Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Андрей Бореев
Объем: 5788 [ символов ]
[b]ОБЗОР КОНКУРСА "В ПОИСКАХ СЕБЯ". ЧАСТЬ-4: "ГИМНЫ ЯЗЫЧЕСТВУ..."[/b]
Светлана Аркадьева (стихотворение «Язычница», интерпретация «Мы все забыли»)
 
Замечательное стихотворение, глубокое, многоуровневое, интеллектуально насыщенное, символичное, предназначенное для подготовленного, начитанного, умного читателя (не зря эпиграф к нему взят у Волошина, чья поэзия, как любят писать в энциклопедиях, - «плод изощреннейшей интеллектуальной культуры»). Интерпретируя такое стихотворение, несколькими фразами не обойдешься. Вот и Светлана Аркадьева представила на конкурс практически полновесную большую статью (я бы назвал ее в некотором роде научно-популярной), или даже – мини-трактат, весьма и весьма познавательный. И стихотворение, и его интерпретация – это зов отправится «в просторы всех веков и стран, легенд, историй и поверий» (М. Волошн).
 
Интерпретация Светланы – своего рода экскурс в праисторию. Эта работа историко-антропологического характера, попытка осмысления развития человеческой пракультуры, попытка связать современное сознание с мировоззренческой парадигмой древнейших (допотопных) цивилизаций.
 
Светлана говорит о философии язычества (хотя я бы использовал другой термин – не философия, а мировоззрение и мироощущение язычества). Можно не соглашаться с позицией Светланы, когда она говорит о язычестве как о «великой утрате для современников», можно спорить, но нельзя, читая эту работу, не задуматься – серьезно, глубоко – о себе, о человеке, о человечестве, о культуре, о мире, о том как мы жили когда-то и как мы живем теперь.
 
У Светланы не только интерпретация стихотворения, но также еще и интерпретация известных по древним священным текстам фактов, существующих сегодня для большинства из нас в качестве мифов. Интерпретируя некоторые из них, связанные, например, с жертвоприношениями, единой природой добра и зла, рождением и созданием людей, поведением богов, использованием огня и т.д., Светлана выдвигает (отчасти, вслед за авторами тех книг, которые повлияли на ее мышление) одну гипотезу за другой. И все они, на мой взгляд, стремятся рационализировать то, что сегодня выглядит непонятным, таинственным, сказочным, фантастическим. Нет смысла пересказывать здесь конкурсную работу Светланы Аркадьевой, гораздо лучше взять и почитать (кто еще не читал). Уверен, не пожалеете.
 
В заключение добавлю, что я согласен со Светланой в том, что с изменением человеческого сознания – от сакрального к профаническому, - с постепенным забвением древнейших Традиций, с уходом языческого мироощущения, мы многое утратили. Но, на мой взгляд, и приобрели не мало. Речь, разумеется, не о материальных благах современной (Западной) цивилизации. Речь о Слове Божьем. Не стану продолжать, ибо боюсь потонуть в вечной дискуссии (может быть, даже – с самим собой). Да и не спорю я уже давно на эту тему. Просто – принимаю, и все. Хотя все еще иду…
 
 
 
Еще одна очень и очень объемная конкурсная работа («Ярила – вглубь импульсов моря…») была представлена Ириной Мышкиной.
 
Стихотворение Ирины – словно поэтическая мантра. Не зря автор говорит, что в него «закралось мое состояние, полученное путем медитации на крупинку янтаря, выловленную из прибрежного песка Балтийского моря…». Мне почему-то кажется, что его надо обязательно читать вслух. Это как с морской раковиной… Если приложить ее к уху, можно услышать шум моря; если читать стихотворение Ирины вслух, тоже можно услышать море, монотонный ритм приливов-отливов, шипящий шум волн, а самое главное – гул его недр, где колдуется свое, морское, янтарное солнце. Слова мантры вдруг оборачиваются словами заклинания. Поэтическое слово, проникая сквозь эры и толщу соленой воды к смолистым первоисточникам, возвращается обратно с энергией создания – создания янтаря. Та самая крупинка янтаря, выловленная Ириной из прибрежного песка, создана и Природой, и Словом. Так оживает миф.
 
Интерпретация Ирины – мифологическая работа (не путать с мифической). По сути, это мифо-семантический анализ произведения. И здесь речь идет о язычестве, о язычестве древнеславянском.
 
Ирина анализирует, разбирает свое стихотворение буквально построфно, построчно, пообразно. Такая скрупулезность говорит не только о вдумчивости работы, но и еще раз напоминает нам о том, что в стихотворении нет ни одного лишнего, проходного, пустого слова, ни одного случайного образа, символа. Все крепко-накрепко связано логикой главного образа (образа янтаря) и развитием внутреннего сюжета, как бы на первый взгляд далеко не стояли их элементы – Ярила, море, мед, созвездие Большой Медведицы, солнце, парус, Тутанхамон и т.д.
 
Порой Ирина только пунктиром обозначает свои мысли, выстраивая начальный семантический ряд какого-либо слова стихотворения, или приводя дополнительные образы, связанные с образами произведения («песок» - «песочные часы» - «замок из песка»…), как будто следуя завету Михаила Бахтина – приблизиться к постижению образа можно только благодаря другому образу. Читателю предоставляется право достраивать эти семантические гнезда на свое усмотрение, но, так или иначе, следуя авторскому вектору.
 
Как в стихотворении, так и в его интерпретации ближе к концу раскрываются/вскрываются психологические планы. Стихотворение от этого приобретает интимность звучания. А в интерпретации начинает идти речь, как выразилась сама Ирина, «о довольно глубоких пластах моей психики».
 
Я бы, без всякого сомнения, отнес стихотворение «Ярила – вглубь импульсов моря…» к философской лирике. Именно философской и именно лирике. И так же, без всякого сомнения, назвал мифо-семантическую интерпретацию Ирины не статьей, а философско-лирическим эссе. Именно философским и именно лирическим. Подобные откровения женского сердца и ума, выполненные столь талантливо, поверьте мне, дорогого стоят.
 
(окончание и итоги следуют)
Дата публикации: 28.07.2005 17:02
Предыдущее: ОБЗОР КОНКУРСА "В ПОИСКАХ СЕБЯ". ЧАСТЬ-3: "ДВА В ОДНОМ, ТРИ В ОДНОМ..."Следующее: "И в дождь распахнутая дверь..." (3 стихотворения - 3 жизни)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Лара Галль[ 28.07.2005 ]
   Когда я читаю Ваши обзоры, Андрей, у меня такое чувство, что мы учились "у ног одного учителя" :). Потому что понятийный аппарат совершенно схожий. И интуиции философские, и отголоски всякие...
   Словом - ПРИЯТНО!
Андрей Бореев[ 28.07.2005 ]
   Лара, огромное спасиба Вам за Ваши слова. Я очень, поверьте Лара, очень рад, что именно Вы, обращаясь ко мне, упомянули слово "учитель". Я действительно невероятно трепетно отношусь к значению этого слова. В жизни очень много преподавателей, но мало Учителей. Прописная, вроде бы, истина. Но только для тех, у кого этот Учитель действительно был. У меня он - был (к сожалению, был, а не есть, хотя человек еще живет... но, увы, уже не в моем измерении; точнее, я не в его измерении). Это - относительно конкретных людей. Что же касается Учителей, ставших таковыми для нас из книг - великих и не очень - , то, наверное, мы с Вами во многом пересекались. Наверное, когда некий сократствующий мудрец собирал вокруг себя толпы слушающих, мы с Вами были в этой толпе, но просто не узнавали друг друга, но впитывали "безысходную красоту мысли" (выражение моего Учителя), и учились (зачем-то!?) выражать ее.
   Лара, еще раз, огромное спасибо за Ваш отклик.
   С уважением,
   Андрей
Андрей Бореев[ 28.07.2005 ]
   Дамы и господа, кто-нибудь желает в чат отправиться? А то я уже перестаю понимать, как он работает... Лично я пока там... жду кого-нибудь... хотя бы так, проверить...
Ольга Королева[ 29.07.2005 ]
   Андрей!
   С огромным интересом читаю все вами написанное.
   Вы необычайно привлекательный поэт, критик и просто человек.
   Все, что вы делаете, и как высказываетесь, имеет свойство быть интересным для других.
   
   Огромное вам читательское спасибо.
   
   Некоторые ваши рецензии настолько поэтичны , что я их копирую.
 
Андрей Бореев[ 29.07.2005 ]
   Ольга, большущее спасибо Вам за теплые, трогательные слова. Это вдохновляет и придает сил. Еще раз - спасибо!
   С уважением,
   Андрей
Татьяна Барандова[ 05.08.2005 ]
   Андрей,
   
   вот и дождалась Ваших обзоров, прочла все сразу на едином дыхании (благо - моталась опять по заграницам и не могла читать по очереди). Как у Вас так заманчиво получается проникнуть во все и вся!? УДИВИТЕЛЬНОЕ - рядом! :) Смотрю, и Мыш(ь)кина моя тут приласканная согрелась душой... :) И зверюшке - приятны добрые слова, а уж когда они так в точку! Про мантры, я имею ввиду...
   
   Убегаю до следующей встречи на короткое, но сладкое мгновение очередной встречи с сайтом... Опять в дорогу на несколько дней... :(
   
   Самого-пресамого замечательного и Вам и всем участникам этого конкурса, и всем читателям!
 
Андрей Бореев[ 18.08.2005 ]
   Спасибо, Татьяна!
   И Вам самого-пресамого лучшего.
   С уважением,
   Андрей
ljiv1[ 17.08.2005 ]
   Андрей, огромное Вам спасибо за проделанную работу! Я, к сожалению, не могу сейчас оказать Вам помощь, т.к. работаю мелкими перебежками.
   Мне кажется, конкурс получился интересным и авторам-участникам, и читающим, вроде меня.
   Надеюсь, мы с Вами затеем и продолжение...
 
Андрей Бореев[ 18.08.2005 ]
   Спасибо, Валентина, за добрые слова. Я тоже думаю, что конкурс получился интересным. За мной еще последняя часть обзора. Я только сегодня вышел из отпуска, вот и возмусь за нее в ближайшее время. А что касается новых интересных конкурсных идей, так их у меня много. Все впереди, надеюсь.
   С уважением,
   Андрей

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта