На чердаке мы провели достаточно много времени и увлекшись изучением того, что он хранил, не заметили что, как начало вечереть. Когда же мы, наконец, спустились вниз, то было уже довольно поздно и от мамы нам здорово досталось. Правда, все мамины упреки и нравоучения мы пропустили мимо ушей потому, что после экспедиции на чердак были переполнены радостью. Как же, каждый из нас стал обладателем своего, только ему принадлежащего сокровища. Я стал обладателем старой фарфоровой куклы, брат - интересной книги, которая была без обложки и без начала и конца. Просматривая эту книгу, мой брат обнаружил в ней, что-то, что его очень сильно взволновало. Позже, через много лет я узнал, что эта книга называлась «Декамерон», а то, что взволновало Яна, называлось новеллами. Особенно волнительными для него были некоторые места в новеллах, те самые, в которых описывалось что-то, что для мальчика в подростковом возрасте представляется чем-то особенным. То, что книгой без обложки и без названия называлась «Декамерон» Боккаччо объясняло многое. По крайней мере, мама как-то рассказывала о том, что наша бабушка такие книги не выносила на дух. Вполне возможно, что эта книга стала жертвой в борьбе за моральные устои в нашей семье и была приговорена бабушкой на вечное изгнание на чердак. Однако, Ян вернул этой книге другую жизнь в буквальном смысле. История фарфоровая куклы была намного проще. Мама, увидев в моих руках старую куклу, сказала, что эта кукла когда-то была ее любимой игрушкой. Но, это было так давно, что они не сразу все вспомнила. Кукла оказалась забытой потому, что как-то получила травму, ей отбили нос, что по сути круто изменило ее жизнь. Кукла с отбитым носом стала малопривлекательной и со временем, о ней забыли. Игры в куклы отошли на задний план быстро, наверно, потому, что по мере взросление у детей послевоенной поры происходило быстро, детские игры незаметно отходили на задний план, уступая делам, которые были частью взрослой жизни. В послевоенное время дети активно помогали семье выживать. Постоянная нехватка денег вынуждала браться за любую работу, которая могла бы принести хоть какие-то деньги в семью. А поскольку куклу как-то нечаянно уронили, отбив ей нос с руку, то интерес к этой игрушке у девочек очень быстро пропал. И, наверно именно по этому, эта кукла со временем оказалась на чердаке, заброшенной и забытой всеми. Кроме всего этого, я также сделал открытие: оказывается, наш дом полон историй, которые ждут своего часа, чтобы напомнить о собственном прошлом и прошлом кого-то из живущих в доме. Наш дом, так же наверно, как любой дом – это неизведанная планета полная загадок и тайн. Все это меня нисколько не удивило, я знал, что это еще не все истории нашего дома и нашей семьи. Поскольку, о найденном в туловище куклы колечке я никому ничего не сказал. Получилось, что дом раскрыл нам две свои тайны и взамен получил только одну – тайну колечка с камешком. Через много-много лет, вспоминая то, как я поступил с колечком, найденным в кукле, я понимаю, что поступил некрасиво. Если бы я рассказал матери об этом колечке, я, наверняка, узнал бы то, как оно оказалось в кукле. Если поначалу я думал, что это колечко не что иное, как дешевая бижутерия, то со временем, внимательно изучая колечко, я обнаружил на нем клеймо в виде женской головки в кокошнике с профилем влево и букву «Н».Я не был специалистом в ювелирном деле, но то, что на внутренней поверхности колечка имеется клеймо, подсказывало мне, что колечко не из дешевых. Осознание этого, наводило на меня страх, я боялся, что кто-то узнает об этом колечке. Если такое случится, то начнутся расспросы, к которым я никак не мог привыкнуть. Изучив устройство куклы, я принял решение ее реставрировать. Чтобы сделать то, что называется «реставрацией» надо было знать очень многое. Я начал расспрашивать мать и отца о том, как снять мерку с куклы, как реставрировать ее тряпичное тело и как изготавливаются такие элементы, как голова, руки и ноги и как их восстановить. Поскольку мой отец был конструкторам и в школьные годы увлекался коллекционированием гипсовых масок, то проблема восстановления головы куклы, ее рук и ног оказалась не очень сложной. Отец предложил изготовить куклу «по новой» из гипса. Он считал, что так будет лучше потому, что вновь изготовленную куклу мы сможем раскрасить по своему вкусу. Предложение оказалось заманчивым. Я не предполагал, что на его осуществление потребуется много времени не только моего, но и отца. Несколько дней я принимал самое активное участие в том, что называется изготовление элементов куклы из гипса. Я собственными глазами увидел то, что называется конструированием и изготовлением кукол. Оказалось, что это сложный процесс, занимающий большое количество времени и требующий специальных навыков и материалов. Благо мой отец в юношеские годы имел опыт работы с гипсом. Он предварительно рассказал мне о том, как будут делаться детали куклы. Постигая тайны изготовления гипсовых деталей будущей куклы, я еще до ее появления на свет, начинал ее любить. И это нисколько не преувеличение. Я готов был отдать все свое личное время, всего себя, лишь бы моя кукла появилась на свет, как можно скорее, лишь бы она получилась самой красивой. Наверно, очень похожие чувства переживают будущие родители, ожидающие рождения своего ребенка. Похоже, что многое, что мы переживаем во взрослой жизни, закладывается еще в детстве, только мы, будучи еще детьми, этого мы не знаем. Моя кукла изготавливалась из пяти керамических деталей и туловища, которое я должен был сшить из мягкой фланелевой ткани. Гипсовые части отец изготовил из гипса, взяв за модель голову старой фарфоровой куклы, найденную мной на чердаке. Он реставрировал ее разбитый нос при помощи клейкой массы, а потом зачистил его наждачной бумагой. Таким образом голове куклы был возвращен первозданный вид. Тоже отец проделал и с другими поврежденными частями куклы. Самое трепетное мгновенье я пережил, когда отец разобрал форму и извлек из нее готовую гипсовую отливку головы куклы. Мне показалось, что это самый важный момент всего процесса. Извлеченная из формы голова куклы казалась странной потому, что это была всего лишь заготовка, на которой позже после высыхания и обжига предстояло нарисовать глаза и губы. Но, на этом этапе голова кукла воспринималась мной, как мертвая. Того, как отец делал обжиг головы, мне не удалось увидеть потому, что он собрал все пять элементов куклы и унес с собой на работу, сказав мне, что принесет через несколько дней готовые элементы. Он только поинтересовался у меня: «Ты, какие глаза хотел для своей куклы?» Я не думая, ответил: «Вишневые!» Отец немного даже удивился такому моему ответу. Ему показалось, что такого цвета глаз не бывает. Через несколько дней, как-то вечером, придя с работы домой, отец с порога объявил: «Я принес твою куклу!» С большим волнением я увидел то, что отец обозначил словом «кукла». Головка у моей будущей куклы показалась мне очень привлекательной, несмотря на то, что она была без волос. Отец помог мне раскрасить куклу и приклеить к ее голове волосы. После небольших манипуляций с головой моей куклы и с волосами – головка приобрела довольно привлекательный вид. Я долго не мог определиться с прической куклы. Заплетать ее волосы в косички мне не хотелось. Волосы, собранные в хвостик, показались мне самой подходящей прической. Сборка куклы заняла у меня много времени потому, что я не обладал достаточными знаниями в области изготовления кукол. Я вырезал из байковой ткани форму тела с руками и ногами, в двух экземплярах, прошил их по бокам. Получилось что-то вроде мешочка, который я потом вывернул и набил ватой. Места для крепления шеи, кистей рук и ног куклы я не стал заполнять ватой. С помощью клея я приклеил голову, руки и ноги, который были обуты в черные туфельки с серебряной пряжкой, к тряпичному телу. Изготовление куклы заняло у меня почти неделю. Самым сложным было решить, что делать с колечком с камешком, найденным мною в туловище старой куклы. Как ни странно, но, решение пришло ко мне, как-то само собой. Я решил, что колечко надо зашить в новую куклу, пусть оно будет новой тайной новой куклы, ее сердцем. Перед тем, как закончить сбоку куклы, приклеив к тряпичному тельцу руки ноги и голову, я обмотал колечко тряпочками и затолкал его в голову куклы. Таким образом, кукла получала свою тайну и свое сердце. Когда сборка куклы была закончена, я проверил, болтается ли колечко внутри головы куклы. Оно не болталось. Когда кукла была закончена, папа прореагировал на это простой, но очень умной фразой, которую я вспоминаю про сей день. - Ты молодец! Терпелив. Настойчив и аккуратен! С тебя получится хороший портной! На похвалу отца я ответил просто: - Так это еще не все… Еще платье надо придумать и сделать! От избытка впечатлений и радости за себя, впервые в жизни сделавшего что-то особенное своими руками, я почти летал по воздуху. Опыт приобретенный мной позволил мне сделать и озвучить одно умозаключение, которое никто из взрослых не стал комментировать. - Кукла, сделанная своими руками, напоминает живого ребенка! Наверно, молчание взрослых подтверждало правоту моих слов. Таким образом, у меня, наконец то, появился настоящий друг, с которым меня роднила общая тайна, о которой больше не знал никто на свете. Вечером, перед тем как отправиться спать, я подошел к своей кукле, которая лежала на диване в большой комнате, и тихо шепнул ей: - У тебя сегодня день рождения! Ты знаешь об этом. Но, тебя никто не поздравил. В спешке, за делами никто об этом просто не вспомнил. У людей такое бывает! - Да, - ответила мне кукла. – У меня день рождения… Кукла без платья выглядела довольно странно. И я достал из серванта носовой платок и повязал его кукле так, что получилось что-то вроде платья. Это было первое платье, придуманное мною для куклы было изготовлено из обычного мужского носового платка. - Ия, тебе нравится платье? – спросил я. Кукла мне ничего не ответила. Я понял, что платье из носового платка куклу не устраивает, но она не хочет меня растаивать своим недовольством. Я знал, что девочки с особым трепетом и интересом обсуждают платья. Мне пришлось, что-то сказать кукле по имени Ия, чтобы хоть немного успокоить ее перед сном. И я сказал: - Ты, Ия, пожалуйста, не расстраивайся, я тебе сошью самое красивое в мире платье. Честное слово! А.Leere. © Copyright: Ан Леере, 2010.Все права на данный текст принадлежат исключительно автору. |