Конечно же, я веками не живал да и мужиков тех не знавал – так народ из уст в уста сказывал, а я лишь подслушал и тепереча продаю за то, за что купил: Давно это было, ешшо с тыщ-щу лет вспять. Задумал тогда князь наш Владимир жонитися, да ни абы на ком, а на родной сестры императора Византийского. Ишь-ко чего замыслил! А кто он таков – даже и не подумал? Что хоть и князь, а всё же сын ключницы. Пара ле? Потому-то на том конце и не согласны были этакому дерзкому предложенью. А беда-то ихнего императора лишь в том, что не хотел он считаться с напористостью нашего князя. Вот наш князь Владимир, чтобы припугнуть того, взял-таки со своею дружиною удалою его неприступную дотоле крепость Корсунь да и отправил к императору своих послов, мол, если не отдашь мне принцессу Анну в жёны, то тоже самое и с твоей столицей будет, мол, хвалёный ваш Царьград станет нашим князьградом. Слыхано ле где такое? Отправил он, значит, послов к императору-то, а сам порато довольнёхонькой спать лёг. Наутро просыпается он вроде как, но никак в тол не возьмет – чего се эдакое?! – сон это всё ещё, или уже явь? А потому спрашивает воеводу своего: - Чего это, друже мой, туман-то такой крепкий с раннего утра? - Какой туман, княже? Нет никакого тумана! Не понял князь Владимир: как так!? – «нет тумана», и опять спрашивает: - А крепость?! Взял ли я вчерась крепость Корсунь? - Взял, княже! - А где она? - Так вот же она – здесь, вокруг нас! А ты – властитель её отныне. Застыл тогда князь в бредовом недоуменье. А в глазах его тем временем белый густой туман мало-помалу становился серым и тусклым, вслед того и вовсе потемнел и совсем уже стал смолёным – всё в глазах князя так и померкло. Смотрит воевода удивлённо на князя и тоже недоумевает – как так? – сидит князь перед ним с открытыми глазами, глядит прямо на него, но будто бы сквозь его. Тут-то и понял князь Владимир, что ослеп – то ли от радости победы, то ли от дерзости предложенья – ну уж, то мне совсем неведомо. Подумать только, что творилось тогда в голове князя!? Ещё вчерась – он молод да властителен, силён да удачлив, а сегодня – слеп, убог да совсем не у дел? В те далёки времена поговаривали, мол, хочешь лишить человек власти – ослепи его? Вот князь и вспомнил тут же эти слова, да и призадумался: «Как же так? Ужель моя победа неугодна моим богам?» Вмиг слились тогда его сомненья с недоуменьем да и впали в океан возмущенья. Порато разбушевалось сердце его, готовое порвать весь мир на мелкие кусочки – силы-то за ним – рать необъятная, а поделать-то всё равно ничего не может! Видано ле где такое? Ну, да ладно давай. Долго-ле, коротко-ле, но осознал-таки немощь свою князь, да с той же силой ратною как принялся теперь уже богам молиться – а что ему ешше оставалось делать-то? Так он мало не взревел к Богу-то: «Услыши мя, Бог правды моея!... Пошто оставил мя?...» Бога-то как ни призывай, Он ведь один – это только молитвенники разные – кто-то ретивый, а кто-то и ленивый… И тут будто бы кто-то внутри князя лучину зажёг. Свет в глазах его из тусклой точки мало-помалу стал разрастался в бледный, серый вроде как шар. А затем и вовсе воспылал так ярко, но не обжигал, так безбрежно, но не разрывал. Князь будто бы даже услышал некий глас, неслышимый Земле, эхом летящий прямо будто бы с небес в душу его: - Сын Мой! - Кто здесь? – то ли испуганно, то ли удивлённо вопросил князь беззвучно в мыслях своих, а меж тем продолжал заворожено всматриваться в дивный, неземной как будто бы свет. - Не бойся ! Азъ есмь Свет миру (1), а ты владеющий им (2). Я избрал (3) тебя ныне. Проси от мене и дам тебе. Недолго думал тут князь Владимир и мигом откликнулся: - Мне бы: …свет очам, …Анну в жёны и …народ – …единый народ. - Хорошо. Я дам тебе свет очам и свет душе твоей; Я дам тебе Анну и народы в достояние твое …, – тут Бог будто бы даже тяжело вздохнул и добавил: – но единство народа Я дать не могу. Ибо единство исполнением призвания добывается – оно Миссией на Земле называется – это воля твоя и воля народа. Неволец же – не богомолец. - Да! Да! …Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое . - А сердце народа? - …дай срок. - Хорошо. Я дам тебе срок, но помни: Я дал некогда срок и Завет Мой Моисею и народу избранному Моему. Народ же Мой принял Завет не как писано, а как захотел понять. Тогда Я отдал народ Мой в рабство врагам их (4) и дал Новый Завет. НО!!! Теперь уже властителям их – чтобы они вернули овец Моих в ограду мою. Я дал им на это тысячу лет, но они пустили Слово Мое по миру. О, род неверный и развращенный! Ныне Я дам тебе и народу твоему тысячу лет, и вы вернёте овец Моих в ограду мою. Иначе Сам приду и суд (5) учиню. - Да, Господи, я буду славить Тебя между народами, буду воспевать Тебя среди племен . - Тогда слушай внимательно! Азъ есмь СЛОВО (6). Народ же твой отныне – словяне – сиречь (7) сыны Слова, то есть Мои сыны. Я сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь , ибо Ты и народ твой – отныне сеятели Слова Моего (8). И всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам для того, чтобы проповедано было имя Мое по всей земле . Храните законы Мои и исполняйте их. И будете жить спокойно на земле. И будет земля давать плод свой . И не будет на Земле такой силы, могущей подмять народ сей под стопы своя . *** И сдержал Бог Слово Своё: и увидели свет глаза князя Владимира; и Анна стала женою его; и народ его стал словянами нарекаться; и стала земля словянская семимильными шагами разрастаться: с юга на север да с запада на самый дальний восток. А когда земля закончилась, поплыли словяне за море, да прошлись ещё по Аляске, да ещё по безлюдной студёной Арктике... И куда б ни ступила стопа их, всё становилось ихнее. Любо Слово Божие словянам показалося, по душе, как по блюдечку оно закаталося. Потому и полсрока в мгновение ока пролетело так, как и не было… О, как дивны слова Твои, Господи! О, как дивны дела твои, Господи ! Дивны плоды родила и сия земля: что ни верста, то святой – постовой. А вокруг его пастбище овчее… Докатилось тогда Слово Божие уж до самого земли краешка, до студёного Белого морюшка, вплоть до Суры (9) – места в то время поганого (10) . Народился тогда тут Семён (11), позже станет он Малопинежским (12). Возмужал, огляделся вокруг: глянь! непорядочек тут! Родина-то впотёмках сидит: Слова Божьего да не слышало, дива дивного да не видело. Стал он батюшкой, стал овец пасти на бескрайних просторах Пинежья – вдоль земель речки-вольницы – Пинеги. Населён край сей был чудинами – племенами фино-угорскими, ну, конечно же, и словянами сюда пришлыми. А отец Симеон тогда так разошёлся в служении, что крестил во Христа всех, кто шевелится: тут и финнов бесчисленны племена, тут и словяне, тут даже заезжие... Всех, всех, всех Словом Божиим он просвещал, души грешные отогревал. Шутка-ль!? Дикий зверь лесной – лис с Симеоном на службу ходил! Службу лис возле храма высиживал – не прогуливал, не отлынивал. Да, что там дикий зверь!? Даже имя деревни родной в пляс пустилося, в речке Пинеге отразилося, да увидев себя будто в зеркале, разразилось в восторге и эхом воскликнуло: – Азъ есмь РУСь! Русь! Ру-с-сь! Чудеса!? Да ни капельки! Потому как повсюду так было, по всея Руси разраставшейся – ведь коль корень дерева свят, то и веточки . Что случилось потом – говорить уж не хочется, потому как «потом» – раскол Никонов (13) расколол, раскалил землю-матушку. Ибо «ДО» жил народ хоть и без света в избе да со светом в душе. Ну, а «ПОСЛЕ» всё пошло будто вверх тормашками: стал народ жить со светом в избе да без света в душе. Затерялось тогда где-то там, во том свете искусственном, слово живое, светлое – Божие. Ой, да что там Слово Божие!? Что там даже Сам Бог?! Ведь не только Бога, но даже сами себя словяне забыли как звать – русскими стали с чего-то вдруг! Видать шибко тогда по главе Русь ударило, так, что память напрочь отшибло, будто отрезало!!! И пошло, покатилось, поехало… – ибо когда корабль перестаёт повиноваться рулю, то повинуется уже подводным камням. А коль скоро случится тревога, то сразу же к Богу. Но как минула тревога, тут же и забыли про Бога. Хотя не вышел пока ещё срок обещанный (14)! Потому и не посыпалась соль на рану глубокую, а посыпалась да землю русскую (15). Да немножечко Суре опять тут досталося – народился вновь пастырь здесь – Иван Сергиев, позже станет Кронштадтским он. Возмужал Иоанн, огляделся вокруг: Симеон впереди прошёл, дело сделал уж тут. Ну, ему тогда путь, будто свыше заказанный: с Су́ры да прямо на Русь! Колесил там и сям пастырь добрый (16) Иван, по всея Руси бескрайней без устали. А куда не добрался, то там люди сами его портрет в избе вешали (17). Знать, сумел-таки он воскресить слово Божие, что в веках затерялося, да и пылью покрылось уж. Жаль, что век людской слишком короток, потому что никак не успеть поле русское хоть бы взглядом окинуть, а ведь тут пахать надобно! Да и Русь – не Пинежье, с наскоку не вспашешь. К тому же, поле сие огроменное за пару веков шибко тернием заросло. Потому-то и горевал отец Иоанн, да как будто бы в воду поглядывал – он с росой на устах да слезой в голосе приговаривал: «Отчего же, люди добрые, вы ко слову Божию остыли так!? Огороды-то заросли – оглядитеся! Уж вы как-нибудь там да приберитеся! Ведь в не ровен час придёт чума красная (18), да накроет Русь тьма ужасная». Да уж! Пожалуй, жажду росой ещё никто не утолял! Но потом не пришла – налетела на Русь чума красная, аки стая волчар век веков не едавшая. На царя-помазанника – связного между Богом и народом набросилась. Вместе с ним будто с плеч снесла голову Руси- матушки. А на место её свою приставила. Да ещё как будто бы не насытилась – обкусала всё тело до самых краешков, так, что из всех щелей кровь сочилася… Вновь молитва к Богу оживилася да и эхом до главы звериной докатилася. Пуще прежнего зверюга зуб оскалила – посадила Русь великую в бочку тесную да железную, ещё с силищей дикою отняла у людей Слово Божие, в глубине души потаенное… А железна стена у бочки холодна. Слово Божие – тёплый лучик солнечный, в бок её извне стучится да отскакивает, опять стукнется да опять тут же вспять. И враг – лукавый забугор, нос по ветру держит, ох, хитёр! Да как подобает врагу – со злобой в бочку огнь забрасывает. Так, что всем тут досыта досталось: кого не убило, того изувечило. Да и сама-то бочка от жару вскорь развалилася. Меж тем срок даденный подходит – Руси ответ пора держать пред Богом. Господь на небесах престол Свой уготовил (19), земля – подножье ног Его (20), а Русь-то встать не может. Она желала б встать, да сил совсем уж нет – откуда силы взять? Ты загляни-ка, Русь, в чулан свой – отраженье, быть может, там найдёшь свое спасенье! О-го! И правда! Чудо!!! Тут Иван Данилов (21) – ведь колокольных перезвонов он маэстро. И Русь от радости кричит: - Давай его в столицу!!! На звонницу Василия Блаженного скорее!!! Лишь зазвонил Иван наш над Москвою (22), услышала вся Русь, да и не только… Ведь словно воздуха глоток стал благовестный звон тот, а с ним ожить, подняться стало легче. Иван, как подобает, огляделся: Семен по Пинежью прошёл, Кронштадский следом по России. Знать, путь его быть просится обширней: ты не дрейфь, Иван, гуляй по миру! Заглянул тогда в сундук он древний, а нём коч (23) от прадедов в сохранности в наследство. Тогда Иван плавучу звонницу задумал сделать, потом соорудил её, и вот теперь уж, в путь дальний с чудо-колокольней отправляться в пору. Понесло тогда Данилова Ивана бороздить моря и океаны. Он на брачный пир зовёт (24) все страны: - Приходите к нам голландцы, итальянцы и вьетнамцы…, приходите африканцы…, ну, и вы, американцы. Люди все!!! Дела бросайте! Душу грешную спасайте! Стол накрыт, еда в печи́ – се жених грядет в ночи (25). *** Тут сказу подоспел конец, а я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем . Ссылки к тексту: 1 Ин.8:12 – Говорил Иисус к народу: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. 2 Владимир – владеющий миром. 3 Деян.9:15 – он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами. 4 Иер.17:4 – И ты лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки. 5 Деян.17:31 – ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную. 6 Ин.1:14 И Слово стало плотию и обитало с нами. 7 Сиречь – церк-св. яз. то есть 8 Мк. 4:14 Сеятель слово сеет. 9 Су́ра Поганая – историческое название Суры, впервые упоминаемое в царской грамоте 1471 года. 10 Поганый – в переводе с лат.яз. языческий 11 Симеон Неклюд (1492 – 1585). Перед смертью Симеон принял монашеский постриг с именем Сергий. После прославления стал называться Малопинежским по месту прикреплённого за ним прихода. 12 Малая Пинежка – земли вдоль самого истока реки Пинеги. 13 В 1666 году на Руси стала активно внедряться Никоновская реформа по внесению поправок в богослужебные книги. 14 Дан.11:35 – ибо есть еще время до срока. 15 Мф. 5: 13 Вы – соль земли. 16 Ин.10:11 – пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 17 А.П.Чехов в поездке на Дальний Восток отмечал, что в какую избу не войдёшь, всюду висит портрет св.о.И.Кронштадтского. 18 Красной чумой И.Кронштадтский называл революционеров. 19 Пс.102:19 Господь на небеси уготова престол свой. 20 Мф. 5:35 21 Иван Данилов – (1955 – 1998) – звонарь всея Руси. Его именем названа планета № 29345 «Ivandanilov». 22 Именно Ивану Данилову в 1991 году выпала честь впервые после развала СССР зазвонить в колокола на Красной площади. 23 Коч – деревянное плоскодонное одномачтовое парусное судно поморов IX – XIX вв. 24 Мф.22:9 – итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 25 Мф.25:6 в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. |