Круглый стол | 12 мая 2006 Подробности По материалам: Александр Кабаков, "Коммерсантъ" Писательство как профессия уже убито, только мы еще не заметили этого и мечемся между письменными столами, издательствами и книжными магазинами, как куры с отрубленными головами. В "Записных книжках" Ильи Ильфа есть поразительно точное психологическое наблюдение: "Заяц думал, что танковая атака направлена против него". Мое отношение к мировой сети вполне описывается этой фразой. Я рассматриваю интернет как могильщика профессиональной литературной деятельности и искренне радуюсь тому, что при жизни нынешних писательских поколений он еще не успеет выказать всю свою мощь. Писатель - это не тот, кто складывает слова в предложения, а предложения в некоторую историю. Этим занимаются и абсолютные антиподы писателей - графоманы. Текст делается литературным произведением только после прохождения определенных инстанций, после экспертных оценок. Редактор оценивает качество, издатель прикидывает коммерческие перспективы, в конце концов, цензор прогнозирует общественный резонанс - и только после этого рукопись превращается в книгу. Желательно исключить цензуру, особенно политическую, можно отказаться от редактуры, но вовсе исключить промежуточное звено между сочинителем и читателем нельзя. Литература сразу же превратится в бесформенную субстанцию, как превращается в кашу, в хаос все, что лишено ограничителей, придающих форму. Советским предшественником интернета был самиздат, однако это уподобление не совсем точно. В роли коллективного редактора-издателя выступали переписчики, которые решали, стоит ли сочинение траты бумаги и ночи машинописного труда. У них, как правило, был приличный среднеинтеллигентский вкус, а если б не он, то Солженицын затерялся бы среди ворохов самодеятельной и бездарной ерунды. Интернет исключает этап оценки изготовленного текста специалистом. Кто угодно, располагающий временем и желанием, может набить на компьютере какое угодно количество строк, вписать над первой любое слово в качестве названия, под ним пометить: "Роман" - и через минуту произведение станет доступно сотням тысяч для чтения. В сущности, произойдет акт, равный выпуску книги, причем выпустит ее один, явно пристрастный человек - автор. Может, конечно, последовать полный провал: ни одного захода никогда. Но это уже другая проблема, аналогичная проблеме продажи уже вышедшей книги. Сочинения, плохо продающиеся или вовсе не продающиеся, всегда были и есть. Но их авторы имели по крайней мере одного-двух более или менее квалифицированных читателей, одобривших труд - редактора и издателя. Сетевой же литератор назначает писателем себя сам. Если же учесть еще и средний вкус массового читателя, то очень велика вероятность того, что именно самый оголтелый графоман станет весьма популярен в сети. Собственно, действительность это уже подтверждает. Не в том дело, что интернет поощряет дурную литературу и плохих писателей, на то и другое тратится и бумаги жуткое количество. Могущество сети проявляется в том, что она вообще уничтожает разделение на писателей и неписателей. Письменное высказывание, которое уже с победой всеобщей грамотности стало доступно в эпистолярной или дневниковой форме кому угодно, теперь делается публичным мгновенно, достаточно нажать пару кнопок. Оставим в стороне социальную сторону дела и всякие пособия по изготовлению атомной бомбы в микроволновой печи. Обратим внимание только на то, что сетевые тексты, по жанру вроде бы претендующие на художественность, могут быть вовсе ее лишены. И отдадим себе отчет в том, что они вполне способны в честной конкурентной борьбе за читателя совершенно разгромить профессиональную литературу. За них ведь и платить не надо! Конечно, кто писатель, а кто нет, определяется известным способом "возьмите любые пять страниц". Но в том-то и дело, что прежде надо было издать эти пять книжных страниц. Прежде рукописи превращались в читаемые книги вопреки тирании цензоров, корыстности издателей и низкой квалификации редакторов - в сущности, по Божьему промыслу. Теперь же они становятся сайтами по авторскому произволу. Интересно, скоро ли в Большом балете можно будет солировать любому завсегдатаю рэйв-вечеринок? |
| Грустная правда. Но грустнее всего, что об этом грущу я, отпетый графоман, не желающий смешиваться со всеми остальными грамоманами на просторах сети, а желающий получить свою законную писательскую нишу на просторах истинной литературы. |
| Без паники, граждане! Помните о законе перехода количества - в качество. С развитием информационных технологий, разумеется, пишущей братии "слабого пошиба" (не обидеть бы кого!:) ), разумеется, становится больше, но, процент талантливых - остаётся примерно тем же, что и был (ибо это уже - от Бога!). А значит, и талантливых авторов становится больше. Для меня это - бесспорно. Искренне, Хэ-ник. |
| П-Александроффу. Во-первых, речь идет о собственно литературе, а не о технических формах ее подачи - бумага ли, экран или что другое. Перешли с высекания на камнях на глинянные дощечки, потом на пергамент, потом на бумагу... Всегда были по этому поводу плакальщики. Но это детали. Во-вторых, мне малопонятны ваши по этой теме высказывания. И в третих, очень прошу вас, не знаю, от лица ли портала, но от собственного - точно: заткните ту вашу извилину, которая диктует вашим пальцам на "падонском" языке. Оставьте его для общения на соответствующих сайтах. Тошнит!!! |
| Очень яркий пример всеядности интернета. Где бы можно было прочитать высказывания господина Pogrebnoj - Alexandroff, и поближе познакомиться с падонским языком, если бы не было интернета ? Нигде. Только здесь, на литературном портале. Согласна с Александром: "...на просторах истинной литературы." Просторы истинной литературы огромны, и если вымести с них ненужный сор (или ветром каким выдует), то многие Писатели найдут там своё место. |
| Совершенно верно, Эдуард. Я о том же говорю: присланные в издательство или редакцию рукописи там же и отсматриваются. И читатель не видит тонны словесной руды, а читает только отсеянные редактором крупинки золота (или... слитки золота). В интернете: сначала все читают "тонны руды", а потом где-то кто-то кому-то, выдает золото. Да, интернет демократичен, но принцип демократичности каждый понимает по - своему, чаще всего сообразуясь со своими потребностями, образованием и мировоззрением. |
| Реальность происходящего здесь и сейчас – вот он, истинный "редактор". Интернет есть как данность, повышение уровня человеческого сознания ведёт к естественной потребности самовыражения - люди пишут, и пишут много. И будут писать ещё больше. Никакой плотине не перекрыть этот мощный творческий поток. И так же, как страшила принца Гамлета неизвестность после смерти, так страшит эта неведомая и неуправляемая лавина сообщество "вышедших в профессионалы". Не дают им спокойно спать интернет-джунгли. :) (Немало по этому поводу всякой "бяки" наслушалась я в последнее время в разных "шоу".) А что толку говорить и спорить (и ругаться-пугаться)? Люди писали, пишут - и писать будут. А главное - будут публиковаться. А читатель - фильтровать. Тем более, что именно в интернете вывелась новая замечательная особь "писатель читающий"(известный чукча отдыхает), он же - "читатель пишущий". :) Почти что - "человек совершенный". :) Всё перемелется, мука будет. В смысле - литература. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |