Будем бороться с собою, дабы не властвовали над нами тираны: гнев и похоть; ибо написано: гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20); также: Похоть же, зачавши, рождает грех, а соделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Ведя такую жизнь, будем крепко трезвиться, и помнить: больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источник жизни (Притч. 4. 23). Не будем забывать, что имеем страшных и лукавых, на все способных врагов – злых демонов. И с ними-то у нас брань, как сказал Святой Апостол: наша брань не против крови и плоти, но против начал (начальств), против властей, против миродержителей (мироправителей) тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Великая толпа демонов окружает нас в воздухе, и они не далеко от нас, и разнятся они очень, однако не это для нас важно сейчас, да и говорить об этом более прилично тем, кто лучше нас. Нам же необходимо узнать, какими кознями сражаются они с нами. Не будем забывать, что демоны не были изначально злы, ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они; но ниспавши от небесной мудрости, и вращаясь уже около земли, одних (Эллинов) прельстили привидениями, христианам же, завидуя, все колеблют, желая всячески воспрепятствовать нашему восхождению на небеса – туда, откуда они ниспали. Поэтому необходимо много молиться, дабы получить от Святого Духа дарование различение духов (1 Кор. 12, 10). Так можно узнать, какие из духов наиболее опасны, какие не очень, кто каким соблазном увлекает, и как каждого из них можно низвести и изгнать вон. Много у них козней, лжи и изворотов. Блаженный Апостол знал сие, говоря: Чтобы не сделал ущерба сатана; ибо нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Мы же в чем были от них искушены, в том должны предостеречь друг друга. Вот и я, сам отчасти испытавши их козни, говорю вам о том, детям моим. Коль увидят демоны христианина, а тем паче монаха, пребывающего и преуспевающего в труде добродетели, то пытаются положить на пути соблазны, соблазны же их суть внушение злых помыслов. Но мы не будем бояться этих внушений, потому что молитвами, постами и верою в Господа враги тотчас низлагаются. Однако, будучи низложены, они отнюдь не успокаиваются, и опять приступают с коварством и хитростью. Когда не смогут обольстить сердце явно нечистыми пожеланиями, то иным образом нападают. Чтобы устрашить, нападают в виде привидений, принимая различные образы: жен, зверей, пресмыкающихся, великанов, воинов. Но и таких привидений не надо бояться, ибо они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением Креста. Впрочем, они дерзки и крайне бесстыдны (Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Ефес 5.12)- А.А.). Если бывают побеждены, то часто принимают вид прорицателей и мудрецов. Да не будем слушать их, хотя бы они возбуждали нас на молитву, хотя бы говорили о постах. Да будет перед нами только цель нашего подвижничества, и не будем обольщены их лукавством. Бояться же их нет смысла, хотя бы и казались они наступающими на нас, хотя бы и угрожали смертью, потому что они немощны, и ничего более того сделать не могут нам, как только угрожать. Все попечение надобно прилагать более о душе, а не о теле, и телу уступать только по необходимости и только на малое время, дабы не увлекалась душа телесными сластями (страстями) и умела бы порабощать наше тело. Сие-то и значит сказанное Спасителем: Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде, что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; Но говорю вас, что и Соломон во всей славе не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь, и не говорите: «что нам есть?» или «что нам пить?» или: «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что отец Ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же Царствия Божьего и правды Его, и это все приложится. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний (день) сам будет заботиться о своем; довольно для каждого дня своей заботы (Матф. 6. 25,26, 28-34). Так же: Итак не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство! (Лук. 12. 29-32). Веруй в Господа и люби Его! Гони прочь от себя нечистые мысли и плотские удовольствия: не прельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15). Остерегайся тщеславия, молясь непрестанно, пой псалмы пред сном и после сна, изучай заповеди, данные тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых. Пусть душа твоя всегда помнит деяния святых, и да служат они для нее образцом. Особенно старайся исполнять Апостольское наставление: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Знай, что это сказано относительно всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в любом грехе нашем. Да не обвинит нас солнце за дневной проступок, ни луна осудит за ночной грех и даже за худое помышление. Чтоб соблюсти себя от этого, хорошо выслушать и сохранять Апостольское слово: Себе искушайте (испытывайте самих себя), в вере ли вы? Самих себя исследывайте (2 Кор. 13, 5). Пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить, а если не согрешил, да не хвалится тем, но, да пребывает в добре, и не предается нерадению, ближнего не осуждая, и себя не почитая праведным: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1 Кор. 4, 5), испытующего тайное. Зачастую и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя мы не ведаем – ведает Господь. Предоставив суд одному Господу, будем сострадательны друг к другу, станем носить тяготы (бремена) друг друга (Гал. 6, 2), и истязать самих себя, а в чем не радеем, постараемся восполнить. Чтобы оградить себя от греха можно сделать и так – пусть каждый замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это другу. Будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает чтоб это видели, или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуд, так если будем записывать свои мысли, с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. Записывание заменит для нас очи наших товарищей, чтобы, чувствуя при записывании такой же стыд, какой чувствуем, когда смотрят на нас, и в мысли мы не держали чего-либо худого. Если так будем воспитывать себя, то сможем поработить тело свое, угождая Господу и попирая козни дьявола. Благодать Святого Духа скорее приходит к тем, кто от всего сердца вступает в подвиг веры, и с самого начала определяет себе ни за что не уступать врагу, ни в какой брани, пока не победит его. Святой Дух, призвав человека, помогает ему, вначале вдохновляет его и устраняет препятствия к покаянию, а потом показывает ему путь его во всей истине, не скрывая трудности. Помогая во всем, Святой Дух указывает какие именно труды покаяния, как телесные, так и душевные, следует совершать. Так ведет он человека, пока не приведет его к Богу, Творцу своему. Для этого Святой Дух вдохновляет человека утруждать тело свое и душу, дабы то и другое освятившись, равно сделались достойными и наследия жизни вечной. Утруждается же тело постоянным постом, трудом и частыми бдениями, а душа – духовными упражнениями и старательностью во всех служениях и послушаниях. Всякое дело надо совершать со всем старанием и страхом Божиим (Здесь и далее, а в христианской литературе в целом, под «страхом Божиим» понимается глубокое почтение и уважение к Отцу-Спасителю, наподобие того почтения и уважения, которые испытывают дети к любимому, но строгому отцу, который за шалости и непослушание, может (и должен, чтобы не выросли из детей несмышленыши-эгоисты) наказать детей, а не панический ужас и лизоблюдство перед тираном – А.А.), если хотим, чтобы оно было плодотворным. Приводя к покаянию, Святой Дух, подает человеку утешение и учит его не возвращаться вспять и не увлекаться ни чем из мира сего. Для этого Святой Дух открывает глаза душе и позволяет ей узреть всю красоту Чистоты, достигаемой трудами покаяния, и чрез это зажигает в ней рвение к совершенному очищению себя вместе с телом, так чтобы оба стали одно по чистоте. В этом и состоит цель наставничества Святого Духа: очистить совершенно тело и душу, и привести их в то начальное состояние, в котором находились они до Адамова падения, истребив в них все, примешанное дьявольскую завистью, да так, чтобы не оставалось в них ничего вражеского. Тогда тело станет покорным повелениям умной души, которая будет властно определять его в пище и еде, и сне и во всем, постоянно руководствуясь Святым Духом. Как учил нас Святой Апостол Павел: умерщвляю (усмиряю) и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9, 27). Плотские желания бывают троякого рода. Первое желание – естественное, врожденное, которое, однако ж, ничего не производит греховного или предосудительного без согласия на то души, а только дает ощущать, что желание есть в теле и существует. Другое желание в теле происходит от обильного застолья, рождающего жар крови и поднимающее тело на брань против души, склоняя ее к похотям. Поэтому говорит Апостол: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд. Равно и Господь заповедует ученикам Своим в Евангелии: смотрите же за собою, что сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лук. 21. 34). Иноки же, кои возревновали достигнуть полноты святости и чистоты, особенно должны всегда так себя держать, чтоб можно было сказать вместе с Апостолом: умерщвляю (усмиряю) и порабощаю тело мое (1 Кор. 9, 27). Третье желание бывает от злых духов, которые по зависти искушают этим и покушаются расслабить взыскавших чистоты или уклонить с пути хотящих войти в двери чистоты. Если человек вооружится терпением и будет верен Божьим заповедям, то Святой Дух научит его, как очистить душу и тело от таких желаний. Если же потеряет бдительность, и позволит себе пренебрегать заповедями, то тотчас духи злые начнут одолевать, насядут на него и станут осквернять и мучить его желаниями до того, что доведут бедную душа до отчаяния, не видя ни откуда никакой помощи. И только отрезвившись, когда станет снова соблюдать заповеди, и, познав на теле своем иго злых духов, предаст себя Святому Духу, снова исполняется она спасительным настроением. Тогда-то уразумевает она, что покоя должна она искать единственно в Боге, и что только таким образом возможен ей мир. Необходимо в равной мере каяться и телом и душой, стремясь к совершенной чистоте. И когда сподобимся такой благодати, то без всякого сожаления или поблажки вступим в борьбу со страстями. Тогда будем подкреплены и ведомы Святым Духом, и отразим от души все нечистые мысли, исходящие от похотей сердца. Святой Дух вместе с умом и духом человека, поможет строго исполнять заповеди, и прогонит от души все страсти. Святой Дух учит душу держать в порядке все тело – с головы до ног: глаза, чтоб смотрели с чистотой; уши, чтоб слушали мирно и не услаждались наговорами, пересудами и поношениями; язык, чтоб говорил только благое, взвешивая каждое слово, не допуская, чтоб в речь вмешалось что-либо нечистое и страстное; руки, чтоб были щедры и устремлены к молитве, и на дела милосердия; живот, чтобы быть воздержанным и потреблять в меру только необходимое, не допуская чревоугодию и похоти увлекать себя за эту меру; ноги, чтоб ступали по воле Божией, направляясь к служению доброте. Так тело, учась всякому добру, начнет изменяться, подчиняясь власти Святого Духа, так что, наконец, обретет в некоторой мере те свойства духовного тела, какие будет иметь в воскресении праведных. Страсти души известны: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие. Когда душа всей силою своею отдает себя Богу, тогда щедрый Бог подает ей дух истинного покаяния, и очищает ее от всяких страстей, давая силу ей преодолевать и побеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны, стараясь посредством искушений вновь ее похитить. Если душа пребудет твердой в своем обращении, покаянии и в добром повиновении Святому Духу, исполняя труды веры (в постах ли долгих, бдениях частых, в поучениях в Слове Божием, в непрестанной молитве, в отречении от мирских утех, в услужении всем от чистого сердца, в смирении и нищете духом), то Творец наш милосердный сжалится над нею, ради трудов ее, со всякою теснотою и нуждою совершаемых. Всещедрый, милостиво призрев на нее оком Своим, избавит ее от всяких искушений и милостью Своею исторгнет из рук врагов. Сказано: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует и всего?» (Римл. 8, 31-32). Сына Своего Единородного предал для избавления нас от грехов и неправд наших. И Сын Божий, смирив Себя ради нас, исцелил нас от душевных болезней и спас нас от грехов наших. Прошу же вас, именем Господа нашего Иисуса Христа, знать и помнить всегда эту жертву Божью за нас! Бог-Слово, ради нас, во всем уподобился нам, кроме греха. Осознаем же это, и возревнуем о том, чтобы освободиться от грехов, силою пришествия Господа к нам. Те, кто осознал это – верные рабы Божьи. Но рабство не есть совершенство. Совершенство вводит нас в усыновление-освящение, приходящее к каждому в свое время. Так, когда Господь наш Иисус Христос, увидев, что ученики Его уже готовы стать сыновьями, и Его познали Духом Святым, сказал им: Как возлюбил меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдил заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудети радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его: но Я называю вас друзьями (и братьями), потому что сказал вам все, что слышал от Отца (Иоан. 15, 9-15). Говорит Святой Апостол тем, которые познали, чем стали они во Христе Иисусе: все водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Римл. 8, 14-15). Кто не готов восстать от греха, пусть знает, что пришествие Господа Избавителя будет ему в осуждение. Как сказал старец Симеон Матери Иисуса: се лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лук. 2, 34-35). А Апостолы провозгласили: мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор. 2, 15-16). Да будет известно вам, что враги истины непрестанно усиливаются, дабы уничтожить истину. Бог же во всякое время посещал творение Свое, от самого сотворения мира, и тех, которые от всего сердца взывали к Создателю, учил правой вере. Но когда, из-за страстности нашей плоти и злобе врагов, борющихся с нами, добрые устремления души потеряли силу, и люди уже не могли постигнуть даже того, что свойственно им по их естеству и предназначению свыше, так что не могли освободиться от грехов, чтобы прийти в свое первоначальное состояние, тогда Бог сотворил с нами милость и научил нас истинному Богопочитанию чрез закон писанный. Когда же и это не помогло, тогда Бог, видя, что рана расширяется и требует решительного врачевания, определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный Врач наш. Обуреваемый любовью к Иисусу Христу, я, смотря на наше время, испытываю то радость, то сетование и плач. Очень многие облеклись в одежду благочестия, но только некоторые сделали это от всего сердца и сподобились получить избавление, принесенное Господом нашим Иисусом. И это суть те, о которых я радуюсь. Иные же, забыв силу своего обета, действуют по воле плоти и похотям сердца своего. И это суть те, о которых я сетую, ибо им пришествие Господа будет в обличение. Иные, наконец, помышляя о длительности и трудности подвига веры, упали духом, почему сбросили с себя одежду благочестия, и стали как бы бессловесными. И это суть те, о которых я плачу, так как пришествие Господа нашего Иисуса Христа стало им в осуждение. Я неустанно молюсь о вас Богу, чтобы Он вверг сердца ваши в огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел низвести на землю: Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лук. 12 49). Дабы смогли вы властвовать собой, управлять желаниями вашими и отличать добро от зла. В штиль всякий мореплаватель может быть о себе высокого мнения, и горазд хвастаться, но в шторм, при внезапной перемене ветров, открывается искусство и опыт истинных кормчих. Кто боится Господа и соблюдает Его заповеди, тот раб Богу. Но это рабство, служение, в котором мы находимся, не есть рабство как таковое, но свобода от греха. Рабство сие есть праведность, ведущая к сыновству. Господь наш избрал Апостолов и вверил им распространение Евангелия. Данные ими заповеди установили для нас прекрасное рабство, чтоб мы господствовали над всеми страстями и совершали чистое служение добродетели. Когда мы приступим к самой благодати, Господь наш Иисус Христос скажет и нам, как сказал Апостолам Своим: Я уже не называю вас рабами, но друзьями Моими (и братьями): потому что все, что слышал от Отца Моего, сказал вам (Иоан. 15, 15). Приступившие к благодати на своем опыте познают устремления Святого Духа и осознают тот духовный настрой, о котором говорит Святой Апостол: приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Римл. 8, 15). |