Пришла пора поговорить о вольном стихе. Мы уже знаем, что его нельзя путать с верлибром (свободным стихом), но в чем же отличия? Вольными размерами в русской классической поэзии называются разностопные неурегулированные размеры. Преимущество в таком стихе отдается ямбу, вот почему выражения «свободный стих» и «вольный ямб» можно считать синонимами. Заглянем в драму «Маскарад» М.Ю. Лермонтова: Кто знает, может быть... Послушай, Нина!.. я смешон, конечно, Тем, что люблю тебя так сильно, бесконечно, Как только может человек любить. И что за диво? у других на свете Надежд и целей миллион, У одного богатство есть в предмете, Другой в науки погружон, Тот добивается чинов, крестов — иль славы, Тот любит общество, забавы, Тот странствует, тому игра волнует кровь... Я странствовал, играл, был ветрен и трудился, Постиг друзей, коварную любовь, Чинов я не хотел, а славы не добился. Богат и без гроша был скукою томим. Везде я видел зло, и, гордый, перед ним Нигде не преклонился. Всё, что осталось мне от жизни, это ты: Созданье слабое, но ангел красоты: Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье... Я человек: пока они мои, Без них нет у меня ни счастья, ни души, Ни чувства, ни существованья! Но если я обманут... если я Обманут... если на груди моей змея Так много дней была согрета, если точно Я правду отгадал... и, лаской усыплен, С другим осмеян был заочно! Послушай, Нина... я рожден С душой кипучею, как лава, Покуда не растопится, тверда Она, как камень... но плоха забава С ее потоком встретиться! тогда, Тогда не ожидай прощенья — Закона я на месть свою не призову, Но сам, без слез и сожаленья, Две наши жизни разорву! Монолог Арбенина написан ямбом, однако даже визуально видно, что количество стоп в выбранном нами отрывке различно. Ямбические строчки колеблются от 3 до 6 стоп. Сразу же оговоримся, что длиннее 6 стоп строка быть не могла. Неравностопность строк могла как особо подчеркиваться автором, так и затушёвываться, скрываться. В первом случае стихотворение выстраивалось как бы на контрасте: за короткой строкой следовала длинная. Во втором случае длина колебалась в узких пределах, строки печатались по одной линии поля и визуально воспринимались как абсолютно равные. Обратите внимание, как умело скрывает разностопность Анна Ахматова в своем стихотворении «Завещание». Завещание Моей наследницею полноправной будь, Живи в моем дому, пой песнь, что я сложила. Как медленно еще скудеет сила. Как хочет воздуха замученная грудь. Моих друзей любовь, врагов моих вражду И розы желтые в моем густом саду, И нежность жгучую любовника – все это Я отдаю тебе, предвестница рассвета. И славу, то, зачем я родилась. Зачем моя звезда, как некий вихрь, взвилась И падает теперь. Смотри, ее паденье Пророчит власть твою, любовь и вдохновенье. Мое наследство щедрое храня, Ты проживешь и долго и достойно. Все это будет так. Ты видишь, я спокойна, Счастливой будь, но помни про меня. А. Ахматова, 1914 Попробуйте сравнить звучание приведённых примеров. В монологе Арбенина сразу же бросается в глаза «рваный» ритм, передающий особую психологическую напряжённость. Этим приемом пользовался Крылов в своих баснях и известные русские драматурги в «наиболее суетливых местах» своих пьес. |