Ну, кто это придумал – собрание акционеров в страстную пятницу? На этот вопрос ответа не было. Пожалуй, что не было ответа и на многие другие вопросы, но этот волновал меня больше всего… А потому, что была у меня мысль в последнюю неделю поста бросить все и пойти пешком во Мгарский монастырь. Вообще-то все вокруг считали, что это уж полный идиотизм. Ну, постишься, водку не пьешь, от застолий уклоняешься, избегаешь всех углов в отношениях с людьми – это еще ладно, хотя чем с банком рассчитываться не понятно и от того, что ты стал больше думать о Боге – это никак и никуда не продвинется. Нет у Него денег, да и не было никогда, поэтому и молиться на эту тему бессмысленно, да и грешно. Деньги дьявол изобрел, причем описал это во всех красках и довольно доходчиво объяснил великий Гёте в своем бессмертном Фаусте. В общем-то, Он может все, но вот именно, что только может, но не должен, поэтому, как говорится не моя воля, но Его. Да, так вот, когда постишься, то начинаешь понимать, что Он совсем другое заповедал и нынешняя цивилизация лишь только внешне почитает Его, крестный путь Его, жертву, которую Он принес за всех… На самом деле все служат этому проклятому Мамоне. Самое плохое то, что многие (особенно молодые) даже Мамоне уже служить не хотят, а хотят все сразу и побольше. В общем, к приходу Антихриста все готово, вот только что-то он задерживается, а может и не задерживается, может он уже здесь, ведь сказано – дьявол в мелочах. В общем, это самое собрание полностью переломало мои планы пойти в монастырь. Дело в том, что собрание в Ровно, а я в Харькове, т.е. ехать туда, заниматься там всякой суетой, тем более в страстную пятницу, когда хорошо бы подумать о тех далеких событиях, которые так круто изменили историю человечества… По крайней мере, целая империя погибла, начались войны, инквизиция, крещение Руси, раскольники, опять великая империя и опять великое крушение. Вот так посмотришь на написанное и выясняется, что миллионы жизней, появление и падение царей и императоров, стран, религий укладываются в несколько слов. Интересно то, что в результате всей этой кутерьмы, которая происходила в обществе, сам человек ближе к Богу не стал. Нет, были, конечно, отдельные подвижники, столпы веры и духа, но они достигали своих высот в духовном делании только тогда, когда уходили от общества. Нам в свое время все уши прожужжали: «человек - существо общественное!» Однако, чего это он в обществе все время стремится влезть на голову своему ближнему? Или оттолкнуть его? Или ножку подставить? Нет, конечно, бывает, что и руку протянет, но больно уж редко, да и то, только тогда, когда увидит, что это можно сделать, как одолжение. Почему ж, все-таки, никто не поступает по заповедям, которые Он на горе произнес. Нет, тексты все знают, исправно на литургии повторяют, но только вот как до дела доходит, так больше око за око и хата с краю вспоминаются. Именно по причине того, что во время поста изъяны человеческого общества становятся особенно заметны, хотел я пешком пройти 270 километров и отстоять всенощную в монастыре, который внутренне выглядит чистым. Не вникал я в жизнь его братии, но многолетние посещения этой обители утвердили меня в мысли, что здесь живут люди, которые истинно посвятили себя Богу. А тут вот такой облом – надо в Ровно ехать. Ну ладно, думаю, тогда все равно на обратном пути отстою всенощную в монастыре, а потом домой поеду – это, конечно, не то, но как говаривал Понтий Пилат, зарезав Иуду, это уже что-то. Рассказывать о собрании акционеров, которое проходит во времена правления на территории Украины банды под названием Партия регионов просто не интересно. Дело в том, что акционеры должны обсуждать только один вопрос – как мы будем делить заработанные деньги. Вместо этого в повестку дня было включено тринадцать вопросов и ни одного о деньгах. Нет, конечно, об убытках поговорили, а прибыли не было. Кроме того, эти отморозки, которые прибрали власть к рукам, вообще хотят объявить нас бывшими собственниками и устроить здесь опять что-то вроде совка, только теперь вместо Брежнева будет Янукович. Поскольку они все двоечники и никакого иного способа управления, кроме партхозактива не знают, то они выстроили вертикаль. Кто не в вертикали, тот в стороне. На тех, кто что-то там заикается о правах собственности, просто не обращают внимания, да и зачем – воевать же никто не будет. Одно не понятно – почему им дает деньги МВФ? Ведь не вернут никогда и ни за что и ничего не отдадут. Может в МВФ специально менеджерами турков набирают, хотя теперь и турки нас обогнали так, что, типа, навсегда… Да ну их, нам все это не пережить, о душе думать надо. Вот, вот, возвращаемся к теме. Да, на обратном пути, в великую субботу оказался в Киеве. Отлично, думаю, вот еще один плюс, кроме поездки во Мгар. Можно зайти в Лавру. Ведь там же на Великую субботу совершается литургия Василия Великого. Вообще-то она должна совершаться и во все воскресения Великого Поста, но в нашей церкви (я хожу в церковь св. Троицы в Харькове) почему-то все равно совершается литургия Иоанна Златоуста. Я вообще-то не против, но, все же, интересно было послушать, да и Великая Суббота и время есть до поездки во Мгар. Проезд по Киеву в субботу свободный – машин мало, но Крещатик почему-то перекрыли, пришлось развернуться и проехать по бульвару Леси, потом налево, мимо «Зоряного», направо и вот я в Лавре. Служба идет в трапезной церкви, слышно издалека – включили трансляцию. Захожу, народу не много, но все же слишком близко к алтарю не подойдешь. Выбрал себе место – стою. Боже, какое чудесное хоровое пение! Вообще-то, у нас в церкви тоже неплохо поют, но ведь это же совсем иное! Чудесный мужской хор, прекрасное многоголосие, звучание, по красоте и силе напоминающее орган. Только орган – это трубы, которые управляются искусным мастером, а здесь слаженное звучание прекрасной гаммы голосов под управлением седого и благообразного регента. Поражала четкость звучания старославянских текстов, которые обычно в хоровом пении малопонятны. Это очень важно, т.к. когда ты понимаешь, что поют – тогда ты вместе с хором молишься, повторяешь слова, и слова эти проникают в твое сердце. А зачем же еще молитва? Ух, ты, еще одна неожиданность – кажется, я попал на совершение обряда рукоположения. Ну, точно, наверное, в диаконы рукополагают. В литургии Василия Великого, которая совершается в Великую субботу нету Херувимской песни, поэтому мне не очень понятно, кого это рукополагают – священника, или диакона. Однако вот вынесли вроде орарь (пояс такой длинный из дорогого материала). Это, вроде как, диаконское одеяние. Вот епископ возгласил – «Аксиос!», при этом хор отвечает троекратным – «Аксиос, аксиос, аксиос!» Это по-гречески достоин. Вот появилась рипида – такая круглая звезда из металла на длинной палке – ну уж точно диакон. Ну, наверное, действительно достоин, раз в Великую субботу в трапезной церкви Лавры рукополагают. Все очень торжественное, священников человек десять. Все уже сменили одеяния с черных на белые. Христос уже победил ад. Все готовятся к наступлению праздника. Хор поет «Тебе радуется» - и как хорошо поет! Все с воодушевлением громко читают «Верую». Рядом со мной женщина с маленькой девочкой – чуть младше моей Сони, может лет шесть. Девочка вместе со всеми читает «Верую» - это меня еще больше умиляет. Потом все читают «Отче наш», в общем, есть ощущение духовного праздника. Может в этом и состоит евхаристия, т.е. благодарственная жертва, т.е такая жертва которая совершается в душе, когда ты в Боге, а Он в тебе. Конечно, это и Причастие, но вот если все только на уровне душевного контакта – это как дар Святого Духа. В общем, прекрасно… Только вот в возгласе: «Дух Бога живаго!» улавливаю неприятную ассоциацию с фамилией одного нашего олигарха. Тю, ты пропасть, ну надо же! Ну, при чем тут Жеваго? Это ж дух Бога имеется ввиду, а мне чего-то этот Жеваго. Да и при чем он тут? Чего вспомнился? И тут я вспоминаю возглас «Аксиос!». Ну да, достоин. Наверное, этот самый Жеваго тоже достоин. Только вот чего? А может, он достоин потому, что его тоже рукоположили, только не священники, конечно. Пожалуй, что да, сходство есть. Это ведь только в романе Драйзера герой начинал торговать мылом, а потом становился железнодорожным магнатом. И никакого рукоположения, т.е. заработал – молодец. У нас теперь не так. У нас без рукоположения и возгласа «Аксиос!» - ну чтоб все слышали, что достоин, ничего не выйдет. Можешь мылом торговать, сколько хочешь – останешься только должен. А вот если пройдешь обряд – тогда достоин, можешь собирать с прихожан, разрешили. Хор поет «Един Господь Иисус Христос…» - ну, стало быть, службе конец. Крестимся, кланяемся, выходим. Меня все не оставляет этот возглас. Брожу возле Успенского собора – какая красота. Вдруг слышу, как экскурсовод водит туристов и рассказывает им, что вот, мол, собор был разрушен направленным взрывом, но часть устояла, т.к. в свое время монахи укрепили фундамент, а теперь при восстановлении к этой части пристроили весь собор. Это ж надо – контрфорс 17-го века устоял при направленном взрыве во время войны! Не удалось, поэтому храм уничтожить, и он ожил на своем прежнем месте, а где теперь его враги? – вот именно там, где сейчас Христос их добивает. А все потому, что монахи дружно, вместе в свое время соорудили контрфорс только для того, чтобы тяжелый храм не сползал к Днепру. Аксиос! Краем уха ловлю слова экскурсовода – мол, если хотите написать записки, то лучше уж в Трапезную церковь зайдите, только не сейчас, сейчас там литургия и много народу, поэтому экскурсию проводить очень не удобно. Вот те раз! Небось, не первый год народ водит, а не выучила, что после «Един Господь…» (а слышно через динамики на всю площадь) литургия заканчивается. Однако, насчет записок правильно напомнила. Иду в Трапезную – пишу записки за здравие, за упокой, подаю, выхожу на другую сторону. Пойду-ко я в ближние пещеры, к монахам. Спускаюсь вниз – красота! Деревья только начали зеленеть и Лаврийские купола как бы в зеленой дымке. Подхожу ближе ко входу в пещеры. Неожиданно, навстречу по территории храма выезжает здоровенный черный «Лэндкрузер». Вокруг куча монахов, да и простого люда полно. Что он тут делает? Ну вот – все разъяснилось, тонированное стекло со стороны водителя опускается, оттуда высовывается рука, к которой тут же припадает проходящий мимо монах за благословением. Прекрасно, это значит их начальник и уж тоже, непременно, монах. Замечательно, а «Лэндкрузер» это, очевидно, вместо осла для въезда в Иерусалим – так что ли выходит? Ну, этому уж точно кричали «Аксиос!». Да, ну ладно, спускаюсь в пещеры. Там лежат мощи тех, кто основал эту обитель, кто своим духовным подвигом создал ее неувядающую славу. Это и Феодосий и Илья Муромец (кстати, совсем не богатырского размера – может не тот?). Только вот они все тут нетленные внизу, а тот «Лэндкрузер» вверху и в нем тот, которому обязательно кричали – «Аксиос!». Им, нетленным, тоже обязательно кричали – ведь чину посвящения уже около двух тысяч лет. Да, видно инфляция не только с деньгами случается. Даже хуже – с деньгами она случается потом, сначала она случается с душами. Поднимаюсь вверх к выходу. Навстречу белый «Мерседес-600» со стеклянной крышей, за рулем монах, потом еще один «Лэндкрузер», ну, вы уже поняли…Аксиос! Выхожу с территории монастыря с двойственным чувством. Вроде, как и литургию Василия Великого с замечательным хором посчастливилось прослушать и погода хорошая и в прекрасный монастырь на службу еду, но вот как же быть с этим «Аксиос»? Наверное, дьявол именно в мелочах… |