Анатолий Маркович Маркуша - один из наиболее издаваемых и популярных детских писателей в бывшем Советском Союзе. Родился 20 июня 1921 года.Перед самой войной Анатолий Маркович поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков и 19 июня 1941 года оказался сразу среди защитников неба. После войны он попал в первый набор школы лётчиков-испытателей.За годы армейской службы освоил 50 типов самолётов..Издал более ста книг,переведённых на 19 языков мира,общим тиражом за 15 миллионов экземпляров."Вам-взлёт!","Внимание-дети!", "Грешные ангелы","Книга для сыновей и пап","Мужчинам до 16 лет","Желаю счастья,девочки!","Синее небо","Человек-птица","Чудеса на колёсах" и много-много других.Каждая его книга - шедевр.Большой,или маленький,но шедевр,сотканный из правды и мудрости. С писателем Маркушей делились своими проблемами тысячи советских детей. Когда-то и я,одиннадцатилетняя школьница, послала ему письмо. Написала, что я, Лёлька Литвинова ( так называли меня в классе), люблю конфеты "Мишка на севере" и эскимо, что мне нравится кататься на роликах, читать приключенческие книжки, а порой даже играть на фортепьяно. И терпеть не могу наших в классе хулиганистых и драчливых мальчишек и математику. Прибавила ещё пару своих стихотворений о жизни во дворе и школе. Не очень то надеялась, что такой большой и мудрый человек мне ответит, но он ответил. Завязалась переписка, которой я тогда очень гордилась. С тех пор прошло не мало времени. И вот, уже взрослым человеком, вспомнив, сколько радости в детстве мне доставляло письменное общение с Маркушей, решила ему написать по старому адресу. Ответ пришёл почти сразу. Удивительно, но писатель вспомнил меня, обрадовался, что я нашлась и пригласил в гости.. Приехав в Москву, я сразу поехала в гости к Анатолию Марковичу. Внешне Маркуша показался мне энергичным и живым, даже не верилось, что ему столько лет. Жена писателя - элегантная, пожилая дама угостила нас чаем с конфетами.. -Приятно, - сказал Маркуша, - когда твои юные друзья, и став взрослыми, не забывают тебя.. - Вам ведь, наверно, писало очень много детей.. -В своё время я получил, по учётным данным Дома детской книги, более 50 тысяч писем. - И на все отвечали? - По крайней мере, на интересные и забавные письма я старался отвечать. - Анатолий Маркович, я помню время, когда вас показывали по телевизору, полки в детских библиотеках "ломились" от ваших книг, в календарях печатали ваши изречения.. Помню, когда в школе я сказала нашей учительнице по литературе, что переписываюсь с писателем Маркушей, та саркастически поинтересовалась: "Может, ты ещё и с Сергеем Михалковым переписываешься?" - Да, я действительно был в стране одним из наиболее печатаемых детских писателей. Многие годы вёл на радио программу "Молодёжь хочет знать". Для советских детей я был чем-то вроде "мудрого филина".. - Вы москвич? - Родился я в Днепропетровске. Но в 1923 году, когда мне ещё не исполнилось двух лет, мы поселились в этом старинном доме на Тверской. Вот в этой квартире и прошла моя жизнь.. После армии, когда меня списали с лётной работы, трудился механиком в гараже. Решил вернуться к журналисткой работе. Пришёл в "Вечернюю Москву", где немного поработал сразу после школы, и говорю: "Я ушёл в армию по призыву, поэтому по закону вы должны восстановить меня на работе, сколько бы времени не прошло.." Редактор говорит: "Пишите заявление. У меня свободных мест нет, поэтому я кого-нибудь уволю". А я отвечаю: "Меня в армии обучали многому, но только не подлости. Теперь я у вас ни за что работать не буду".. Устроился я в редакцию журнала "Знамя". Потом меня пригласили в "Литературную газету" В это же время в 1957 году вышла в свет моя первая книга "Ученик орла". И я понял, что надо выбирать - работать в газете и писать одновременно книги невозможно.. - Вы, наверно, много путешествовали? - Немало. Например, в составе команды на сухогрузе я пересёк Индийский океан (был оформлен как второй капитан).Побывал на Северном полюсе, в районе экватора. (Я даже попросил начальника зимовки поставить мне в паспорте печать: дать полюсную прописку. Так и жил с двумя прописками). Поработал я и на испытаниях автомобилей в горах, в Грузии.. С поисковой партией геологов пересёк пешком Камчатку. И надо сказать, мне было тогда уже лет сорок, а ребята совсем молодые, тренированные, и удержаться с ними в темпе было не так уж просто. Забавный эпизод тогда со мной произошёл. Руководитель говорит: "Нам лошадей дают, поедем верхом". Я не бог знает какой кавалерист, да и сёдла вьючные, стремян нет. Залез в седло, ноги в рыбацких сапогах болтаются, держаться не за что. Меня сразу предупредили, чтоб лошадь я не трогал: она умная, старая, будет идти себе потихоньку. И поставили мою лошадь первой, в расчёте на то, что если я свалюсь, меня подберут. Так мы и шли с час, и вдруг лошадь остановилась, нервничает, дрожит, а сзади на меня кричат: "Зачем остановился!" И тут из леса выскакивает медвежонок, маленький, лохматый, как игрушечный. Подбежал к лошади - она храпит, пятится. А следом из этого же ельника выходит медведица. Подхватывает своего медвежонка одной лапой, а другой так ему под зад дала, что он с визгом улетел. И тут мы друг другу посмотрели в глаза. Это было незабываемое ощущение, потому что я увидел, как она.. улыбнулась! Как только медведица ушла, лошадь двинулась дальше.. Был в Германии, Франции, Швеции, некоторых странах Африки. Но вот уже несколько лет я никуда не езжу. Во-первых, всё это тоже приедается. Окраина Парижа выглядит ничуть не лучше, чем, скажем, Черёмушки. А главное, я чётко понимаю, что рабочего времени у меня осталось мало... - Вы ведь ещё и сценаристом были? - В основном документальных фильмов. Самым популярным был тогда фильм "Могучие крылья", в нём рассказывалось о воздушном параде 1961 года в Тушино. На этом параде я познакомился с Юрием Гагариным. Рассказать? Будка, из которой мы вели репортаж, была пристроена к правительственной трибуне. Первым на трибуну вышел Хрущёв, внизу его ждали авиационные инструкторы. А Гагарин скромный малый, который только что из лейтенанта превратился в майора, вышел, стоит в сторонке и не знает, что ему делать. А рядом, довольно высоко от земли, находилась трибуна дипломатического корпуса. И вот одна из "дипломатических дам" узнала Гагарина, прыгнула вниз, накинулась на него и как сувенир содрала с него звёздочку. Через несколько минут прыгать вниз стали все дамы, находившиеся на трибуне. Окружили бедного и стали срывать с него всё, что могли - пуговицы, звёздочки, кокарду. Гагарин и вырваться не может, только правой рукой закрывает геройскую звезду. Смотрю, совсем человек пропадает. Врываюсь я тогда в эту толпу, раскидываю дам как могу, кое-как затолкал его в наш телевизионный автобус. Смотрит он на меня обалдело. "А вы кто?" - спрашивает. "Ну, как вам сказать, - говорю, - вообще-то я Карельского фронта лётчик и в своё время считался приличным ведомым. Так что мне полагается выручать ведущего". Я почему подчеркнул "Карельского фронта" - он служил в Карелии до того, как стал космонавтом.. У меня тогда под рукой была только программка с этого парада, так он мне на ней и расписался.. Маркуша достал из своего рабочего стола программу с гагаринским автографом и ещё какой-то старенький журнал. - Тоже, между прочим, вещь историческая - чкаловский бортжурнал. Он, конечно, не подлинный. Этот бортжурнал был выпущен в 1938 году, когда состоялся перелёт. Тираж его составлял тысячу экземпляров, сейчас, наверно, и двух-трёх не сохранилось. Вот какую историю имеет один из таких бортжурналов. Её мне рассказал Байдуков, второй пилот у Чкалова. Во время войны он командовал штурмовой дивизией. Ночью его будит адъютант и говорит, что через линию фронта перешла женщина и требует, чтобы её к нему доставили. Привели женщину. Это была женщина в годах, она рассказала, что у неё в избе жил немецкий майор. Она убирала его комнату и увидела этот журнал. Женщина бросила свой дом, рискуя жизнью, перешла линию фронта и принесла его к своим. У Байдукова язык не повернулся ей сказать, что это была копия. Женщину наградили орденом Красной Звезды, и она была уверена, что спасла историческую ценность... Возвращаясь к фильму "Могучие крылья" хочется сказать, что мы получили за него гранпри, он назывался "Золотые крылья ФАИ" (ФАИ - это международная авиационная федерация, которая находится в Париже). Потом были и другие фильмы, в основном научно-познавательные. Вместе с известным тогда режиссёром Александром Столпером, мы создали и художественный фильм, он назывался "Отклонение - ноль". Впервые на экране я увидел его в Болгарии. В прочем, всё это в прошлом, сегодня спрос на литературу и фильмы, которые я не принимаю.. - Вот сейчас я почувствовала какой-то пессимизм. А между тем, не так уж много кому удаётся прожить такую насыщенную и деятельную жизнь ,как ваша.. - Спасибо, конечно, на добром слове. Но я бы сказал, в твоих словах звучит прошедшее время. Я не в упрёк, когда человек в таком возрасте, оно и верно - жизнь позади. Но очень не хочется признаваться себе в этом. Я, как и раньше, работаю, как говорится, "на полную катушку". Совершенно убеждён, не работая, живя на пенсию, нормальный мужик через семь-десять месяцев превращатся в законченного идиота..За последние два года наработал четыре рукописи.Однако,большие сложности в возможности публикации.Издатели,располагающие средствами,интересуются в первую очередь детективной литературой,их привлекает порнографический оттенок в приключенческом стиле или чисто практическая тематика вроде советов бухгалтеру,дилеру,или киллеру.. В результате,у меня лежат несколько готовых рукописей,ожидающих издателя,который меня в упор не видит.Кое-кто даже спрашивает:"Как,Маркуша ещё жив? Ну,надо же!" Хочется верить,что спрос на детективы должен снизиться,как уже заметно упал на откровенную похабель.. Да,в последних номерах журнала "Вестник авиации и космонавтики" публикуется моя повесть "Завещание грустного клоуна".. - А почему такое название? - Законный вопрос.Если человек родился при Ленине,на самостоятельные ноги поднялся при Сталине,пережил всю коммунистическую камарилью,запутавшихся во вранье вождей,как ему быть особенно весёлым?.. Эта повесть - попытка взглянуть вполне оптимистическими глазами на прожитое,перечувствованное. Впрочем,ещё Ромен Роллан заметил:"О произведениях надо судить не по намерениям авторов, а по самим произведениям".. - Значит ,по прошлому вы не тоскуете? - Нет, конечно. Всю жизнь мы жили с разными рода талонами, всевозможными ограничениями .Сейчас время не из простых, больно неопределённость заедает. А так - интересно, что дальше-то будет.. - Не похоже ,что у вас проблемы со здоровьем. По крайней мере, выглядите вы хорошо. - Моя покойная приятельница на 86-м году жизни, когда её спрашивали о здоровье, имела обыкновение отвечать:" Согласно паспортным данным". Кажется, и мне пора принимать эту формулу на вооружение. Объективно же говоря, жаловаться на здоровье мне грех, если в этом году я ещё летал, с центрального аэродрома на Ходынке. Есть у меня друг, который мне такую возможность иногда предоставляет. Это здорово, когда набираешь высоту, летишь в свистящем потоке стратосферного воздуха, над тобой нет хозяина, в твоих руках жизнь и смерть .Вот уж праздник души! Меня спрашивают: "А зачем тебе это надо?" Просто осознаю - лечу! Ещё могу! Всё остальное мелочно и преходяще... Больше Анатолия Марковича я не видела. Я несколько лет не приезжала в Москву и мы только переписывались.. А вскоре Маркуши не стало. Писатель ушёл в свой последний полёт. Потерял скорость, но набрал высоту. Ушёл навсегда. Но остались его книги, которые не устаревают. Если книги Маркуши сохранились в библиотеках, хорошо было бы о них рассказать тем ребятам ,кто о них не догадывается. Может быть,и они тоже захотят стать не банкирами,не бинесменами, а лётчиками,военными,настоящими мужчинами,каким был сам Анатолий Маркович Маркуша. |