Африка. Один из крупнейших континентов нашей планеты. Его омывают моря и океаны, пересекает экватор, и называют прародиной человечества. Именно там находится одна из величайших по протяженности речных систем в мире. Благородный Нил. Неспешное течение несет мутные волны сквозь молчаливые берега, помнящие самые невероятные события в истории. Небольшое судно неторопливо продвигается вперед, словно ласкаясь в эти сказочные объятия. Пассажиры перегибаются за борт, стараясь что-нибудь рассмотреть, но их взоры тонут в непроглядной глубине, и только воображение рисует картины того, какие тайны схоронило дно реки. Иногда берега пустынны и дики. Порой попадаются пальмовые заросли, зеленеющая земля, а временами лишь желтый песок и старые камни. Но самое невероятное начинается, когда с маленького корабля обзору открывается панорама главной святыни египетского государства, бывшей таковой там на протяжении полутора тысяч лет. Сначала словно не чувствуешь ничего и одновременно попадаешь в каскад невероятных, еще неопределенных ощущений, который захватывает вас целиком. Великий отпечаток жизни множеств поколений царей, оставленный ими в этой удивительной земле. Карнакский комплекс. Можно быть обыкновенным путешественником, совершенно не разбирающимся в истории, легкомысленным туристом, не особо приобщенным к культурным ценностям, или серьезным ученым, в любом случае здесь невозможно остаться равнодушным. От преклонения пред умом и мудростью древнего человека, до простого восторга и удивления – чувства, которые покорят непременно. Карнакский храмовый комплекс несомненно являлся украшением Фив или, иначе говоря, города Уасет. Сейчас древняя пристань, открывающаяся обелисками Сети II, встречает вас храмом Амона, а точнее там находится вход в него. Уже с первых шагов ваше воображение зачаровано аллеей овноголовых сфинксов, изо дня в день молчаливо следящих за новыми толпами людей. Их неживые взгляды лицезрели, как благоговейно попирали своими ногами площадь храма простые кожаные сандалии жителей несколько тысяч лет назад, и как бесхитростно в последние годы шаркают, перемещаются туда-сюда потрепанные кроссовки и гламурные босоножки. Путешественники не похожими друг на друга входят в эту чужестранную святыню: светлыми или темнокожими, из соседних городов и с разных континентов, юные и пожилые, говорящие на непонятных друг другу языках, исповедующие иную религию, но в конечном счете становятся равными в лицезрении древнего наследия. Холодные камни больше не делают различий по социальному положению, сооруженные из них святилища давно не слышали звуков молитв жрецов и не видели великих религиозных праздничных процессий. Они все также немы и столь же внимательны. И их по-прежнему любят и боготворят, но только теперь совсем иначе. Построенные поражать в одних целях, древние святыни продолжили делать это сквозь века, когда традиция, породившая их, уже давно угасла. Аллея чудных существ приводит путешественника к первому пилону, который хоть и не закончен, но все равно представляет собой гигантское сооружение – целых 40 м в высоту. Вы поднимаете головы, придерживая одой рукой всевозможные забавные шляпки и панамки, другой прикрываясь от господствующего солнца или судорожно нажимая кнопку фотоаппарата. Но на самом деле здесь хочется просто замереть. Вздохнуть поглубже и словно слиться с этим монументом, чтобы каждая клеточка ощутила, как в неумолчный зной чьи-то сильные руки и гений инженерной мысли породили это чудо. История говорит сама за себя, без слов рассказывая свое повествование. Но все это лишь начало. Вы минуете различные постройки, которые множество раз сдвигались и переносились туда-сюда, их руины, второй пилон и попадаете в Великий гипостильный зал, поражавший исследователей и просто свидетелей его красоты. Много написано в литературе про масштабы этой части Карнакского комплекса: впечатляющую длину и ширину, огромное количество колонн, имитирующих заросли тростника и прочее. Но по большому счету видим мы совсем иное. Настоящие каменные джунгли открываются перед нами: словно оживает тростник, благоухают каменные цветы папируса и дышат жизнью целые громадные связки этого растения. Вы будто чувствуете, как колышет их легкий ветерок, и по округе разносится дивный аромат. Фантастическая роспись совершенно сбивает с толку, погружая в ирреальный мир. И вот уже вы не люди среди огромных искусственных изваяний, а легкие тени в фантасмагорической вселенной. Ж. Ф. Шампольон, А. С. Норов и многие другие личности терялись в поиске подходящих слов для описания этой красоты и могущества, лишний раз напоминая, что порой невозможно сказать, всю полноту можно лишь прочувствовать. Рядом с гигантским озером, расположенном в этом храмовом комплексе, где когда-то можно было увидеть священные представления из жизни богов, находится вечно любимый и популярный для съемок скарабей Аменхотепа III. Этот гранитный жучок периода XVIII династии умиляет сердца и обязательно приковывает внимание. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что он не местный. Покидая храм Амона и перемещаясь в юго-западную часть комплекса, путешественник попадает в храм Хнонсу. Еще одно великолепное сооружение древности. Здесь сосредоточена красота человеческого творения периода Нового царства. Он также возводился при жизни далеко не одного фараона, постоянно меняя свой облик. Тут вас встретят уже другие стражи – статуи двух павианов Хонсу. Как и в предыдущем храме, в этом месте имеется святилище для ладьи божества. Чудесные полихромные рельефы навсегда врезаются в память путешественника. По длинной лестнице можно попасть на крышу храма, чтобы добраться до расположенного там солнечного святилища. Есть в этом месте и еще одно великолепие человеческого творения – монументальные ворота Баб эль-Амара. И снова таинственные сфинксы готовы проводить нас дальше. Храм сына божества направляет путника к супруге. Святилище Мут открывается печальными развалинами. Здесь дана полная воля воображению, чтобы восстановить из заросших груд камней, продолжающих хранить отпечатки рельефов, былую монументальность религиозного сооружения. Грустной картиной провожает почти пересохшее озеро, чьи берега сиротливо укрывают разбитые гранитные статуи. Среди небольших религиозных построек в Карнакском комплексе путешественник найдет храм богини Опет, возведенный уже аж в греко-римском периоде. Посвященный покровительнице деторождения и беременности, как гласит легенда, он заложен в месте, где богиня неба Нут родила Осириса. Потрясающая внутренняя отделка храма рассказывает много соответствующих историй. Другая наименьшая часть – храм Монту. Это еще одно плохо сохранившееся на сегодняшний день место поклонения. Здесь можно увидеть остатки небольших святилищ, территорию священного озера и снова сфинксов. Отдана дань в Карнакском комплексе и мемфисской триаде божеств. Тут путешественник заглядывает в храм Птаха. Вас встречают целых пять ворот с изображениями всевозможных царей. Увы, сам бог выйдет к вам для приветствия лишенный головы, зато во всем великолепии предстанет его супруга Сехмет. Определенно, ее статуе повезло гораздо больше. Есть здесь и еще одна многозначительная «развалина». Храм Атона или, иначе говоря, – Гемпаатон. Печальная история Эхнатона и его сокрушительной религиозной реформы известна многим. Полагаю, поэтому мало кого удивит, что лишь судьба скорбного разрушения ждала это место. Во многих частях его нельзя исследовать даже в виде обломков, ибо они навсегда скрыты от глаз людей под фундаментами современных домов. Хотя культура того периода могла рассказать и показать нам немало прекрасного. Последней частью огромного комплекса является небольшой храм птолемеевского периода без определенного названия. В наши дни это всего лишь небольшие остатки, отзвуки строения, окруженного кирпичной стеной. Самое значимое, что здесь было обнаружено, вывезено и хранится в Лувре. Речь идет о стеле Бентреш, о которой путешественник услышит при прогулке, но так и не увидит ее. Одна череда туристов сменяет другую. Отъезжают и подъезжают автобусы, отшвартовываются и уносятся по Нилу лодки и иные суда. Раз за разом гиды рассказывают хорошо заученную историю, сочиняют для пущей красоты сказки на свой лад, перевирают реальные события и вольно трактуют факты. Все лишь бы зритель почувствовал себя порой ребенком в цирке, где ему демонстрируют фантастический трюк. После бурного рассказа, глупых вопросов, заданных в тоне повествования, вам дадут немного времени, чтобы самостоятельно осмотреться в тишине. Но и ее не достанется вам здесь. Как и большинство «погибших» сооружений, она утрачена в Карнакском комплексе, словно ушла вслед за ними. Вы будете шарахаться из угла в угол, стараясь охватить все, мечась, куда же пойти, но так и не сможете даже вскользь охватить большую часть, ибо это как объять необъятное. Во многие же места вас попросту не пустят. Закрыты охраной, недружелюбными и непроницаемыми лицами, сторожами входы и выходы. Где-то вдали поманит очередной прекрасный пилон и почти разрушенная, но по-прежнему фантастически чарующая древняя статуя. Но часы на руке покажут, что гид давно ждет с группой, чтобы возвращаться назад. И вам непременно попадет от уставших на жаре людей. Остановитесь. Просто замрите на месте и вдохните свежий, но все еще тысячелетний воздух. Отпустите суету и фантасмагорические истории. Слушайте сердцем, пусть Карнак сам ведет вас. И тогда сокрытое само откроется взору. Чудеса оставшейся краски ослепят своей яркостью и сочностью, выдолбленный в камне рельеф зачарует правильностью и точностью черт, молчаливая статуя протянет изящную руку из древности. Утихнут посторонние голоса, и сознание, наконец, увидит тот Египет, в котором жили фараоны, все также нес свои воды царственный Нил, архитекторы трудились над сооружениями храмов, а жрецы совершали молебны в тех стенах, среди которых вы стоите сейчас. И вот именно в этот момент вся полнота монументальности того, где вы находитесь, захватит полностью, Карнакский храм скинет темные покрывала со своих тайн, и тонкий барьер времен, отделяющих одну эпоху от другой, сотрется внутри вас, и вы увезете назад домой в своем сердце кусочек Древнего Египта, чтобы потом еще долго ночами видеть красивые сны о чарующих тысячелетиях. |