Итак, пройдя всевозможные проверки с момента подачи заявления на службу в таможню, наконец получил добро. Прошло почти три месяца с сентября по конец декабря 1991 года. Я в то время водителем грузовика на Костомукшском ГОКе работал. До этого была бурная история возвращения из армии. Продолжение учебы в Петрозаводском университете, поспешная женитьба, а потом почти такой же быстрый развод. Юношеский максимализм, приведший к академическому отпуску с 3 курса университета. И в завершение, возвращение недоученного студента в Костомукшу. Благо, родители устроили на работу водителем грузовика, единственное, что умел делать профессионально тогда. Первая смена на границе, выезд из города утром в 7.00 с остановки ул.Мира дом 4. Формы еще не выдали, но отец дал свой новенький финский рабочий комбинезон сине-голубого цвета. Он уже год работал на совместном тогда еще советско-финском предприятии =Карнор=. Делали срубы из сухостойной древесины для отправки в Финляндию. Таможенники ходили тогда у нас в синих робах, пошитых из такого же материала, как школьную форму в СССР шили. В общем, прибыли на границу. На самом деле это вообщем состояло из трех этапов. Сначала проехали =тыловой=. Так назывался пост и шлагбаум на системе инженерно-технических заграждений. После проверки документов, подъехали к зданию КПП=Люття=. Это, построенный финнами, комплекс зданий казарм, гаражей, дома для офицеров. Там мы скромно подождали пока начальник КПП п.п-к Алышев проведет развод личного состава пограничников. Их распределяли на три участка службы. Непосредственно на погран.переход на ж.д. ст.Кивиярви, которая находилась напротив, ниже за трассой, ну и на =тыловой= пост, который мы уже проехали. Далее двинулись уже на саму границу, совместным погранично-таможенным нарядом. В 1991 году здание таможни представляло из себя 4 финских строительных вагончика, собранных в один большой квадрат. В центре которого располагалась будка пограничного контроля. Помещения для таможенников были огорожены фанерными ширмами, похожими на кабинки для примерки одежды. Там находился начальник таможенной смены и отдыхающие сотрудники. В общем помещении находились досмотровые столы... и все. Заранее извиняюсь за подробности, туалетов предусмотрено не было. Правда был на улице в сторонке один, гордо стоящий скворечник, отлично просматривающийся с сопредельной стороны. Также негде было разогреть пищу. Поэтому в досмотровом зале, на батареях отопления, как нахохлившиеся скворцы, стояли и нагревались разнокалиберные баночки с обедами, что кому бог послал. 30 декабря 1991 года. На носу НГ и ,как водится, проверки высокого начальства. Я стою за смотровым столом с бывалым инспектором, как вдруг приезжает наш таможенный полковник Владимир Никитович Побирухин. Шасть туда, сюда....потом вдруг говорит...шариковые ручки к осмотру. У меня никакой не оказалось, а у моего бывалого товарища какая-то яркая, размалеванная, в общем, не наша. Что тут началось...небеса с потолками рухнули на землю... несчастная импортная ручка скончалась под ботинками разъяренного полковника, голова бывалого инспектора съежилась и не выступала выше воротника форменного кителя. Мы выслушали за 5 минут весь краткий курс истории ВКПб со всеми комментариями. Были преданы анафеме за пресмыкание перед загнивающим капитализмом и т.д. и т. п. Также быстро, как началась, ярость вдруг схлынула и отправилась вслед за полковником, справлять НГ на правительственный комплекс, на Каменном озере. Мы несем службу дальше. Надо сказать, что тогда движение через границу было не очень оживленное, мягко говоря. Должностные лица таможни и пограничники откровенно скучали, играли в карты, смотрели конфискованные кассеты с ...... ну вы понимаете каким видео. А тут вдруг машина с сопредельной стороны! Не едет, а очень быстро едет... так быстро, что солдатик с автоматом на ЧШ 1 (часовой шлагбаума на линии границы) даже не успел среагировать, а тем более доложить. Эта же машина нагло миновала наше здание и досмотровую площадку и устремилась в святая святых, вглубь тогда еще доживающего последние дни СССР. Но недаром в пограничники набирают не абы кого. С ЧШ 2, часовой границы на выезде уже был готов... Автомат на перевес, очень серьезное выражение лица, настолько серьезное, что машина сразу остановилась и попятилась задним ходом, остановилась ровно на досмотровой площадке. Я не знаю, что чувствовали остальные. Для меня это был первый день, и все воспринималось как кино наяву. Из машины вышли двое, молодые мужчина и женщина, оба русские. Они, оказывается, купили свою первую LADA за границей, и на радостях возвращались домой в Костомукшу. Начальником пограничной смены был капитан Ксенофонтов. Он отодвинул дежурного прапорщика и сам сел на место контролера в будку паспортного контроля. Я правда не знаю, как вели себя в свое время следователи и дознаватели НКВД, но тот пример запомнил на всю жизнь... Взяв в руки документы, слегка. как бы нехотя, повертев их, задал мягким вкрадчивым голосом ( ну совсем как Мюллер в 17 Мгновениях весны)...а почему вы нарушили правила режима в пограничном пункте пропуска? Мужчина попытался начать что-то объяснять...но тут был прерван разгневанной супругой, которая на повышенных тонах начала...Вот! Не успели вернуться! Сталинский ГУЛАГ! Чуть ли не фашисты..Оружие наставляют на мирных граждан, заставляют документы показывать. Капитан Ксенофонтов даже в лице не изменился, а как-то даже с извиняющейся улыбкой, сказал...простите пожалуйста нас, не могли бы вы свои претензии изложить в письменном виде (тут же бумага и перо появились)..а то нам товарищу из Особого отдела доложить будет нечего... а без него, сами понимаете. пока вас пропустить не можем. Вы уж извините великодушно. Как по мановению волшебной палочки, декорации в театре поменялись. Гнев у дамочки сменился на бурные слезы и раскаяние...Только пожалуйста, не сообщайте на место работы, уволят сразу. У меня остались двойственные чувства. Достаточно нелепая ситуация на границе, без злого умысла. И возможность рокового воздействия на судьбы людей, ее пересекающих. Такой вот был первый день на границе. |