Мы видим мир не такой, какой он есть. Мы видим мир, таким, каковы мы есть… Анаис Нин Как удивительна наша жизнь… Она, как бурный поток проноситься сквозь нас со своими печалями и радостями, встречами и расставаниями, суматохой и покоем, любовью и ненавистью, верой и предательством, знаниями о мире и его устройстве, со всей гаммой тех ощущений и чувств, которые и определяют наше бытие… И скорее всего это только нам кажется, что мы идем куда-то, что что-то делаем, стремимся вперед для осуществления своих надежд и планов, и строим в этом какую-то закономерность и порядок. И мы ждем…,но это ожидание обычно обманчиво, потому что чаще всего приходит то чего мы совсем не ждем, а долгожданное не наступает… Это кажется странным, но почти всегда так оно и бывает, ибо мы полностью находимся во власти хозяйки - судьбы… Формирование мироощущения, взглядов и идеалов человека напрямую зависит от того, с кем человек встретился на дороге жизни… Если попутчиками маленького человека были чистые и светлые людьми, со светлыми душами и чистыми помыслами то и он впитывает в себя, как с молоком матери их взгляды и идеи…их добрый взгляд на мир… Если жизнь окунает его в болото пошлости и разврата, если рядом с ним по жизни прошли темные люди, циничные и грязные, то общение с ними развратит и его душу, и тело…и он становиться источником зла и темных сил… Именно так формируется сознание человека, его отношение к жизни… Наш мир жесток…И в мире постоянно ведут борьбу добро и зло…И в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший. И каждый нормальный человек стремится стать сильным и смелым, стремимся все-таки преодолеть эту невероятную силу сопротивления, которая неизменно возникает на его пути и все-таки стремится сделать мир вокруг надежным и предсказуемым. И поэтому, когда рядом начинает произрастать зло, выраженное в пошлости, цинизме, предательстве или обмане, то душа просит восстать, оказать сопротивление этим силам… В этом и состоит главная суть человеческой морали – не дать разрастись злу, и темным силам и в своей душе и в душах других людей…. Но иногда человек ломается, не выдерживает напора внешних обстоятельств или окружения... Ведь трудно плыть против толпы, если ты в нее попал…плыть против течения… Но, конечно, борьба за мораль всегда была очень сложным и непредсказуемым делом…Чаще всего можно ожидать, что ты сам можешь оказаться в положении поверженного… Ибо зло очень сильно и коварно… Все это я очень хорошо осознавала, когда задавала тему о моральных нормах на Портале. Но не говорить и даже промолчать об этом не могла, как не могу терпеть мусор на кухне…и в душах людей… Не могу спокойно жить, зная, что рядом активно размножаются и насаждаются людям черные мысли, чуждые убеждения, разврат, цинизм, извращения и пошлость, заложенные пусть даже лишь в произведениях… Дискуссия, разгоревшаяся по этому вопросу в моей теме, явилась лишь подтверждением моих слов…Спокойные и сдержанные высказывания с моей стороны…Нетерпимость, постоянные оскорбления со стороны оппонентов, многодневный марафон в поиске истины…Многодневные словесные баталии. Скорее всего это кому-то покажется очень наивным…Может быть…Если честно, я устала и решила развлечься и посетить театр… и не далее, как позавчера отправилась на премьеру Казанского Драматического театра, постановку по пьесе Фридриха Дюрематта "Визит Дамы". Я заранее не знала, что за пьесу мне предстоит посмотреть…Вернее знала только название…Но первая же сцена просто повергла меня в шок… Замечательная постановка, блистательная игра актеров, но и тут меня преследовал сюжет….о падении нравственности целого городка. Всё это стало просто завершающим аккордом моей темы на Портале о нравственности в литературе и нравственности в жизни вообще... Драматизм произведения был усилен гротескной формой костюмов, неожиданных решений режисера - постановщика, уникальными декорациями, и сильной психологической игрой актеров... Мы зрители стали очевидцами того, как вполне приличные люди городка продают свою мораль, убеждения за кусок хлеба, новые ботинки, машины и должности, или просто под действием стадного чувства, принебрегают самой главной ценностью пусть даже ОДНОГО человека, которая дана ему, ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ... И говорят! Все нормально...ТАК и должно быть...И это было очень страшно... Сказать просто, что я была раздавлена, повержена увиденным – это значит ничего не сказать… Я не понимала, зачем опять здесь, в театре, судьба меня развернула к этой теме??!! И только потом, осмыслив все поняла, что иначе и не могло быть… Что сейчас- это моя тропа…ЧТО ЭТО ВСЕ ПРОЧНО ВПЛЕТАЕТСЯ В ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ о сохранении морали в человеке, КОТОРУЮ..Я ПРОВОЖУ НА ПОРТАЛЕ… Прочитав некоторые статьи о его творчестве, пришла к выводу, что его мировозрение, взгляды на жизнь, общество и мораль совпадают с моими. Поэтому Предоставляю выдержки из статьи Андреаса Румлера, о жизни, взглядах и творчестве этого замечательного писателя Фридриха Дюрренматта … Фридрих Дюрренматт родился в 1921 году в деревне Канольфинген неподалёку от Берна. Его отец был протестантским священником. Первоначально Дюрренматт собирался стать художником, профессиональные мастера, однако, посчитали, что он для этого недостаточно талантлив, и посоветовали ему оставить это дело. Его способность мыслить образами пригодилась ему позже, когда он стал писать пьесы. После окончания школы Дюрренматт поступил в Бернский университет, где он изучал философию, германистику и естественные науки. Особенно интенсивно он изучал работы датского философа Кьеркегора и французских экзистенциалистов. Вскоре Дюрренматт полностью посвятил себя писательской деятельности. Успех приходит к нему лишь в 1957 году, после огромного успеха его пьесы «Визит старой дамы». Дюрренматт является беспощадным сатириком и моралистом, продолжающим традиции Аристофана, Плавта, Мольера. Он отказался признать законы драматургии, заявив, что сегодня комедия является единственной формой сценического искусства, способной отразить весь трагизм жизни. «Пьесы пишут для того, чтобы разобраться в мире. А разобраться в нём можно, только прибегая к притчам. Все мои пьесы – это притчи.» Дюрренматт не ставит перед собой цель «утешать» публику. Он предпочитает вызывать у неё раздражение, прибегая к гротеску и тенденциозности. Он называет это «авантюрой высказывания горькой истины». Абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях. «Я не вижу оснований для того, чтобы смотреть на мир с особым оптимизмом. Да и ни один автор комедий этого не делал. Вспомните Аристофана. Ведь все его пьесы – это злые комедии.» Смех перед лицом катастрофы, смех, несмотря на хаос и бессмысленность. Это, пожалуй, самая характерная черта произведений Дюрренматта. Тем не менее, его комедии – это не просто комизм ситуаций. Посредством гротеска Дюрренматт обличает мир. Зритель, смеясь над происходящим на сцене, вдруг понимает истинный характер этого мира, в котором царит алчность и где отдельная личность совершенно бессильна. Но почему именно комедия? «Это форма, литературная форма. Ведь пишешь, главным образом для того, чтобы познать самого себя, чтобы разобраться, в каком мире я как автор вообще живу. Писательство – это всегда попытка в чём-то разобраться – в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять.» Дюрренматт оказался весьма плодовитым писателем. Он – автор 23 драм, многочисленных романов, рассказов и радиопьес. Несмотря на разнообразие материала, который он использует, несколько основных тем присутствуют практически во всех его произведениях. Во-первых, это сомнение. Сомнение в смысле человеческой деятельности. Может ли отдельная личность в одиночку изменить ход событий в мире? «Я думаю, что следует отказаться от мысли, будто людей можно поучать. Тут пытаешься с собой разобраться. У меня нет ответа на вопрос, как можно сделать мир лучше. У меня нет никаких рецептов. Я могу только лишь попытаться добиться какой-то ясности относительно существования человека, человека вообще.» Во-вторых, Дюрренматт изображает мир как некий лабиринт. Человек оказывается заключённым в мире, в котором царят хаос и случайность. Чувство беспомощности перед несправедливостью сохраняет свою актуальность и сегодня. Отсюда – ощущение безысходности почти во всех ранних произведениях Дюрренматта. Но при этом Дюрренматту, несмотря на весь его скептицизм, удаётся сохранять чувство юмора, ощущение радости жизни. «В этом нет никакого противоречия. Человек в одно и то же время является и мыслящим, и чувствующим существом. Человек, который живёт, смеётся, способен на целую гамму чувств. Человек всегда представляет собой нерасторжимое единство мыслей и чувств. Проблема познания – это нечто иное. Это тот факт, что все мы, образно выражаясь, пляшем на вулкане. Причём это никак не связано с тем фактом, что мы любим танцевать. Человек должен иметь возможность танцевать, радоваться, однако он должен также осознавать, в какой ситуации он находится. Человек в известной степени остался животным, невинным животным, которое просто живёт и чувствует. Однако одна его часть, а именно мозг, стала развиваться в стремительном темпе. И тут возникает противоречие: в своих способностях к познанию человек ушёл гораздо дальше, чем в своей способности чувствовать. Таким образом, сознание, с которым я живу, не соответствует моим чувствам.» В своих драмах Дюрренматт увязывает вопросы веры и морали с проблемой утраты духовных корней и бесперспективности положения человека в 20 веке. Дюрренматт крайне скептически относится к возможности как-то повлиять на человека, устремившегося в своём развитии к роковой развязке. «Действительно, это очень трудно. По-моему эволюция – это очень медленный процесс. 3 миллиона лет понадобилось, чтобы человек стал человеком. А тем, чем он является сегодня, он стал лишь в последние 100 тысяч лет. И, тем не менее, он всё ещё не является тем, чем он мог бы быть, в соответствии с возможностями своего мозга. Я не верю, что человеку удастся преодолеть своё отставание. Мозг всегда будет развиваться быстрее.» Одним из ключевых понятий в драмах Дюрренматта является случайность. Причём случайность у него редко бывает счастливой. Это, как правило, своего рода «авария». Тем самым, создаётся впечатление, что и отдельный человек, и род человеческий вообще совершенно беспомощны перед развитием событий в мире. «Человек сам создаёт свой мир катастроф, и этот мир становится всё более непредсказуемым. Человек живёт в непредсказуемом мире. Это мир самых разных возможностей, несчастных случаев, случайностей. Ведь что такое случайность? Случайность – это всегда ситуация, в которую мы попадаем случайно. Её невозможно рассчитать, и мы не знаем, что будет потом. Это и есть ситуация, в которой пребывает человек. И по мере увеличения количества людей расширяется и мир случайностей.» Дюрренматт является одним из самых выдающихся немецкоязычных драматургов 50-60-х годов. Дюрренматт старался добиться отстранённого отношения зрителя к происходящему на сцене. Гротеск был призван сделать реальность более наглядной, более образной. Утрирование сценического действия должно было обострить внимание зрителя. От Брехта, однако, Дюрренматта отличало то, что он не представлял на сцене никаких чётких мировоззрений и идеологий и не требовал от театра придерживаться определённого стиля. По словам Дюрренматта, герои его пьес выходят на сцену не для того, чтобы кого-либо обращать в свою веру. Многое становится ясным в силу того, что люди в пьесах предпринимают некоторые действия, а «способность мыслить, верить и философствовать – это тоже часть человеческой природы». Мироощущение Дюрренматта носит архетипический характер. Он постоянно напоминает о ничтожности и бессилии человека, противостоящего хаотичному миру, с которым он не в состоянии справиться. Мир, с которым сталкивается человек, – это монстр, бедствие, которое необходимо принять как данность, но перед которым ни в ком случае не следует капитулировать. Это ощущение Дюрренматт объясняет нынешним состоянием мира, террором государственного аппарата и организаций, бюрократизацией и технизацией всех форм общества, которое подминает под себя лишённого прав индивидуума. В принципе, все эти явления лишь подтверждают первоначальное чувство бессилия, ощущение потерянности, которое не в состоянии устранить никакие перемены в обществе. Спасением здесь может быть лишь вера в справедливый божественный порядок в мире. Однако критика негативных явлений в цивилизованном обществе, которую высказывает Дюрренматт, по сути, вовсе не является ни полемикой с этим обществом, ни ответом на больные вопросы. В своих произведениях он отображает, нарядив своих героев в современную одежду, изначальную ситуацию, в которой всегда находился человек. Сегодняшние конфликты, которые описывает Дюрренматт, по сути, изначальные конфликты, с которыми человек сталкивался всегда. В этом аморальном (нетрагическом) мире герои Дюрренматта, оказавшись в конфликтных ситуациях, вынуждены принимать моральные решения, имеющие трагические последствия. Главными темами в произведениях Дюрренматта являются не социальное государство, капиталистическая система или атомная война, а предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость, иными словами, мораль. На вопрос, откуда он берёт свои сюжеты, Дюрренматт ответил: «Это, скорее, видения, которые я, собственно, не в состоянии объяснить. В моих произведениях есть вещи, которые я всего лишь предчувствую, но дать им какое-то рациональное объяснение я не могу. Я вообще считаю, что человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает. В гораздо большей степени человек состоит из предчувствий, чем из конкретных знаний.» В заключение могу только повторить слова Фридриха Дюренматта… Человек живёт в непредсказуемом мире… человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает…. Все мы пишем, главным образом для того, чтобы познать самого себя… Писательство – это всегда попытка в чём-то разобраться – в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять. P/s Статья..была исправлена и дополнена по просьбе моих оппонентов Г.Неймана и ПИИТУХА… |