Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Проза Автор: Ярослав Хельги
Объем: 7867 [ символов ]
"СТАРИК В ЭЛЕКТРИЧКЕ"
Субботнее утро. Под мелким октябрьским дождичком я пришел на платформу. Длинную такую, мокрую, серую платформу с белой полосой по краю. Мне нужно было в Москву по делам съездить. Ну, вот я и подорвался. Дожидаясь электрички, я встал под пожелтевшим кленом и смотрел на осень. Капли воды, вяло падавшие из серого, ватного неба четко шлепали по широким листьям, что пластались в воздухе надо мной. А передо мной, внизу, они разбивались об асфальт на много-много капелек поменьше. А те, в свою очередь, описав блестящую дугу, тоже падали на асфальт и тоже разбивались, уже на брызги. И те тоже, также. Я подумал, что эта цепочка размельчения может быть бесконечной, только так просто ее не отследишь. И так мои мысли скакали и дробились вместе с частицами воды. От этого мыслеблудия меня оторвала тоже капля. Только большая и очень холодная – она сорвалась с клена и метко угодила мне за воротник, прокатилась по спине. Это вернуло меня к окружающей действительности… А там уже до платформы докатился плотный, объемный звук громыхающего металла. За ним и электричка. Когда она подошла, я шагнул в открывшийся створ прошипевших что-то дверей. Вошел в вагон. Огляделся. Народу было мало – полупустой поезд. Я прошел вперед мимо нескольких рядов сидений и сел напротив симпатичной девушки, что с умным, сосредоточенным видом глядела в глупый журнал с кроссвордами. Вообще, многие так делают. Хотят быть замеченными за интеллектуальным занятием, вызывать интерес, но бессознательно, по привычке, прячут ото всех свои глаза. И наплевать, что за полчаса пути будут вписаны в крупные клетки лишь несколько слов… Ну вот, сижу я, посматриваю на нее, скучаю. Минут 5 так проехали. И тут краем глаза я заметил, что тут же, рядом с девушкой еще кто-то сидит. Посмотрел – точно, сидит! Маленький такой, старый дедулька. Просто удивительно, как я сразу его не заметил? Живой, вроде, человек из плоти и крови, а совсем его не заметно было. Я стал присматриваться уже к нему, приглядываться так и эдак. И скоро до меня дошло, что я не просто пялюсь на дедка, а как-то даже рассуждаю о нем про себя. Забавно получалось. Я вынул из портфеля лист бумаги, ручку и стал писать. В упор глядел на старикана и про него же писал. Знаете, как всякие там художники пальпируют глазами свою модель и пишут с нее, рисуют? Вот и я так писал, только словами.
«… Еду. Напротив меня сидит старик с палочкой. Он такой старый и дряхлый, что даже удивительно, как он вообще еще жив. Тоже ведь, куда-то там едет. Нафига? Не сидится ж ему дома. Он сидит, аккуратненько сложив ручки на своей клюшке. Пальцы у него вон какие – сплошь костяшки, обтянутые тонкой, бумажной кожей. Толстые, пожелтевшие ногти. Лицо определенно напоминает мумию – такие же ввалившиеся внутрь щеки, губы. Кажется, что их что-то засасывает внутрь, какое-то скрытое внутри существо. Видать, раньше оно было способно пить, глотать, откусывать от окружающего мира, а теперь у этой тварюги уже нет сил тянуться во вне, и оно продлевает свою жизнь, медленно, но верно затягивая к себе все стариковское тело. Все, вместе с крупными дряблыми ушами, из которых вылазят длинные пучки бесцветных волос. С щетинистым кадыком, морщинами, старческими пятнами. Даже с мокрой шапкой из дохлого кролика и затертой одеждой. Да уж… И еще этот запах. Такой липкий запах не удержанной мочи, хилого, вечно укутанного тела и пота. Вроде бы и не сильно пахнет, но такой аромат, будучи раз уловленным, уже не покидает твоих ноздрей, мерещится повсюду… Вот же, блин, дожил! Сколько ж ему лет? Чего по свету катается – не понять…
У дедка этого очень характерное выражение лица – он смотрит на все с такой отстраненной покорностью, с таким равнодушием, какое можно наблюдать на витринах у замороженных рыб. Больших и малых, да любых – у них всегда такое выражение в глазах.
Он смотрит в окошко через большие древние очки. Там все мелькает, сливается в сплошную грязно-желто-зеленую размазню. И на очках его все отражается и мелькает. И на поверхности его мутных глаз тоже скачут блики и тени. Лишь сами его глаза не двигаются за пейзажем и в них не видать даже намека на работу мозга. Ему, наверное, уже все равно – весь мир, как бесконечное кино на незнакомом языке – никакого смысла, сменяющиеся картинки. Весь он какой-то иллюзорный, невесомый, практически ненастоящий. Похож на мираж или голограмму. Того и гляди, льющиеся в окно волны тусклого октябрьского света подхватят его и унесут прочь. Прямо как гуси-лебеди Ивашку – фить, и нету его… Или еще, чего доброго, расщепят его на частички, как в тех же дурацких японских мультиках… Хотя, нет. Лучше, отчетливее всего мне представляется, как свет пройдет сквозь старичка насквозь, уж больно он зазеркальный, словно уже из того мира... »
И вот так я сидел в электричке, смотрел на деда, думал, записывал. Постепенно мне это дело поднадоело – то ли мысли любопытные уже к тому моменту выписал все, то ли еще что. Решил свернуть свою писанину. Пока засовывал ее в портфель, подумал, что неплохо было бы вот так наклониться поближе к нему, к самому лицу, выдержать паузу и спросить его, дряхлого: « Вот ты все живешь, живешь… а зачем? Да, зачем?».
На этом я отвлекся от размышлений, проводив взглядом направившуюся к выходу любительницу кроссвордов. В вагоне было тихо и тепло. Как ни странно, не было привычных, надоедливых торгашей шнягами. Меня разморило и я провалился в короткий полусон. Из череды невнятных картинок и образов, что поплыли перед закрытыми глазами, возникла следующая сцена: Вроде, вот как бы, сижу я в пустом этом же вагоне электрички. Напротив дед сидит тот самый, старый-престарый, сложив ручки на палочке. Я смотрю на него и пишу что-то на бумажке. Он неподвижен, в окно уставился… А оттуда, из окна, льется с неба поток яркого золотистого света. Так отчетливо льется, что даже отдельные лучи видно. И вот вдруг этот дед роняет свою палочку и резким, птичьим движением хватается иссохшими руками за пару самых толстых лучей. Мгновение, и вот он уже, кряхтя, подтягивается, забирается на лучи с ногами. Вот начинает карабкаться по ним вверх. И шасть, прямо через оконное стекло! Да на небо, на небо полез. Когда его голова уже оказывается на улице он замирает, на несколько секунд, оглядываясь на меня. Затем как-то чудно втаскивает свой лысый череп обратно в вагон, поворачивается ко мне с этакой торжествующей беззубой улыбкой скрипуче спрашивает: « - а ты сам-то, зачем живешь, а? Зачем?». Я в ступоре от такого дела. А он на том снова просачивается со светом через окно и продолжает карабкаться по световым лучам, весь начинает светиться наподобие лампочки, а потом хоп, сливается со светом и вовсе исчезает из вида…
На этом я проснулся. Надо ж, приснится такая фигня, думаю! Вроде и спал-то не больше нескольких минут, даже до следующей станции не доехали, а такой спектакль увидал… Я зевнул, слегка потянулся и распрямил затекшие ноги. Эх, хорошо! Хорошо-то оно, может, и хорошо, да вот что-то определенно было не так. Чего-то не хватало. Я огляделся по сторонам и понял, в чем дело. Старика-то напротив не было. Не было, как будто не было там никогда. На месте, где он, вроде как, только что был, по сиденью ползало пятно солнечного света, падавшего из оконного проема с закругленными уголками. Только в воздухе еще ощущался еле слышимый запах чего-то приторного, несвежего… «Бред какой-то» - подумал я. Наверно, в это время электричка стала поворачивать, потому как солнечное пятно стало перемещаться по лавке, потом по полу, направляясь в мою сторону. И как-то мне не понравилось это дело. Так что я поднялся и энергично тронулся к дверям. Следующая остановка была моей.
Я вышел на перрон и глубоко вздохнул. Потянулся, намечая траекторию движения к метро, пошел. А в голове кто-то тихо-тихо шепнул: «А ты сам-то, зачем живешь, а? Зачем?». А голос-то какой странный – вроде как старческий, с хрипотцой…
Дата публикации: 16.10.2005 12:42
Предыдущее: "НАПОСЛЕДОК"Следующее: ТЫ, НАСТОЯЩАЯ!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 16.10.2005 ]
   Очень интересна развязка рассказа.
 
Ярослав Хельги[ 17.10.2005 ]
   Спасибо, Злата! Ради развязки все и было написано.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта