Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Камилла Тупикова
Объем: 7183 [ символов ]
«КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ». ТОЧКА ЗРЕНИЯ
До определенного момента о Бертольте Брехте я знала только понаслышке. Помню, как один знакомый приехал из Москвы и с восторгом рассказывал о постановке пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», которую я впоследствии прочитала и была потрясена тому, что и как там было написано. Позже я узнала и о брехтовской теории «эпического» театра.
А через некоторое время на сайте Русского Драматического Театра в разделе новостей появилось сообщение о том, что у нас ставят пьесу-притчу Б. Брехта «Кавказский меловой круг». Это вызвало радость безмерную! Сразу же решила, что пойду на этот спектакль, чего бы это ни стоило.
Но перед этим я решила ознакомиться с текстом пьесы. Все, о чем я напишу в дальнейшем, будет сопоставительным анализом мыслей и эмоций до и после премьеры.
Сюжет вкратце таков: Губернатор Георгий Абашвили живет богато и счастливо в Нуке. Рядом прекрасная жена, малютка Михаил, множество облагодетельствованных нищих и просителей, желающих своему благодетелю здоровья и процветания. Все бы хорошо, но восставшие князья решают казнить его. В панике убегает из города жена Нателла, бросая сына, но захватив дорогие наряды. Маленький мальчик попадает к судомойке по имени Груше, для которой оказывается «страшен соблазн, сотворить добро». Она проводила на войну любимого Симона, а теперь на руках у нее чужой ребенок. В скитаниях, голодных днях и холодных ночах проводит Груше Вахнадзе долгое время. Но настает момент, когда объявляется мать, а за ней и солдат Симон Хахава. Ситуация такова, что только мудрый судья Аздак может разрешить ее с помощью круга, начерченного мелом.
После прочтения пьесы родился первый вопрос: как они это будут играть??? Он возник потому, что в «Кавказском меловом кругу» много действующих лиц. Но, немного подумав, пришла к выводу, что это разрешимо – и не ошиблась! Получилось как нельзя лучше: каждому актеру предоставили несколько ролей.
Еще во время ознакомления с «Кругом» сочла, что вступление – спор за долину колхоза «Ашхети» – уберут (оправдалось!).
Следующим и самым главным стал вопрос распределения ролей: Симона Хахаву я тут же «отдала» Григорию Николаеву, а вот над ролью Груше пришлось серьезно задуматься. Долго колебалась между Татьяной Григорьевой и Полиной Шабаевой. Сначала посчитала, что Татьяна Григорьева не справится, но потом вспомнила ее Милу из «Абрикосового рая» и сказал себе – у нее получится.
На роль князя Казбеки никого кроме Александра Федеряева не смогла подобрать, уж больно колоритная фигура!
И представьте мое удивление, когда в приобретенной программке обнаружила, что мои ожидания оправдались. Только не смогла предугадать, кто станет судьей Аздаком. Но Владимир Абросимов в этой роли очень понравился! Также удался ему и Лаврентий. А Рассказчик, по-моему, смог создать тот эффект «отчуждения», который свойствен принципам «эпического» театра (ведь «Меловой круг» - самое совершенное его воплощение) [1].
Ефрейтор – Сергей Басов – что-то ошеломляющее своей откровенностью. Я до сих пор под впечатлением! Нателлу Абашвили представляла именно такой, какой сыграла ее Татьяна Макрушина. У Олега Шумилова особо удачной мне показалась роль полицейского Шалвы.
Очень понравилась Елена Синева – Повариха. Её роль, мне кажется, перекликается с Клодиной из «Жоржа Дандена...» и Дороти из «Кентервилльского привидения». Также отмечу Александра Воробьева в роли Адъютанта.
Особый отклик у зрителей нашел неподражаемый дуэт Аллия Шарипова – Роберт Сафин – Старуха и Старик (сцена «В суде»). Давно заметила, что Сафин может играть любые роли: вспомним, что именно он был и хулиганистым Джорджем («Кентервилльское привидение») и трясущимся и чихающим старичком Гремио («Укрощение строптивой»).
Несколько слов о маленьком брошенном Михаиле Абашвили. Разумеется, режиссер не задействовал настоящего ребенка, этого и не требовалось (обошлись условным изображением). Но в момент, когда после долгих странствий по Военно-Грузинской дороге обессиленная Груше падает, голосом Михаила становится не только Рассказчик («Она услышала – иль показалось ей, - /Что мальчик говорит, не плачет, нет, а внятно /Ей говорит: «Останься, помоги» [2]), но и аккордеон. Ребёнок плачет, просит молока. А затем, можно проследить, как Он оживает. Сначала на руках у Елены Синевой; затем у Владимира Абросимова, а в конечном итоге у Татьяны Григорьевой.
В спектакле множество запоминающихся моментов: сцена с могильщиками (параллель с шекспировским «Гамлетом»); как Груше, с трудом добывшая молоко, проливает его и, качая Михаила, повторяет «Соси и думай о трёх пиастрах!» [3]. Чем-то нереальным выглядит игра Григорьевой – Груше с залом, когда зрители становятся непосредственными участниками действа, а вернее их дыхание (душа - ?). Восхищение и восторг испытываешь от зеркальных «зайчиков», танцующих по залу, освещающих на долю секунды лица! Ощущение ни с чем несравнимое! А «Баня» - с ее ярким светом и жаром!
Но именно поразил воображение «Переход через пропасть». Зрительный зал замирал при малейшем движении Груше, напряжение нарастало шаг за шагом, каждый возглас ее отражался глубоко внутри (в душе), а зрители реагировали аплодисментами, даже не дожидаясь антракта!
Режиссерское решение казни Георгия Абашвили, когда он просто исчезает в провале, а солдаты вместо головы губернатора несут воздушный шарик, понравилось необычайно. Напомнило сцену из «Снегурочки»: Мизгирь, потеряв любимую, просто уходит в небытие, растворяется в тумане.
В спектакле часто фигурирует вода – наверное, как символ жизни. Но она всегда заключена в жестяной таз – может быть, оттого, что жизнь сковывают, замыкают в каких-то рамках? Но одно маленькой черточки в постановке я не увидела: как Аздак, садясь на место судьи, подкладывает под себя толстенный свод законов (это многое объясняет). Хотя, на все воля Режиссера…
Но в конечном итоге, «Кавказский меловой круг», по-моему – нечто новое в Русском Драматическом театре и для зрителей и для актеров. Пьеса эта столь же сложная, сколь и интересная. Но наши зрители еще не совсем привыкли к реалистичности и откровенности Брехта. Некоторых ввели в замешательство слова Нателлы Абашвили, адресованные прислуге, разговор Ефрейтора с Груше, или же откровение Аздака («…под судейской мантией у меня рваные штаны, погляди сама…»). Еще, мне кажется, что зритель должен быть подготовлен для восприятия этой пьесы. Разумеется, Бертольт Брехт опирался на известный сюжет суда царя Соломона, но в наши дни, к сожалению, знает его не каждый. А без этого невозможен «эпический» театр, в котором идет обращение к разуму: когда у зрителя появляется интерес к ходу действия, когда он находится в положении наблюдателя. Сейчас, мне кажется, постановка «сживается» с обстановкой театра. Понемногу привыкает к ней и зритель. Каков будет результат – покажет время. Но пьеса оказалась актуальной, своевременной. Ее поставили, когда, как написано у Брехта, «…по всей стране творился кавардак.…..» [4]. Будем ждать, когда же вновь придет Аздак.
 
[1] И.Фрадкин «Творческий путь Брехта-драматурга»
[2] Б.Брехт Пьесы. Книга первая: Пер. с нем. М.: Издательство «Гудьял-Пресс», 1999 (серия «Театр»), стр. 183
[3] Там же, стр. 196
[4] Там же, стр. 246
 
 
19-21 октября 2003 года
Дата публикации: 20.10.2003 15:29
Предыдущее: Не хватает знаков...Следующее: Быть может, неоконченные...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта