Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Михаил Сипер
Объем: 8470 [ символов ]
Мысли с эпиграфами
Интервьюер: Вы можете дать нам своё опре­деление авторской песни и высказать своё отношение к ней?
 
Б. Чичибабин: Я не знаю, что такое авторская песня. Я здесь оказался случайно, меня Гриша Дикштейн привёз.
 
(Из интервью Бориса Чичибабина Центральному телевидению на третьем Всесоюзном фестивале авторской песни в г. Киеве).
 
Авторская песня. Как много в этом звуке для сердца русского (украинского, еврейского, белорусского, гагаузского, комсомольск-на-амурского и др.) слилось?! О этот неожиданный, грандиозный всплеск эмоций от крика до шёпота, от марша до романса, от лозунга до молитвы! Говорят, что авторская песня была протестом против мертвящей официалыцины, против скрипа казённых слов и бряцания казённых чувств. Может быть. Но если и протестом, то протестом не осознанным, не нарочитым. Вряд ли кто-нибудь из бардов-шестидесятников думал: "А зафигачу-ка я что-либо нежное и умное в пику Бабаджаняну и Зацепину!" Это шло само по себе, из души, ненавяз­чиво, протест не был демонстративным. Существует в геометрии понятие "скрещивающиеся прямые". Они находятся в параллельных плоскостях и поэтому не могут пересечься. Официальное искусство 50 - 70-х годов и бардовский андерграунд — хороший пример подобных прямых.
 
Булат Окуджава говорил: "Я очень уважаю Серёжу Никитина, но не понимаю, почему я — бард и он — бард. Ну, скажите — исполнитель, композитор, но почему бард?" Мне кажется, это слишком категорич­ный взгляд на вещи. Авторская песня — это не "стихи под гитару" и не "сплав музыки и стихов", а прежде всего "голос души". Не первый год ведётся различными ревнителями "чистоты жанра" борьба с вероот­ступниками. Их энергию да в мирных целях — мир бы не знал Чернобыля.
 
Что для меня характеризует авторскую песню? Прежде всего наличие гула, того самого, ещё не оформившегося в чувство, в словесные определения, но уже присутствующего полутенью, полу­намёком и трогающего не ум даже, а что-то такое полувоздушное, неосознанное в районе когда-то отменённой души. И после этого — "боль, что скворчонком стучала в виске, стихает".
 
Может, это будет сказано бесцеремонно, но для меня "По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят" настолько отождест­вляется с лучшими песнями Визбора, Долиной, Егорова из-за присут­ствия того самого гула, насколько "Когда я был щенком" ассоциируется с самыми типичными образцами эстрадной немочи. Потому что проорать вместе и прошептать вместе — это совсем не одно и то же. Не надо бороться за чистоту жанра! Давайте чистить души, а душа сама оценит, свежий ли воздух или кондиционированное дерьмо. А кто поёт — бард, менестрель, акын или розенбаум — что в этом, право?
 
***
 
Интервьюер: Как Вам понравился конкурс, прошедший на фестивале?
 
Б. Чичибабин: Как мне кажется, конкурсы в области искусства—явление безнравственное. (Из интервью Бориса Чичибабина Центральному телевидению на третьем Всесоюзном фестивале авторской песни в г. Киеве).
 
Да! Именно так. Я согласен с Борисом Алексеевичем! Именно безнравственное. Это лошадиные бега нравственны — одна лошадь на полкорпуса впереди, остальные сзади и просьба не толпиться у пьедестала. Просто эта лошадь лучше остальных. Что привело её к этому, не знаю. Может она ела только "Вискас", чистила зубы "колгейтом" и на скачки без "Тампакса" ни ногой. Но она лучше, так как быстрее других.
 
С областью искусства всё не так просто. Кто мне скажет, кто лучше — Рихтер или несчастный СПИДоносец Вэн Клайберн? Шнитке или Денисов? Кукин или Городницкий? Читатель сам может продолжить этот ряд. Но конкурсы всё же идут. Жюри заседают. Места присуж­даются. Лауреаты торжествуют. Что же это такое — конкурс в области искусства? И в частности в авторской песне и зачем? Я был участником многих конкурсов и фестивалей. Где-то был лауреатом, где-то — нет. В последние годы (начиная с 89), накушавшись послеконкурсных стопариков и набивши папку дипломами, стал в основном заседать в различных жюри. И тут на меня хлынул такой звучащий поток, что от этого изобилия становилось не по себе.
 
Пели все, у кого были рты, и играли на гитарах все, у кого были руки (даже с аппаратом Иллизарова). Пели, главным образом, свои песни. Чудище было классически "обло, огромно, озорно, стозёвно и лаяй". Боже мой, как оно "лаяй"! Если бы не существовало жюри предварительного прослушивания, отделявшего зёрна от плевел, то конкурсные сцены были бы смыты этим потоком, но прежде бы разбежалась публика. О, эти трудяги из предварительного жюри! О них надо петь, им надо ставить памятники и в их честь называть города, улицы, пароходы, парки и общественные туалеты! Это был не конкурс, это была битва против урожая. Была ли в этом необходимость? Да, конечно. Так что же, Борис Алексеевич был неправ? Да нет, прав. Всё это являло собой, несомненно, нечто безнравственное. И не просто безнравственное, а жестокое, безжалостное и беспощадное. Тысячи людей с гитарами не проскочили сквозь игольное ушко прослушивания. Это нанесло тысячи душевных травм. Это вызвало ненависть к "зажиревшим козлам, засевшим в жюри". Я неоднократно видел плачущих, чьи фамилии не красовались в программе конкурсного концерта на Большой сцене фестиваля. Я сам был в числе этих людей в семиде­сятые годы. Это безнравственно — оскорблять отказом людей, пишущих, поющих, жаждущих общения со сцены? Да , безнравствен­но. А это, вообще, необходимо? Да! И ещё раз да! К сожалению, это необходимо. Большая конкурсная сцена любого фестиваля — это показ лица фестиваля. Лица, а не других частей тела. На сцене будут несколько десятков человек, но в зале — тысячи. Они тоже хотят общения посредством песни, хотят праздника. И слабо зарифмован­ная нудятина, льющаяся со сцены, сломает тот контакт, ради которого всё это и происходит. Примеров тому масса. Таким образом, в необходимости отсева по критериям профессионализма я (мне кажется) вас убедил. А лауреатство в основном конкурсе уже и не так важно. Лауреатство присуждает жюри, а песни расходятся по свету в записях и, возможно, петься будут совсем не те, что отмечены дипломами. Возьмите сборник "Грушинский" (Куйбышев, 1990). Сколько имён лауреатов великой Грушинки! Да престижней этого звания была разве что Нобелевская премия! А скольких из этих лауреатов мы поём? Вот то-то и оно. Но конкурс дал им возможность выйти на сцену и сказать желаемое тысячам сопереживателей (фу, какое слово корявое! но правильное), дал возможность оказаться в некотором кругу (а я не боюсь слова "элита") профессионалов (это слово не обозначение профессии, а только показатель уровня). Это возможность получения обратной связи. Простой фестивальный концерт с разнобоем в ритме и уровне не даёт ничего. Конкурс даёт многое. И, к сожалению, многое отнимает. Но что вы хотите от явления безнравственного?!
 
Интервьюер: Как вы думаете, какое будущее у авторской песни?
 
Б. Чичибабин: Я не знаю, что такое авторская песня. Кажется, ранее я на этом останавливался. (Из интервью Бориса Чичибабина Центральному телевидению на третьем Всесоюзном фестивале авторской песни в г. Киеве).
 
Сейчас много говорят о кризисе авторской песни. Об этом бубнят уже, по-моему, лет 20, но в последнее время появилась идеологическая подкладка. Дескать, авторская песня развивалась, когда была запрет­на, а получив полную свободу, скисла. Вот ведь, бред, а! Авторская песня, как и любой вид искусства, держится на творцах и ремеслен­никах (слово "ремесленник" не оскорбление, а признание факта владения ремеслом). Помните рассуждения Ильфа и Петрова о большом и маленьком мирах? Так вот, в большом мире есть "Охота на волков", "Серёга Санин", "Леди", "А хочешь, я выучусь шить", "Шуламифь", а в маленьком — "А я ёжиков люблю", фальшивая в своей разрешённости антисталинская лирика перестроечного и постперестроечного периодов и т.д. Всё, что держалось на сиюминут­ности, на "фиге в кармане", на эпатаже, на бес-с-с-страшии (блин!), вянет и отпадает. Когда всё разрешено, "оборвалися канаты, тормоза не тормозят", становится ещё важнее услышать тот тонкий, захлёбы­вающийся голосок обнажённой души, увидеть и прочувствовать слезы "заплёванного Пьеро".
 
Году в 90-м я прочёл в "Литературке" описание типичного кадра перестроечного кино: "Валютная проститутка курит марихуану под портретом Сталина". У авторской песни из маленького мира есть свои аналогичные спекулятивные штампы. Но так было всегда — и жить и бередить души могут только те песни, которые...
 
Но на этом я, кажется, ранее останавливался.
Дата публикации: 26.06.2003 00:22
Предыдущее: ***Следующее: * * *

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта