Надежда Иванова Ахты – словахты! «Любите ли вы острое словцо так, как люблю его я?» - как бы спрашивает нас Автор своим провоцирующим названием. «Любим!» - дружно отвечаем мы. Каламбуры, парадоксы и прочие иронизмы, вот жанр, к которому приглашают нас прикоснуться. Легкий жанр, скажете вы? Ну и пусть. Зато крылатые слова и выражения у всех на устах. Давайте посмотрим, далеко ли удалось улететь нашему Автору. * Веселые и грустные слова… Меж ними жизнь, как в люльке: А-а-а! Автор сравнивает жизнь с кричащим младенцем в люльке. Позволю себе усомниться в верности такого сравнения. Мы часто говорим «жизнь – сложная штука», «жизнь мудрее нас», «жизнь покажет»… И сравнение с неразумным дитем не выдерживает критики (моей!). Авторское имхо, достойное спора, но не достигающее намеченной цели. * К сомненью! К спорности! К химере! – Когда ты в чем-нибудь уверен… Мысль Автора понятна. Едва достигнув понимания в какой-либо области, человек тут же стремится к познанию нового, к новой «химере», и сталкивается с новыми сомнениями и спорами. Дорогой Автор, обратите внимание на причинно-следственную связь в моей фразе и в Вашей. Поставив «Когда ты в чем-нибудь уверен…» в конце своего двустишья, Вы эту связь нарушаете. Если бы было, например: Едва ты в чем-нибудь уверен, Как вновь – к сомнению, к химере! первоначальная мысль, оставаясь практически без изменений, получила бы вторую, стихотворную форму, усиленную за счет ритмики и рифмы. Не могу не отметить неточность слова «спорность». Подразумевается все-таки «спор», а отвлеченное существительное «спорность», по речевой практике, просит связанного дополнения. Например «спорность суждений», «спорность границ». Существительное «спор» самодостаточно, но ограничения, наложенные ритмом стиха, не позволили его применить. Ну, и многоточие в конце совершенно излишне, мысль на самом деле завершена. * Стала б, может, самой лучшей, Не страдай звезда падучей… О какой звезде идет речь? Интересно было бы применение медицинского «падучая» к падающим звездам. Но тогда «лучшая звезда» - это как? Лучше чем что? Другие звезды? Некорректное, на мой взгляд, сравнение. Если же речь идет об эстрадной «звезде», то «лучше» - опять-таки некорректно. На вкус и цвет, как говорится … Лучше в чем – в вокальных данных, в объемах проданных пластинок?... Очень невнятное двустишье, вызывающее разночтение. Стоит задуматься и о перестановке строк. * – Сижу на диете, а толку все нет… – Слезайте, садитесь на велосипед! Самый удачный каламбур, построенный на двойном значении слов «сидеть» и «слезать». Ничего лишнего, твердая рифма закрепляет мысль. Отлично! Никаких вопросов. * Это не работа – До шестого пота! Две, казалось бы, простые строчки, требующие некоторого умственного напряжения. Но, когда вспоминаешь выражение «работа до седьмого пота», представишь начальника, в конце рабочего дня говорящего тебе эту фразу, понимаешь, что все в них на месте, как говорится, ни прибавить – ни убавить. Хорошо. * – Какой, право, славненький христианин: Не помнит обид… нанесенных самим! Отличное наблюдение! Только заменить слащаво-ехидное «славненький», и найденный Автором парадокс заиграет еще ярче. * С чего бы «Неизвестная» Крамского Жила без документа никакого? А вот это очень неряшливо. Кто это сказал, что у «неизвестной» не было документов? Считаю – притянуто за уши. Хотя «поиграться» со словами еще можно. Подойти, так сказать, с другого боку. Советовать Автору ничего не могу. Отмечу также неудачную инверсию во второй строке. Словом, поработать есть над чем. * Стих лелеяли – левел. После правки же – правел! Попытка применения аллитерации в обеих строках. Но если во второй строке это удалось, то «лелеять-леветь» выглядит неубедительно. В первый раз, кстати, прочитал «лЕвел» (от английского level - уровень). Видимо, потому, что стихи (Стихи!) и политика (левый-правый) по моему разумению – на разных полюсах. Левый стих, правый стих ?.. Кстати, как Автор представляет себе «правку» стиха? Кем, редактором? Абсурд. Прозу – понятно, там отрезал, здесь заменил, никто не заметит. Автором? Если автор стиха по политическим мотивам на это пойдет, никакой он не Автор, а так – недоразумение, и говорить о нем не стОит. * – Сдаюсь! Не прозевать бы главные фигуры, – Гроссмейстер вслед жене, начавшей шуры-муры. Сбивает с толку «Сдаюсь!» Ведь это гроссмейстер должен говорить не вслед жене, а своему сопернику. Картинка искажается. Вообще, от этого «Сдаюсь!» можно отказаться. Партию еще можно: отложить, предложить сопернику ничью, остановить время на часах. А еще есть забавное шахматное слово «мат». Ведь наш герой не сдается, если собирается следовать за женой. Думаю, можно доработать. В целом, задумка неплохая. * Правду-матку режь, а сыра в масле – Не спеши семь раз: отрежешь раз ли? Вот тут у меня к Автору вопрос. Расшифруйте, пожалуйста. Не понял НИ-ЧЕ-ГО :) Особенно «а сыра в масле». С падежами-временами чего-то … не то. * – О! И там очередя Возле микрофонов? – Начинается с Кремля Все для миллионов! Опоздали дорогой Автор, нет там теперь никаких очередей, все по расписанию. Не актуально. * – Какой бы стала я богатой, Когда б носил он всю зарплату! Ну, это смотря какая зарплата… Если маленькая – пролетели. * КрЫмлевская знать – почему? Знакомились, значит, в Крыму? Не впечатлило. Во-первых, не у всех на слуху «крЫмлевская». Во-вторых, предложил бы поиграть со словом «знать» (в смысле «видимо, очевидно») и во второй строке. А, в общем, ну какая у нас «знать»? Так, смех один. * – Жевать политику обрыдло! – Уже плюет не только быдло… Дорогой Автор, а кого Вы имеете в виду под словом «быдло»? С такими словами надо поосторожнее. Вставить это словцо в уста литгероя – одно, а называть кого-либо от своего собственного лица – некрасиво! Мягко выражаясь. * Злое выражение лица – Лучше ли улыбки… Мертвеца? Многоточие не нужно. Прекрасно читается и так: Злое выражение лица – Лучше ли улыбки мертвеца? Действительно, интересный и всегда злободневный вопрос. В точку. * Слышен в голосе начальника металл… Чтоб ты с железной логикой отстал! Вторая строка слаба. Может быть: Ты всех железной логикой достал! (?) Или что-то вроде того. В общем, я бы еще поискал. Прошли где-то рядом, находка забавная, стОит еще чуть поработать. * «Чего изволите?» – такой талант, Как по рукам идущий бриллиант. «По рукам идущий бриллиант»… Ну, не знаю, у меня ассоциируется с одним из рассказов Конан Дойля. Только там кровищи было!.. Надо сказать, неудачное сравнение. У наших людей бриллианты по рукам не ходют. Да и холуйская психология что, такая редкость? Неубедительные строчки, дорогой Автор, увы! * – Твой путь – родись, живи, умри… – Зачем? – Живя, и посмотри! Что называется, ни холодно, ни горячо. Будем жить и смотреть дальше. * Дурак с претензией на ум? Диагноз краток: Избыток нужен, чтоб увидеть недостаток! А вот тут у нас нечто интересное! Отличная находка. Но обязательно менять «Дурак с претензией на ум». Фраза не точна. То есть - дурак, считающий себя умным? И какой же недостаток он видит? Вот дурак, критикующий что-либо – да, в точку! Не буду отнимать у Вас удовольствия самостоятельно найти лучший вариант. Удачи! * Истин азбучных стезя Начинается лишь с Я… Вспомнилось глазковское: — Молчи, семья, — Сказала стая: — В тебе семь Я, Во мне до ста Я! — До ста, да, Да стадо! А у нас такая арифметика. «Начинается ЛИШЬ с Я» = «Начинается ТОЛЬКО с Я». И смысл затерялся где-то глубоко-глубоко. * Прочитал – подумай, в смысле: Не подумай, а – помысли! Вообще-то «думать» и «мыслить» - слова-синонимы, на мой взгляд, совершенно равнозначные. Точно так же, как пара «дума» - «мысль». И какой нюанс пытается донести до читателя Автор, я не понял. Резюме. Автор Слово любит, Автор Слово чувствует. Все находки были интересны. А поработать над своими ошибками никому не мешает. Жду от Автора новых «жемчужин». Всегда на своей «слоВАХТЕ» Ваш привередливый Крытик 5 |