«Кто придумал нотную запись?» - ответ на этот вопрос, если задать его просто прохожим на улице, вряд ли удастся услышать. Можно спросить иначе: «Что общего между нотами, стоящими на пюпитре пианино, и рукой?». Ответа тоже не последует. Даже музыканты не всегда знают ответ на эти вопросы. Или забыли, или не интересовались. Много у них забот и без нашего любопытства! Но история «Он придумал запись нот» не просто интересна. Она похожа на легенду, на притчу, на рассказ о необыкновенной удаче обыкновенного Гения. И рассказать об истории создания нот не получится без того, чтобы хотя бы вкратце не сказать о св. Бенедикте и бенедиктинцах. Св. Бенедикт — родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церкви. В православной традиции считается преподобным. Автор «устава св. Бенедикта» — правил 72 и их еще называют «Правила учителя». Приводить их тут – долго. Но почитать их можно. В Интернете ведь всё найти можно. Вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества огромен, в эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени. При монастырях организовывались ярмарки, больницы. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического- в аббатстве Сен-Дени. Вклад бенедиктинцев в исследования средневековых текстов и живописи также очень высок. Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Гвидо начал отмечать звуки знаками и назвал их «nota» (от латинского слова nota – знак). Ноты - заштрихованные квадратики - размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей. UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes. (В переводе с латинского: Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн») Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь. Вот как это изображено на Гравюре «Гвидонова рука», 1547 г., Венеция. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что сейчас в музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года. Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Ноты впоследствии усовершенствовались. Но мы знаем Великие произведения музыки потому, что монах–бенедиктинец Гвидо придумал, как сохранить звучащие шедевры! Роль этого человека в истории музыки сложно переоценить. Гвидо из Ареццо (990-1050) – монах из Тосканы, изобретатель системы нотной записи. |