рецензия на стихотворение Натальи Малининой (Ярославской) " НЕ СВЯТО МЕСТО " ...Ознобом наболевших строчек Тебя застану среди ночи , Когда дождя глумливый прочерк Твоё итожит одиночье ; Застигну приступом сиротства , Сожму удушливой тоскою , И в горле, словно костью острой, - Застряну лучшею строкою ... ...А там , за мокнущим погостом , Моей любви - "не свято место" (Она гораздо выше ростом, Чем ты отмерил, если честно). Её , которой ты не стоил , - Не упрекай и не витийствуй : Права в своём самоубийстве Любовь, что выше... нас обоих. Интересное стихотворение - с какой стороны ни подойди- интересное. Уже в названии, реминесцирующем к известной пословице ("Свято место не бывает пусто") , заложена прелестная поэтическая загадка: раз "НЕ свято", то -- пусто? Читатель уже заинтригован. Кстати- не такое уж распространённое достоинство- уметь выбрать название стихотворению. Я бы отметил, что в и названии прослеживается особенность авторской стилистики - приглашение читателя к раздумью, а не к беглому прочтению, то есть некоторая "невлоб"- ность, но при этом ёмкость и экономичность авторского языка,его поэтично- психологическая глубина и тайна, неповторимость художественных характеристик персонажей и действующих лиц и непростых взаимоотношений между ними. При небольших размерах произведений, к которым тяготеет автор, это так же важно, как и непросто. Эта особенность авторского стиля прослеживаются на всём пространстве рассматриваемого изящного по размерам и форме поэтического произведения. По глубине психологизма и особенностям сюжетной линии- перед нами- психологическая драма со своим развитием и апофеозом. Уже в 1-ом четверостишии обрисован и ( охарактеризован !) круг действующих лиц, физических и "лирических" . Это не только Он, Она, но это и Дождь, и Стихи, и Любовь, и все- с характером. Все- с особинкой, все- кратко но ёмко- наделены Автором поэтической неповторимой, запоминающейся характеристикой. Дождь Натальи - "глумливым"(!) - росчерком подписывает герою свой вердикт-" обречённость на одиночье". "Строчкам" тоже достаётся не менее богатая, краткая, но психологически ёмкая характеристика: они "наболевшие", это "знобкие" строчки погибающей в героине любви . Экономно, но как точно, хотя и всего двумя словами : "ознобом "и "наболевших "- выражено и состояние героини , и характер её стихов. И всего одним , но каким(!) неожиданно хлёстким- кратким) словом - "ОДИНОЧЬЕ"- описано самочуствие Героя ! Итак, читатель уже по прочтении одного катрена оказался в АТМОСФЕРЕ стихотворения, в его погодах и настроениях героев. Второе 4-ростишие развивает характеристику состояний героя и Героини: Он- в в ОДИНОЧЬЕ, Она- упрекает и даже немного мстительно предсказывает : "Строчка " встанет в горле костью острой- не продохнуть ! Она это уже испытала, так - "на же и тебе!" Вот такие характеристики, и психологичные , и поэтичные одновременно: приступ сиротства, удушливая тоска, и наконец, уколовшая, (проколовшая !) остро-горьким -упрёком ли?, открытием ли- ?, а вероятно и тем , и другим- строка! Третий катрен в той же стилистике - рисует положение главного персонажа стихотворения- их Любви. Она, Любовь эта, - пребывает за мокнущим (!) погостом. За погостом, как известно, хоронят самоубийц (кладбище является освящённым местом, и , поэтому, самоубийцы его не достойны: их место- изгойное- за оградой). И дальше: всё в этом же 4-ростишии о ней, о Любви : Любовь эта, после гибели своей, оказалась "гораздо ВЫШЕ ростом", чем "отмерил " Лирический Герой. И этот неожиданный стилистический приём -не простое олицетворение, он поэтически бездонен!... Как же много он говорит: "выше"- (сравнит. степень), значит, он мерил, сравнивал, возможно и, как мнится Героине, пренебрежительно, а может быть, торговался, выбирал?? " Выше", значит это ВЫСОКАЯ ЛЮБОВЬ, не НИЗЕНЬКАЯ страстишка... Слышите, Читатель: это , она, героиня, от лица котрой ведётся повествование, снова и упрекает, и спорит с ним. И всё это : и их ( героев) скрытый спор, и характеристика ею (героиней)- её любви, и состояние самой любви, покончившей своё существование самоубийством и находящейся теперь "за мокнущим погостом"- вся эта обширнейшая психологическая информация- подана всего в 4-х строках третьего 4-ростишия! И наконец, финал- апофеоз стихотворения : он - логически совершенно неожиданный, но ...ожидаемый , психологически подготовленный автором. "Не упрекай и не витийствуй"- наказывает героиня в финальном катрене своему возлюбленному , не осознавая, что - в 3-х предыдущих сама-таки горько упрекает, горько же (и мстительно даже) предсказывает герою ПРОЗРЕНИЕ, и , более того!, выносит ему вердикт- "Ты НЕ СТОИЛ!". И читателю, конечно, жаль героиню. Тем неожиданнее развязка : ПРАВА В СВОЁМ САМОУБИЙСТВЕ, ЛЮБОВЬ, ЧТО ВЫШЕ НАС... ОБОИХ. Вот так, дорогой Читатель! Главный судья здесь- не героиня с её упрёками, а Любовь с её правотой , Любовь, которая ВЫШЕ и этих упрёков тоже!!! .... Вот такое стихотворение и такая интрига, до самого финала- непредсказуемая , но этот неожиданный финал - бьёт по нервам и заставляет думать, думать , и думать. Так КТО довёл Любовь до самоубийства? "ДА ОБА и довели", - вдруг прозревает Героиня и читатель вместе с ней! ПРОЗРЕНИЕ, к которому автор не менторски назойливо, а драматически неожиданно с помощью вспышки-озарения привел Героиню и Читателя- это самое сильное и неординарное достоинство стихов. Это стихи - с развитием и психологическим взрывом в финале, с глубоченным внутренним содержанием- поданным НЕ В ЛОБ, преподнесённым поэтически аллегорийно, как и подобает Художнику- с помощью своих , индивидуальных, неподражаемых приёмов и средств. Хочется отметить и новаторство автора. Оно, на мой взгляд, проявляется в употреблении прелестного и психологичеки точного здесь неологизма "одиночье", в неординарности многих рифм-( они не из грамматических, и оттого всегда предсказуемых, но тем не менее богаты созвучиями, что не ухудшает "запоминучесть" стихов-( "сиротства - острой"), а при умелом чередовании с точными рифмами - хорошо ложатся на память. Нельзя не подчеркнуть и умело поданную звукопись -состояние оЗноБливости - в повторении звуков З и Б, шуршание дождя за окном - звуки Т ,Ч ; сиротство мокнущего погоста - в звуках С и Т... Осиротелость и тоску героев в многих ( по всему стихотворению) сочетаниях СТ . Чувствуется и авторский стиль и авторская , в хорошем смысле, СТИЛЬНОСТЬ. Творческих Вам удач, Наталья. |