Судьба нуждается в посредниках и возводит свои крепости из камней, скрепляя их с помощью случайных соглашений, которым вначале не придают особого значения. Грегори Дэвид Робертс ___________________________________________ ________________ На сегодня самое обсуждаемое явление в мире – вопрос территориальной принадлежности Крыма и легитимности проведенного там референдума. В данной работе я бы хотел затронуть вопрос законности и правомерности перемен в Крыму через призму традиций в искусстве и культуре полуострова. Возможно, случайно, а может быть и по объективным, исторически сложившимся, причинам, но Год культуры в России мы отмечаем уже совместно с нашими согражданами-крымчанами. Торжественное открытие Года культуры состоялось 24 марта в Большом театре Москвы, накануне Дня работников культуры России и буквально через неделю после волеизъявления народов Крыма войти в состав России, вернуться домой. Цепь случайных событий? По-моему глубокому убеждению, это совсем неслучайно, а скорее символично. Возвращение народов на свою историческую родину – это судьба, которая нуждалась в посредничестве России. А теми «камнями», которые в итоге сложились в «крепость», стали благотворительные «концерты мира» в поддержку жителей полуострова, получившие дальнейшее развитие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Года культуры в России. В самые трудные, переломные периоды нашего государства именно деятели куль-туры и искусства: музыканты, художники, историки и писатели, - занимая активную жизненную позицию, становились борцами. Да и сам факт объявления 2014 года Годом куль-туры в России продиктован общественно-значимой позицией творческой элиты страны. Итак, законны и правомерны ли перемены в Крыму? И снова вспоминаются слова Грегори Робертса: «Каждый город на земле хранит в сердце память о деревне». Вспомним же историю и то, что крымская культура на протяжении последних трёх веков (за исключением, пожалуй, периода с 1991 по 2013 годы) являлась частью русской культуры, а её изучение немыслимо без изучения русской культуры. Не отрицая влияние на крымскую культуру этнических черт всех народов, населяющих Крым, значение России, российской культуры неоспоримо. Всё, что происходило, происходит и будет происходить в Москве, Санкт-Петербурге, Перми или Харькове так или иначе связано и с полуостровом, его историей и культурой. Народы, в разные времена переселявшиеся в Крым, приносили с собой архитектурные традиции своих далёких прародин. Но после присоединения Крыма к Российской империи (указ Екатерины II от 2 февраля 1784 года, согласно которому была учреждена Таврическая область, состоящая из Крымского полуострова и Тамани), архитектура полуострова развивалась уже в общем русле русской архитектуры. В области литературы также можно констатировать то, что будь то изначально написанные на русском языке произведения, или произведения (кстати, также написанные на русском языке), имеющие корни в культурах других народов Крыма, или переведенные на русский язык с других языков, всё же костяк курса литературы полуострова составляет русская литература. Музыка, театр, искусство. Достаточно вспомнить имя выдающегося оперного певца Фёдора Шаляпина. Причастность русского певца к Крыму отмечена даже в топонимике полуострова (Грот Шаляпина). Отдадим также дань памяти артистам симферопольского театра имени Горького, которые отдали свои жизни за нашу общую Родину в Вели- кой Отечественной войне. А кому из русских не щемит сердце музыкальное произведение «Прощание славянки», которое было создано в Крыму и посвящено борьбе славянских народов против Турции в балканской войне? Своё исследование я хотел бы закончить словами всё того же Грегори Робертса: «Если мы сами не заработаем свое будущее, его у нас и не будет. Если мы не трудимся ради него, то мы его не заслуживаем и обречены вечно жить в настоящем. Или, что еще хуже, в прошлом». Какие еще нужны примеры, чтобы проиллюстрировать общность наших культур, истории, духовных истоков?! Единение наших народов, культур, языка?! Я уверен, что у нас общее прочное будущее. Мы вместе! В Год культуры - с Крымом! |