Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Маргарита Баркова
Объем: 6945 [ символов ]
Призрак коллективизма.
«Художник создаёт миры внутри нас – а потом оказывается вдруг, что
рушатся реальные миры, а вот эти вымышленные продолжают жить.»
(М. Веллер, «Эстетика энергоэволюционизма»)
 
Любое сообщество, куда бы мне ни приходилось попадать, оказывало на меня гнетущее воздействие. Начиная с детского сада, где мне было то грустно, то страшно, то обидно, то тягуче-тоскливо. Самыми яркими воспоминаниями из моих детсадовских семидесятых остались те, которые хранят сказки, придуманные мной где-то там, за пределами всех тех игр и занятий, с которыми успешно справлялись все остальные. Это разноцветные ленточки, мои и подруги Ларисы, из которых я надумала вязать качели и приматывать их деревьям. Качаться на них было сказочным удовольствием. И пусть другие дети, хваткие, дерутся за железные качели: они ничего не понимают в настоящих качелях, в которых вместе с нами играет радуга. Это прекрасная юбка принцессы, сделанная из подобранного на участке тканевого купола от зонта. Надо было просто спрятать его на участке, взять дома маленькие ножницы в карман, и на следующий день прорезать дырку. Это и яркие камушки, которые, если облизать, начинают показывать свои рисунки. Их можно набрать полные карманы, а после прогулки в группе на столе выкладывать из них рисунки. Это лучше, чем мозаика с одинаковыми пластмассовыми пупырками на палочках всего четырёх глупых цветов. Потом мама признается уже большой и подающий непонятно кому такие же большие, как сама, надежды школьнице, что при выпуске из детского сада воспитательница успокаивала: «Конечно, она не умственно отсталая, но не нужно от неё многого требовать. Девочка спокойная, прилежная, на троечки вытянет».
 
При таком раскладе совершенно удивительным кажется тот факт, что первые два года обучения в школе прошли для меня как-то чересчур гладко. Надо отдать должное уважение и глубокое почтение Жигалиной Любови Константиновне, моей первой учительнице. Должно быть, она была не просто талантливым, но гениальным педагогом. Только теперь, по прошествии многих лет, находясь в другом городе, я вдруг с ясностью осознала, что именно она для меня сделала. Она подарила мне два года настоящего детства – осознанно-счастливого, когда уже всё понимаешь, но ещё ни о чём не беспокоишься.
 
Теперь вплотную к коллективизму. Говоря о СССР, я всегда в качестве самого веского аргумента против оного выдвигала коллективизм, так как для подобных мне индивидуалистов в этой системе не было места. Отсюда все мои злоключения, начиная с 1983 года. Но сегодня я сама для себя и для вас, читатели, реабилитирую советский коллективизм, по сравнению с которым современный коллективизм – это настоящее спрутообразное чудовище, под маской сверхчеловека, который «сам за себя».
 
Итак… Советский коллективизм был за разумное, доброе, вечное, в некотором роде, абстрактное. Под девизами «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» и «Больше дела, меньше слов!» на пионерских линейках обсуждались реальные задачи: собрать макулатуру, металлолом, лекарственные растения, смастерить кормушки и скворечники. И обязательно сделать это сообща. Соревнования велись между отрядами, а не между конкретными звёздами макулатуры и лидерами подорожника. Активистов отмечали особыми похвалами, но на них не делали ставок, им не завидовали – потому что то самое общее занятие было настолько далеко от личных целей, что могло делать только одно – сплачивать без условий. И можно было собирать макулатуру, рисовать совместно с другими стенгазету, оставаясь при этом индивидуалистом, от которого не требуется ничего сверх конкретного общественного задания. Современный же коллективизм, в форме корпоративного духа, подчиняет необходимости служить вполне конкретным общим целям роста престижа компании и личным целям роста собственного престижа, что не оставляет никакого шанса остаться индивидуалистом внутри группы. Есть и другая, самая абстракционистская форма современного коллективизма – интернет-сообщества. Но объединяет все современные формы коллективизма один и тот же лозунг – «каждый сам за себя», что заставляет участников группы, заручаясь поддержкой друг друга, отнекиваться от принадлежности группе: мы отдельно, но в данный момент мы согласны друг с другом по этому поводу. И загадочным образом с этим же мнением оказываются согласны и все остальные участники группы, которые тоже «сами по себе» и говорят лишь «сами за себя».
 
И что же получается в итоге? С убийством Советского Союза коллективизм – этот пережиток «ошибки века», возводимый в культ при советском режиме, не был уничтожен, как нам сообщалось, но обрёл новое, более могущественное тело? Лихие девяностые прославились, прежде всего, такими явлениями как кумовство, крышевание, и прочими примерами группирования, явно противоречащими индивидуалистскому мировосприятию прогрессивного бизнесмена, например. Казалось бы, с изобретением интернета, наконец, реализована мечта человечества, особенно той его части, которая истосковалась по индивидуализму. И коллективизм уж точно не воскреснет в очередных телах, захваченных Ктулху. Но что же мы видим? Сегодня каждый, который сам за себя, бия себя в грудь этим лозунгом сверхчеловека, обязательно состоит в каком-нибудь сообществе, дабы было где заручиться поддержкой таких же сверхчеловеков. Особенно явственно это прослеживается в интернет-сообществах, где действует жёсткая система поощрений-наказаний в виде лайков-дизлайков и одобрительных-неодобрительных комментариев. Следует учесть, что информационное пространство – это не просто «слово – не воробей». Однажды вылетевшее, слово обретает плоть и может пережить того, кто его выпустил. И более не во власти хозяина это слово, и плотью его отныне пользуется всяк, кто и как пожелает – на то и пользователи. С психологической же точки зрения жизнь в интернете – разговор со всем миром, вселенной, Богом, наконец. И вот эта самая вселенная наглядно показывает тебе, что ты и там, в «свободной зоне», обязан подчиняться системе, но при этом «здесь никто никому ничего не должен» и «каждый сам за себя». Коллективизм, самый что ни на есть наимахровейший, расцвёл именно тогда, когда нам было торжественно объявлено о его трагической кончине 8 декабря 1991 года.
 
Возвращаясь к началу… Прожив многим более половины жизни (здесь я поспорю с Данте и обозначу окончание первой половины жизни там, где заканчивается детство), я прихожу к выводу, что самыми яркими впечатлениями были моменты выхода из системы, сопровождающиеся созданием собственных миров, радикально отличающимся от предложенных системой. То, что было создано сотнями многоумных голов на протяжении веков и миллионами непокладающихся рук, трудящихся над воплощением всеобщего унифицированного блага, рушится одним взмахом крыла бабочки над Атлантикой - движением детской руки, развязывающей бантик… Именно это останется. Всё остальное обречено на смерть – память не пощадит никого из вас, строители систем, вызывающие духов коллективного бессознательного.
Дата публикации: 10.12.2013 22:25
Предыдущее: Россия-мамочка.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта