«- Прохладно что-то сегодня», - думаю, прячась от ледяного ветра. Трескучий мороз щиплет за лицо и уши, заставляет переходить на рысь. Рано утром, в театре где я работаю осветителем, стали собираться сотрудники. Бегу через городскую площадь, парк молодых елочек, попеременно пряча то одно, то другое ухо в меховой воротник. В театре уже многие собрались и обсуждают новость. В порядке шефской помощи, мы едем со спектаклем в районный поселок. Я смотрю на лица коллег, но энтузиазма не вижу. Озабоченность видна у всех – ехать далеко. На улице холодно - надо подумать, как одеться. Нам предстоит побывать в районном городке за десятки километров, будем играть спектакль «Дама-невидимка» Кальдерона. Сейчас январь, температура больше тридцати градусов, слабая поземка. В такую погоду лучше никуда не ехать, но уж если верхи решили, то наше дело - выполнять. Артисты, помреж, бутафор, реквизитор и рабочие сцены загружают в салон автобуса необходимое для спектакля оборудование. Усаживаемся сами и выезжаем. Времени хватает и на дорогу и на оформление сцены. Спектакль должен состояться в семь часов вечера. В клубах поселков, сцена чаще всего совершенно пуста, надо самим заботиться о ее оснастке. Зная по прошлым поездкам, какая сцена может нас ожидать, мы везем освещение, музыку, кулисы и занавес. Кроме того, везем различный реквизит и прочую бутафорию. Рабочие сцены - народ опытный, знают, как все установить и развесить. В результате их усилий она станет отвечать замыслу спектакля, превращаясь то в площадь, то в будуар красавицы, то в апартаменты знатного кабальеро, который приехал в столицу по делам. «…Кто о делах своих хлопочет, тому дворца не миновать, захочет он иль не захочет», – утверждает дон Луис на сцене. Это все будет вечером, а пока мы едем по зимнему шоссе, в теплом автобусе, посматриваем через окна на проплывающие заснеженные поля и напеваем песни. Подъезжаем к повороту на грейдер, что ведет к райцентру. Народ в автобусе зашевелился, приводит себя в порядок и собирает разбросанные вещи. В запасе больше часа, все идет по плану. Проехали по грейдеру значительную часть дороги, до поселка рукой подать и тут наш автобус, попав на участок гололеда, стал неуправляем. Автобус, под вопли пассажиров, слетел с дороги в кювет и зарылся в снегу по самые ноздри. Он не только застрял, но и заглох. Всё - приехали. Нашими силами его из кювета не вытащить, до райцентра еще километров пять. Первое время в салоне тишина, все пытаются осмыслить ситуацию. Приходим к единому мнению: легко отделались, могли и перевернуться. На дороге нет ни одной машины - ни встречной, ни попутной. Слышно только, как заунывно свистит ветер да стелется поземка. Автобус очень быстро теряет тепло и надо что-то делать, время работает против нас. Было предложение отправить ходока за помощью, но, взвесив, сколько придется ждать в холодном салоне и как быстро эта помощь придет, от него отказались. Решили идти пешком - не так уж далеко, а прогулка всегда полезна. Беспокойство вызывают женщины. Они не ожидали такого приключения и одеты не совсем по погоде. Вспомнили о кулисах из черного бархата, что лежат в кофре. Если эти куски материи набросить на себя, то ветер уж точно, задувать не будет. Женщины кутаются в бархат и превращаются в монашек. Не задерживаясь, бежим в сторону поселка, закрываясь от ветра, а водитель и рабочий сцены остались в автобусе. Подбадривая друг друга, наша группа идет довольно быстро. Разогрелись, стали шутить и даже находить что-то положительное в этом происшествии. Правда, не все так думают. Один актер, из новеньких, постоянно намекавший молодым артисткам, что он полковник в запасе, вдруг заявил, что не хочет вот так, ни с того, ни с сего умирать на морозе. Думали, шутит артист, но ошиблись. Сильно мужчинка испугался. Как его успокоить, никто не знает. Решили: «Спасение – в ходьбе, а потому - не останавливаться!». когда понял, что сочувствия не дождётся, товарищ наддал ходу и вскоре уже бежал впереди всех. Приходим в поселок и направляемся в клуб. Встречные жители удивляются, что это за подозрительная компания и долго смотрят нам вслед. Сильно замёрзшие забегаем в клуб. Он сияет огнями и манит уютом. Здесь играет музыка, много людей, все собрались и ждут спектакль. Они с недоумением смотрят на нас, пытаясь угадать, что это за монахи? Когда поняли в чем дело, посыпались шутки и сочувствия. Быстро организовали помощь и послали на выручку грузовик. Мы отогрелись и сразу приступаем к делу. Времени у нас еще есть, должны успеть, но помреж всех торопит. Ему хочется, чтобы сцена выглядела идеально, поэтому никому не даёт покоя. Через некоторое время приехал автобус и наше имущество. Его занесли на сцену где шла подготовка к спектаклю. Все хорошо знают, чем каждый должен заниматься. И сцена преображается на глазах. Артисты немного задерживаются - костюмы, которые вытащили только что из кофров, холодные, их страшно надевать. Как ни старались, а немного задержались. Зрителей полон зал, нетерпеливыми аплодисментами требуют начинать спектакль. Надев костюмы, артисты превратились в знатных синьор и кабальеро. Помреж носится как угорелый, придирчиво проверяет реквизит и внешний вид актеров. Вся ответственность за оформление сцены лежит на нем. Как пройдет спектакль – это тоже его забота. Спектакль начался немного с опозданием. На сцене дон Мануель, донья Анхела, Косме, Исабель, дон Луис и другие, не менее яркие персонажи. Зрители окунаются в сказочный мир спектакля, где синьоры дурачат кабальеро, а служанки им в этом помогают. Слуга Косме постоянно попадает в нелепые ситуации, но как-то умудряется из них выпутаться. Любимый его напиток – вино. « - Я вовсе не хочу воды и не скрываю к ней вражды. Не удивлюсь, что здесь мне видеть суждено, как чистая вода изменится в вино!», - заявляет он. Вот его господин вызывает обидчика на дуэль, а слуга противника со шпагой в руке , вызывает на дуэль Косме , на что тот отвечает: « - Не могу, она девица, без законного обряда обнажать ее не смею», - вытаскивает и показывает обломок своей шпаги, чем очень веселит зрителей в зале. Артисты разогрелись и явно в ударе. Остроты и отсебятина сыплются как из рога изобилия. Зрители с удовольствием следят за развитием событий, а Косме, судя по смеху зрительного зала, стал всеобщим любимцем. Как когда-то написали в одной рецензии: «Комедия по испанской пьесе «Дама-невидимка» - это взрывоопасная смесь богатых декораций, шикарных костюмов и необузданной страсти. Скрещенные шпаги, высокопарная речь и благородные идальго придают неповторимую атмосферу всему завораживающему действию на сцене». В нашем случае богатых декораций не наблюдается, но игра актеров на высоте. В театре этот спектакль играли много раз, он даже успел наскучить, но здесь его вряд ли кто смотрел и он идет как премьера. Реакция зала тому подтверждение. Помреж бдительно контролирует все, что происходит на сцене. Вот на ней разворачивается очередной эпизод, а на стол забыли положить мешочек с ливрами. Реакция помрежа неописуема, он готов рвать и метать. Выход нашли, мешочек на столе появляется, как по волшебству, никто ничего не заметил. Косме стал что-то сильно разговорчив – когда успел? У помрежа новая головная боль – следить за балагуром. Идут последние минуты , волнение за кулисами утихает. Под музыку финального танца артисты выходят на поклон - спектакль окончен. Районное начальство благодарят артистов за чудесное представление и приглашают приезжать еще. Пока артисты наслаждаются аплодисментами, рабочие сцены быстро убирают в кофры имущество и грузят в автобус. Дело для них привычное, работа спорится. Погрузка закончилась, все рассаживаются по местам. Автобус в сопровождении грузовой машины отправляется домой. Проводив до поворота на трассу, грузовик уезжают обратно. Мы возвращаемся, но уже не поём - устали. |