В прошлой беседе мы говорили о том, как можно при помощи перебоев в метрической организации стиха выделить важное для поэта слово. Оговорюсь ещё раз, что приём этот по силам только человеку, прекрасно владеющему стихотворной техникой. Но часто акцента на одном слове бывает недостаточно: удачная строка, даже целый катрен (четверостишие) просто взывают к читательскому вниманию. В версификации (стихосложении) есть много способов выделить подобную смысловую доминанту. Остановимся пока на двух из них. Способ первый. Стихотворение не обязательно должно состоять из равностопных срок. Так, например, возможно чередование 4-стопного и 3- стопного ямбов или 6-стопного и 4-стопного ямбов. В качестве примера предлагаю стихотворение М.Ю. Лермонтова: Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья... Оно — тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. В нем признака небес напрасно не ищи: То кровь кипит, то сил избыток! Скорее жизнь свою в заботах истощи, Разлей отравленный напиток! В стихотворении «Не верь себе» отчётливо видно сочетание 6-ст. и 4-ст. ямбов. Благодаря такому сочетанию более краткая строка ( она называется «эпод», допевка) более выразительна. Подобный приём использовался ещё со времён античности и считался одним из самых выразительных. Именно сочетанием 6-ст. и 4-ст. ямбов создавались гневные, обличительные стихотворения, называвшиеся ямбами. Таким образом, ямб был жанром, а не стихотворным метром. В случае, если разностопие, как у Лермонтова, сохраняется во всём стихотворении, то длинная строка занимает первое место в строфе, а короткая следует за ней. В этом случае срабатывает эффект ожидания, когда читатель заведомо настраивается на семантическую (смысловую) значимость каждой второй строки. Эффект будет ещё сильнее, если разностопие появляется лишь единожды – в конце стихотворения в качестве своеобразного итога. Способ второй. Эффект обманутого ожидания лежит в основе и второго способа. Таким приёмом, но только в области рифмы, пользовался А.С. Пушкин. Особенно показателен он в пушкинской драматургии. Ужели тень сорвет с меня порфиру, Иль звук лишит детей моих наследства? Безумец я! чего ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его. Так решено: не окажу я страха – Но презирать не должно ничего... Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! Пушкинский «Борис Годунов» написан 5-стопным нерифмованным ямбом, обычным для драматических произведений 19 века. В данном отрывке в обычный нерифмованный стих вторгается рифмованное четверостишие. Подобное вкрапление позволяет обозначить кульминационный момент, придать особую значимость высказыванию. Аналогичного эффекта можно добиться и в рифмованном стихе за счёт изменения рифмовки. Например, в качестве основной рифмовки избрана перекрёстная. Добиться смыслового акцента можно изменив её на охватную(кольцевую) или парную. Важно здесь то, чтобы в процессе чтения установилась ритмическая инерция. Перебой отчётливо ощутим не ранее третьей строфы. Если вы используете рифмический перебой в начале строфы, то он, конечно, будет ощущаться, но должного эффекта не последует, поскольку ритмическая инерция ещё не установилась. Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый. Я ехал прочь: иные сны... Душе влюбленной грустно было; И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло. Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты; Так суеверные приметы Согласны с чувствами души. А.С. Пушкин «Приметы» |