Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: игорь маранин
Объем: 10534 [ символов ]
Доказательство Саломии Афанасьевны
Было душно, как всегда бывает в ожидании грозы. Солнце плавило воздух, и над зарослями терновника воздух «плыл», словно подтаивал на жаре. По пыльной июльской дороге волы тянули воз, охлестывая себя хвостами по пятнистым бокам. Тянули медленно – казалось, хвосты не насекомых гоняют, а не дают волам заснуть. Возница курил самосад, отпуская колечки дыма в небо – они быстро расширялись и на целое мгновение зависали у возницы над головой, словно вылинявший в дороге нимб. А потом исчезали, оставляя резкий запах табака. Из-под соломенного капелюха – шляпы, скрывающей от солнечных лучей, виднелся крупный «картофельный» нос и ярко-рыжая бородёнка. Штаны на вознице были холщовые, светлые, и рубаха тоже светлая, домотканая. Широкий ворот открывал загорелую, в несколько складок, шею, на которой висел ланцюжок – тонкая металлическая цепочка, а на ней – простенький, потемневший от времени и пота крестик.
 
Обладатель рыжей бороды вёз мешки с кормом на станичный рыбозавод. Жара почти не донимала его, он любил жару, раскаленное июльское пекло и плывущий от зноя воздух. Впереди был ещё десяток вёрст сладкой неги, крепких дымных колец и тишины, нарушаемой лишь жужжанием насекомых. Он представлял, как Саломия Афанасьевна, вдова, с которой возница жил последние пятнадцать лет, печёт рыбный пирог. Ох, уж эти пироги с рыбой – от одной мысли о них изо рта текли слюнки, а в животе начинало настойчиво урчать! Под такой пирог не грех и стакан самогона выпить, только где на него денег взять, если их даже на подштанники не хватает.
 
***
 
В тот жаркий день Саломия Афанасьевна в станице отсутствовала, гостила у дальней родни в Кореновске – родичалась, как говорят на Кубани. С возрастом она не раздобрела, как иные казачки после пятидесяти, осталась стройной и подвижной, разве что слегка оплыла фигурой, как оплывает, погорев, свеча. Волосы, как и положено немолодой женщине, собирала в шиш – пучок на затылке, и поверх него носила под уличным платком или косынкой раскрашенный колпак с цветочным орнаментом. Бойкая и хвастливая на язык, она была абсолютно безграмотной, зато характер в отношении денег и трат имела строгий. Деньги – вода, сколько человек может без воды прожить? Оттого запасная фляжка всегда должна быть наполнена и припрятана на случай сильной жажды. Образных выражений Саломия Афанасьевна не понимала, слова для неё всегда имели прямой смысл. Однажды мужний племянник, человек городской, «из образованных», приехав в гости, неосторожно заявил:
 
– Вы, Саломия Афанасьевна, дядю моего в ежовых рукавицах держите.
 
– Ополоумел! – обиделась хозяйка. – Изверг я – зверей резать?
 
– Каких зверей? – опешил гость.
 
– Сам тока же сбрехал: ежей на рукавицы твоему малохольному дядьке!
 
До войны, в голодные годы язык довёл её до самой Москвы, и она любила описывать столицу и быстро-быстро тараторить, хвастаясь, что не раз отличалась там находчивостью и сообразительностью.
 
– Приихала я в тю Москву, а вона це така больша, больше нашей станицы в пять раз! От вокзалу на травмае ихать и ихать, ихать и ихать, и все за тридцать копеёк, а потом ище и топать. Поступыла работать у акадэмика, всё по дому робила. Однажды с Манькой – це подруга моя, вона тоже у акадэмика робила, поихали на травмае по делам. Я ей даю тридцать копеёк, кажу: «Купи билет». Вона купива билет. А тут кондухтор-проверяющий, вин ловэ хто без билета. А я ж така опытна, така сообразительна – бачу тако дило и с травмая на ходу взяла и сплыгнула. И Манька за мной тоже с травмая сплыгнула. Я ей кажу: «Ты чего плыгаешь? У тебе було тридцать копеёк, ты купива билет, а у мене не було тридцать копеёк, я тебе отдала» И тут мене как хватит за руку милиционер. И строго так кажет мене: «Чего ты плыгаешь пид колеса?» А я ж така опытна, така сообразительна, нашлась сразу и кажу: «Ребёнок больны, хозяин больны!»
 
Ввиду её полной неграмотности книги обошли Саломию Афанасьевну стороной. Она не жгла по ночам керосин, склонившись над любовным романом, не утирала слёзы вышитым платочком и не вздыхала мечтательно над долгими и томными объяснениями героинь и героев. Но что-то такое дремало под спудом в её душе. Циник назвал бы это склонностью к красивым жестам, романтик – тягой к высоким чувствам. Нужен был толчок, пример. И он пришел с белой простыни, натянутой между двух столбов – с экрана летнего кинотеатра. В те далекие от нас времена кино действительно было важнейшим из искусств: в неразделённом сознании зрителей всё, что происходило на экране – происходило (либо уже произошло) и в реальной жизни.
 
Саломия Афанасьевна полюбила кино ещё в Москве. Работая прислугой не очень-то походишь в кинотеатры, но когда выпал свободный денёк она могла смотреть один и тот же фильм с утра до вечера. Билетёр, пожилой москвич с пышными седыми усами, степенный и важный, брал с неё деньги только за первый сеанс. Эта женщина была его достопримечательностью, он показывал её своим знакомым:
 
– Та самая. Ждёт уже третий сеанс.
 
Знакомые вытягивали цеплячьи шеи из воротников, вырастая сразу на несколько сантиметров, и застывали словно суслики на задних лапах, наблюдая за просто и бедно одетой женщиной, то и дело всплескивающей руками.
 
– Ждёт другого финала? – хихикали они. – Думает, на этот раз конец счастливым покажут?
 
Билетёр важно кивал головой. Затем снисходительно ухмылялся и добавлял:
 
– В прошлом месяце у фильма хороший финал был. «Хэппи энд» по-английски. Так она всё равно три раза подряд посмотрела
 
– Так понравилось?
 
– Не знаю… Я думаю, она переживала, что на втором или третьем сеансе с героями беда в финале случится!
 
В Кореновске кинотеатров не было не то что в тридцатые, но и в первые послевоенные годы. Фильмы привозила передвижка. И тогда в сквере растягивали белую простынь, а зрители усаживались прямо на землю с обеих сторон экрана, лузгая семечки и вслух комментируя ход фильма. Те, кто уже его видел, громко подсказывали остальным: «Не бойтесь, он не убит, а только ранен!», «Это сейчас они ругаются, а в конце целоваться будут», «Думаете, он правду говорит? Брешет он!»
 
Прошло несколько лет и там же в скверике построили летний театр со сценой и деревянными скамьями. Театр обнесли высоким забором, и едва по улочкам райцентра растекались густые, как кисель, сумерки, как здесь появлялись первые зрители. Они имели деньги на билет и торопились занять лучшие места. Безбилетные мальчишки и девчонки висели гроздьями на соседних деревьях, сидели верхом на заборе, пробирались сквозь отодвигаемые в заборе доски – любой киносеанс собирал в летнем театре аншлаг.
Смотреть кино под открытым небом совсем не то, что в помещении. Над головами висят сочные, почти созревшие для августовского звездопада огромные звёзды. В звуковой ряд фильма, в его мелодию, в разговоры главных и второстепенных героев вплетается карканье потревоженных ворон, лай собак с соседних улиц, глухое ворчание припозднившегося трактора, возвращающегося с поля… Кино под открытым небом по-прежнему не расщепляет сознание зрителя на реальность и выдумку: киногерои сходят с экрана прямо в сквер, на грубо сколоченную деревянную сцену и вдыхают крепкий запах табака, поднимающийся от самокруток в тёмное небо.
 
Впрочем, чуть позже появился в Кореновске и «настоящий» кинотеатр – крытый. Попасть туда без билета, казалось, практически невозможно: единственную дверь в зал строго сторожила контролёр по имени Фрося. Впрочем, ребятишки (да и некоторые взрослые) быстро нашли к ней подход. Нужно было только степенно поздороваться, осведомиться о здоровье и поделиться с ней семечками или конфетой. К началу очередного сеанса карманы «тёти Фроси» бесстыдно оттопыривались от конфет и семечек. Но стоило замешкаться и попытаться проскользнуть внутрь, сунув конфету и позабыв вопрос о здоровье, как лицо Фроси превращалось в камень.
– А ну билет покажи! – сурово произносила она.
 
В начале пятидесятых ещё шли в российском прокате трофейные фильмы. Хотя скорее их следовало бы назвать пиратскими, потому что никакого отношения к поверженной Германии большинство из них не имело. Вышла при наступлении наших войск прелюбопытнейшая история: в берлинском пригороде Бабельсберге был обнаружен архив фильмов, собранных со всего мира. Его перевезли в СССР и разбирали ещё долгие годы. А некоторые фильмы, в основном, голливудского или английского производства, перевели на русский язык и выпустили в прокат. И вся страна от мала до велика смотрела пиратские копии с экранов кинотеатров. Впрочем, вся страна пиратские фильмы и сейчас смотрит.
 
Саломия Афанасьевна, как человек, поживший в столице и приобщившийся к цивилизации, предпочитала кинотеатр крытый. По приезде в райцентр она всегда находила случай посетить его, тем более за пару слов и горсть семечек. И вот в один из вечеров сложился трогательный пасьянс из романтичного настроения, трофейной мелодрамы, большой жёлтой луны и того самого ожидания прекрасного, что дремало в её душе под спудом. «Чтоб доказать свою любовь!» – говорила героиня фильма, идя вслед за любимым не то в ссылку, не то на эшафот. Возвращаясь под низко висящей луной из кинотеатра, Саломия Афанасьевна неожиданно почувствовала, как её ладони больно ранят иглы рукавиц, сшитых из безжалостно сорванных с ежей шкурок. Миру срочно потребовалось доказательство её любви к собственному мужу. Едва шагнув за порог родственного дома, она тут же усадила тридесятой воды племянницу, учившуюся в школе, за стол – писать под диктовку письмо.
 
«Чтоб доказать свою любовь, – диктовала Саломия Афанасьевна, утирая уголком платка слёзы, – пышу тебе, любовь моя, во первых же строках письма: в сенях, под кадушкой лежит десять рублёв. Знаю, шо подштанники твои совсим износились, возьми десять рублёв и сходи в магазин, купы новые. Навеки твоя Саломия»
 
Однако тут же оказалось, что прожив с человеком пятнадцать лет, она так и не удосужилась запомнить фамилию любимого.
 
– Не дойдёт письмо, – упрямилась тридесятой воды племянница. – Кому почтальон без фамилии вручать будет?
 
Но Саломия Афанасьевна «була така находчива, така сообразительна».
– Пыши так, – нашлась она. – Станица Платнировская, рыбозавод, деду с рыжей бородой.
 
***
 
Первые капли дождя ударили барабанной дробью по дороге аккурат в тот момент, когда возница заехал под навес. Он неторопливо слез с телеги, подошёл к умывальнику, плеснул в ладони воды и принялся умываться.
 
– Смотри, ещё один бородатый дед! – внезапно услышал он за спиной.
 
И, обернувшись, увидел в дверях парня-рыбака и девчонку-письмоносицу с тяжёлой кожаной сумкой.
 
P.S.
Письма, написанные с любовью, всегда доходят до своих адресатов.
Дата публикации: 10.01.2012 17:16
Предыдущее: Сибирская балладаСледующее: В России лежим

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта