них огнем и мечом. И забывали, в конец, про меня, совсем- совсем тихую, сегодня осторожную, как кошку, у которой в запасе девять жизней. Из каждой по чуть- чуть, по крупинке, насобирать целую горсть и делить, делить потом каждому, продавать за деньги- ох, и повеселится же Лука за эти десять лет- но, главное, чтоб не напрасно, а с толком, предугадывая, предупреждая, учитывая все возможные и невозможные ходы и проступки. - Не это главное, девочка,- скажет на прощание бабушка. – Главное, как ты сама себя судишь. С миром надо жить. По любви. Почти по- христиански, если не слушать чью- то там бабушку из еврейского квартала, орущую на всю улицу, что звенят стекла многоэтажек: - Мерзавка такая! Анухэ! Потому что всегда было интересно, как живется тебе с одною? Просто с одной- единственной, когда совершенно нет выбора, как на необитаемом острове? Один на один, без общих рожденных детей, нерожденных тоже, без тещи и тестя, без родни и без меня. Как , а? На борту космического лайнера, на котором нет воздуха, воды, только вирус, превращающий людей в животных. Особенных, подопытных кроликов или собак Павлова. Когда оружие- лазерное, галактическое или обычный АКМ, не пройти не проехать, осторожно лишь пробираться сквозь заросли фантастических растений чужой планеты. Поверить в сказку, которую тоже сочинили до нас, как и звездные войны, теорему Фалеса, стихи Петрарки. Все самое лучшее – не божественное. - Знаешь, тебе всегда было рано,- тихо скажет мама перед сном.- Понимаешь, Ми, рано? Потому что почти каждую ночь снился дом. Тот, прежний, на самой окраине шумного города, среди хрупких, тоненьких березок , под серым дождливым небом. И каждый раз , распахнув двери , дом встречал гулкой заброшенной пустотой. На кухне горы немытой посуды: потрескавшихся тарелок, чашек, покрытых зеленой плесенью. Мебель в чехлах, пахнущая сыростью и нежильем. Пустые шкафы- раздвижные двери- зияющие дыры. Неубранная постель. Забытый журнал на столике . И часы. Часы, показывающие одно и тоже время уже который год или век. Всегда без четверти восемь. Всегда. Ни больше , ни меньше. Потому что времени не оставалось. Потому что, когда я проснусь впервые , будет ровно столько же, и где- то на площади меня будет ждать Лука с новым прекрасным миром в кармане. Лука, пахнущий каким- то заморским табаком, коньяком, одеколоном. Лука- как апостол или чей- то там спутник, соратник, ученик, подмастерье- неторопливый и , пожалуй, вечно простуженный, и у него хриплый , будто надтреснутый, голос, и шляпа всегда натянута на глаза..... |