Новости и объявления | Большая советская энциклопедия Вначале небольшая справка. Свободный стих, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи. Термин "верлибр" введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне "Северное море") и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар,ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы. |
| И еще одна справка. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — термин, к-рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе». К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др. Типическими признаками С. в п. является их краткость, рудиментарный, а иногда и вовсе отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Таким образом С. в п. представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, к-рые по своей организации полярны стиху. Однако нужно отметить, что, несмотря на все попытки определить признаки «ритма прозы», такого определения найти не удалось. Ошибочность обычного представления о С. в п., выразившаяся и в двусмысленном его наименовании, состоит в том, что в определении его структуры шли от внешних аналогий со стихом, тогда как структурные особенности т. наз. С. в п. — глубже и своеобразнее. Легко заметить, что в С. в п. мы сталкиваемся с характерными чертами лирики. Действительность в нем отражается не столько путем непосредственного изображения объективных явлений, как в эпосе, сколько путем изображения субъективного переживания, вызванного тем или иным явлением жизни. Эта характернейшая черта лирики полностью наличествует и в С. в п. Отсюда и вытекают такие структурно родственные лирике его особенности, как рудиментарность сюжета, показ характера в его отдельном состоянии, а не в цепи их, краткость и, наконец, специфическая лиричность авторской речи, ее индивидуально-эмоциональная окраска. Речь произведения такого типа характеризуется обилием и эмоциональностью пауз, относительной самостоятельностью слова, зачастую интонационно равного целому предложению, обилием восклицательных и вопросительных построений, богатством эмфазами и т. д. Стих является лишь одной из форм такого рода поэтической речи, формой, в к-рой указанные особенности сочетаются с ритмом в точном смысле этого слова. Сама же лирически окрашенная поэтическая речь распространена и в прозе, где она дает весьма разнообразные виды, подчас очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой ритмической организации и связанных с ней явлений (константы, строфы, рифмы и т. д.). Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например авторские отступления в «Мертвых душах» Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. В последнем случае мы и имеем дело с так называемым стихотворением в прозе, которое на самом деле представляет собой не что иное, как лирическую прозу, лирику в прозе, явление в известной мере переходное и возникающее на «стыке» лирики и эпоса, как двух основных форм развертывания образов, и организации художественной речи в литературе. Явление лиризации прозы характерно гл. обр. для литературных стилей, проникнутых субъективизмом, — для романтизма, импрессионизма. От лиризации прозы, от жанра С. в п. следует отличать искусственные попытки внести в прозу принципы стихотворной ритмической структуры (напр. Вельтман, А. Белый), что приводит на деле к чередованию стихотворных и прозаических фрагментов или к фактическому превращению прозы в стих. |
| В качестве затравки хочу предложить вашему вниманию собственное произведение в этом жанре. Я видел…. (Стихи в прозе) Я видел, Как в черной грязи Барахтался лебедь. Пытаясь взлететь, Он крылья пытался расправить, Но черная изморозь нефти Прочной пленкой Опутала крылья, Не давая возможность Взлететь к небесам. А над ним высоко Кружили коршуны, Не рискуя, впрочем, Спуститься к нему. И лебедь молчал, Не желая тревожить подругу, Делая вид, Что он просто устал. А она, Понимая, что всё бесполезно, Всё летала над ним И, крича, призывала его: Сделай, милый, прошу Еще одно усилье… Мы должны к дому Улететь своему. Обессиленный лебедь вздохнул И поник головою. Черные крылья его Прилипли напрочь к земле. И не было сил, Чтоб взлететь, Уже не было времени И силы его безвозвратно ушли. Но тут Появился некто И лебедя вытащил Из скучной и вязкой грязи. Он взял его на руки И крылья очистил, Чтоб тот улетел С подругой своей. И, чуть отдохнув, Снова лебедь расправил Свои крылья И в небо рванулся, Где подруга ждала, А человек Радостно улыбнулся… Он лебедя спас И не нужна ему похвала. С другой стороны, существует и свободный стих, например: Григорий Остер. Из книги :"Вредные советы" Никогда вопросов глупых Сам себе не задавай, А не то еще глупее Ты найдешь на них ответ. Если глупые вопросы Появились в голове, Задавай их сразу взрослым - Пусть у них трещат мозги. |
| Очень интересное направление. В рифме не всегда можно выразить глубокую мысль. Свободный стих все же поэзия. Здесь чувствуется некое настроение стихотворения. |
| И все же, в одном из этих видов стихосложения есть некий признак, который наиболее близко подводит сочинение именно к стиху - это ритмическая основа., которая как бы скрепляет, цементирует сюжетную линию. Иногда кажется, что сочинять произведения в таком стиле легко: пиши, что вздумается - размера нет, рифмы - нет. На самом деле это не так. Не подчиняя написанное строгим правилам, вы попадаете в другую ловушку: расхлябанность текста, отсутствие четкой основы делает ваш текст пустым, не наполненным смыслом и жизнью |
Ленча | [12.01.2009 14:29:53] |
| Ой, Вадим, какую же интересную и больную для меня тему подняли. Заранее благодарю. С верлибрами я уже давно разобралась. Не путаюсь - все в порядке. А вот "стихотворение в прозе" с трудом отличаю от "миниатюры". Вот хотя бы пример: Н А Д Е Ж Д А Надежда спала на крыльях Веры. И если бы не внезапное ее пробуждение, меня бы просто уже не было. Как не было бы капли дождя, замечтавшейся в тумане; как журавля, вопреки всем законам, жаждавшем стать синицей в руках – но в теплых живых руках, а не в необъятном пустынном небе, где холодно, неуютно и одиноко… Одиноко… Что значит одиноко? Одиноко в толпе… Одиноко вместе с близкими родными людьми, когда над Вами висит давящее гнетущее Молчание. Не то родственное молчание, рожденное пониманием и истинной близостью-общностью душ. Когда нет нужды задавать вопрос: «О чем ты думаешь?». Когда свет глаз, подобно проектору, высвечивает жизнь твоей мысли, твоей мечты. Когда одиночество не отступает, а просто не существует, как таковое. И только тогда, когда одиночество не отступает, а просто не существует, как таковое – Вера никогда не позволит уснуть Надежде даже на своих крыльях. |
Ленча | [12.01.2009 14:37:02] |
| Вот у Вас, Вадим, "с. в п." имеет графический рисунок, прослеживается легкая сюжетная линия. А у меня ни того, ни другого нет. Как бы Вы определили жанр "Надежды"? С уважением, Ленча |
| Я бы сказал, что это миниатюра, т.е. проза. Видете ли, верлибр должен иметь более сжатый "романтический характер". Это отнюдь не означает, что верлибр повествует о возвышенном, но более сжат и более упорядочен. Например, у Хэмингуэя короткие рассказы, в частности, о войне, можно отнести к верлибрам, настолько они сжаты и энергически емки. |
| Кстати, эта тема уже поднималась в Дискуссионном клубе http://www.litkonkurs.ru/?pc=forum&m=3& amp;vid=194310&project=5. Но мне показалось, что тема о раличных поэтических формах далеко не исчерпана. |
Ленча | [12.01.2009 15:05:45] |
| Вадим, Вы меня не совсем правильно поняли. Я спрашивала - не вирлибр или миниатюра, а стихотворение в прозе или миниатюра. Пример верлибра я могу Вам привести: * * * Во время оно одни, сгорая на кострах за идею, возносились на небеса. Другие, отрекаясь от неё и падая на колени, превращались в камни… Нынче коленопреклоненные среди камней, мы с мольбой глядим в небеса – нам страшно… Нас сжигает «огненная вода» - огненные реки, огненные океаны, не оставляя пепла… Это верлибр. Не стихотворение в прозе. А вот "Надежда", не имеет сюжетной линии и т.д. Скорее это похоже на стихотворение в прозе. Хотя может быть Вы и правы. Может быть это и миниатюра. Но миниатюра относится к малой прозе, а не к поэзии. Хотя в ней есть и некая легкая поэтичность. Как же быть с определением жанра? |
| Все же это миниатюра. Для стихотворения в прозе несколько, с моей точки зрения, не хватает поэтичности. Очень тонкая грань... и сказать наверняка крайне сложно |
Ленча | [12.01.2009 15:56:58] |
| Спасибо Вам, Вадим! Странно только - неужели больше никому не интересна эта тема? Куда народ подевался? С уважением, Ленча |
| Думаю, дело в том, что эта тема уже была в Клубе. А какую тему хотели бы Вы услышать завтра? |
Ленча | [12.01.2009 17:22:46] |
| Так с ходу и не ответишь. Надо подумать... |
| Думаю, это еще и потому, что люди с работы еще не все пришли. А в Дискуссионном клубе мне так никто и не сказал, что такое моя "Вспышка" - верлибр или белый стих... Может, скажете? Вспышка Миг настал – мы повстречались взглядом… Вспышка – ты летишь в провал бездонный, В черный космос дорогих очей… Ты себя почти не ощущаешь, А с тобою пролетают рядом Искры солнц… и светлячки созвездий, Что лишь смутно, кажется, знакомы… Вспышка снова – оказались рядом… Как? Не помнишь… Кто из нас двоих Сделал шаг, чтоб ближе стать друг другу? Важно ли? И снова ищешь взгляд, Чтобы утонуть в его пучинах… Вспышка! Не падение – но взлет! Снова космос, но уже – ты сильный, В нем себя не чувствуешь песчинкой – Двое нас, и бархатная мгла так успокоительно мерцает Звездами. В душе твоей сгорает Пламя страсти, в нежность воплощаясь, В нежность… И желанье – защитить… Вспышка! Вновь Земля. И бренность будней Ослепляет... Предопределенность, Понимание – нет, это не влюбленность. Это – больше. Это – навсегда… Вспышка! Космос…Звезды… Ты… И я… |
| Кажется, что это свободный стих. Есть некая ритмичность без соблюдения рифмы и строя. Строго говоря, как мне кажется, в свободном стихе должна быть более четкая ритмика, например, как у Остера. Но, возможно, я ошибаюсь. Шутка Буду я отстукивать свой ритм, Чтоб писать стихи в свободной форме. Напишу про зайчиков и школу И куплю себе я пива, но не боле. Попивая пиво с белой пеной, Буду грызть я воблу (очень жестко!), А допив, забуду про тетрадку, Спать пойду - сегодня встал я рано что-то. |
| Ну что ж))) Главное - стих))) Не проза все-таки Вообще, я не задумывалась, какой форме принадлежит эта ВСПЫШКА... Мне просто хотелось передать это ощущение, когда падаешь в омут глаз... картинку, чувства... а уж какая при этом получилась форма, я стала думать много позже) |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |