Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Саркисов Сергей
Объем: 58880 [ символов ]
Путешествие по Италии
Италия
 
Наше знакомство с Италией началось с аэропорта в славном городе Римини. Возможно потому что ещё стоял июнь и был прохладный пасмурный день, все встали рано и были невыспавшиеся, поэтому город вначале показался серым. Над входом в терминал аэропорта висела надпись по-украински. Крупными черными буквами на белой стене было написано, что сало провозить нельзя. Это немного развеселило.
Встретивший нас гид представился Константином и предложил пройти в автобус, чтобы ехать в гостиницу. Собственно рассадка в автобусе - это первая трудность в общем с другими людьми путешествии. Понятно, что самые молодые, наглые и одинокие рвутся первыми занять место у окна, чтобы сделать фото в дороге, сквозь мутное стекло автобуса, которое они никогда не будут смотреть. Семейные, с маленькими детьми, всегда идут за ними, занимая весь проход, и с ненавистью смотря на свободных от забот парочки, стоящие на улице. Следом пожилые и сварливые пенсионеры. В итоге, если вы пара средних лет, с подростком, при этом честные, порядочные и воспитанные люди, то или всю дорогу едете на заднем сидении, в чём есть определённое преимущество, там можно лечь, хотя и пахнет, или ходите по салону и канючите, чтобы вам разрешили сесть вместе с близким человеком. Последним зайдет прокуренный мужичок, который всю дорогу будет только спрашивать когда остановка и внешне никак не проявлять восторгов от увиденного. Рецепта от этого собственно нет, кроме как стать наглее и прорваться в салон первым, занять место себе и близкому человеку, а потом никому не уступать, делая лицо каменной статуи на площади. Обязательно обратите внимание на парочки с маленькими детьми, особенно те, что в них души не чают. Держитесь от них подальше, если хотите сохранить нервы и слух до конца путешествия! Также, не забудьте про мужчину с огромным фотоаппаратом с плёнкой, в третьем тысячелетии он предпочитает именно такие. Поинтересуйтесь у него, какой размер зерна он предпочитает, для надёжности. Если он скажет, значит вы не ошиблись, это старовер. Именно он будет последним приходить в автобус, не обращая внимания на стоны и угрозы гида, что больше он ждать не будет. Именно он и будет для вас маячком в путешествии. Если посмотрев по сторонам, вы не увидели не только группу, но и его в нелепой позе, то бегите к автобусу, вы не он, вас ждать не будут!
Первая гостиница
Поскольку предстоял десятидневный тур по Северной и Центральной Италии, мы не сразу отправились в ту прекрасную, восхитительную гостиницу, где собирались провести отдых у пляжа. Нас поселили в двухзвездочной гостинице, которая по совместительству была общежитием для студентов. Учебный год закончился, студенты разъехались и комнаты сдавали туристам. Когда мы вошли в номер, я вспомнил детский сад. Стояла двухъярусная кровать и какая-то раскладушка. Царил дух минимализма. Складная дверь в душ и туалет сразу сломалась, но мы русские люди сноровистые и я сумел её кое-как поставить на место, чтобы не подумали на нас утром и не потребовали оплатить. В полу, вместо слива или поддона, просто торчала дырка, в которую надо было умудриться попасть. Сын был в восторге от того, что будет спать на втором ярусе и даже не заметил скромности номера, хотя понятно, что на верхней койке спал я, чтобы ребёнок во сне не свалился, всё-таки папа не так ценен. Жена была возмущена, потому что тур был не из дешёвых и хотелось комфорта. Как минимум, чтобы были полотенца, которых в номере не оказалось, а вызванные с рецепшн служащие делали непонимающие улыбающиеся лица, похожие на южан с Сочи. Нам повезло, гид тоже остановился в нашей гостинице, ему тоже не досталось полотенец и он вмиг заставил персонал улучшить бытие постояльцев, хотя, до того как придти в свой номер, он тоже непонимающе смотрел на нас, когда мы показывали сломанную дверь. Завтрак был весьма скромен, ожидалось итальянское изобилие, вместо варёных яиц и масла с сухими бутербродами. Мне это далось весьма легко, в студенчестве и молодости девяностых, я едал и не такое, но некоторые привередливые соседи по столикам кривились, хотя в целом, завтрак был питателен и весьма калориен.
Спешу вас успокоить, остальное путешествие по Италии было разительно не похоже на первый день, прекрасный сервис, обслуживание, блюда и вина выше всяких похвал. Мы ещё шутили, что надо было первый день провести в студенческом общежитии, чтобы потом оценить всю прелесть настоящей Италии, в ходе чудесного приключения. Как говорится, не судите по первому впечатлению.
Гид оказался опытным и когда на следующее утро все снова стали ругаться из-за места в автобусе, выйдя из гостиницы, то остановил крик и объявил, что кто как сел, тот так и поедет дальше. При этом нам повезло, туристов с нашей гостиницы автобус забирал первыми, а вот одна сварливая тётка всю дорогу ругалась с кем-то, кто зашёл раньше и не хотел уступать. Впрочем, к концу тура все сдружились.
 
Сан-Марино
 
Если в детстве вы представляли себе красивую пастораль средневековых замков, с рыцарскими турнирами, весёлыми застольями, зубчатыми башенками, то это, безусловно, одна из древнейших республик мира - Сан-Марино, основанный в далёком 301 году. Узенькие улочки, которые идут то вверх, то вниз. Того и гляди из-за угла покажется советский задорный Буратино, в шапочке, курточке и с азбучкой под мышкой. Весёлый и светлый средневековый городишко, выстоявший многочисленные осады, который в конечном итоге никто не захотел брать, даже в эпоху бомбардировок, чтобы не разрушить эту красоту кукольного театра. Чувствуется какое-то теплое и радостное ощущение праздника, которое хочется продолжать. Глядя на крепость, вспоминаешь, что Московский Кремль строили итальянцы, сходство поразительное. С верха крепостной стены открывается отличный вид на окрестности. Оценивая высоту стен, сразу понимаешь, как непросто было бы врагу по ним карабкаться вверх, под градом стрел из арбалетов. Кстати, в Сан-Марино мы увидели соревнование арбалетчиков. Взрослые дядьки всерьёз тщательно прицеливались в мишень и то и дело поправляли арбалет на треноге. Честно говоря, учитывая время, которое только я потратил на видеозапись, а это целых пять минут, и при этом он так и не выстрелил, становится ясно, арбалет дело непростое. Потому и применяли их нечасто, насколько мне известно, в первые моменты боя и в основном перед плотным строем рыцарей, которых не пробить обычными стрелами. Где-то читал, что Мамай применил генуэзских арбалетчиков против русских войск Дмитрия Донского, изрядно опустошив передовой полк. Это не спасло орду грабителей от возмездия. Мамая казнили и выбросили за борт корабля сами генуэзцы, они же привезли в Европу новую эпидемию чумы. С тех пор слава Генуи покатилась вниз и в вечном споре одержали верх венецианцы. А жители свободной республики Сан-Марино весело смотрели из-за высоких крепостных стен, как их враги воюют друг с другом. Ведь даже Наполеон не захотел штурмовать этот прекрасный шедевр архитектуры. Небось покидая Московский Кремль думал, что не стоило штурмовать этот так похожий на Сан-Марино городок.
 
Пиза
 
Маленький городок, с всемирно известной падающей Пизанской башней, которая при ближайшем рассмотрении поражает не столько, сколько пизанский Собор и пизанский Баптистерий, находящиеся рядом. Все старательно выбирают ракурс, чтобы виднелась только падающая башня, высотой с восьмиэтажный дом и совершенно напрасно. Собор ошеломляет своей красотой, как внутри, так и снаружи, всё-таки пизанская техника живописи и архитектуры считалась одной из лучших в Италии, пока русло реки не заилилось, морская торговля угасла, а враги воспользовались слабостью обедневших пизанцев.
Возможно именно об этой печальной судьбе, некогда процветавшего города, пытался поведать нам грустный дождик, который моросил не переставая всё время нашего пребывания в Пизе. Не растерявшись, мы приобрели плащи с капюшонами, на местном рынке и пошли осматривать достопримечательности.
Справедливости ради, Пизанская башня действительно впечатляет, хотя конечно, все знают про неё с детства, видели иллюстрации в учебнике по физике, где местный уроженец Галилео Галилей якобы бросал свои камни сверху, что сам он вроде не подтверждал. Хотя нетрудно представить, как мальчишки бросали сверху камешки, перья, да и просто плевались на головы несчастных прохожих, что конечно мог делать и сорванец Галилей, в зрелости повторивший этот опыт. Разумеется, можно тут же увидеть массу туристов, стремящихся повторить кадр, с башней на ладони или прислонившись к ней. Честно говоря, это уже давно не оригинально, зато тратится много времени на ожидание в очереди. На саму башню мы тоже не пошли, что интересного может увидеть с полусотни метров житель мегаполиса. Но зато посетили вышеупомянутые собор и баптистерий. Вот куда надо идти в первую очередь, такой красоты нигде больше в Пизе не увидишь. Невероятной красоты архитектура, поражаешься, как люди тех времен, без электрических инструментов, без твердых сплавов и фрез, без автомобильных кранов, могли создавать такие шедевры. А ведь могли! Интересно устроена галерея, где хоронили известных пизанцев, прямо в полу вмонтированы могилы, накрытые плитами, на которых высечены имена умерших. В принципе, можно идти и по ним, но понятно, что стараешься не наступать на чей-то прах. На стенах опять же фрески и картины, изображающие разные сцены из жизни древних персонажей и портреты знаменитых некогда богатых пизанцев.
Грусть моросящего дождика скрасило местное развлечение. В тот день в Пизе состоялся показ машин "Феррари", разных годов выпуска. Мы, особенно сын, просто прилипли к этому месту, рассматривая очередные шедевры Италии, только современные. Действительно, если уж великая культура, то во всём. Видится старание мастеров своего дела, желание не посрамиться, на фоне остальных и остаться в веках известным создателем бессмертных творений.
 
Венеция
 
Венецию ни с чем нельзя сравнить, там просто необходимо побывать! Встречает туристов она своим знаменитым Гранд Канале, особенно он хорош, когда светит яркое солнце, как в тот день, когда мы катились на катере к пристани у площади Святого Марка. Широкая водная улица впечатляет своим количеством судёнышек, которые беспрестанно причаливают прямо к подъездам домов. Сразу думаешь, а что делать, если лодки нет. Сама площадь Святого Марка просто готовые декорации к фильму про Алису в Зазеркалье, настолько похожа на шахматную доску, раскинувшуюся вширь. Остаётся только представить, как красиво проходит знаменитый карнавал с его масками и нарядами. Весьма необычно смотрится огромная башня из красного кирпича на площади, встречающая огромные толпы туристов, причаливающих на лодках. А ведь эта башня была чьим-то самым обыкновенным домом для целого семейства. Это было модно и практично. В башнях, под присмотром семьи, сидели ветреные девицы, дабы никто не мог покуситься раньше времени на их честь. Там же, под защитой прочных и толстых стен, хранились сокровища, подчас превосходящие все представления о богатстве.
Самое главное в Венеции, на мой взгляд, это конечно дворец дожей, средоточие политической и культурной жизни средневековой Венеции, когда её корабли присутствовали во всех океанах мира, свозя сокровища со всех земель и стран. Дворец впечатляет роскошной отделкой залов и портретной галереей с суровыми лицами дожей, ради правления отдававшими целые состояния. Одного из дожей признали мерзавцем и сняли портрет. При этом служба не приносила ровным счётом никакого дохода, кроме почёта и уважения в веках. Годы прошли, состояния менее тщеславных и более алчных аристократов и купцов исчезли на полях сражений, память о них забылась, а портреты дожей остались. В одном из храмов мы обратили внимание на тёмную полосу вдоль стены. Мы предположили, что это следы от наводнения, которыми славится Венеция. Гид рассказал, что верующие склоняли головы, упираясь в стены и оставался жирный след. Также, оказалось, что вся Венеция стоит на сибирском кедре, привозимом из далекого Томска. Со временем дерево только твердеет и становится крепче камня.
Знаменитый Мост вздохов, оказался совсем никак не связан с любовными томлениями и поцелуями. Через него заключенные шли из тюрьмы Пьомби во Дворец дожей, часто на свой последний суд. Глядя в зарешёченное окошечко, заключенные испускали вздох по красивой и счастливой жизни. Особенно это хорошо понимали в Венеции - городе вечного праздника. Там же, во дворце, вам покажут камеру, где сидел всемирно известный обольститель, интриган и повеса шевалье Джакомо Джироламо Казанова, уроженец Венеции и прославитель её буйного нрава. Даже свой побег он совершил во время празднеств карнавала, когда всему городу, включая его правителей, не было дела до заключенных. Хотя есть версия, что без помощи женщин и в этот раз у него не обошлось. Город пропитан плотской любовью и очаровательной красотой. Одно из лучших мест для приключений и чтобы отряхнуть дремоту и освежить отношения.
Посетили мы также знаменитый остров Мурано, где до сих пор сохранилось искусство обработки стекла. Раньше мастерские были по всей Венеции, но после нескольких пожаров, все они были свезены на один остров, где до сих пор и работают, не ввергая горожан в ужас страхом перед пожарами, столь нежелательными в городе, состоящем из островов. Проводится показ работы художников, по другому их и не назовешь, столь красивые фигурки изготавливают мастера. В атмосфере стеклодувницы, где красный огонь завораживающе изгибает фигурку лошадки, а стеклодув вытягивает из неё голову и ножки, всё выглядит волшебно. Мы не удержались и купили бусы из муранского стекла и маску, столь красивую, что было невозможно не взять этот образец искусства.
После этого, желающих повели на экскурсию по каналам. Восхитительно путешествие на гондоле по каналам Венеции! Если только вы не страдаете повышенной чувствительностью обоняния. Да, сегодня, как и столетия назад, жители Венеции сливают нечистоты прямо в море и душок между домами тот ещё. Но через пять минут нос привыкает и всё забывается, на фоне величественных зданий, узеньких улочек и мостиков перекинутых через каналы. Когда российский Санкт-Петербург называют Северной Венецией, доля правды есть, столько разнообразных проливов, проток и канальчиков в обоих городах, что это их роднит.
Когда мы садились в гондолу, случился небольшой конфуз. Гондолы не русские лодки, с их широкими днищами и высокими бортами, это длинные и узенькие челноки, на конце которых стоит гондольер возле высоко торчащей кормы и поворачивает весло, что тоже весьма необычно и думаешь, как он вообще толкает лодку?! Так вот, садясь в эту лодку, я чуть не опрокинул её в зелёную, теплую и вонючую жижу, вместе с семьей, гидом и гондольером. Кое-как удержав свое и гондолы равновесие, балансируя ногами, я всё-таки уселся и мы поплыли. По пути, гондольер громко, со смехом, рассказывал всем встречным знакомым гондольерам, про эту историю, даже не зная итальянского языка, было понятно, как он во всех красках описывает это маленькое приключение. Встречные гондольеры звучно цокали языками, старательно не смотря на меня напрямую и поглядывая искоса из вежливости, а мне оставалось сидеть по-хозяйски с гордым и нелепым видом на носу, изображая невозмутимого "морского волка". От этого вся процессия выглядела ещё уморительнее. В конце концов, гондольер пришёл от возбуждения в полный восторг, даже расщедрился и запел итальянскую песню, нарушив тишину неспешного города и привнеся весёлое разнообразие. Мне было всё равно, а люди получили развлечение от трудной работы и сохранили память. Если будете в Венеции и доведётся слушать рассказ про русского дурака, который чуть не перевернул гондолу, знайте, это был я.
Посетив вышеупомянутый дворец дожей и побродив по площади, все отправились назад на континент. Как я уже писал ранее, нашёлся мужик с фотоаппаратом, которого потеряли гид, жена и вся группа и ожидали полчаса на катере. Как ни в чём ни бывало, он сел в катер и все поплыли. Возмездие настигло его, судя по крику в автобусе. Плёнка непостижимым образом оказалась засвечена. Автобус вздохнул с облегчением.
 
Флоренция
 
Во Флоренции у нас была местный гид женщина, рассказавшая немало интересного про историю, культуру и нравы горожан. Экскурсия была просто великолепна, хотя справедливости ради, отношение к итальянской мафии стало ещё негативней, после того, как узнал, что мафиозо взорвали Галерею Уффици, чтобы отомстить итальянскому правительству. Взрывать культуру собственного народа не вяжется с образом благородных донов, скорее с обликом древних дикарей, впрочем, Бог им судья. Музей, несмотря на понесенные потери, всё равно прекрасен и огромен, пока обойдёшь, устанут ноги, но это того безусловно стоит, потому что это действительно грандиозное собрание. Признаюсь честно, в Италии можно не увидеть многое, но не увидеть Галерею Уффици, это все равно, что в Москве не зайти в Московский Кремль, или в Санкт-Петербурге не сходить в Эрмитаж. Особенное потрясение лично у меня вызвала картина "Рождение Венеры", которую я видел еще в детстве, где-то в учебнике и никогда не думал, что смогу увидеть вживую. Вот так запросто стоять перед знаменитым шедевром, это в тысячи раз важнее, чем все отпуска в Турции, с "всё включено", морем и анимацией.
Именно во Флоренции мы впервые познакомились с лучшим в мире итальянским мороженным, которое обычно продают в желатерии. Там оно всех возможных сортов и оттенков, консистенция нежнейшая. Вкус конечно восхитительный. Но ещё восхитительней оказался запах местной клубники, на который мы просто пошли, выйдя вечером из гостиницы. Запах чувствовался за несколько домов, такой нежный и ароматный, без малейшего намёка на искусственность. Словно голодные волки, мы накинулись на эту клубнику, просто так продаваемую крестьянином из лотка на улице, дешевле чем в магазине.
Да простит меня читатель, но всё было прекрасно в великолепной Флоренции: Галерея Уффици, мороженое, клубника. Невероятной красоты и размеров собор Санта-Мария-дель-Фьоре с великолепным Баптистерием, всё это можно увидеть на многочисленных сайтах и фотографиях, где фотографы выбирают день, время и освещение. Собственно поэтому и не выкладываю свои фотографии, чтобы не портить впечатление от этой прекрасной страны. Одно дело делать фото для себя и смотреть вечерами, другое дело хвастаться своим неумением на людях.
Однако самое сильное впечатление я вынес из обеда в обычной траттории, куда мы с семьёй зашли в перерыве экскурсии, хотя гид советовала вечером пойти в совсем другой, разрекламированный ресторан, с красочными средневековыми представлениями, куда в итоге никто не попал из-за пробок. Мы же, в перерыве, нашли на улочке возле собора самую обычную тратторию, куда не водят туристов, а заходят самые обычные итальянцы, стоят столики под клеёнкой с квадратиками, обычная мебель, тарелки. В этот раз, там сидели четыре старушки и дедушка, чьё детство прошло во времена Муссолини. Они тихонько говорили, искоса поглядывая в нашу сторону, сразу признав туристов из России. В конце трапезы, им вынесли счёт и отдали дедушке. Тот со смехом и удивлением показал на бабушек и что-то сказал, видно было, что он удивился, почему не разделили счёт на всех. Наш столик присоединился к всеобщему веселью одобрительными возгласами. Установилась атмосфера дружелюбия.
Мы же тем временем сделали заказ, по совету той же гидши выбрали мне - бистейк по фьорентийски, жене - потрошки по фьорентийски, сыну - жареную рыбу с картошкой, именуемую песчино, собственно отсюда наверное и наше русское пескарь. Вдобавок бутылку отличного вина, кажется "Маккиавелли". Все сто двадцать евро, что по тем временам весьма немного на троих.
Тут началось самое интересное. Надо сказать, что бистейк по фьорентийски вообще очень специфическое блюдо, которое едят далеко даже не все флорентийцы и дело тут совсем не в цене. Собственно об этом нас предупреждала честно гид, советуя всё-таки, кто смелый, попробовать это блюдо, вкус которого, а особенно вид, невозможно забыть. Когда меня официант спросил, какая степень прожарки, я, не сильно понимающий по-английски, а уж тем более по-итальянски, попросил сына перевести, что самой слабой степени, чтобы почувствовать истинный вкус традиционного флорентийского блюда. Странно посмотрев на меня, официант ушёл. Сначала принесли вино, по непонятной до сих пор мне, простому русскому человеку традиции, дали попробовать глоточек, можно подумать, что мне не понравится и я, зажав нос, потребую унести. Вино было великолепно, как и сама Италия. Буквально через пять минут на горячем чугунном подносе принесли главное блюдо. Это был килограммовый кусок сырого мяса, согреваемый подносом. Когда я приподнял его край вилкой, с него потекла алая кровь. Жене чуть не стало дурно. Ей тоже принесли потрошки по фьорентийски, которые напоминали выпотрошенных гусениц белого цвета и она не стала их даже пробовать, отдав в итоге мне, а сама, отщипнув рыбу у сына и наевшись фокаччо. Меж тем, я решил, что Россию не опозорю. Храбро накинувшись на сырое мясо, я поглощал его, одобрительно хмыкая и причмокивая, всем видом показывая, что мне вкусно и лучшего блюда в своей жизни я не пробовал. Сказать по правде, это действительно было вкусно, чего я не ожидал. Мясо буквально таяло во рту, как кусок сахара и источало нежность. Плюс хорошее вино улучшало вкусовые свойства блюда. Но для окружающих это выглядело, как дикарь поглощает только что пойманного дикого зверя. Старички по соседству смотрели на меня с удивлением и страхом, такого они не видели даже в детстве, когда их родителей погнали с под Сталинграда назад, в несостоявшуюся новую Римскую империю Муссолини. Думается тогда они и поняли, почему их одолели так и непобежденные русские. Я ел с аппетитом, закатывая от удовольствия глаза. Чуть приоткрытая дверь шкафа обнажила щель, в которой сначала появилась одна голова официанта, потом над ней вторая, а затем над ними третья. Все с восторгом смотрели, как я поглощаю сырое мясо, не веря собственным глазам! В конце этого спектакля, сыгранного под восторги зрителей, вышел хозяин траттории, седой, весьма благородного вида мужчина в костюме, он же отец трёх официантов, прятавшихся за шкафом. С апломбом герцога он подошёл к нам, уважительно наклонился и одобрительно похлопал меня по плечу.
- Ооооо! - протянули бабушки, дедушка и официанты за шкафом.
Мы вышли, чувствуя на спинах огромное уважение местных жителей.
Потерев пятак и копыто знаменитого кабана, на площади у Нового рынка, среди развалов с сумками, посмотрев знаменитую статую Давида и множество прочих достопримечательностей Флоренции, мы поехали дальше.
 
Рим
Рим запомнился страшной жарой. Впрочем, нам повезло, именно таким и должен быть Вечный город, адское пекло днём и облегчающая муки прохлада ночью, когда истинные римляне высыпают на улицы и начинается настоящая жизнь столицы Италии. Именно там начинаешь понимать, с каким остервенением дрались днём гладиаторы на арене, чтобы одни быстрее умереть, а другие отправиться в клетки в полутьме подземелий Колизея. Жара буквально растекается по улицам этого города, загоняя жителей в дома. И только вечные туристы снуют за зонтиками гидов. Так и мы шли за желтым зонтом гидши, итальянки, хорошо говорящей по-русски, и рассказывающей про термы, из которых древние римляне не вылезали, обсуждая дела и заключая там же сделки, стену Траяна, построенную в назидание потомкам о величии римской нации и конечно Форум, с которого это величие начиналось. Кстати, если вы действительно хотите прочувствовать дух Форума, а не глазеть на кирпичные обломки и удивляться, что тут смотреть, обязательно почитайте про Древний Рим, про его историю, величие, огромные территории. Это поможет понять, с чего это величие начиналось, сколь легко было его заглушить, но как, ценой веры основателей города и невероятных усилий простого народа, оно сумело пробиться. Начинаешь верить в неслучайность событий мировой истории. Изображения на Стене Траяна подтверждают это, показывая, как росла огромная империя, из маленького городка на границе с Этрурией, до грандиозного государства, в величии которого не смели сомневаться ни друзья, ни враги. Всё закончилось, как всегда кончают великие империи. Потомки суровых основателей превращаются в изнеженных богачей, нанимают войска, управление, священников и отдают чужеземцам свои права. Теряя в итоге власть и земли.
Там же, в Риме, на одной из площадей можно было сфотографироваться с актёрами, переодетыми в римских легионеров. Вышеупомянутый мужик с фотоаппаратом, решил проявить дерзость, в надежде на вежливость принимающей стороны и постучал дюжего итальянского легионера по шлему. Тот очевидно подумал, что зарплата не столь велика, чтобы проявлять вежливость к приезжему дураку и в ответ легонько постучал фотографа по голове. На том они и разошлись.
Тем временем гид сидел у клумбы, ожидая пока группа сфотографирует достопримечательности и смотрел на видавшие виды сандалии, что-то поправляя. К нему подошли двое молодых парней из группы, подкачанные, спортивные и какие-то слишком ухоженные. Они что-то предложили Константину. Тот густо и сильно покраснел. Надо сказать, что гид был сухощав, слегка манерен и производил впечатление толерантного европейца, рассказывая про моду, одежду и прочие прелести Европы, хотя явно не был одним из них. Но видимо эти двое купились. Судя по всему, ему предложили что-то очень некрасивое. Мы вдруг поняли "ухоженность" двух голубков из этой парочки и их неизменное желание сидеть отдельно от остальных.
Жемчужиной Рима всё-таки следует признать независимый от него Ватикан, который собственно лишь небольшой квартал, в центре итальянской столицы. Первое, на что обращаешь внимание, это конечно его гвардейцы, в своих, кажущихся смешными, красно-сине-жёлтых камзолах. Зарплата их невелика, но служба в гвардии римского папы сродни посту вышеупомянутых дожей, конкурс немаленький. Наивно и самонадеянно будет стремление передать всю красоту Собора Святого Петра, папского дворца и Сикстинской капеллы. Никакие фотографии и видео не смогут этого сделать, настолько проникаешься, находясь непосредственно там. Все буклеты и фильмы, лишь причина, чтобы сорваться с места и поехать. Если ваш конёк пляжи, то лучше съездить в Италию сразу, чтобы в одном месте посмотреть максимум шедевров, собранных в одном месте. Если больше нравятся именно достопримечательности и культура, то лучше сначала побывать в других странах, поскольку после Италии всё будет казаться пресным. Хотя, говорят, в последнее время впечатление смазывается от толп китайских туристов, но это можно вытерпеть, если меньше страдать воспитанностью, а брать с них пример непосредственности. Гид обязательно расскажет вам, что Микеланджело работал очень много лет и изобразил на фресках своих друзей, врагов, римского папу и себя, в образе содранной шкуры с грешника, которую человек, похожий на заказчика Микеланджело, держит в своих руках. Вид на площадь перед Ватиканом впечатляет, особенно, когда представляешь себе толпы верующих в праздники. Должно быть Римский Папа ощущает себя властелином мира, когда глядит на эту огромную толпу людей в дни, когда выступает перед своей паствой.
Действительно, одним из самых ярких впечатлений от Ватикана, будет посещение Собора Святого Петра, самого большого в мире, хотя англичане оспаривают это право. По грандиозности этого сооружения с ним мало что сравнится, даже египетские пирамиды. Его строили сто двадцать лет, что уже говорит о величии труда строителей, скульпторов, архитекторов, художников и огромного количества подмастерьев, вложивших свои таланты. Находясь в этом главном храме католиков, невозможно пройти мимо знаменитой "Пьеты", созданной великим Микеланджело Буонаротти. Трагически гениально переданы страдания Девы Марии, отдавшей своего сына на распятие неблагодарному человечеству. Под куполом находится огромный и богато украшенный алтарь, над которым возвышается балдахин Бернини, на четырёх колоннах. Говорят под ним находится витая лестница, ведущая в подземные галереи.
Конечно мы посетили и фонтан Треви, где, как и каждый уважающий себя турист, бросили мелкую монетку, чтобы снова возвратиться однажды в Вечный город и побродить по его узеньким улочкам, ведь осталось так много неизведанного.
Насчёт фонтанов. Отдельно от Рима мы побывали также на вилле Тиволи, вилле "Тысячи фонтанов", красоту которой стремился превзойти сам Петр Первый, строя свой Петергоф. Справедливости ради, у него это удалось, по моему скромному мнению, поскольку Петергоф конечно ошеломляет своей красотой, построенной посреди болот. Но будем честны, итальянцы не знали, что русский царь будет с ними соревноваться, спустя много лет после того, как они создадут свой шедевр. Именно шедевр, потому что красота неимоверная, особенно после жары Рима. Именно там понимаешь, сколь богаты и пресыщены были римские аристократы всех времен, по чьему заказу создавались подобные виллы, где владельцы просто отдыхали, от римской суеты. Не знаю, впрямь там тысяча фонтанов или нет, но они повсюду, услаждая слух истомленного путника журчанием чистой воды. Очень красивые фрески, гобелены и лепные украшения, особенно в Зале благородства.
Вечером, мы зашли в желатерию и в очередной раз насладились чудесным итальянским мороженым. Выйдя из желатерии, мы побрели в темноте к своей гостинице, благо всё было рядом. Проходя мимо припаркованных машин, мы увидели итальянку средних лет, крепкую крашеную блондинку с широким лицом, которая пыталась выехать, будучи зажатой между двумя другими машинами. Гид и раньше рассказывал нам, что итальянцы не заморачиваются на царапины и вмятины, а потому не ремонтируют машины, а наоборот гордятся ими. Может поэтому, мы не удивились тому, что произошло дальше. Женщина тщетно пыталась вырулить, старательно выписывая полукруги, сдавая то вперед, то назад. Но ничего не получалось. В глазах её были отчаяние и ненависть. Внезапно она увидела в темноте нас, туристов, свидетелей её ничтожности и слабости. Лицо стало твердым и жёстким, как у римского патриция. "Умру, но Италию не опозорю", видать подумала она. Резко сдав назад, синьорита толкнула сзади стоящую машину, раздался скрежет, взвизгнули шины и маленькая машинка итальянки вырулила на улицу. Только и след её простыл. Что подумал синьор Пьетро, утром садясь в свой автомобиль, остаётся лишь догадываться, итальянский также богат на эмоции, как и русский.
Отдельно хочу отметить сервис в ресторане и обслуживание в номерах в гостинице в Риме. Выше всяких похвал, всё понравилось, всё было к месту, желания схватывали на лету, вкусно, мягко, тихо.
 
Сиена
 
Выше я писал, как маленький городок Сан-Марино напоминает весёлое королевство Тарабарского короля, где то и дело ждёшь, что из-за угла выскочит проказник Буратино в полосатом колпачке и с азбучкой под мышкой, грызущий лук. Сиена ему полная противоположность, тут из-за каждого угла ждёшь появления Пиноккио, негодяев, превращавших детей в ослов и прочих мрачных свидетелей эпохи Возрождения. Основанный ещё этрусками, неоднократно перестроенный и прошедший немало войн, это тоже средневековый город, сохранивший все атрибуты той эпохи, но долгая история города банкиров отложила свой суровый отпечаток на его облик. Древность существования породила предположение, одно из нескольких, о названии города от латинского seneo - старый. А может это от сеньор, город действительно внушает определённое уважение своей некоторой мрачностью переулков. Властелин колец и две башни, Гарри Поттер в банке гоблинов, любой другой фильм про неприступную твердыню и оплот финансов, всё это, безусловно, можно снимать в Сиене. Собственно для этого он и строился таким осанистым и каменным, даже флаг и герб города две полосы черного и белого цвета, как символы правды и лжи. Купить квартиру в городе крайне трудно, настолько даже между собой разделяются сиенцы, что никому не позволено проникнуть внутрь общины. В городе несколько кварталов - контрады, каждый имеет свои гербы и флаги, которые нарисованы на входе в квартал. Раньше их было 59, теперь осталось 17, всё-таки смешение происходит, но обычай девочек и мальчиков числиться за контрадами своих мам и пап по прежнему сохранился. Сиенцы тщательно следят за своими традициями. Мне запомнились черепах и орел, который, кстати, двухглавый и напоминает российского времен Николая Второго. Они же отличают жителей на всемирно известном празднике, знаменитых сиенских скачках Палио, где сиенские контрады на площади соревнуются в жестокой схватке за первое место. Город всегда был богатым, поэтому мог позволить содержать лучших лошадей, что и предопределило именно этот вид развлечений. В фильме про Джеймса Бонда показано одно из таких ежегодных соревнований, когда мрачный город расцветает всеми цветами красок и настроения. Город ликует, одновременно поглощая безмерные запасы знаменитого Кьянти, производимого там же, в регионе Тоскана.
 
Неаполь
 
Кажется именно в Неаполе гид рассказала забавную особенность местных жителей по своему произносить "Кока-кола". Вытягивая губы и смешно морща длинный нос, она старательно выговаривала "Кьокья-кьёла". Город самый крупный на Юге Италии и собственно там начинаешь понимать разницу между этими тремя регионами. Север, Центр и Юг совершенно не похожи, всё-таки сохранились признаки, свойственные загадочным этрускам, имперским римлянам и горячим грекам, в каждом из них, в зависимости от того, кто колонизовывал эту прекрасную землю на Аппенинском полуострове.
Какой в Неаполе рассвет! Стоя на самом краю залива, видя в утренних лучах остров Капри, лазоревое море, залитый солнцем берег, хочется уже никуда не уезжать, а остаться здесь и провести остаток своих дней вдали от городской суеты. Купить маленький домик, с белёными стенами, ходить на рынок за свежей рыбой и оливковым маслом. А потом всё это есть на завтрак, вместе с хрустящим хлебом и свежей пиццей маргарита. Именно в Неаполе, это вам расскажет каждый неаполитанец, придумали этот символ Италии, когда приехавший король попросил сделать блюдо простое и вкусное, и местный повар Эспозито сотворил это чудо из теста, помидор, базилика и сыра моцарелла, прославившее его, Италию и королеву Маргариту на весь мир.
Но путешествие продолжается и туристу некогда расслабляться. Неаполь запомнился несколькими яркими воспоминаниями, как вспышками, поскольку путешествие подходило к концу и все устали. Во-первых, замысловатой дорожной развязкой, на которой мы ждали гида по Помпеям, о нём далее. Во-вторых, замком Кастель-дель-Ово, иначе Замок Яйца, построенным норманнами, когда они начали своё завоевание Италии и освобождение её от арабского владычества и африканских пиратов. В нём сразу угадывается северный стиль Нормандии, без лишней вычурности, просто мощное и неприступное оборонительное сооружение, построенное на месте исторического греческого Неаполя и долгое время служившее городским хранилищем казны и местопребыванием судебных органов власти, даже после того, как королевский двор перебрался на материк. В третьих, самим дворцом короля, внутрь которого мы не пошли из-за недостатка времени, но увидели конные скульптуры подаренные Николаем I и статуи королей Неаполя и Королевства обеих Сицилий. Оказалось, что именно в этом дворце содержался сын Петра Первого Алексей, перед отправкой к отцу в Россию. В-четвёртых, рассказом про Везувий, на склонах которого мафия продаёт дешевые участки под застройку, при этом понятно никаких гарантий, что скоро не произойдёт следующий взрыв. К слову о взрыве, после прогулки по историческому центру Неаполя, мы отправились на главную экскурсию, ради которой стоит посетить Неаполь, в уничтоженные извержением вулкана Помпеи.
 
Помпеи
Гида в Помпеи мы ожидали полчаса, сидя в автобусе у той самой немыслимой развязки в Неаполе, представляя сухонького старичка, с книжкой в руке. Но действительность превзошла все ожидания. В автобус вошёл ... Розарио Агро, из фильма "Необыкновенные приключения итальянцев в России", в шляпе, с усами и тростью с костяным набалдашником. Просто копия, внешне никаких отличий, даже костюм был похож до мелочей. При этом гид оказался глубоко культурным человеком, с большими знаниями и прекрасно говорившим на русском языке. Как выяснилось, он неоднократно ездил в Россию, для повышения квалификации и встречался со знаменитыми российскими актёрами. Особенно гид с теплотой подчеркнул своё знакомство с Николаем Караченцевым. Рассказ был великолепен, он оказался мастером своего ремесла, рассказывал увлекательно, с упоением и закончил стихами Пушкина. У некоторых туристов проступили слёзы на глазах.
Сами Помпеи были не хуже, в плане интересного и познавательного. Там, от нашего гида, мы узнали смысл фразы "Деньги не пахнут", когда император подсунул монету своему придворному под нос. Жители Помпей занимались выделкой кож и производством сукна, для этого в те времена использовалась моча. Вонь конечно стояла адская, но город процветал и богатства его жителей неуклонно росли. Когда придворный заметил сам и обратил внимание императора на этот факт, тот не задумался и показал слуге, что главное для него, как императора, деньги, а не то, как они достаются его гражданам.
Гид же показал туалеты Помпей. Справедливости ради, римляне очень трепетно относились к гигиене, что позволяло им строить огромные города и отправляться в дальние походы. Помимо меча, щита и сандалий, у каждого легионера была своя, именная палка, которой он чистил задницу. Отхожие места в Помпеях были на высшем уровне. Розарио Агро рассказал, что перед каждым особенно влиятельным гражданином бежал раб, который занимал в туалете место, для своего господина. Так сказать грел место. С тех пор якобы и пошло выражение "Нагретое место".
Там же сохранились пекарни, в одних были прилавки, в других разносили еду покупателям, предвосхитив современную доставку на дом. Вместе с хлебом, продавали рыбу и особый соус - гарум, который готовили из той же рыбы и держали в больших кувшинах.
Особенной статьей доходов в городе были публичные дома, где процветал разврат, не хуже Содома и Гоморры. Собственно поэтому именно в Неаполе есть музей с Секретным кабинетом, где хранятся эротические игрушки из Помпей и Геркуланума. При особом желании, можно даже провести параллели, между гибелью этих городов, вследствие их изнеженности, порочности и разврата. Публичные дома назывались лупанарии, проституток называли лупа, иначе волчицы. Стоимость услуг в среднем составляли пару кувшинов вина или килограмм мяса. Работали в основном гречанки и рабыни с Ближнего Востока. Внизу лупанариев обычно находились винные лавки. Гид показал нам карты, с изображением сцен, фривольного содержания. Все мы немедля придвинулись и со смехом стали рассматривать их. Наш сын, тоже хотел посмотреть, но застеснялся, я, понимая подростка, подтолкнул его вперед, поскольку собственно ничего порнографического там конечно не было. Гид заметил это и сказал:
- Посмотри, папа разрешает!
Безусловно, в Помпеях невозможно не прийти к дому Фавна. Именно там находятся знакомые с детства из учебника по истории фигурка Фавна и мозаика, с изображением Александра Македонского. Лично я, с самого детства мечтал когда-нибудь увидеть эту фреску, понимая, что этого никогда не произойдёт. Когда же это случилось, переживания были самые острые. Рядом дом Трагического поэта, где у входа на полу сохранилась мозаика с изображением собаки и слова "Берегись собаки". Собачка надо сказать, ничем не отличается от современных дворовых.
В Помпеях же мы увидели знаменитую римскую колею, с которой начинались все современные дороги в мире. А на домах уже тогда появились номера и названия улиц. Уже тогда существовал водопровод, правда не было канализации, но судя по тому, что рядом были ванны по выделке сукна, местные жители особенно не заморачивались, насчёт запаха, к которому привыкли. Трубы были из свинца, который, как предполагают некоторые учёные и сгубил римскую цивилизацию, поскольку соли свинца чрезвычайно опасны для здоровья человека, а свинец был весьма распространен при изготовлении посуды, из которой ели практичные римляне. Поцарапалась тарелка, потер ногтем и в порядке.
В центре Помпей находятся Форму, Термы и конечно Палестра, где откопана из под пепла знаменитая колоннада, стоя посреди которой начинаешь представлять, как здесь протекала бурная жизнь суетливых горожан, пока всё это не прекратилось взрывом вулкана. Потому невозможно пройти, без внутреннего содрогания, мимо всем известных гипсовых слепков собаки и раба с горожанкой, гипс заливали прямо в пустоты и получали печальные статуи замученных людей и животных. Собственно, желающие могут в очередной раз посмотреть фильм "Помпеи", думаю там всё показано вполне правдиво и захватывающе. Редко кто может удержать слёзы, глядя на эти свидетельства грандиозной трагедии Древнего мира.
Смешанные чувства испытываешь, когда стоишь посреди развалин древнего процветающего города, где некогда царила жизнь, пресытившиеся богатством горожане не знали, куда деть свои капиталы и чем себя развлечь. И вдруг всё это вмиг закончилось.
Напоследок, гид встал на камень и театрально продекламировал Пушкина:
 
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
 
Чудесное и одновременно трогательное посещение Помпей, после которого по другому относишься к жизни и её круговороту.
 
Римини
 
Тур подошёл к концу, но путешествие продолжалось. Всех повезли назад. Вам знакомо ощущение, когда после недели "всё включено" турецкие тортики кажутся слишком сладкими. Уже не хочется бегать за ними, расталкивая туристов. Бабушкино варенье уже не вкусное, после второго съеденного литра. Все устали, одновременно от десяти дней езды, ходьбы и впечатлений. Зеленые аккуратные поля Италии вызывали отвращение, все зашторивали окна. Мы забрались в конец автобуса, на столь нелюбимые всеми задние места и тут же уснули, под гул дождя, пока остальные пытались усесться в креслах и задремать.
Обратная дорога заняла не так много времени, традиционное прощание с гидом, традиционное:
- Кто сколько может водителю!
- А сколько?
- А сколько не жалко!
- Ну всё-таки!
- Три евро достаточно!
И вот мы уже в нашей гостинице, которая неделю будет служить нам домом.
И тут началось!
Во-первых, сначала надо было встретиться с нашим гидом в Римини. Договорившись по телефону о встрече на следующее утро, мы, как порядочные туристы, заранее встали, прекрасно позавтракали в гостинице и пошли на встречу к одиннадцати часам. Лил просто какой-то мерзкий сумасшедший дождь, стараясь смыть город в море. Очень пригодились плащи из Пизы, под которыми мы были абсолютно сухими, пока дождь хлестал, как из ведра. Но лица то не спрячешь, ощущение было такое, что ты идешь сквозь стену воды на палубе старинного корабля. Несмотря ни на что, мы твёрдо были уверены, что дойдём. Мгновенно заблудившись в лабиринтах центра Римини, мы кружили, несколько раз проходя мимо дома какого-то врача, я уже начал подозревать, что это он так выстроил город, чтобы все дороги вели к его воротам. Наконец, мы нашли похожий адрес и подошли в трехэтажному дому, производившему скорее впечатление секретного дома агентов иностранной разведки, чем отеля. Жена с сыном остались ждать на улице, я же отправился внутрь, чтобы спросить дорогу. Внутри дом ещё больше напоминал явочную квартиру шпионов. Никакого рецепшна, никаких лифтов, людей. Серо, закрытые номера на этаже, полное отсутствие признаков жизни. Поднявшись в поисках постояльцев на второй этаж, я обнаружил в одном номере китайцев, которые не понимали ни по-английски, ни по итальянски. Видно было, что это маленькая квартира с кухней. Они смотрели на меня с ещё большим удивлением, чем я на них. В глазах у них был немой вопрос "Как ты сюда попал?" Поняв, что я действительно не туда попал, а может просто "попал", я быстро ретировался и пошёл к выходу. Но выйти оказалось не так просто, как войти. Ворота, вокруг здания были закрыты. Я снова пошёл назад, чтобы попросить их открыть, но китайцы видимо спрятались и не открывали дверь в номер. В других номерах была такая же гробовая тишина. Я вышел и почти случайно увидел две кнопки на стене здания. Судорожно я начал жать на них, надеясь, что выйдет наконец какой-нибудь живой человек, понимающий английский язык и выпустит меня на улицу. Никого не было. Я уж начал подумывать просто перелезть через высокую ограду, но представил, что за этим меня обнаружит итальянская полиция и я долго объясняю, как там вообще оказался и почему не мог выйти. Меж тем, судя по всему, кнопки всё-таки сработали, потому что неожиданно ворота открылись и я выбежал на волю. Нечто подобное возможно испытывают освобождённые пленники, оказавшись на свободе. Такая радость была, что мы собрались с остатками терпения и сил и продолжили путь. Наконец, мы добрались до гостиницы, где гид назначила встречу. Но там никто нас не ждал! Итальянские служащие делали недоуменные лица, не понимая, кого мы хотим увидеть. Тут же мы перезвонили гидше, оказалось, что из-за проливного дождя, она отменила все встречи, но забыла нам об этом сообщить! Под проливным дождём мы поплелись в свой отель.
Разочарование скрасил отличный обед. Правда случился курьез. Оказалось, что русскоговорящий официант понимает только два слова, которые он тут же важно произнёс:
- Рыба? Мясо?
- А что у вас есть ещё?
- Рыба? Мясо?
На лице официанта застыла улыбка и одновременно читалась просьба не сообщать работодателю, что он ничего не понимает по-русски. После всех переживаний под дождём, мы разразились безудержным хохотом, который привлёк внимание окружающих. Честно говоря, мы выбирали отель по принципу отсутствия соотечественников, так что вокруг были одни итальянцы. Даже этих экспрессивных людей поразило наше безудержное веселье. Успокоившись, я попросил у официанта русское меню. Вздохнув с облегчением, он тут же засуетился и всё мигом устроил. С тех пор так и повелось, мы тыкали пальцем в понравившееся и пока не попробованное блюдо, а он моментально бежал на кухню.
Итальянская кухня, это конечно шедевр. Впитав в себя кухни разных народов, входивших в Римскую империю, она действительно потрясает разнообразием и угодит всем гастрономическим вкусам. Так что отъедались мы после путешествия по городам Италии по полной. Не забывая про чудесное итальянское вино. Скажу прямо, в местных супермаркетах можно купить самое обычное вино, которое покупают самые обычные итальянцы, будет не хуже, чем в ресторанах. Впрочем, так везде.
После сытного и вкусного обеда, мы пошли к себе, где встретили хлопотливую женщину, которая прибирала номер, в который мы только вчера заселились. Мы сразу, не сговариваясь, прозвали её "Сеньора Скузи", потому что столько итальянских извинений мы не слышали ни от кого. При этом не было подобострастия, только видимое желание помочь. На крайне ломаном итальянском языке, а больше жестами, мы попросили объяснить, как можно погладить мятые вещи. Горничная тут же схватила пакет из шкафа, бумагу со стола и положив её на тумбочку, стала изображать процесс написания, приговаривая:
- Стираре!
Как нормальные русские люди, мы сразу подумали, что она пытается рассказать нам, как можно сдать вещи в стирку.
- Нет, нам не надо стирать, нам надо гладить!
Мы показывали ей, как гладятся вещи. Она понимающе кивала и продолжала твердить:
- Стираре!
- Вот даз ит мин "Стираре"?
Но английский синьоры Скузи был явно не лучше нашего итальянского. Она беспомощна смотрела на нас, всем видом показывая своё желание нам помочь, но только твердила свое:
- Стираре!
Наконец, она отвергла всякие церемонии и как учительница иностранного языка в школе перешла снова на язык жестов, параллельно комментируя свои действия. Взяв бумажку, он показала, что надо написать номер комнаты, потом сложить вещи в пластиковый пакет, закрыть его, приклеить бумажку и положить в прихожей номера.
- Так! - дружно кивнули мы.
- Стираре, - вымучено сказала она и показала на бумажку.
- Хорошо, - также сказали мы и сделали вид, что всё поняли.
Обрадованная итальянка немедленно убежала. Мы засели за словарь. Нашли слово "гладить", напротив него значилось "stirare".
- Не удивлюсь, если по-итальянски "стирать" произносится, как "гладире", - заметил я.
Тем не менее, вещи были сложены в пакет, бумажка написана и к вечеру уже всё было выглажено и доставлено. На ужин мы пошли в традиционном русском великолепии, как на приём к английской королеве. Можно заявиться в отельном халате на завтрак, как французы или в джинсах на обед, как англичане, но на ужин мы всегда приходим в полном вооружении, надев всё самое лучшее и блистая драгоценностями. Чтобы не осрамиться перед иностранцами на их земле и одновременно показав величие России в мире. Если что и отличает нас в этот момент от остальных, так это готовность пить вино, смеясь над официантом, предлагающим сначала сделать глоточек. Как будто мы по-хамски позволим себе усомниться в качестве! Как будто мы позволим официанту подливать в бокалы дамам, у нас это делают мужчины, так повелось с гусарских времён. Впрочем, эти обычаи уже уходят в небытие и в самой России, всё меньше тех, кто следует старым нормам. Положено официанту подливать, пусть подливает, положено скривить нос над старым анжуйским, значит так и сделаем. Мне всегда было интересно, что они сделают, если я скажу "Уносите!". Конечно, для сохранения внешней формы, они так и сделают, и возможно принесут лучше, но где гарантия, что не плюнут перед этим, вот что порождает в сознании сомнение. Так что оставляйте щедрые чаевые, если останавливаетесь надолго и чаще улыбайтесь официанту, он тоже живой человек. Кстати, насчёт синьоры Скузи, первые два дня мы оставляли несколько евро на кровати, в ответ нам оставляли три конфеты, мелочь, а приятно. На третий день элементарно забыли положить, "возмездие" настигло тут же, после пляжа возвратившись в номер, конфет уже не обнаружили. На следующий день, после чаевых, конфеты снова появились. Но, честно говоря, дело конечно не в конфетах, приятно думать, что люди, выполняющие трудную и грязную работу, за не самую большую зарплату, получат маленький подарок и купят вечером домой детям угощение.
На следующий день мы пошли на пляж. Что сказать, стоял июнь, дул ветер, временами шёл дождь. Раз в день, обычно к обеду, на пляж приходила группа старушек с инструктором и делали физические упражнения. Через пятнадцать минут они уходили. Длинные ряды лежаков, шезлонгов, зонтов. Песчаный пляж, одинокие чайки, пронизывающий мокрый и холодный ветер. И три русских туриста. Старательно изображающих, что им хорошо! Хорошо!! Очень хорошо!!! Как в траттории во Флоренции, старушки смотрели на нас и охали. Служащий пляжа брал свои три евро с гордостью, что обслуживает таких железных людей. Узнав, что мы из Сибири, он понимающе кивнул головой и больше не удивлялся, как это мы целыми днями лежим на пляже, где впору отдыхать тюленям, случайно нашедшим среди льдов открытое место на голых скалах. Видно в отеле тоже прознали, поскольку пляж был их, когда мы шли на пляж, по пути хватая яблоко у входа, все сочувственно смотрели вслед, но явно никто не хотел повторить наш подвиг.
На третий день мы собрались в местный аквапарк Ультрамаре, но не знали, как туда проехать. На рецепшн была уже "старая знакомая" синьорита Сара, которая каждый раз нам улыбалась, в ответ на наше "Бон джорно!" и к которой мы и подошли за советом. Наш английский был неважен, впрочем, как и её. Итальянский был ещё хуже. Но я обычно полагался на язык жестов, который всегда выручал. Так и в этом раз, жена спросила, как проехать до аквапарка и назвала его. Сеньорита попыталась объяснить. Не получилось. Она попыталась ещё раз. Не получилось. Подключился я. Отчаянно жестикулируя мы, с синьоритой Сарой пытались найти точки взаимопонимания. Со стороны это выглядело, как в одной из серий про Гриффинов, где Питер Гриффин надел усы и зашёл в итальянскую лавку покупать колбасу. Не зная итальянского, он говорил на выдуманном языке, громко кричал и поднимал руки. Итальянец, разгорячённый непонятным способом общения, гневно высказывался на непонятном Питеру языке. Но постепенно, мы сумели договориться и синьорита стала рисовать на предложенном мной блокноте. Всё это время жена отчаянно тыкала меня локтем и говорила:
- Не позорь меня!
Но меня было уже не остановить, я был в шаге от победы. Наконец, мы с сеньоритой Сарой достигли взаимопонимания и вздохнули одновременно бурно и удовлетворённо. Она осталась обслуживать очередных остолопов, а мы пошли на остановку, держа в руке блокнот с нарисованной схемой проезда и номером рейса. Там мы сели на нужный автобус и история повторилась, поскольку мы забыли спросить сколько остановок нам ехать. Все в автобусе говорили по итальянски. Одна пара, старичок и старушка, решили, что должны во чтобы то ни стало объяснить этим потерявшимся в их родном Римини русским, как доехать до нужного места. Отчаянно жестикулируя, они что-то пытались объяснить, звучало непрерывно только:
- Квинта фермата! Квинта фермата! Кренто, петро, ардо, квинто, унтро дроти переденто!
Последнее предложение показывает, как звучали для меня их слова. Но я уловил главное. Квинто значит "пять", значит нам ехать пять остановок. Потом я уже узнал, что "фермато" и есть остановка, только для русского человека "фермато" наводит на мысль об огромных фермах какого-нибудь строения. Оставался неясным вопрос, пятая остановка от той, что мы зашли или после пяти остановок. Но всё благополучно разрешилось, потому что водитель объявил нужную остановку и она оказалась конечной! Все просто покинули автобус. Выйдя из него, мы снова остановились в ступоре. Впереди были какие-то гаражи, за ними дома. Аквапарка видно не было. В этот момент у меня сработало неизвестное ранее звериное чутьё. Как пёс, задрав нос, я повёл семью на неуловимый сознанием запах. Обойдя гаражи, проследовав по узенькой улочке между домами, выйдя к арке под многоэтажным домом, мы увидели обычный развал с безделушками. Безошибочно я подошёл к одной из тёток, по сути, молодой девушке и спросил на русском языке:
- Здравствуйте! Девушка, Вы не знаете, как пройти в Ультрамаре?
Девушка с нескрываемым удивлением подняла глаза и радостно сказала:
- Конечно знаю, я вам всё расскажу! Вы должны пройти ещё немного и свернуть влево.
Оказалось, что судьба вывела нас посреди Италии прямо на этого русского человека, торговавшего безделушками. Всё-таки есть в людях чутьё, позволяющее им найти выход из ситуации и различить земляка за километр, за тридевять земель от родины.
На самом деле, в Ультрамаре мы опоздали, он был уже закрыт. Но это нас не смутило, мы поехали обратно, полные впечатлений от поездки.
На следующий день, мы пошли гулять по Римини. Когда мы отошли от отеля примерно на километр, жена увидела магазин сумок и мы остановились, чтобы выбрать сумку для подарков. Тем временем, меня начали беспокоить странные бурления в кишечнике. Они становились тем сильнее, чем медленнее жена выбирала сумку. Наконец я не выдержал и сказал, что иду в номер. Договорились, что выбрав сумку, они с сыном тоже придут в гостиницу и все вместе пойдём на пляж. Я пошёл бодрым шагом. По мере приближения к гостинице шаг стал ускоряться, переходя на прыть. Я уже стал приглядываться, может, как в России, где есть гаражи или стройка, чтобы справить по-походному нужду. Стройку я увидел, но побоялся, что там видеокамеры и не пошёл. Последние метры к гостинице я почти бежал. Войдя туда, я обнаружил в холле много полицейских с автоматами и вообразил, что что-то украли и приехала полиция, искать вора. Воображение продолжало рисовать картины, где я бегу в номер, меня хватают, как искомого воришку, везут в участок и там я позорюсь на всю Италию, наделав в штаны. Ведь подумают, что от страха! Гордым пружинящим шагом премьера, на ходу улыбнувшись девушке на рецепшн, собрав в кулак остатки воли и терпения, я проследовал в лифт, который понятно сначала долго спускался и открывался, а потом так же долго поднимался. На нашем этаже полицейских оказалось ещё больше. Меж тем я уже побледнел, это я увидел ещё в зеркале в лифте. Как можно медленнее, надеясь, что меня не остановят, я прошёл к двери номера. Карабинер лениво смотрел, как я достаю пластиковую карточку и открываю дверь. Наконец я закрыл дверь в номер за собой. Одним прыжком льва я допрыгнул до туалета!
Вечером оказалось, что карабинеры на нашем этаже не случайно. По привычке, мы пошли на ужин в ресторан на нашем этаже, где обычно нас уже ждал свой столик и тот самый, русскоязычный официант, с меню и улыбкой. Двое карабинеров вскользь посмотрели на нас и спокойно пропустили в зал. Но там всё было непривычно. Столы стояли в каре вдоль стен всего зала, уже накрытые. Чувствовалась атмосфера торжественного праздника. Но мы ещё не знали почему. Уже собирались сесть за стол, где постепенно рассаживались гости, когда нас случайно заметила администратор. Она кое-как объяснила, что ужин будет внизу, на первом этаже, где обычно проходил завтрак. Всё разрешилось быстро. Префект местной полиции отмечал юбилей и к нему съехались полицейские со всей Италии и Франции. Остановились его приглашённые на нашем этаже, поскольку это был лучший этаж, а ему не хотелось осрамиться перед гостями. Поскольку мы тоже жили на этом этаже, то карабинеры приняли нас за гостей и спокойно пропустили. Мы потом долго с женой обсуждали этот курьёзный случай. Я сказал, что обязательно бы поднял тост за юбиляра и сделал ему подарок. Хотя собственно у меня ничего с собой не было, кроме деревянной расчёски, на которой было написано "From Sibeia with love". Жена сказала, что поскольку префект был лысый, то это могли счесть оскорблением полицейского при исполнении. Я парировал, что обязательно бы произнёс тост, что у префекта, этого прекрасного и всеми уважаемого человека, прослужившего Италии и полиции столько лет, всё есть, прекрасная жена, талантливые дети, добрые знакомые, нет только волос, но будет расчёска, а там глядишь и волосы отрастут. Оба сошлись на мнении, что могло быть или международный мост дружбы и доверия, или международный скандал. Зная жизнерадостность и юмор итальянцев, склоняюсь к первому. Пробыв в Римини пять дней, мы решили посетить его исторические достопримечательности, сходить в центр, посмотреть крепостную стену, форум, термы. Собственно стену мы и увидели, поскольку кружили вокруг стены, надеясь найти в ней проход и попасть внутрь. Но непостижимым мистическим образом ничего не получалось. Однажды мы вышли к железнодорожным путям и карта показывала, что где-то здесь и есть древний центр славного города. Но его не было. Мы уехали из Италии с мыслью, что однажды ещё возвратимся, чтобы снова увидеть эту страну. Впрочем, так бывает всегда. И это правильно, надо стремиться увидеть новое. То, что ещё не видел. Что ждёт своего исследователя.
Дата публикации: 23.11.2020 15:53
Предыдущее: Карих глаз весёлый взглядСледующее: Зелень глаз твоих красивых

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта