Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Николай Костыркин
Объем: 45411 [ символов ]
Быть везде
Быть везде.
 
рассказ о епископе Колумкилле, Гвине ап Нудде, Иосифе Аримафейском и центурионе Марке Лонгине
 
Здравствуй, друг мой Мельгот!
Увы, но в наш недовылепленный двадцать первый век очень редко можно выбраться из средоточия мыслей и написать письмо в стол - написать, положить куда-нибудь в архивы под грифом "Совершенно секретно" и во что бы то ни стало поверить ,что после смерти автора письмо обязательно найдёт своего адресата. Грустно как-то получается: чтобы выразить мысли именно так, как того требует ситуация, нам приходится тщательно прорабатывать концепцию и подробно её излагать ,прекрасно понимая, что в данный момент кому-либо воспринимать всё это будет ой как нелегко.
Грустно как-то получается...
Наверное, ты, друг мой Мельгот, являешься на данный момент единственным человеком в этом мире ,кто сможет полностью понять смысл нижеизложенного повествования; другие ,возможно, просто выскажут своё мнение по поводу манеры изложения, ёмкости фабулы, раскрытия образов ,оригинальности идеи...,объявят в богохульстве. Ты же, прочитав всё нижеизложенное повествование до конца, дашь трезвую ,почти что профессиональную оценку моему замыслу, идее и сути написанного. Ведь именно с твоей подачи я выбрался из своего иллюзорного кокона и начал мыслить самостоятельно, не признавая навязанных мне с раннего детства высших авторитетов. Теперь вот надо понять ,почему всё ,что способствовало образованию данного кокона ,произошло именно так ,а не иначе, почему христианство завладело умами миллионов людей в самых извращённых своих формах, и было ли христианство в приемлемом для всех нас виде на самом деле.
Приходится взламывать телефон собственных мозгов и копаться во внутренностях ,выуживая нужные предположения и догадки ,оформлять их и преподносить аудитории в полном объёме. Тяжёлый ,шаткий и иногда полностью неблагодарный труд: рискуешь остаться на бобах, ибо люди верят в то, что им навязали с детства, ибо менять мировоззрение как минимум непривычно, страшно, а иногда просто лень. Но мы-то с тобой, друг мой Мельгот ,отлично знаем испытанную на собственных шкурах пословицу про мышеловку и бесплатный сыр.
Знаешь, по-моему наступает время новых писателей - писателей-язычников, берущих что-то от Булгакова, что-то от мистики и фэнтези, что-то от готики, копающих мифы и традицию, заново пытающихся понять ,что откуда идёт. Это новые поползновения врачевать мысли современных людей .исковерканные ,покорёженные десятками поколений ,чьи взгляды вылупились из одного-двух маленьких недоразумений ,вылившихся в одну большую вселенскую катастрофу.
Грустно как-то получается...
И несуразно.
Но, может быть ,нам что-то удастся исправить?
Может быть...
 
Непривычно звучат христианские молитвы на латыни в этих местах. То ли земля непроходимо-опасного Повиса, не приспособленная к таким звукам ,взирает на людей в длинных одеяниях с бритыми наголо головами, в унисон распевающих стихи далёко-заокеанского царя;
То ли...
...Всё ,хватит!
Хватит дребедени всякой в голове вертеться, мыслям чужим, непонятно откуда взявшимся в голове смиренного служителя Господа.
В конце концов, после св. Иосифа Аримафейского сюда доселе не ступала нога истинного христианина. Конечно, негоже сравнивать себя с этими несокрушимыми столпами британского христианства, но куда деваться, ежели эпоха первых светочей Веры уже как пять веков канула в небытие. Вот и приходится последователям великих благовестов снова нести Слово погрязшим в невежестве язычникам, дабы обрели они Спасение. Наш Господь страдал на Кресте за всех нас, за всё человечество - значит мы просто обязаны ему служить, по-другому и быть не может. Это мудро, это честно...
...Давай по-честному, отец Колумкилл!
Ну, давай.
Дался тебе этот Аваллон! Разве нельзя построить монастырь где-нибудь в другом месте? Аббат Дэви, например, так и поступал.
Но это вертеп нечестивых ведьм, оплот сатаны...
Аваллон - место великой силы. Факт?
Факт.
Вот за этим он тебе и нужен...
Да, за этим! Ибо все места силы должны служить Христу.
Но...
И никаких но!.. Ф-фу. Слава Богу, отпустило. Кому охота препираться с сами собой, когда служишь вечной истине? Вскоре это мерзкое капище будет стёрто с лица земли. Не будет впредь мирного сосуществования с друидами, на которое пошли первые потомки членов общины св. Иосифа, погрязшие со временем в ереси. О них разговор отдельный: следует еретиков подробно вразумить, а затем крестить заново. Непокорных же с позором изгнать из общины и предать анафеме. Утратившим свет великого учения нет места среди истинных христиан.
Это место действительно изобилует Духом: не зря же св. Иосиф остановил свой выбор именно здесь. А завтра ,когда это место будет крещено во имя Господне ,Дух места перейдёт в подчинения Церкви. Многие в Эйре говорят, что учение своё друиды принесли с Инис Кедирн в незапамятные времена. Поэтому ты, отец Колумкилл, епископ и апостол Эйре ,отправился сокрушать голову дракона, дабы умертвить всего монстра. На Айону ты не поплыл: нечестивые друиды, вот уже несколько лет назад, скорее всего, уже навсегда, покинувшие Инис Мон, хорошо укрепили Айону, свой последний оплот. Но рано или поздно...рано или поздно Христос воцарится и там. Это всего лишь вопрос времени.
А пока твоёй целью был Инис Аваллон, вертеп этих гнусных ведьм-друидесс ,покинувших остров накануне. Они предпочли уйти восвояси ,нежели пасть под ударами мечей уладов и лагенов ,тех из них ,что приняли Христа в свои души ,тех ,которые взялись сопровождать тебя. Эти славные воины не делали различий среди врагов Господа: мужчина ли ,женщина, ребёнок - какая разница. Один неверный подросток через годы может поднять на борьбу сотни таких же ,как он сам. Смертями не покорившихся язычников лишь облегчается путь Христу на эти дикие земли.
Но это не всё. Ведьмы-друидессы разбредутся по Гвинедду ,Повису ,Диффеду и дальше. Они понесут за собой богопротивный культ ,и тогда...
А тогда мы их просто вытесним за пределы земель кимвров, на восток ,к диким саксам, пришельцам из-за моря. Там им уж точно не выжить.
А что будет дальше? Дальше ты приведёшь сюда миссионеров из Эйре ,своих преданных учеников ,и они будут нести Слово. Простые люди верят в силу. И они поверят тем ,кто эту силу подчинил себе. Пусть с оружием в руках, но тем не менее. В основание храма будет положен Тор ,величественный монолит. Стоявший на вершине мерзкого капища. Языческий камень в основании дома Господня - что может быть лучше для нашего общего дела!
Вот его уже подкопали со всех сторон ,навалились...
 
...Друидессы в чёрных одеяниях вереницей спускались к подножию, навсегда покидая Инис Аваллон ,обитель Великой Матери. Они шли тихо ,почти бесшумно: величественные женщины ,исполненные неподдельного достоинства; древние старухи с пергаментными лицами ,натянутыми на острые скулы; женщины средних лет ,давно уже вступившие в возраст матери ;молодые послушницы ;и совсем ещё юные воспитанницы Ордена ,почти девочки. Все они шли ,уверенно смотря перед собой. Во главе процессии ступала Верховная Жрица Нимуэ - живое воплощение самой Богини: гордая ,независимая ,исполненная чувства собственного достоинства.
На берегу ждали паромы. Поравнявшись с инокультным жрецом ,гневно смотревшим исподлобья ,Жрица беспристрастно бросила ему.
На прощанье:
-Не боишься?
-Чего мне бояться? - зыркнул на неё жрец. - Мой Господь всегда со мной.
-Твой господь здесь никто.
-Посмотрим ,ведьма ,что ты скажешь ,когда здесь будет возвышаться храм Христов, - дрожащее-гневным голосом донеслось вслед.
-Надолго ли? - вполголоса сказала Жрица.
Сама себе сказала.
 
...Отец Колумкилл имел репутацию спокойного, уравновешенного человека ,но когда речь заходила о Вере ,тем более о хуле на неё... Видели когда-нибудь разъярённого вепря в голодную зиму? Лучше сравнения и не сыскать.
Но ничего, это всё мелочи. Инис Аваллон обязательно освятят ,построят храм ,потом монастырь, обнесут сперва деревянной стеной, потом со временем заменят на каменную ,потом...
-Дурак ты ,дядя.
Взгляд назад. Полный разворот тела, толчок взор к взору с пристально изучающими тебя ехидными глазами.
Перед отцом Колумкиллом стоял небольшого роста молодой человек ,аккуратно сложенный ,одетый в обыкновенную холщовую рубаху и когда-то ярко-зелёный, ныне почти полностью выцветший плед.
-Ну ,чего уставился? - насмешливо спросил незнакомец. - Бога никогда живьём не видел?
- Изыди ,нечистый! - побагровел отец Колумкилл. - Зачем ты вселился в этого бедного юношу?!
Но когда он принялся читать молитвы на изгнание бесов ,молодой человек даже и не думал корчиться в муках на земле и издавать душераздирающие возгласы.
- Во-первых ,говорить можно и по вежливей, чай не у себя в келье. Во-вторых, никакой я не нечистый ,а очень даже чистоплотный ,и наконец, в-третьих, я никуда не вселялся: это моё собственное тело ,а когда мне в нём появляться пред ясные очи таких лопухов ,как ты, это моё личное дело.
- Ты не демон? - отец Колумкилл уже не понимал ,на каком свете он находится ,тем более, не знал ,что в таких случаях нужно делать. Эх, был бы сейчас на его месте его преподобие св. апостол Патрик...
- Не демон я ,не демон, - незнакомец сделал вид ,что слегка обиделся подобному сравнению. - Ишь, с фоморами задумал сравнивать! Сказал ведь уже: бог я. Гвин-ап-Нудд, - и с этими словами он протянул правую руку отцу Колумкиллу. Поздороваться.
- Откуда ты взялся? - этот вопрос был ещё глупее предыдущего. Отец Колумкилл прекрасно это понимал ,но...
-Это я тебя, дядя ,должен спросить ,откуда ты здесь взялся.
Абсурд! Стоять и разговаривать с демоном ,будучи не в силах что-либо предпринять. Существо не изгоняется ,даже не меняется в лице. Бежать к братьям и всё рассказать? Засмеют: как это так?! сам преподобный Колумкилл демона не смог изгнать! Не обращать внимания на неожиданного гостя? Так не отстанет ведь ,это и так видно. Ладно ,попробуем вот так:
- Я несу Слово Божие язычникам. И мне нипочём твои искушения!
- Какие искушения ,дядя?! - Гвин скривился, будто проглотил какую-то кислятину. -Да ты мне нужен, как лосю штаны, лишь бы здесь не появлялся. Хорошо в своё время сделал Артур Бен ,не пустив ваших адептов к западу от Хаврена. Да и не любили вас здесь. Так нет!: с другого боку подобрались: "бог един! бог един!" Во имя овса и сена и свиного уха!
И Гвин звонко засмеялся ,видимо очень довольный своей шуткой.
Отец Колумкилл стремительно менялся в лице и смотреть на него спокойно можно было всё меньше и меньше. Он понимал и вскоре не выдержит и со всего размаху залепит этому - да кто бы он ни был! - тяжёлую пощёчину. Но как на него потом посмотрят братья? Вон они, расположились вместе с воинами на трапезу. Развели костры ,что-то вкусное готовят...
Всё, хватит, сейчас мы спровадим этого..., ну ладно ,бога; затем поужинает и приступим к вечерней молитве ,а то жутко здесь будет ночью: повылазят ,небось из воды да из леса нечисть всякая - тут оружием не справиться. Только молитвой.
- Не сейчас ,так потом Христос покарает тебя ,несчастный! А я отпускаю тебя с миром.
- Ты меня не звал, тебе меня и не отпускать, - жёстко отрезал Гвин-ап-Нудд, обжегши холодом взора и без того властно-спокойную фигуру отца Колумкилла.
- Именем Господа нашего Иисуса Христа...
- Да ну!
- Именем святого Иосифа Аримафейского...!
- Святого-пресвятого! - фыркнул Гвин-ап-Нудд. - жили себе ,не тужили ,никого не трогали, обычаи наши уважали ,богам не грубили; а ты теперь стариной Иосифом меня - изгонять?! Повторяю для непонятливых: дурак ты ,дядя!
Гвин неожиданно подскочил вплотную к отцу Колумкиллу ,так, что тот даже отшатнуться не успел, и резко наложил правую ладонь на глаза священнику.
- На вот, смотри...
 
* * *
- Мы ищем всадника Марка Лонгина Германика, центуриона в отставке ,служившего в Иудее при пятом прокураторе Пилате, - трое легионеров во главе с десятником переступили порог и рассредоточились у входа. За воротами стояли ещё четверо - об этом несколькими мгновениями ранее вполголоса доложил управляющий ,обогнавший вошедших солдат. Сейчас он стоял рядом ,пожилой, сутулый; смотрел в пол и изредка поднимал взгляд на легионеров. Время от времени тёр вспотевшие ладони о полы туники.
- Меня зовут Марк Лонгин Германик, - встал ,обвёл легионеров спокойным взглядом ,свернул свиток ,лежавший на столе ,отложил в сторону. Двое мужчин ,сидевших рядом тоже встали ,переглянулись, машинально оправили одежды.
- Именем божественного кесаря Калигулы вы, всадник Лонгин арестованы по обвинению в распространении и пропаганде крамольного учения ,подтачивающего власть Империи в этих землях. Мы берём вас и ваших сообщников под стражу. Вы будете препровождены к претору для рассмотрения дела.
Хорошо сказал ,слаженно. Небось всю ночь репетировал. Тоже мне актёр погорелого ахайского театра.
Ты тоже был таким ,Марк Лонгин. Давно, правда.
- Вы подчиняетесь приказу?
Хм. А вот эти последние слова ,скорее всего ,вылетели изо рта десятника совершенно случайно. От волнения ,наверное. Где это видано ,что можно приказу подчиняться ,а можно и нет? Небось в первый раз центуриона арестовывает - честь великая ,не то слово! Что же это за времена пошли ,когда кесарь коня сенатором делает ,а преторы центурионов в мирное время арестовывают?!
Ты думал. Ты знал ,что подобное обвинение влечёт за собой в лучшем случае галеры. В худшем, разумеется, смерть на кресте ,какую претерпел Иисус-пророк десять лет назад. Боги ,как давно это было...
Ты получал с недавнего времени послания от братских общин Палестины и Малой Азии о том ,что власти начали преследовать учение Галилеянина. Апостолов и их последователей берут под стражу ,держат в темницах ,ссылают за пределы Империи ,казнят ,иногда убивают на месте без суда и следствия.
Смысл предоставить себя на милость кесаря - есть ли он? Да кесарь и не узнает о том, что его ,марка Лонгина ,взяли под арест. Кесарь далеко ,да и кесарь он лишь титулом, а разумом... Бывший прокуратор соседней Иудеи Пилат ,сумевший бы замолвить словечко ,переведён невесть куда. Кто поможет? Небо? Море? Но небо не собиралось обрушиваться на многострадальную землю Каппадокии, да и море вряд ли спешило выходить из берегов ,дабы спасти отставного центуриона. Море спасает по-своему: оно спасает от мучений и страха во время кораблекрушений. Собой спасает.
Спиной ты внезапно ощутил непривычно-лёгкое тёплое покалывание. Звонкое ,еле слышное дребезжание позади радостно ему отозвалось. Ты знал ,что сзади на стене висит пика. Твоя пика, та самая ,которой ты десять лет назад вскрыл агонизировавшее тело распятого пророка.
Пика звенела ,грела спину. И руки чесались...
А ты просто хотел жить.
- Братья, - тихо сказал ты троим, - это не недоразумение. Если нас схватят, то продержат в неволе очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. Бегите через боковую дверь. Если сможете выбраться из Ардалеса ,исчезните отсюда навсегда. Меня не ищите: я теперь вне закона.
Момент - и пика уже пляшет в руках отставного центуриона; по телу разливается приятное тепло.
Жизнь? Смерть? Жизнь на галерах хуже смерти.
Боковая дверь распахнулась ,выпустив из дома троих. Ты прикрывал отступление. Легионеры рванулись вперёд.
- Я не подчинюсь вашему приказу, - пика полукругом остановила их. - арестуйте меня.
Теперь ты был один. Один против власти.
 
Опять эти сны. Никуда от них не деться. Впускают в себя воспоминания одно за другим, не щадят ,желающего примириться с прошлым. Увязались следом стаей шакалов ,оббегают с боков ,укусить норовят. В сердце ,в сердце! Потом немного отстают ,переводят дыхание, но скоро вновь нагоняют. И так неделю за неделей ,месяц за месяцем: через Малую Азию ,Ахайю и Македонию, Иллирию и Паннонию ,вдоль лимесов, сдерживающих воинственных германцев, через Галлию и свободную до поры Ареморику, Британский океан до берегов самого окутанного туманом Альбиона. Империя ещё не дотянула свои стопалые щупальца до этих мест. Пока - не дотянула.
И здесь сны - картины прошлого не дают покоя отставному центуриону вне закона. Римского закона.
Вперёд ,вперёд: вглубь непроходимых лесов ,неизведанного пространства, которое стремился покорить сам Цезарь. Но свободный остров отстоял волю: оба похода великого диктатора окончились неудачей. Радуешься ,центурион? К чему бы это?
А может быть, это и не остров впомине? Может, ошибались и Геродот ,и Пифий Массилиец ,и загадочный Альбион ,родич Галлии,- целый материк? Гиперборея? Атлантида?
Ну не думаешь же ты ,Марк Лонгин, исходить пешим всю эту землю с юга на север? Зачем? Теперь Империя тебя не найдёт: жизнь начинается заново на пятом десятке лет. Далеко от дома ,от друзей, от семь и, которой у тебя никогда и не было.
Годы службы ,вынужденной службы, как отпрыска обедневшего всаднического рода ,не предоставили тебе возможности жениться, плевались в тебя объедками физических наслаждений и временного нравственного удовлетворения - случайными связями с местными женщинами. С кем-то ты задерживался на месяцы ,кого-то оставлял на следующее же утро4 и не всегда это зависело от твоего желания: служба, сегодня здесь, завтра там...
Потом была Иудея ,скучные вечера в Антониевой башне. И наконец - тот памятный апрель ,когда ты одним ударом пики обозначил себе новую жизнь.
 
- Они уже готовы?
- Не знаю.
Позади:
- Что ты делаешь, сволочь?!
- Заткнись ,а то и тебе достанется.
Острие пики плавно проходит под левое ребро ,из отёкшего лёгкого течёт кровь. За ней - вода. Мимо - шелест одеяния члена синедриона. Взгляд искоса. Мутно-проницательный взгляд.
- Я облегчил ему страдания.
- Я знаю, - ответил Иосиф из Аримафеи; ты знал его ,был знаком по-шапочному. - Спасибо тебе.
Член синедриона достал из складок своего одеяния невзрачно-тяжёлую чашу из оникса и принялся набирать в неё лениво-прозрачную жидкость.
- Э-э, уважаемый...
- Отставить! - взмах рукой, и солдат ,намеревавшийся уважительно препроводить старого священника по дальше от места казни ,замер на месте. - Пусть делает ,что считает нужным.
Зачем ты позволил ,для чего? Не знаешь?
А кто знает?
Чаша наполнилась до краёв. Старик снова поравнялся с центурионом.
- ты даже не представляешь ,КАК, ты помог ему.
 
Потом были долгие недели размышлений, взвешиваний: старый солдат бьётся лбом о собственную жизнь. Он ускорил смерть преступника ,сократив его страдания. Просто и понятно. Но чтобы один тычок пки смог сделать что-то ещё?
Слова священника не давали тебе покоя. Вскоре поступил приказ арестовать Иосифа из Аримафеи ,тайного пособника Иисуса-назорея ,преступника против Рима. Синедрион во главе с Каиафой не препятствовали этому: они все давно уже подозревали Иосифа в ереси. К тому же он приходился Иисусу дядей по материнской линии.
Но оказалось ,что из Иерусалима исчез не только сам Иосиф ,но и Мириам из Магдалы ,вдова казнённого пророка, с двумя детьми.
Их не нашли. Ни в Иудее, ни в Галилее ,ни в Самарии. Но по столице упорно ходили слухи ,что недавно на борт финикийского корабля ,отправлявшегося из Тира в далёкую Массилию ,взошли пожилой тщедушный бородач ,молодая женщина с ребёнком на руках ,ведшая ещё одного ребёнка по старше, девочку, за руку. Сопровождали их пятеро мужчин ,из уст которых едва полушёпотом ,но всё-таки доносился сочно-гортанный галилейский выговор. Говорили, будто от них сильно разило рыбой.
А от кого не разит рыбой в портовом городе? Разве что от мёртвого в земле.
 
А Марк Лонгин почему-то был несказанно рад этому ,и надеялся, что слухи эти не были просто слухами. Вскоре он подал в отставку и вернулся на родину ,в Ардалес ,что под Каппадокией ,в дом своих давно почивших родителей. Управляющий ,вот уже много лет следивший за имением в одиночку ,с радостью передал все дела прибывшему хозяину. Из преторской казны отставному центуриону раз в полгода отчисляли пенсию ,поэтому бедствовать Лонгину не пришлось.
Из Иерусалима он привёз лишь свою памятную пику ,с которой со дня казни на Голгофе больше не расставался.
А однажды к нему постучался крепкий жилистый еврей с большими карими глазами.
- Я знаю тебя, - сказал он, - ты тот самый центурион ,который руководил казнью моего равви.
- И я знаю тебя, - ответил ему Лонгин, - ты Нафанаил бар Таломи .ученик Иисуса из Назарета. Я хорошо запомнил твой ненавидящий взгляд тогда ,на Лобном Месте...
- Забудь, - перебил еврей. - Я просто спросить хочу.
- Спрашивай.
- Ты знаешь ,что от Иордана и до моря ходят слухи о воскресении Иисуса?
- О воскресении? - не понял Лонгин.
- Да6 это когда ты умираешь ,а потом снова встаёшь на ноги и продолжаешь жить.
- Это невозможно, - Лонгин покачал головой .- Далеко не все боги могут так делать.
- Не могут, - согласился Нафанаил, - по крайней мере, далеко не все. Мне тоже с трудом во всё это верится. Но некоторые братья говорят ,что видели Иисуса на берегу Генисаретского озера. Хотя, они могли видеть и самозванца - оных, бьюсь об заклад ,скоро набежит пруд пруди. Поэтому я и пришёл к тебе.
- А я-то тут при чём? Я сам видел ,что ваш равви умер...Я сам этому в какой-то мере поспособствовал...чтобы не мучился.
- Понимаю, понимаю: не в первый раз на казни присутствовал.
- Ну и...
- Я слеп, центурион: я не вижу многого ,что происходит вокруг меня, я могу смотреть в упор и не узреть самой сути. Знаешь ,он терпеть не мог ,когда его называли иудейским царём: эту кличку придумали зелоты, надеясь ,что Иисус поведёт их на преторию. Но в то же время я был поражён, когда выпущенный на свободу Варавва перед тем, как покинуть дворец Пилата ,опустился перед равви на колени и поцеловал ркй его одежды.
- Зачем ты это всё говоришь мне? - Лонгину отнюдь не хотелось прерывать разговор ,но он, всё-таки оставаясь человеком военным, больше всего в беседе ценил конкретику.
Нафанаил ответил:
- Я был с ним везде ,слушал все его проповеди и публичные беседы, огорчался из-за нападков фарисеев ,радовался ,когда равви затыкал их за пояс. Как ребёнок, радовался. Но кем был равви на самом деле - пророком? целителем? магом? - я не понял до сих пор. А когда среди братьев заговорили о том ,что ты подал в отставку ,я сразу уразумел ,что всё далеко не так просто, как кажется. И я вспомнил ,что тогда, на Голгофе, наш тайный брат Иосиф о чём-то говорил с тобой. И уж не в этом ли причина твоей отставки?: ты понял то, чего не поняли другие.
- Какое твоё дело, еврей? - жёстко спросил Лонгин. - Я ещё не дожил до того момента ,когда нужно отчитываться перед варваром.
- Послушай ,грозный центурион, - нисколько не смутившись ,продолжал Нафанаил, - я предлагаю тебе сделку: я расскажу тебе о нашем равви и о том ,что он нам поучал ,а ты в свою очередь скажешь мне ,что ты в этом видишь. Я буду твоими мыслями а ты станешь моими глазами. Идёт?
- Приходи завтра ,еврей ,и я дам ответ на твоё предложение.
- Не пойдёт, - хитро прищурился Нафанаил бар Таломи,- ночевать мне в вашем городишке негде ,а если я уйду отсюда сегодня, я оттряхну прах сей со стоп моих ,как учил нас равви Иисус ,и больше никогда сюда не вернусь. Получается тогда ,что и к тебе я зря пришёл.
- Ладно, - сухо бросил Лонгин, - останешься в моём доме. Рабы постелят тебе.
- Рабы? - задумчиво хмыкнул Нафанаил. - Твои ,что ли?
- Мои, - Лонгин недоумённо уставился на еврея.
- А ты тогда чей раб?...
 
Нафанаил бар Таломи жил в твоём доме около месяца. Всё это время бессонными ночами шли беседы об Иисусе и его учении ,которые, слетая с уст Нафанаила, аккуратными буквами ложились на пергамент рукой подневольного писца. Ты слушал, задавал вопросы, получал ответы ,спорил ,не понимал ,возмущался ,успокаивался ,снова слушал. Однажды .кода дело дошло до аксиомы "Любите врагов ваших...", ты аж весь передёрнулся.
- Чушь какая-то! Мои Боги никогда так не учили ,и в римских законах об этом ни слова. Ну ладно там "не убий" - и то не всякого; "не укради" - этим, уж поверь ,никогда не занимался; "не позавидуй" - это вообще ниже моего достоинства... "Любите врагов ваших"! Тьфу!
- Не ты один такой, - ответил ему Нафанаил, - мой Бог и Закон моего народа тоже этому не учит. От них я ни в коем случае не отказываюсь ,и уж тебя отказываться от своих богов отрекаться не призываю тем более. Но сдаётся мне, то, о чём говорил наш равви ,не претит ни одному закону, ни одному учению. Слова моего равви лишь дают понять ,что у каждого есть право выбора: хочешь - люби своего врага ,хочешь - не люби. Ты можешь поступать, как пожелаешь ,но всегда помни о том, что с тобой будут поступать так же.
А потом Нафанаил ушёл. На прощание он сказал тебе:
- А ты молодец ,грозный центурион. С тобой интересно спорить. Но я всё-таки не понял одного: кем же был на самом деле мой равви.
Ты невольно улыбнулся.
- По-моему, он был просто хорошим человеком.
- А-а, - как бы невзначай протянул Нафанаил. - ну тогда ладно. Знаешь, что я подумал? я буду присылать к тебе людей, с которыми стану говорить об Иисусе. И ты тоже будешь с ними говорить. Может ,и выйдет что-то путное. Идёт?
- Идёт, - кивнул ты, уже привыкший к беспардонности еврея.
- Ну тогда счастливо.
- Счастливо. Спасибо тебе, Нафанаил.
- Это тебе спасибо? -не оборачиваясь, прокричал Нафанаил. Обернулся:
- Может, я благодаря тебе нашёл то, чего не видел ,то ,что всё это время лежало на поверхности.
И дальше нараспев, но уже для себя:
- Хороший человек! Пам-парам-парам! Мой равви - просто хороший человек! Парам-пам-пам!
 
А потом к тебе стали приходить люди из окрестных селений. Просили рассказать о мудром учителе Иисусе из Назарета. И ты начинал говорить. Многие так же ,как ты немногим ранее ,не понимали многого, зачастую сравнивали услышанной с усвоенным на протяжении всей жизни ,начинали спорить. Те ,кто знал грамоту ,переписывал твой манускрипт ,составленный из бесед с Нафанаилом ,и уносил списки с собой. Некоторые оставались у тебя в доме ,готовые выполнять любую работу. Дом был большой ,места всем хватало.
Вот тогда ты и повесил пику на стену. Почему? Не знаешь. А кто знает?
Говорил ли ты всем, что это за пика? Да ,говорил. Каждому говорил, в лицо. Ну и что ,если не поймут? Ну и что ,если уйдут домой ,качая головами? Но ведь были и те, кто понял, простил (за кого? уж не за Иисуса ли?) ,даже посочувствовали, хотя на последнее ты и не рассчитывал.
Это бывает...
Община росла и множилась. Одни уходили нести учение в другие места, другие ,вместо ушедших приходили новые.
Через девять лет вернулся Нафанаил. Постаревший ,потрёпанный дальними путями. Даже без двух зубов.
- Останусь-ка я у тебя, - сказал он,- надоело странствовать. Дураков на свете много, гораздо больше ,чем умных - ох и намаялся я с дураками общаться.
А за вечерней трапезой еврей позволил себе развязать язык.
- Дурные времена настают, центурион: никто ничего не знает ,но каждый метит в великие деятели. Я - видишь! - ничего не знаю, так и не прыгаю выше не то чтобы собственной головы - выше - прости Господи! - женилки своей обрезанной. А вокруг ,что в Ахайе ,что в Малой Азии - везде пресвитеры всякие - ишь должность придумали! - во главе общин заправляют. Слушай ,ты часом пресвитером стать не хочешь? Важной персоной будешь еси. Не хочешь ,как хочешь. Так вот: и каждый пресвитер в свою сторону мошну тянет; обвиняют друг друга ,грязью поливают. Спорят, значит ,кто лучше да кто праведней. Недавно Андрей ,Зеведеев сын ,вернулся из странствий. Говорит ,что доходил аж до самой Гипербореи. Проповедовал в городах тамошних. Дошагал, говорит, до святилища одного ну и давай его крушить в азазелевой матери. Видел бы ты ,с какой гордостью он нам всё это рассказывал! Вобщем, этот выкидыш рыбачьей сетки сравнял всех кумиров тамошних с землёй ,и объявил ,что никаких богов быть не должно ,а есть только всеблагой Иегова ,пророки да равви Иисус ,и что учение ,которое он несёт, самое правильное. Праведник ,так его растак! Вырыл он на месте капища себе землянку ,взял из местных двоих бродяг себе в ученики и засел там на зиму. Весной пришли священники с правителями - Андрей еле ноги унёс. Ещё и негодует!... Главный наш ,ну Симон-Кифа, только головой покачал да вышел молча ,сказал ,что прост о нездоровится. А я-то видел ,что у него в глазах творилось. Не за чужого человека - за родного брата душа у Симона заболела: эку ересь придумал; а как объяснить? рогами упрётся и начнёт твердить: что ты, мол, мне указываешь?! ты не равви, чтобы мне указывать, как могу ,так и понимаю учение, а ты... Ну и так далее. Уйдёт наверное, от нас Симон-Кифа. Навсегда уйдёт. Домой к себе ,в Вифсаиду ,а может быть ,в Антиохию. Ему-то рыбаку ,море по колено ,рыбы до...вобщем ,ты меня понял.
Фома Дидим, ну тот, у которого брат-близнец по ложному навету на галеры сослан был; так вот ,Фома вернулся недавно с караваном из долины Синдху. Сам не свой. Ходит ,чешет затылок ,а взгляд потеряны-ы-ы-ый! С некоторыми братьями поговорить пытался ,ну, и на мою долю кое-что перепало. Оказалось ,что равви нашего тамошние жители ещё молодым знали. И что Иисус, якобы, раньше на эту землю являлся, только не здесь а на ихнем Востоке, у слоноводов этих. И звали его тогда Кришна ,это по-местному "всепривлекающий". И что был он - ты послушай, глаза на лоб полезут! - Верховной Экспансией Мирового Господа. Какого такого "Мирового Господа"?! Ну ,у нас один Бог - всеблагой Господь Саваоф ,у вас ,у римлян, по-больше богов будет ,а этот самый Кришна со свое экспансией. Куда экспансия? зачем экспансия?
А потом, Фоме говорили, ушёл наш равви дальше в горы ,к тем ,кто слушается ещё какого-то мудреца великого. Вот. И Кришна этот, кстати, якобы ,как и наш равви, учил всех любить и уважать. Поэтому и ходит сейчас Фома ,словно бесами охваченный, только он не буянит ,а под нос себе что-то поёт (я толком слов-то и не разобрал) ,кажись ,вот так: "Рамахарекришна, Кришнахарерама". Кто там кого харит ,я так и не понял... Скоро Фома снова куда-то ехать собирается ,каравана ждёт. Да Фому сейчас всерьёз вообще перестали воспринимать.
Павел Тарсянин деятельность развёл. Что киваешь? Слыхал ,небось? Слыхал. А вот то ,что он раньше, лет, этак ,шесть назад, переметнулся к нам от радикалов ,ещё тешащих себя надеждой на свержение Рима и синедриона - не слыхал. Он был фарисеем-отщепенцем у них на побегушках: подговаривал других фарисеев провоцировать уголовные дела против наших братьев. Иногда доходило до банальной резни. Вот. А потом к нам пришёл. Вернее, не к нам, а в Дамаск. Своим сказал ,что идёт общину резать ,а сам - прямиком к нашему брату Ананию, принимать посвящение водой. Теперь в Галатии водиночку очередную общину основывает. Чувствую, вырвется он среди наших братьев на первые позиции ,его уже сейчас больше слушают, нежели Филиппа или ,скажем, Иоанна.
Ты слушал Нафанаила и думал так ,между прочим: а что ,если взять да и отправиться в одну из галилейских общин и тоже принять посвящение водой.
Собирался ,собирался - так и не собрался.
 
- Хорошо, что ты меня нашёл, Марк Лонгин, - длинная палка резко шевельнулась в пламени костра ,оправила угли, снова застыла.
- Я не искал тебя, - запахнув плащ, ты уселся рядом с Иосифом из Аримафеи.
- Можно не искать и найти, - пробормотал он и тоже по-плотнее запахнулся в плащ. Британские ночи не славились особой теплотой приёма.
- Вот ,солдат ,теперь я живу здесь. Десять лет прошло; десять лет, как я покинул Иудею; десять лет ,как оставил Мириам с деть ми в Массилии ,а сам двинулся сюда.
- А почему именно Британия?
- Он был здесь.
- Кто?
- Иисус, мой бедный племянник. Незадолго до того, как вернуться в Галилею и начать учить, он долго жил в этих местах. Его здесь до сих пор помнят...
 
Шест листьев за спиной:
- Здравствуй ,чужеземец. Ты пришёл к нам с миром?
- Да.
Еле различимое колыхание воздуха:
- Откуда ты?
- Далеко с юга: Океан ,Галлия ,Внутреннее море ,Иудея ,Иерусалим.
Далёкие камыши пробуют незнакомые слова на вкус:
- Иудея ,Иерусалим... эти слова что-то напоминают. Или кого-то.
- Моего родича. Он жил здесь некоторое время.
Дыхание вечернего тумана:
- Время? А знаешь ли ты, что такое время?
- Его звали Иисус.
Встревоженный птичий щебет:
- Почему "звали"?
- Он погиб. Его казнили.
Шёпот травы под ногами:
- Смерть...
 
- Я набрёл на одно из местных священных мест ,где молятся некоей великой богине. И молятся исключительно женщины. Мне это до сих пор не понятно - как женщины могут молиться? Ну да ладно: с годами я стал менее брезгливы во взглядах веры. Сам-то я кто? Иудей-законник, поверивший словам родного племянника и за это объявленный еретиком.
Оказалось ,что тогда, в лесу ,я разговаривал с их главной священницей; по-моему они тут все имеют привычку никому не показываться во время беседы. Здесь чтут многих богов ,как раньше было у нас ,в Иудее .только об этом вряд ли помнят: так ,передаются предания в некоторых старинных родах из поколения в поколение.
Мне разрешили поселиться на этом острове ,под опёкой их женской общины. Позволили построить дом ,обзавестись хозяйством. Я теперь даже коров дою. И свиней развожу ,скот нечистый. Сперва противно было ,потом -ничего, привык. А вчера вечером ко мне пришли от верховной священницы и сказали, чтобы я брал плот и ждал на этом берегу чужеземца. Мол, духи леса его выследили.
- Кто-кто?
- Духи леса.
- А-а ,дриады да сатиры.
- Не знаю ,как насчёт дриад - тебе ,язычнику, виднее - знаю ,что здесь обитают друиды, люди великой мудрости .у которых Иисус и учился.
- Я действительно последние дня два чувствовал ,что за мной кто-то наблюдает. Обошлось, - и ты машинально погладил древко пики, зачехлённой в плотную ткань.
- Всегда носишь её с собой? - обронил Иосиф. - Впрочем ,я так и думал.
- Твои слова на Лобном Месте до сих пор не оставляют меня в покое. Может ,разъяснишь?
- А ты сам не понял? Впрочем, и я до недавнего времени не понимал, как старикашка вроде меня прошагал-проплыл всю Империю и вот уже десять лет имеет силы жить один-одинёшенек в безлюдном месте. Почему люди всё понимают либо слишком рано ,как мой племянник ,либо слишком поздно? Как мы с тобой.
 
-Дядя, это ты?
- Да ,Иисус. Я зубами выпросил у Пилата разрешение на последнюю встречу с тобой. Дай мне на тебя посмотреть...о Господи ,как эти негодники тебя изуродовали. Мало им оказалось ,что ли ,пятидесяти плетей?!
- Дядя ,скажи ,я в чём-то перед ними виноват?
- Нет, мой мальчик ,ты ни в чём не виноват: ты знал, что никогда никого не поднимешь на восстание...
- Да ,дядя, на это есть другие.
- Твои собственные ученики тебя и подставили. Это ведь они кричали в понедельник "Осанна Царю Иудейскому!"
- Они не хотели моей смерти... Ведь не хотели ,да?
Вздох. Тяжкий ,вынужденный, почти усталый.
- Я не знаю. Я верб Симону-Кифе ,Андрею, Филиппу, Иакову с Иоанном. С Фомой пересекался редко, Нафанаил всегда чурался: резкий он какой-то и насмешливый. А остальные...
- Ты позаботишься о Мириам и детях?
- Конечно, малыш, можешь не сомневаться. Я возьму их себе в дом.
- Мириам должна занять моё место во главе общины.
- Я думаю, это решит большинство...
- Это решил я.
Пауза.
- Давай я осмотрю твои раны.
- Не надо ,их всё равно будет больше. Знаешь ,солдаты ,избивая меня тоже кричали "Радуйся ,царь иудейский!" Смешно, правда? Никогда не хотел править ,а мне и царский въезд в Иерусалим устроили (посмотреть бы в глаза тому умнику, который вместо коня приволок ослиху) ,потом угодья стали показывать - в Храм ,то есть ,потащили. Ну я и не выдержал: разогнал всех торгашей к бесовой матери ,сам до сих пор удивляюсь ,как у меня это получилось. Теперь вот коронация будет. Сейчас они все на трапезу пошли ,а потом придут и... вот и корону из терна сплели - видишь: в углу валяется; и мантию раздобыли. И ритуал какой-нибудь ,наверное, придумают. А мне уже безразлично: сегодня я умру ,а что будет дальше...
- Ты же знаешь ,малыш ,Закон нас учит, что после смерти мы попадаем в шеол к праотцам и нашим патриархам ,от коих сможем черпать великую мудрость...
- Дядя ,я не хочу туда.
- То есть как?
- Я не хочу пребывать среди тех ,кто ,не меняя формы, продолжает жить.
- Но Закон...
- К бесам закон! Я знаю ,что если я его не приму, то и он не будет надо мной иметь силу. И я его не принимаю. Дядя ,не смотри на меня так ,я не тронулся умом и говорю сие в здравом рассудке. Да ,я ,Иисус из Назарета ,маг и пророк ,отрекаюсь от иудейского Закона ,и нет и не будет впредь надо мной его власти. Аминь.
Пауза.
- И чего же ты хочешь?
- Я хочу вернуться сюда после смерти. Может быть, в новом человеческом теле ,как об этом учат многие школы мудрости; может быть, просто в другой форме бытия. А если у меня не получиться вернуться таким образом, тогда...я хочу пребывать везде. Понимаешь, везде: всё, к чему я имею отношение - это всё я. Мои проповеди ,слова, магические действия - я; мои мыли в сердцах моих учеников - я; мои следы на песке - тоже я; посуда, из которой ел и пил - я; этот терновый венец ,который на меня оденут - тоже буду я. Я - везде: на небе .на земле ,в море ,в воздухе ,среди людей и в пустыне. Неосязаем. Понимаешь, дядя?
- Понимаю...
- Знаешь ,по-моему мы все на этом завязаны.
- На чём?
- Ну ,как звенья этой цепи, которой скованы мои ноги: деяния одного влекут за собой деяния другого. Не было бы моего родича Иоанна и ессеев ,не было бы меня. Не было бы меня, не было бы моих учеников. А они гораздо самостоятельнее ,нежели кажется на первый взгляд. Ведь они пользовались моими наработками только по началу ,а потом каждый стал работать по-своему.
- Терпеть не могу вашу магию. Слово - да ,но не магию.
- Не забывай ,что Моисей тоже был магом: здесь ты не отвертишься, это фамильное предание.
- Мало ли что...
- У меня ещё хватает сил ,дядя, прочувствовать ,что ты думаешь на самом деле... А за меня не переживай: я знаю ,что делаю ,и если отказываюсь от Закона, значит так оно для меня лучше. Что же касается тебя...ты привык верить в то ,во что тебя приучили верить ,независимо от того ,верен ли был путь твоей веры. Но чтобы дать самому себе право судить о богах ,нужно стать магом. Тебе нужно это? Я думаю ,что нет. Не суди Космос, и да не будешь оным судим.
Пауза.
- Ты должен вернуть меня, дядя.
- Куда?...
- До посвящения водой у Иоанна я был в земле на краю света, называемой римлянами "Британия" ,а местным населением - Инис Кедирн ,Остров могущества. Мою чашу из оникса я привёз именно оттуда. Помнишь нашу церемонию с хлебом и вином в четверг на вечерней пасхальной трапезе? Это обряд британских священников - причащение дарами земли. Знаешь ,в тот момент я понял ,что этот обряд тоже в чём-то я. Поэтому хлеб был назван в тот вечер моим телом ,а вино - моёй кровью. И вы все ,евшие со мной этот хлеб и пившие это вино, принимали в себя - меня. Получается, вы это тоже я!... Но я обещал Острову Могущества вернуться. Вернуться в любом случае. Поэтому ты, дядя, должен отправиться туда и вернуть меня. Уже насовсем.
- Но как?
- Не знаю. Но знаю, что ты найдёшь способ.
Каменные своды претории заохали под ступнями возвращавшихся с трапезы легионеров.
- Это за мной ,дядя. Уходи. Не хочу, чтобы ты видел меня...коронованным.
- Прощай, малыш.
- Прощай. Сделай то, о чём я прошу тебя.
 
Широкий плот тихо скользил мимо высоких камышей по направлению к острову. Иосиф Аримафейский умело правил длинным шестом, отталкиваясь им от неглубокого дна. На том берегу еле заметно продолжал дымиться потухший костёр Иосиф сказал, что вам нужно посидеть и подождать, пока огонь погаснет сам и ни в коем случае не тушить его.
Путь освещал один-единственный факел.
- Теперь ты понимаешь ,что твоя пика тоже где-то...как-то...мой племянник?
- Да, - отозвался ты. - Как и тот сосуд, что ты принёс с собой на Голгофу.
- Это круговая чаша ,которую он всегда носил с собой. Именно в ней Иисус пустил вино присутствовавшим на последней трапезе. В тот раз он забыл её на столе ,и я решил забрать чашу с собой, а потом передать Иисусу...Не успел. Вот как получается. Иисус, кстати, никогда не верил в случайности.
Впереди в свете замаячил берег. Иосиф сделал ещё несколько движений шестом ,и плот легонько ткнулся бортом в невысокий - с голень высотой - но довольно крутой склон ,поросший травой. Оба изгнанника сошли на берег.
- Смотри, - сказал тебе Иосиф, махнув рукой от себя в непроглядную темень острова.
Ты взял факел и пошёл ,куда указал Иосиф.
Большой раскидистый куст терновника предстал твоим удивлённым глазам.
Голос Иосифа позади:
- Почва здесь поистине благодатная. Десять лет назад я расплёл здесь тот терновый венец и посадил здесь ,у самой воды. Видишь, принялся ,и довольно быстро.
Без сомнения ты верил своим глазам. Да и словам старого иудея-еретика - тоже.
Снова голос ,Иосифа. Теперь - совсем рядом.
- Добро пожаловать на Инис Аваллон, Марк Лонгин Германик. Возможно ,он станет твоим новым домом.
Ты улыбнулся.
Ты очень редко улыбался.
 
* * *
- В пещере каменной нашли бочонок пива,
Сосиска рядышком валялася красиво.
Мы пиво выпили ,сосиску съели
И вот такую песенку спели:
Мало нам пива, мало нам сосиски,
Это не по нашенски, это не по свински!
Хрю-у-у-у-у-у!
- Уии-и-и-и! - отозвался отец Колумкилл.
Рыгнул. Осёкся.
- Чтож-ж-ж ты делаешь со мной, бесюка проклятая?! Напоил! При братьях напоил! При воинах напоил! Мне же за это в Темре...в Уснехе...таких пи-и-и... Меня же сана лишат, понимаешь?
- Спокойно ,дядя, - Гвин-ап-Нудд отпил из горла и тоже смачно рыгнул. - Я им сказал ,что я твой дальний родственник по материнской родне, случайно тебя встретил ,и мы поминаем моего троюродного прадедушку по линии сводной сестры от первого брака моего приёмного отца. Правда ,хорошо придумал?
- Но ведь...Но чтобы я ,епископ Эйре .с каким-то бесом мёд глушил?! Ты куда бутылку убрал, зар-раза? Нет уж позвольте! До победного конца.
- На ,пьяница, пей. А за своих можешь быть спокоен: я на них чары навёл, до утра не проснутся.
- Ишь ты! - передразнил отец Колумкил. - Ча-а-ары! Чародей .твою мать фомору через левое колено! Сказано в Писании про вас про всех... щас-с-с ,как там?...во!...А все волхвы ,колдуны и чародеи...э...тьфу ты пропасть! Забыл! Всю жизнь знал а сейчас забыл, веришь?
- Верю, верю. Дай, ещё налью.
Ах пивуха-распивуха,
 
Медовуха, мать твою!
 
Хошь, на донышке оствалю,
 
Хочешь - вылакаю всю!
 
- О-па, о-па!
Это уже отец Колумкилл
...Британия-Европа!
Стал бы я канатоходцем, если бы не ж-ж-ж....
- Жизнь вечная во Христе Иисусе, - это снова Гвин.
- Точно! Жизнь во Христе...это вам не хухры-мухры. Это ого-го-го-го-го!...Наливай!
- А знаешь ,дядя, почему я пью и не пьянею ,а ты уже готовый?
- Кто готовый?! Я готовый?! Ты мне это брось, понял?
- Потому что я бог ,а ты - нет! Ха-ха!
- Какой ты бог?! Хорош заливать. Бог он! Христос - бог, а ты!...
- Ты, дядя ,или вообще мозги потерял ,или одно из двух. А может ты по пьяни забыл ,что я тебе сегодня показывал? И про Иисуса-умницу, и про Иосифа ,и про Лонгина? Понял ты или нет, в чём суть-то вашей веры, и откуда она есть пошла?! Ваш Иисус, до сих пор не понятно ,с какого перепугу обозванный Христом ,у наших друидов учился. И нам жертвы приносил. И на Инис Моне был ,и на Айоне был ,и суть нашего мира постиг, а потом уже ,мужем учёным под завязку, домой отбыл. А ты сейчас хочешь всех нас под корень извести?! На Эрине уже накуралесили: наши там из сидов носа не кажут. Что же вы делаете, праведнички?! вашим же детям ,внукам потом другим людям на глаза стыдно будет показаться.
Отец Колумкилл долго смотрел на Гвина пьяно-печальными глазами ,затем отвернулся и затрясся всем телом.
- Ну не могу я по-другому, - вырвалось сквозь всхлипы. - Не могу, понимаешь? Думаешь ,мне легко? Меня по-другому не учили. Я же по канону живу, понимаешь, по канону: я в рай хочу попасть. В христиански-и-и-ий...
- Ну тихо ,тихо, дядя .перестань. хватит реветь ,не маленький, - Гвин придвинулся к отцу Колумкиллу и по-дружески, успокаивающе похлопал его по плечу. - На вот тебе мой плед ,накройся а то холодно здесь у нас по ночам . Понимаю я всё, прекрасно понимаю. Не такой уж у тебя и выбор огромный был. Ну всё ,всё, хватит плакать. Всё будет хорошо ,всё будет нормально...Слыхал небось песенку?
 
Всё в порядке, всё нормально,
 
Я беру тебя с собой,
 
Я беру тебя с собой,
 
В тёмный Аннун с головой.
 
А, ну да: тебе в Аннун не нужно, тебе у нас в рай дорога уготована. В христиански-и-и-ий. Ну, каждому своё... Что ,успокоился? На вот, допей... Ну и споил ж я тебя ,аж самого гордость распирает. Шучу, шучу. Утром проснёшься, ничего помнить не будешь, это я тебе гарантирую. Даже кругов под глазами не найдёшь. И спрашивать тебя никто ни о чём не будет: вчера ели, молились ,легли спать - ясно?
...Не ,а всё-таки дурак ты, дядя. Даром, что учённый.
Дата публикации: 02.10.2008 20:36
Предыдущее: Битва ДеревьевСледующее: Легенда о маге

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта