Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Сергей Судаков
Объем: 11725 [ символов ]
Моя Одесса
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
 
Я был в Одессе три дня. Вообще-то это у меня была первая командировка в жизни и она же была последней. Дело представляло собой такой пустяк, что я не могу до сих пор взять в толк, какие такие внутренние мотивы побудили руководство наших электросетей отправить меня туда, оплатив перелет в оба конца и проживание в гостиннице. Все начиналось вроде буднично...
 
В одну из центральных гостинниц на Дерибасовской меня поселили без проволочек, по командировочному удостоверению, дело было в марте, и наплыва гостей в городе не наблюдалось. Как человек ответственный, я без промедления отправился на завод "Нептун", договорился о деталях, которые мне пообещали выдать на следующий день, и, не спеша, отправился вдоль знаменитой Дерибасовской, заходя во все магазины, из любопытства, и изучая объекты общепита на предмет перекусить. Город сразу произвел приятное впечатление, и магазины выглядели очень даже неплохо по тем достославным временам, когда на дворе принимал исторические решения 1980-й год.
 
Я вспоминаю небольшую передвижную продуктовую лавку с экзотическими сливами, имеющими почти все вкусовые свойства свежесорванных, сохраненных, по новейшей в то время, технологии хранения в быстрозамороженном состоянии, тогда еще диковинки для меня, но только не для Одессы. Я не замедлил их отведать в гостинничном номере и пришел в полный восторг. Я обратил внимание на то, что в Одессе не были дефицитны спиртные напитки, а, остродефицитное у нас, в Риге, шампанское, здесь продавалось совершенно свободно и стоило на целый рубль дешевле. Грех было не воспользоваться подобным головотяпством беспечных одесситов.
 
Я прогуливался по САМОЙ Одессе, разглядывал САМИХ одесситов и ловил на себе быстрые, как молнии, взгляды настоящих одесских девушек, это было так, даже если вы мне в это и не поверите...
Но внезапно пропали все одесситы и все девушки, я увидел скромную концертную афишу и от беглого прочтения начертанных на ней имен у меня чуть не выпрыгнуло сердце... 1-е отделение... Стас Намин... 2-е отделение... Жванецкий... Карцев и Ильченко... Зиновий Высоковский... Геннадий Хазанов... Я, помутневшим от растерянности и от мгновенного предположения, что это сон, взглядом, окинул, эту-ха!, смешную цепочку из каких-нибудь жалких 20 человек, и, еще не веря всему происходящему со мной, не медля, встал в эту очередь, нет... очередишку, нет... очередушку-лапушку, такую маленькую и такую желанную, что уверовать до конца в свое чудо я так не сумел... Каюсь. Дрожащий от волнения, мой голос, но на мой совсем не похожий, а совершенно не мой, абсолютно чужой, ломкий и надтреснутый, начал озвучивать пространство вокруг меня, около моего безучастного уже и обмякшего от бессилия озознать непостижимость СЛУЧАЯ, безвольного тела. Со стороны я слышал свой разговор с продавщицей заветных билетов, уже ни на что не реагируя и ничему не удивляясь:
 
- Будьте так любезны, -
пускал мой-не мой голос в ход максимум своего обаяния и такта, -
- а скажите, а на завтра у вас билеты есть?
 
Но обаяние не пригодилось и сухой и деловой ответ продавщицы сбил с моего, дрожащего от натуги голоса, спесь моей "вшивой" интеллигентности:
 
- Сколько? -
только и спросила она, и я прохрипел:
- Один...
 
- Полтора рубля, -
скучая, проговорила она и нехотя добавила:
 
- А в Оперу билетик не желаете?
 
Тут я окончательно потерял равновесие своего хрупкого душевного мира, покраснел, как те раки, которые "по пять", и уже совершенно обалдело закивал головой, лихорадочно соображая, когда и каким рейсом лечу обратно, сколько вечеров у меня в запасе, и выдохнул, запинаясь:
 
- На ... сегодня...
 
- На 19 часов годится? -
спросила кудесница моя, уже видимо догадавшись о том, что перед нею тупой и закомплексованный приезжий, который, похоже, впервые в этом славном городе-Герое, скорее всего, из подвида командированных, которым все нужно разжевывать. Который никогда не видел билетных касс, ни разу в своей пустой и никчемной жизни не был на концерте, тем более, в театре. Она распяла меня своим презрением на чудесных фронтонах старых зданий, на мартовских прозрачных небесах, она сокрушила мое самолюбие, она... Но она подарила мне билеты и это было превыше всего, даже превыше моей, попранной ею мгновенно, никудышной моей гордости, и я возлюбил ее, как самого себя!
 
- Годится, -
чужим голосом произнес я и добавил необходимую сумму.
 
Волшебница посмотрела мне вслед печально и сочувственно.
"Лох" - прошептала бы она сегодня...
 
Я еще немного прогулялся по Дерибасовской, полюбовался на знаменитый "Гамбринус", прикоснулся слухом своей памяти к призрачным звукам жалобного пения скрипки, постоял у памятника герцога Ришелье, окидывая взглядом знаменитую лестницу, сделавшую бессмертным имя Сергея Эйзенштейна, и ожившую в яви, Одесскую гавань, ставшую спасительным прибежищем для покидавших тогдашнюю несчастную окровавленную Россию на последних пароходах, измученных и обезумевших от горя людей... Немного потолкался по Привозу, узнавая его гам, его юмор и колорит. К вечеру, перед походом в знаменитый театр, на оперу композитора Майбороды "Запорожец за Дунаем", у меня уже сложилось такое впечатление, что в этом городе, если я и физически не был еще никогда, то душой пережил с ним многое из бессмертой и славной его жизни... С Куприным, Алексеем Толстым, Исааком Бабелем... Более того, я уже возомнил себя человеком, совершенно по недоразумению, родившимся не в Одессе, а где-то совсем в другом городе, и живущим не в Одессе только лишь для того, чтобы задать себе и миру один единственный вопрос:
"Что я по-вашему делаю здесь, не в Одессе?" и, даже не выслушав на него ответа, гордо удалиться собирать чемоданы...
 
Театр Оперы ослепил, обворожил и очаровал своим роскошным великолепием, я на несколько часов окунулся в волшебную сказку Майбороды. Жизнь, краски и темпераментная музыка так и хлестали со сцены, вовлекая в живительный мир настоящего искусства. Ночью я еще долго не мог заснуть, взволнованный и счастливый.
 
ДЕНЬ ВТОРЫЙ
 
Мой второй день в Одессе с самого утра я решил посвятить своим командировочным делам. В 10 часов утра я уже стоял в ожидании пропуска на проходной завода "Нептун", но, вопреки ожиданиям, все оказалось не так просто. Почти до окончания рабочего дня, часов до 4-х, пришлось бегать по заводоуправлению, звонить, согласовывать, а после ждать заявленных деталей. И когда народ понемногу заканчивал свою смену, в портфеле моем лежали, уже навсегда полюбившиеся мне и ставшие родными, детали, документы к ним, кальки чертежей, а в сердце покоились умиротворение и горячая благодарность работникам славного завода. Моя служебная миссия была почти завершена. Часы показывали 16 годин 15 хволын. Оставался один маленький пустячок, нужно было буквально на минутку забежать на Садовую в Одессэнерго и попытаться выяснить пару пустячных, но перспективных вопросов, связанных с обслуживанием АЭС и передать ребятам горячий привет от наших сетей вместе с бутылкой рижского бальзама.
 
Этот "пустячок" продлился до 19 часов, то есть до начала первого отделения концерта, дело шло к "спиванию писен" и дружеским объятьям, и на мои попытки вырваться из тесных рядов хлопцив, меня увещевали, что песни можно и пропустить (имея в виду Стаса Намина и первое отделение концерта), а такси меня домчит ко второму отделению во дворец спорта за 15 минут, и что времени еще полно. Внимая этим, не лишенным одесской логики, рассуждениям, я однако, по природе своей упрямой, сильно во всем сомневался и норовил улизнуть любым путем, вплоть до преступно-английского. Удалось мне это лишь к половине восьмого, и я бежал по улице, не понимая, правильно ли, нет ли, в поисках зеленого огонька такси.
 
Все такси в тот вечер из Одессы исчезли бесследно. Не было никаких признаков присутствия оных в городе, я искал беспомощным взглядом зеленый огонек, но попадались только неоновые огни витрин, желтые огни окон и белые огни уличных фонарей. Жалкий, позабытый всеми и брошенный на произвол судьбы, я стоял на Дерибасовской с поднятой в молчаливой мольбе рукой, но машины мчались мимо, обдавая меня брызгами и клубами синего дыма.
 
Сначала я даже не заметил, как возле меня тихо остановился жигуленок неприметного цвета, и, до боли знакомый, мягкий баритон, поинтересовался вежливо:
 
- Вам куда?
 
Я замер, чудеса в Одессе не кончались, и, чтобы не вспугнуть удачу, поспешил устроиться рядом с водителем. Скороговоркой, сбиваясь, поведал я ему о своем несчастьи, он слушал, не перебивая, лишь вставляя разумные слова в пользу восстановления части руин, разрушающихся на глазах планов на концерт.
 
Я ехал и думал: "Где я слышал этот голос?", я мельком смотрел на этого человека и что-то, до боли знакомое мне, чудилось в мягких чертах этого полноватого округлого лица. Но главное, голос, где же я мог слышать его?
 
Он довез меня быстро, и на попытку расплатиться сделал такой убедительный протестующий жест, что я поверил в его бескорыстие, и, не ведая, чем мне отблагодарить этого добрейшего и милейшего человека, рассыпался в словах благодарности, пока он не спасся от меня, плавно уводя машину в поток магистрали.
 
Перешагивая через ноги, сердито поглядывающих на меня потревоженных зрителей, извиняясь и протискиваясь к своему заветному месту под сочную мелодию "звездочки моей ясной, которая от меня далека", я лихорадочно думал:" Где я видел этого человека и почему мне знаком его голос?" Эта мысль не давала мне покоя вплоть до окончания концерта, что не мешало и смеяться до упаду над умопомрачительно смешными монологами Жванецкого и Высоковского, над уморительным дуэтом Романа Карцева и Виктора Ильченко, над небольшим, но ярким и неповторимым представлением Геннадия Хазанова, сценок из его, тогда еще первого, моноспектакля.
 
Уже в гостиннице, я молотил кулаками несчастную подушку, стучал головой об, асолютно ни в чем не виноватую, стену, пока мне оттуда не ответили мощным ударом, явно не головы, отчего я, наверное, и вспомнил, наконец, где я слышал этот голос и видел это лицо! Да, я прекрасно знал великолепного артиста, Водяного Михаила Григорьевича, да, я знал, что в те годы он возглавлял Одесский театр музкомедии, но даже в мыслях своих, заплетающихся и беспомощных как никогда именно в те сумбурные минуты, я не мог даже представить себе такой ситуации, которая, верьте-не верьте, произошла со мною в тот мартовский суматошный вечер, в кудеснице-Одессе. Через девять лет не станет этого воистину НАРОДНОГО артиста, но новое здание Одесского театра музкомедии, куда он вложил всю свою драгоценную душу, получит яркое и любимое всеми имя, Имя Михаила Григорьевича Водяного.
 
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
 
Бог, всемогущий Творец, сотворил этот мир за шесть дней. Что Он делал так долго? И что Одесса сотворила со мною всего за три дня? Ей этого показалось достаточно, и я тихо подозреваю, что большего я выдежать был бы не в силах.
 
В чемодане тихо позвякивали три бутылки настоящего одесского шампанского, (пусть только мадам Клико из французкой провинции Шампань не хватит удар от ревности к одесскому винпрому) и оттаивали коробочки нежных слив, я мчался в аэропорт, к серебристому летающему чуду, ТУ-154, мне хотелось быстрее умчаться в небеса, куда были устремлены все мои помыслы, надежды, чаянья после встречи с этим божественным городом.
 
Мимо плыли облака, потом они нырнули вниз вместе с панорамой города и серебристая птица помчалась ввысь, пробивая своим железным клювом прозрачный воздух высоты. Самолет гудел и натужно выл, ему было тяжело нести в своем чреве неподъемную ношу упакованных в меня чувств. Я понукал и подхлестывал эту огнедышащую небесную лошадь, так мы и летели вместе, оставляя за белой пеной облаков и развернутого до бесконечности пространства расстояния, Одессу. Мой город родной.
 
2005.07.19.
Дата публикации: 19.07.2005 11:53
Предыдущее: ФабержеСледующее: Моя Одесса

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Роман Литван[ 24.08.2005 ]
   Сергей, хорошая проза. Ваш рассказ единственный, который мне понравился на этом конкурсе.
   С уважением.
   Р.Литван
 
Сергей Судаков[ 25.08.2005 ]
   Я тронут вашим вниманием к моему скромному рассказу, правда последний абзац, где птицу назвал лошадью, я конечно подрихтовал, птица как-то деликатнее и соответственнее, мне кажется. Исправленное на моей страничке.
   Я просто и не знаю как реагировать на вашу похвалу, ведь соответствовать стандарту вашей прозы пока для меня несбыточная мечта. Спасибо дорогой Роман, успехов вам в вашем прекрасном творчестве.
Михаил Лезинский[ 23.09.2005 ]
   Так-с , действительно хороший рассказ , и вполне заслуживает своего места . Об Одессе - либо хорошо , или - никак! Много , конечно , щенячьих ненужных восторгов , и нет , по моему главного , - элемента неожиданности . Но этого мало у кого есть !
   Усё , как говорят , в абажуре , братец Судаков !
   
   Мышкинд , одессит , а это значит ...
 
Сергей Судаков[ 25.09.2005 ]
   Ба, Михаил Леонидыч! С присущим мне "щенячьим" восторгом обрадовался вашему драгоценному вниманию, рад ответить тем же. Что же касается "ненужности" оного, я понимаю вас, это не стоило выводить за рамки эпатажа. Что ж, век живи - век учись:), а дельные и глубокие замечания мэтров (я полагаю, что вы не обидитесь на то, что я по праву назвал вас МЭТР?) не только помогают в творчестве, а порой и определяют всю последующую судьбу творческого процесса. Огромное, искреннее спасибо вам, дорогой Михаил Леонидович, от всего сердца.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта