Об одном необыкновенно тихом концерте) И запоёт тихо струна И - никаких чудес «Вальс над волной», Ю. Карпов, А. Аполинаров Этой весны город, казалось, ждал как никогда… Когда наступают трудные времена, почему-то именно на спасительный март возлагаются все надежды… Всю зиму город был болен – никогда на моей памяти ещё не было настолько пронзительных и промозглых зим! Долго и мучительно тянулось напряжённое ожидание… И вот, наконец-то! Мы всё же дождались этого марта, и практически с первых дней нас затопило солнцем… Ведь так не бывает, подходит к концу вторая неделя марта, а город уже скинул шапки снега и головные уборы прохожих, а здания, изрядно потрёпанные зимними ветрами, в ярком и тёплом свете стали напоминать декорации комикса… Был как раз такой день, когда в одном из городских д/к состоялся этот необыкновенно тихий концерт. Выступали самарские барды Юрий Карпов и Алексей Аполинаров. Одного взгляда на зрительный зал было достаточно, чтобы сразу охарактеризовать происходящее там словом «действо». Сам интерьер зала был необычен – вместо привычного амфитеатра небольшое помещение заполняли хаотически расставленные столики и стулья, создавая атмосферу небольшого летнего ресторана. Лето было и на фотообоях, изображающих стеклобетонный город, залитый светом… Одна деталь поражала взгляд– вокруг дороги с рядами машин росли пальмы… Может быть, это город из утопии, которая иногда пробуждается в мыслях каждого из нас… Мы все иногда мечтаем… Здесь же мечты разных людей сошлись в одной точке – этом маленьком зале. Неброско одетые, немолодые в большинстве своём, люди молча сидели за столиками и стояли, прислонившись к стенам… Царила полная тишина… Её нарушили негромкие звуки гитарных струн… Интеллигентный человек средних лет с длинными волосами настраивал инструмент перед концертом. Недалеко от сцены, у барной стойки, можно было приобрести диск с новой программой дуэта. Рядом с этой конструкцией, слегка режущей глаза техничностью дизайна, негромко что-то обсуждали двое мужчин примерно того же возраста, одетых буднично, как будто они пришли сюда просто отдохнуть после рабочего дня и немного поговорить «о своём». Будучи на подобном мероприятии в первый раз, я поинтересовалась у одного из «завсегдатаев» бардовских «собраний», кто есть кто, заодно расспросив его об отношении к данному коллективу и авторской песне вообще. Как оказалось, этот человек живёт «романтикой дорог» уже 30 лет – со студенческого возраста, 3 раза участвовал в «Грушинском» фестивале и ждёт каждого подобного мероприятия как праздника, на котором можно отдохнуть душой от повседневности и встретиться с «товарищами по Груше», которых застать где-то ещё практически невозможно – занятость и усталость берут своё … Немного поговорили о «философии» авторской песни, которую я бы охарактеризовала двумя словами «Хочу тишины!»… Ведь по словам немногочисленных согласившихся на интервью зрителей, ничто так не «лечит», как особенная бардовская «энергетика»,а такие, казалось бы благополучно устаревшие – до смешного – слова как «единение душ» снова обретают смысл и не выглядят нелепым пережитком прошлого.. Не зря же утверждают, что «три кита» «авторки– это «хорошая поэзия, душевная музыка, необыкновенно глубокие, духовные, интересные люди». Слушатели авторской песни руководствуются лишь двумя критериями «цепляет или не цепляет», ведь лирика эта – лишь «музыка душевных струн», простая и понятная, но вместе с тем необыкновенно тонкая и чувственная. Ведущий концерта Эдуард Филь «разоткровенничался» со зрителями, заявив, что «Лучший бонус по итогам 2008г – рабочее место в 2009м» и назвал данную программу «антикризисной», а её истинное название «Только с тобой» - лишь прикрытием истинных намерений дуэта – устроить зрителям «настоящий праздник души». Души зрителей действительно «праздновали» сегодня… В этой музыке и поэзии было всё – и «хулиганистые» стихотворения, и печальные размышления о жизни… Вместе с авторами-исполнителями зал то мучительно рефлексировал по поводу «несостоявшейся» жизни, ощущая на время, что всё потеряно, то снова оживал и смеялся над «кухонными» персонажами и воробьём, который так хотел стать орлом. Так сложилось, что «романтики дорог» в большинстве своём представители «сильного пола». А какой романтик ни грезит о Прекрасной Даме? Женские характеры в авторской песне… Какие они? Как и в жизни – разные. Это и легкомысленно-неосторожная мартовская девушка из зарисовки Филя, которой «весенний ветер нагло и в порывах» совершенно бессовестно «под юбку лез» и «больная женщина в больном районе, в больной стране, в больные времена». Это милая и домашняя жена, к которой так приятно возвращаться лирическому герою «на сильно запоздалый ужин», при этом слегка «огибая лужи» - видимо от усталости. Алексей Аполинаров и Юрий Карпов подарили публике ТО время, которое все считали давно ушедшим… Ведь многие из сидящих в зале ещё в молодости выбрали этот путь – «за туманом». У каждого он был свой, но всё же «сто дорог слились в одну», и привели в страну, «где все закаты и рассветы одновременны», и хотя порою здесь поют о «непришедшем счастье», но всё же, именно здесь нужно искать «причал, где есть смысл бытия», который впрочем, так и не будет найден. Но зато, если очень повезёт, будет найдена Та, которой можно кричать, задыхаясь от нахлынувшей вдруг теплоты - «Только с тобой со мной может случиться ТАКОЕ!». Конечно, эта встреча будет мимолётной – но зато, чёрт возьми, «хорошо лежать на траве и одну лишь мысль держать в голове – что никто не нужен нам в этот день». Невольно начинаешь думать, что слова «утешительной» песенки «всех времён и народов» «Don”t worry, be happy» - совсем не с окутанной лёгким опьянением Ямайки, куда так мечтал попасть каждый уважающий себя хиппи, чтобы наконец-то погрузиться в полное спокойствие единения с Природой. Нет, эти слова были сказаны здесь, в России, у костерка – так просто и легко – «Да не парься ты, будь счастлив!». С лёгкой ироничной улыбкой Апполинаров заявил где-то в перерывах между песнями – «Вижу, здесь собрались в основном СВОИ!» Подумалось – « И ИЩУТ сообща». Необыкновенно светлым показалось лицо немолодой женщины, сидевшей позади меня, в глазах которой поблескивали слёзы. Действительно, столько счастливо - одухотворённых лиц сложно встретить сейчас вместе. Может быть, любовь, которую все эти люди переживали сейчас вместе с авторами, отменяет беспокойствие мысли? Алексей Аполинаров заставил немного задуматься фразой, брошенной в ответ на вопрос о сути бардовской поэзии– «Мы же не поём, что кто-то умер» - так приземлённо на первый взгляд прозвучало это смелое утверждение. Да, конечно, можно кричать во весь голос «Мы призываем к счастью! Мы возвращаем к жизни!» - но, вдумайтесь, ведь в таких пафосных лозунгах столько фальши! Заставила поразмышлять и песенка «Ах, пОлно с драконами драться!»… Да, это поколение – 50-летние – всё ещё мечтатели и романтики, и хотя, «героев уводят на площадь казнить палачи поутру», и хотя всем им «вряд ли вернуться в начало своей бесшабашной игры», ОНИ остались, и остались «детьми, только разного возраста», как сказал кто-то из мудрых мыслителей устами Эдуарда Филя в одной из пауз. Только игры этих «вечных детей» совсем не детские… И играет с ними сама судьба. И вот она, мечта, наверное, всего поколения, прозвучавшая в песне на стихи саратовской поэтессы Галины Шпаковой: И вместо ночных истерик вдвоём утонуть в истоме, Открыть нараспашку двери, забыв, что есть кто-то кроме, Для всех остальных исчезнуть и знать, что никто не осудит, Всю боль отпуская в бездну, понять, что мы только люди.» Сделаю небольшое прозаическое отступление. Возможно, многие побывавшие на концерте приобрели книгу «Философия Иллюзий» - поэтический сборник «Виртуальных пилигримов». Думаю, не зря! Ведь младшему поколению приобщиться к авторской песне будет намного проще посредством Всемирной Паутины. Советую зайти на официальный сайт Грушинского фестиваля grushin.samara.ru, и Вы всё поймёте. Вернёмся в зал. Всё более погружаясь в атмосферу концерта, Вы не смогли бы не заметить, что даже откровенно шуточные тексты поэтов-бардов всегда философичны... Светлана Казакова Опубликовано в газете \"Тамбовская Жизнь\" |