Рецензии
| По поводу этого стихотворения произошла довольно оживлённая перепалка между читателями, в которой, как говорится, все оказались правы. Особенно грамотно и исчерпывающе проанализировал текст некто Дмитрий Комаров. Некоторые его замечания настолько точны, что их хочется повторить ещё раз. Да вот, например: "В-четвёртых. Разве можно подбегать несмело (см. 8-е четверостишие)? Подойти несмело - это я еще понимаю, но подбежать… В-пятых. Жилы и мышцы - синонимы? Первые, что, напрягаются так, что пот от того выступает? Если мои сомнения напрасны, успокойте, пожалуйста. В-шестых. Из области наблюдений. Наст - это же, грубо говоря, плотный, укатанный снег, корка эдакая. Действительно ли он громко хрустит? Например, как свежевыпавший подмерзший снег? Может, все-таки слово "громко" излишне? Снег у Вас, конечно, падает, но наст тут ни причем: хрупать будет не он, как ни крути." Подписуемся под каждым из этих "в-четвёртых" и "в-пятых". Но есть ещё и "в-седьмых", где Дмитрий переходит к обсуждению содержания, а не формы: "Может хватит штампов про пьяных и попойки, великую русскую душу, которая при том умудряется уживаться с явным или скрытым алкоголизмом? Может, хватит фраз вроде "Хорошо на Руси зимою!" И согласны, и не согласны. Есть область вечных национально-человеческих архетипов, и то, что описано в стихотворении, увы, из их числа. И потом, так ли уж часты появления крестьянина-мужика (пусть и пьющего) на страницах современной поэзии, современной литературы вообще? Она сегодня вся в столичных салонах и на цирковых представлениях имени Дмитрия Пригова. Не укорять, а похвалить нужно бы автора за то, что он возвращает некрасовское начало в эту оранжерейно-интеллигентскую среду. Что же касается "Может, хватит фраз вроде "Хорошо на Руси зимою!", то тут, пожалуй, Дмитрий прав. Это действительно штамп, повтор, восклицание ради восклицания - но оно опять-таки почёрпнуто у Некрасова. Короче говоря, появление этого стихотворения в поэтическом разделе "Золотой номинации" - хороший знак. Из него явствует, что электронно-компьютерная цивилизация не окончательно оторвалась от первичных знаменателей бытия и от того, кто её, собственно говоря, кормит. | | --------------- Уважаемая Юлия. Что касается строчки про богатство души и вредную привычку пить алкогольные напитки, то я не автор и посему не намерен что-либо менять в стихотворении. Восьмое же мое замечание в рецензии считаю необходимым. Просторечие просторечием, но, думается, лучше избегать подобного в 21-м веке. Может, конечно, к этому я и отнесся бы благосклоннее, если бы семи предыдущих замечаний. А так, пардон-с... С уважением, Дмитрий -------------- | | Стихи могли бы по-настоящему брать за душу, если бы не строчки "Что ж ты, Русь, за страна такая, // Где так пьют и душой богаты?!" Неувязка получается: душой-то здесь богата лошадь, а разве она что-нибудь пила, кроме воды? Выходит, на самом-то деле одни пьют, а другие проявляют свое душевное богатство, спасая их от последствий (и не только лошади, чаще - "бабы"...) - тогда зачем между этим союз "и"? На фоне этой вопиющей неувязки соглашаешься с Дмитрием Комаровым во всем, кроме "в-восьмых": "да и начали громко охать" - хорошее, очень подходящее просторечие. Мой совет автору, с одной стороны, да и Дмитрию, с другой: попробуйте чем-то заменить строчку "Где так пьют и душой богаты" (возможно, придется переделать все четверостишие или несколько, это ничего, тем более что хаты там, действительно, повторяются) - и очень может быть, что ничего больше менять будет не надо! Может, тогда даже особенно царапающая меня строчка-пародия на одесский выговор "Снег искрится, что даже больно" будет смотреться как нормальный опознавательный знак для отнесения этих стихов к концу ХХ - началу ХХI в. Без нее бы слишком пахло XIX-м! | | Не знаю, как там насчет миллиона замечаний, но кое-что во всяком случае я хотел бы отметить. Например, смысл слов "снег искрится, что даже больно", не так уж и очевиден. "Что болит?" - хочется спросить автора. Думается, хоть какой-то намек на зрительные органы и их способность воспринимать окружающий миг необходим. Второе. "Отдыхает поле" и через строчку - "ехал полем". Не рановато ли повтор? Нечто подобное можно сказать и о другом слове. Или стихотворение пресное и вроде бы порядочной дистанцией (восемь строк) разделенные "близняшки"-"хаты" кажутся "близко посаженными", или я чего-то не понимаю. В-четвертых. Разве можно подбегать несмело (см. 8-е четверостишие)? Подойти несмело - это я еще понимаю, но подбежать… В-пятых. Жилы и мышцы - синонимы? Первые, что, напрягаются так, что пот от того выступает? Если мои сомнения напрасны, успокойте, пожалуйста. В-шестых. Из области наблюдений. Наст - это же, грубо говоря, плотный, укатанный снег, корка эдакая. Действительно ли он громко хрустит? Например, как свежевыпавший подмерзший снег? Может, все-таки слово "громко" излишне? Снег у Вас, конечно, падает, но наст тут ни причем: хрупать будет не он, как ни крути. В-седьмых. Может хватит штампов про пьяных и попойки, великую русскую душу, которая при том умудряется уживатся с явным или скрытым алкоголизмом? Может, хватит фраз вроде "Хорошо на Руси зимою!", а? Ладно бы Вы совершили художественное открытие, но ведь в произведении ноль целых ноль десятых (без обид!) истинного Креатива! Международный конкурс по статусу, надеюсь, не приемлет подобных "оригинальных" ходов. В-восьмых. "…Да и начали громко охать…" Как относиться к тому, что союзы "да" и "и", имеющие одинаковый смысл (значение "и") идут друг за другом? Explain, please! В заключение пожелаю Удачи в творчестве. Экспериментируйте - это залог успеха. И помните слова польского афориста Доминика Опольского: "По своему следу себя не отыщешь". С уважением и без намека на морализаторство, Дмитрий. | | Так и давайте свой миллион. Или так легче? | | Плохой язык, миллион замечаний по технике. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |