Утром, переступив порог служебного помещения, услышала телефонный звонок. Поднимаю трубку…начальник скороговоркой: -Зайдите… Бросаю сумку на стул, беру блокнот, карандаш и направляюсь в сторону кабинета. По пути раздумываю, что случилось вчера? Волнение нарастает и, открыв дверь, слышу: - Срочно в авиакассу, берите билеты туда и обратно в Москву на пять дней…В Рязани пуск цеха по проекту. Необходимо присутствие нашего представителя для авторского надзора. - Как?? Перед учебным годом? Нереально достать…- попыталась я возразить. Он махнул рукой, словно, "не перебивай" и продолжал спокойным тоном, неспеша, чтоб ничего не упустить. - Приказ, командировочные, заводская гостиница в Рязани – всё готово, договорился… Вопросы есть? Мои округлённые глаза выражали сплошные вопросы. - Идите, в авиакассу вас ждут… Встаю и медленно покидаю кабинет, где всегда происходят тревожные и непредсказуемые диалоги. Приехав в Рязань, после обустройства, отправилась на завод. Режим работы этих пяти дней был напряжённым и изнурительным. Все дни не покидала меня мысль – быстрее завершить работу и во что бы то ни стало посетить село Константиново. Это моя скромная мечта многих лет и, вдруг я тут, почти у цели в нескольких десятках километров от села, где находится дом – музей Сергея Есенина. В долгожданное субботнее утро первым рейсом автобуса еду в заветное село Константиново. Из окна автобуса простираются рыжие рязанские поля. Какой труд сеять, вырастить, косить хлеб. Я всегда благодарна тем, кто его выращивает. Каждый день, прикасаясь ножом к батону хлеба, мне жаль резать, как по сердцу. Нежно отщипываю ароматную корочку хлеба и, не торопясь жую, продлевая своё удовольствие… Наш автобус медленно подъезжает к конечной остановке – к старинному селу Константинову. Водитель припарковывает у столовой. Далее проезд запрещён. В комплекс этой заповедной зоны входят: деревянная изба, в которой родился и начал писать стихи великий русский поэт Сергей Есенин; двухэтажный деревянный дом – музей; по правую сторону небольшой вместительный клуб и рядом, отреставрированная, приезжими художниками и мастерами любителями поэзии Есенина, - белая церковь. Вокруг аккуратные газоны и тропинки, ведущие к разнообразным бюстам и памятникам С. Есенина. От такого ухоженного прекрасного заповедника дорога ведёт к реке Оке. К реке спускается рыжее поле с васильками и, на память приходят его стихи "поле, поле кого ты зовёшь? Синей конницей скачет рожь." Рассматривая и изучая близкие сердцу места, душевно обогащаешься. Вот изба с голубыми ставенками. Вход в неё закрыт от повального нашествия желающих прикоснуться к поэзии Есенина. Вглядываюсь в окно – внутри русская печь, кровать, на столе керосиновая лампа, лавка у окна и прялка матери поэта – Татьяны Фёдоровны. Удивительно, всё просто и необходимая мебель без нагромождения, в отличие от современных квартир. Обхожу избу со всех сторон и слышу: "плачет где – то иволга, схоронясь в дупло, только мне не плачется - на душе светло. " И моей душе радостно, что я здесь – на этой рязанской земле в селе Константиново. Вхожу в двухэтажный дом – музей. С какой любовью встречают гостей и подробно рассказывают о представленных документах, фотографиях, письмах, о предметах принадлежащих Сергею, о его семье: родителях, жёнах, детях: Александре, Юрии, Константине и Татьяне. Музей – история Сергея Есенина, начало его поэтической души и к великому сожалению – короткий век русского поэта всего лишь – 30 лет. Для полного проникновения в поэзию Сергея Есенина необходимо просмотреть документальные фильмы о нём. Его встречи с Максимом Горьким, поездка с Айседорой Дункан через Европу в Америку. Затем осторожно переступила порог церкви, где были собраны иконы, подарки, письма, присланные на имя С. Есенина. Заповедная зона оставила в душе моей неизгладимый след. Его стихи читаю в любом настроении, а строки из поэмы "Анна Снегина" актуальны и сегодня, когда в различных точках нашей планеты идут разрушительные войны. " Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют ещё! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щёк." Читать стихи С. Есенина недостаточно, Надо пробыть на этой земле – в селе Константиново, где каждое древнее дерево, стройные берёзы, изба, берег реки напоминают, поют, кричат о нём. С этих мест раскрывается талант и широкомасштабность поэзии Сергея Есенина. Свою поездку в село Константиново 29 августа 1981 года вспомнила сегодня , посетив дом – музей Сергея Есенина в селении Мардакяны в окрестностях города Баку. С. Есенин приезжал в Баку в 1924 и 1925 годах по приглашению П. И. Чагина – редактора газеты "Бакинский рабочий" . Есенина разместили в прекрасном доме на даче миллионера Муртуза Мухтарова. Вокруг кипарисы, сосновые и лиственные деревья, цветёт и благоухает благородный лавр. Долгие годы эта бывшая дача М. Мухтарова функционирует как "дендрарий парк" .На территории этого парка С. Есенину были выделены две комнаты, в которых он работал. Комнаты устланы дорогими персидскими коврами. В них создали такую ауру, чтобы он прочувствовал себя как бы в Персии, куда поездка его так и не состоялась. На дачу в Мардакянах к С. Есенину съежались азербайджанские ашуги и певцы. Прекрасный исполнитель мугама Джаббар Гарягды принимал участие в меджлисах у С. Есенина. Русский поэт слушал удивительную игру на таре (Азербайджанский народный струнно – щипковый музыкальный инструмент – авт.).Известный поэт Азербайджана Алиага Вахид приглашает С. Есенина на празднование 430 летия Мухаммеда Физули, которое происходило в селе Шаган. С. Есенин был восхищён прозвущащими газелями и спросил А. Вахида:" слушаю газели – они прекрасны своей напевностью, их можно петь без музыки. О чём они?" А.Вахид отвечал:" Ай дорогой шаир (поэт – авт.), о чём должен писать поэт? О жизни, о любви, о смерти ". В этот период С. Есенин создаёт знаменитые "Персидские мотивы", которые он посвятил своему другу П. И. Чагину. П. И. Чагин опекал пребывание С. Есенина в Баку и позаботился издать его стихи. Интересна версия создания стихотворения " Шаганэ, ты моя Шаганэ ". Каждое утро для С. Есенина из соседнего села Шаган девушка приносила кувшин молока. Девушка – Азербайджанка была необыкновенной красоты. Она стыдливо прятала глаза под чадрой (лёгкая ткань, которой покрывали девушки в то время своё лицо-авт. ) Девушка своего имени не назвала и С. Есенин её прозвал "Шаганэ" – то есть , девушка из селения Шаган. Сегодня суббота и как обычно в такие дни, в доме – музее много школьников. Они живо знакомятся с творчеством великого русского поэта. Уходя из дома – музея С. Есенина школьники хором читают "Прощай, Баку " Такую традицию ввела замечательная учёная – хранительница дома – музея С. Есенина – Кюбра – ханум Махмудова. Уходила из дома – музея С. Есенина окрылённая его поэзией. Завершаю свою прогулку словами, что мне ветер с моря навеял. Ветер с моря весть разнёс о нём. Синий край согрел своим теплом, Он – поэт, душа горит огнём. Разве сын Россию мог забыть? Сердцем нужно край так свой любить, Чтоб строку в забавах не сгубить. |