Многие могут слушать, но мало кто слушает. Многие слушают, но мало кто слышит. Многие могут смотреть, но мало кто смотрит. Многие смотрят, но мало кто видит. А кто слышит и видит, не всегда может всё понять и объяснить. А тот, кто, всё-таки, понял и может объяснить, не всегда хочет это делать. Потому что если ему захочется, то придётся разговаривать с самим собой. Ведь не станет же он уговаривать не видящих и не слышащих задавать ему вопросы о том, что их не тревожит, о том, что для них не существует. А если они спросят о том, что волнует их, то захочет ли познавший отвечать на такие вопросы? Он понимает почему они спрашивают его о всяких пустяках, и понимает почему не хочет отвечать на их вопросы. Они удивляются его молчанию, он не удивляется их настойчивости. Наконец, он говорит то, что они хотят услышать. И они радуются. Затем он говорит то, что они не хотят услышать. И они обижаются. И тогда он говорит то, что хочет до них донести, пока они застряли между радостью и обидой. И они смущаются. А он уже начинает разговор с самим собой. Сам спрашивает и сам отвечает. И теперь они видят и слышат, но пока ничего не понимают. Он же сам насмехается над святынями и сам себя осуждает. И они спрашивают его о том, что же он делает, а он продолжает разговаривать сам с собой. Тогда самые обидчивые и нетерпеливые уходят, а те кто остались, уже не спрашивают, а пытаются понять, наблюдая. И, наконец, они понимают, что он говорит для них, а не для себя. Поняв же говоримое многие возмущаются и уходят, а немногие продолжают слушать и смотреть. Но и они расходятся, поняв как этот невозмутимый болтун высмеивает все их добродетели. И он снова сидит один. И думает: стоит ли в следующий раз начинать разговор в надежде на собственную ошибку? И знает, что снова на этот вопрос ответит: Да. Потому что не дано ему большей радости, чем ошибаться и ждать, что когда-нибудь придет тот, кто останется, хотя знает он доподлинно о том, что нет среди приходящих такого. |