Маленькое предисловие. Уважаемые читатели! Заранее приношу свои извинения за возможные ошибки и опечатки. Дело в том, что рассказ еще не только не вычитан, но до сих пор еще ни разу не перечитан.
(рассказ из рассказа «Ходили тогда звери без хвостов») – Цыпа, цыпа, цыпа… – Ага. Ты её еще кис-кисом позови! – А как коз зовут? Я же не знаю. – Ну, и я не знаю… – А когда «козу» делают, то говорят «казя-казя»… – Казя-казя-казя… Коза посмотрела на нас совсем уж ошалевшим удивительно прекрасным карим глазом с замечательно длинными белыми ресницами, – мол, что это за люди такие, которые совсем не знают, как обращаться с обычными козами, тем более с такими изумительными козами с удивительно прекрасными карими глазами с замечательно длинными белыми ресницами!? – и попятилась, беззвучно, одними губами взывая о помощи. – Обхрюндеться! – мы с Ленкой Си рассмеялись. Ленка Гри швырнула в нас пучок лебеды: – Да ну вас! Вредные вы и противные! Да выруби ты свою шарманку! Не видишь – она пугается. Я выключил диктофон, в данный момент выполнявший роль магнитофона, и закурил. Стоял конец июля. В этот казачий хутор наша фольклорная экспедиция – одиннадцать будущих филологин во главе с преподавательницей истории журналистики и я в качестве бесплатного дополнителя троек, а заодно и представителя другой половины человечества – прибыла уже затемно. Поселили нас в избушке бывшей начальной школы. Двор её с небольшим футбольным полем был обнесен разломанной деревянной оградкой и пах лебедой. Степь за забором была не огорожена и дышала полынью. Сразу же по нашему вселению к крыльцу подкатила пара мотоциклов с тройкою вдрызг пьяных казачков призывного возраста, и началось знакомство с нашими филологинями – по крайней мере, я так понял из нескольких, случайно затесавшихся в казачьи тирады, нематерных слов. Филологини краснели от фольклора и млели от непривычного обилия внимания. Вечер запомнился костром и песней под гитару: «Как здорово (пи-ик), что все мы (пи-ик) сегодня (пи-ик)…» – дальше следовало то «собрались», то «надрались», а то и вообще такое, что я приводить здесь не рискну. По утру – по нашим меркам, а по деревенскому быту – среди белого дня да в разгар полевых работ мало кого можно найти на хуторских улицах. Я потешался про себя: ну точно, одна из излюбленных сценок советского кинематографа: все честные труженики – в поле, заполняют закрома Родины, и лишь расфуфыренная троица городских пижонов с магнитофоном, из которого на весь окрест, нарушая пасторальную идиллию, разносится «Beatls», – вот, вот оно тлетворное влияние Запада! И сообразно сценарию я воскликнул: – Ну что, гирлы, народ к разврату готов? И народ мой – Си да Гри – нестройно ответил: – Готов… – Тады три дня на разграбление сусеков и – вперед, вперед, к новым крепостям и весям! Только помните наш кодекс: все сокровища и разные там кунштюки – в общий котел. И – ни-ни! – не сметь утаивать! И как нарочно сразу за поворотом нашим глазам предстала коза, привязанная к забору со стороны улицы. Гри завизжала и бросилась к животине – та с переляку чуть не снесла забор и возмущенно заблеяла. Гри остановилась вне пределов досягаемости козы, сорвала лебеду и, протягивая угощение, стала звать козу: – Цыпа, цыпа, цыпа… – Ага, – рассмеялся я. – Ты её еще кис-кисом позови! – А как коз зовут? Я же не знаю. – Ну, и я не знаю… – я почесал в затылке. – А когда «козу» делают, то говорят «казя-казя»… – вспомнила Си. – Казя-казя-казя… Коза покосилась на нас совсем уж ошалевшим глазом, – мол, что это за люди такие, которые совсем не знают, как общаться с обычными козами!? – и попятилась, беззвучно, одними губами взывая о помощи. – Обхрюндеться! – мы с Ленкой Си рассмеялись. Ленка Гри швырнула в нас пучок лебеды: – Да ну вас! Вредные вы и противные! Да выруби ты свою шарманку! Не видишь – она пугается. Я выключил диктофон, в данный момент выполнявший роль магнитофона, и закурил. – Гусей, кажется, зовут «тега-тега», – проявила осведомленность Си. – Ага. А голубей – «гули-гули»… Вот ей это поможет! – А может, их просто по имени зовут? – предположила Си. – Точно! – обрадовалась Гри. – Машка, Машка! Маша! Машенька!.. – Ну, почему же сразу Машка? – Тоже мне – мужик! Ты посмотри, какое у нее вымя! Конечно – Машка. Машка, Машка, Машка!.. Коза заинтересованно посмотрела на Гри. – У Эльзы, между прочим, тоже обычно полна пазуха цыцок, – возразил я. – Эльза, Эльза, Эльза… Коза с не меньшим интересом посмотрела в мою сторону. – Соня, Соня, – присоединилась к нам Си. – Ро-о-оза, Роза, Роза!.. – Ле-енка, Ленка, Ленка, – подхватил я. – Фу! Противный, – возмутилась Гри и замахнулась на меня. Коза вновь ломанулась в забор. – Так ты ее совсем перепугаешь. – Придумала! У меня же хлеб есть! – Гри отломила кусок и вновь приступила к козе. – На, на – возьми! Хлеб коза явно любила – она тут же ринулась к угощению. Гри с визгом отпрянула. Бедное животное метнулось обратно и застряло одним рогом в заборе. – Да что ж это вы делаете?! – раздался за нашими спинами строгий женский голос. – Зачем животину мучаете? – Мы ее не мучаем! – совсем по-детски возмутилась Гри. – Ну, пугаете… – сразу же смягчилась женщина. – И не пугаем. Мы ее погладить хотим. – А чего там хотеть-то – подходи да гладь, коль вожжа такая под хвост попала, – женщина уже выпростала козий рог из забора и теперь гладила белянку, успокаивая: – Нина, Ниночка, хорошая моя… – Да… А вдруг бодаться начнет? Женщина окинула нас взглядом. – Городские что ль? – Угу, из Волгограда. – А вы знаете, что в переводе с греческого Нина означает «возможно»? – наша Си увлекалась всем, что связано с православной религией, и, может быть именно поэтому, полагала, что имена во многом определяют судьбу. – Возможно… возможно… от этой егозы всего возможно ожидать. Гри, которая уже приблизилась к козе и осторожно дотронулась до ее спины, опять отдернула руку. Женщина улыбнулась. – Не бойся. Она ласковая. Одна беда– чуть не уследишь, обязательно куда-нибудь залезет. Хлебца-то не жалко? – Нет. – Ну, так и дай, побалуй, чего там. Она его любит, видишь, как тянется-то. И к кому ж это вы приехали? Не к Захарьевым ли? – Нет, – ответил я, поскольку девчонки увлеклись ласканием козы. – Мы – фольклорная экспедиция. – Боженьки ж ты мой, это еще что за нелёгкая? – Будем у вас песни записывать, сказки, обряды разные… – Как Шурик что ли? – Точно. Только невест красть не будем. – А и украдете – так не беда: у нас их тут много. Лишь бы человек хороший попался. А то наши-то всё на стаканах женятся. – Вы – прямо как в том анекдоте… Сидят два кирпича на крыше. Один говорит: – «Слушай, а погода-то не летная». – «Да бог с ней, с погодой, – отвечает другой, – лишь бы человек хороший попался!» Женщина рассмеялась – Да… у нас тут анекдоты не такие… – А какие? – Все больше похабные. – А нам и такие подойдут. И частушки такие. Понимаете, раньше их рассказывали и пели не просто так… – Так их и сейчас не просто так поют – по пьянке… – На свадьбах… – Ну… на свадьбах!.. На свадьбе всякое бывает. – Так вот их как раз и пели, что бы отвести черные силы на себя, чтоб у молодых первая ночь и всё в дальнейшем складывалось хорошо. Поэтому и переодеваются… – И дерутся, – усмехнулась моя собеседница. – Ну, дерутся, конечно, не только поэтому, скорее даже не столько поэтому… Но все равно, в свадебных обрядах много что связано с защитой от темных сил. Женщина подумала, подумала, посмотрела на девчонок, да и отрезала, покачав головой: – Нет, я вам в этом деле не помощник. Это вам к Чебаку надо быть – вот он вам уши в такие козьи ножки завернет … Или к Захарьихе, о которой я подумала-то, та все обычаи знает, все опишет. А песни… – что ж песни – приходите на концерт или хотя б на репетицию нашего хора, там и запишите. Или того проще, возьмите записи у нашего руководителя. – Нет. Нам такие не годятся. – Это отчего же так? Мы хорошо играём. – Да нет. Нам нужны старинные песни. Такие, которые сейчас уже и не поют. Так, помнит кто-нибудь из стариков, а другие и не знают. – Да кому всё это сейчас надо… У вас-то вон – тоже не нашенские воют… – Ну, вы ж понимаете, песни – они разные, для разного и нужны. Ведь вот у вас, у казаков, есть строевые песни, походные там, привальные, а есть плясовые или печальные, а то еще исторические, сказильные… – Сами вы либо сказились… – рассмеялась женщина, – или просто от безделья маетесь… – Да нет, не скажите…Вот Вы слышали, например, о «Слове о полку Игореве»? – Как не слышать, слыхала, конечно… Мультфильм такой есть. Мы его с внучкой смотрели. – Красиво ведь? – Красиво… – И ведь там не просто история наша, а душа, душа народа, мысли его. А язык? Ну, кто сейчас таким языком разговаривает? – Оно конечно… – А ведь совсем потерялась было, в одном списке осталась. Но, слава богу, нашли и – вот теперь мы читаем и даже в школе изучаем. Вот и песни, сказки, обряды… Мы помолчали. – Да, – вздохнула женщина, – короткая нынче память стала… – А мы – запишем, – подхватил я, – сохраним, а там, глядишь, и – не затеряется… – Эх, не вязалась бы я с вами… Я невольно ухмыльнулся. Женщина, не глядя на меня, почувствовала это: – Что лыбишься-то? – Ой, не зарекайтесь!.. Она всем телом повернулась ко мне и уставила руки в боки. Требовалось продолжение банкета. – Ну, знаете… – я подергал себя за ухо, – я, конечно, ни на что не намекаю… просто есть одна такая поговорка про одно животное, которое однажды зарекалось что-то там такое есть… наверное худеть решила… – и отвел взгляд подальше, театрально строя из себя полную невинность. – И что? – подсобралась, уперла руки в боки. – А… – махнул я рукой, – еще больше растолстела. Женщина фыркнула, ткнула меня ладошкой в лоб и разулыбалась: – Уж больно ты ловкий, как я погляжу… Даже и девок вон себе – сразу двух заграбастал. Шельма. Ладно, идемте – тут невдальке. Да ты включай свою музыку – ничего, послушаем… Битлы что ль? Они теперь не модные… По дороге Серафима Степановна рассказывала: – Я ведь раньше тоже не очень-то нашу песню жаловала: а что в ней? Она всегда была и будет – как трава у дороги. Вот из кино там или по радио понравится что ни то и – поехало… У меня память добрая – с лету хватала. Даже на других языках. Еще всех товарок выучивала… А потом как-то все изменилось. Все-таки наши песни – они и за душу по другому берут. Теперь вот в хоре пою. Правда, у меня-то голос – так себе, а вот у Ксении Кондратьевны голос был – всем голосам голос! Бывало – с детства помню – она, теть Сеня, у себя на базу на одном конце хутора заиграет, а там на другом конце ей дядь Вася откликнется, а я стою посередке – заслушаюсь… сколько тычков да подзатыльников от матери через них нахваталась!.. Эх, вот кого бы вам записать – Василия Прокопыча! Он ведь еще в Отечественную вместе с теми – с царского призыва еще! – стариками служил. Столько песен знает… Его у нас все Окопычем кличут. Да вряд ли получится: не подступишься к нему… Он за полгода всю семью потерял. Старший сын офицером был, летчиком. Погиб. А уж на осень свадьбу метили… Пока гроб везли да похороны гондобили – младший на мотоцикле разбился. А там и жена ушла. Никого не осталось. Вот он и зажил бирюком. Нет, к нему не подступишься… А… вот и пришли – здесь они и живут, Кондратьевны-то… Кондратьевными оказались две сестры. Старшая – Ксения –уже несколько лет была парализована в результате инсульта. Младшую же – Екатерину – мы застали во дворе за хозяйством. Натурально с нее делали куклу на заварочный чайник: пышнотелая, но совсем не обрюзгшая, круглолицая бойкая бабушка с негустыми, но очень, если так можно выразиться, по-домашнему выбивающимися из-под выцветшей косынки седыми прядками. В ботах на босу ногу, в рабочем фартуке и с грязными руками она поспешила к старинному, еще чугунному рукомойнику, подвешенному к стояку навеса над крылечком в три ступеньки. Выслушивая объяснения Серафимы Степановны, которая взяла все переговоры на себя, Екатерина Кондратьевна через плечо поглядывала на нас – незваных-неведомых городских гостей – и молчала. Наконец, заметно зардевшись от смущения, но и гордо расправив плечи, она основательно вытерла руки передником и пригласила: – Что ж, входите, коль не брезгаете. Через небольшие сени, в которых все же справа от дверей было достаточно места, что бы могли улечься два или даже три человека и поспать на свежем воздухе, открыв широкие окна, Екатерина Кондратьевна провела нас в жилую часть дома, представлявшую из себя Г-образную комнату, поделенную казачьей печью на горницу, служившую одновременно и столовой и кухней, и совсем крохотную спальню – аналог сеней. При входе женщина задернула занавеску, идущую сразу от дверей и скрывавшую кровать, на которой лежала Ксения Кондратьевна, усадила нас за стол, коротко кивнула Серафиме Степановне на печь: «Хозяйствуй!» – и прошла к сестре. Сколь ни быстро собирала наша проводница чай с варением, печением и пряниками, среди которых затерялась пара-другая карамелек-подушечек, но лишь она сама присела за стол, как занавеска была отодвинута, и нашим взорам предстали обе сестры, бок о бок сидящие на кровати: – Ну вот, знакомьтесь, – вздохнула Екатерина Кондратьевна. – Гри… – невольно пискнула Гри. И тут же смутилась: – Ой! – и закрыла рот пальчиками. Все рассмеялись. Мы представились. Сестры являли чуть ли не противоположность друг друга. Если младшая была крупна, пышна, седа и румяна, от чего так и подмывало называть её бабушкой. То старшая была маленькой сухонькой старушкой. Бескровное лицо иконописно обрамляли заплетенные в косу с напуском на скулы густые темно-каштановые с медным отливом волосы – как ни странно, практически совсем без седины – и простенький, но совсем новый белый ситцевый платочек в синий горошек. И все же они были поразительно похожи и представляли собой как бы два варианта одного человека. – Так что же вам сыграть? – не столько спросила, сколько просто подумала вслух Екатерина Кондратьевна. Девчонки молчали. – Может, что-нибудь из того, что поют женщины, когда без мужчин сидят за работой? – предложил я. – Да что-то так сразу и на ум ничего не приходит… – Екатерина Кондратьевна встала. Ксения Кондратьевна тут же куклой – не шевельнув ни единым мускулом – стала заваливаться на правый бок. Младшая подхватила её, поправила, прошлась по комнате, взяла в руки вязание, вновь села по левую руку от сестры. – Скакал казак через долину? – предложила Серафима Степановна. – Да ну… её все знают… Да и не женская это… Ксения Кондратьевна что-то прошелестела: она не шевелила губами – лишь чуть-чуть приоткрыла левый уголок рта и без голоса выдохнула. – Это тоже не женская… – возразила Екатерина Кондратьевна. – А и ничего – спойте, – попросил я. – У нас не поют – у нас играют – улыбнулась Серафима Степановна. Екатерина Кондратьевна откашлялась и завела: – Над озером чаечка вьется… Ксения Кондратьевна вновь что-то прошуршала. Екатерина Кондратьевна приблизилась к ней ухом, едва слышно напела мелодию, вновь была поправлена сестрой, наконец, села поудобней, приосанилась, улыбнулась: – Это её любимая… – и негромко запела: – Над озером чаечка вьется – Ей негде, бедняжечке, сесть. Лети ты в страну, в край далекий, Снеси ты печальную весть. Удивительно красивым, совсем не старческим голосом она вела извечный казачий рассказ о гибели бойца в бою. Руки её как-то сами собой взялись за вязание, а взгляд устремился куда-то вдаль за окно. На каждой второй строчке вторым голосом вступала Серафима Степановна и бесхитростная мелодия заплеталась и разливалась в полную силу. Беспрестанные «давоты» да «даойи» растягивали и растягивали «игру», и всего-то четыре куплета казались бесконечными как степь и долгими, как пыльная без единого деревца дорога в жаркий день. Я невольно усмехнулся про себя, вспомнив, как мой отец, и сам родившийся в казачьем хуторе, посмеялся, узнав, что я еду в фольклорную экспедицию: – Казачьи песни? Да ну, какие там у них песни?! Один «гвоздик» – да и всё. – Какой-такой «гвоздик»?! – не понял я. – Ну, казак выезжает за ворота и запевает: «Гво-о-о… ой, да ты же гво-о-о… о-о-о… ой, да вот и гво-о-о…» – и так всю дорогу. И только уже у самых у ворот: «…здик! Тпру, кобыла, слазь кума, здравствуйте, девчата!» А Екатерина Кондратьевна с Серафимой Степановной между тем уже спели про бьющийся в окружении полк, о том, что патроны у них на исходе, снарядов давно уже нет, и теперь за молодого бойца, лежащего в лесу под кусточком, прощались с родными и жизнью: – Простите, папаша, мамаша, Отчизна – счастливая мать. Уж больше мне к вам не вернуться, И больше мне вас не видать. Закончив петь, женщины вздохнули, вытерли уголки рта, пригорюнились. Вдруг Екатерина Кондратьевна подмигнула нам и запела во всю удаль: – Ой, вы бабочки, да вы козявочки, Шельмы вольные, да вы раздольные! Тут вам попить, тут и погулять, Мужьев дома нету - некому и ревновать… Серафима Степановна не выдержала и пустилась в пляс. Екатерина Кондратьевна осторожно, придерживая сестру за плечи, поднялась и плясовым перетопом тоже вышла на середину комнаты. А за ней и Ленка Гри вскочила в круг подпевая себе под нос. Си включилась третьим голосом, но Гри, подскочившая сначала ко мне и увидевшая, что мне нельзя подниматься, так как я работал с диктофоном, переключилась на Си и вытащила таки её в хоровод. Им стало тесно, и женщины, не прерывая незамысловатую пляску, задвинули стол и стулья за печь и разбились на пары: Серафима Степановна и Гри стали изображать кавалеров и увиваться вокруг партнерш. Си непрестанно фыркала от сдерживаемого смеха, а Серафима Степановна с Екатериной Кондратьевной всё подзуживали Гри, которая на удивление расходилась, изображая весьма неуклюжего, но зато через чур ревнивого ухажера. А я не мог оторвать взгляд от Ксении Кондратьевны. Совершенно обездвиженная, она не могла даже улыбаться. Но глаза!.. Глаза светились, именно светились счастьем. И были столь прекрасны, что я невольно завидовал тем парням, которые видели ещё девушкой эту, теперь пребывающую на краю могилы, но полную в душе такой жизненной энергией, женщину, что казалось совершенно невозможным, что бы она так и осталась сидеть, а не вскочила бы в круг и не переплясала всех. Порой по щекам её стекала слеза. Сестра мигом замечала, легонько смахивала, наскоро прижималась щекой к щеке, целовала и вновь возвращалась на середину комнаты. Как только заканчивалась одна плясовая, Ксения Кондратьевна непостижимым образом – как я ни прислушивался, но так и не смог уловить ни единого звука – подсказывала мелодию и слова очередной песни, и хоровод кружился вновь. Танец был чрезвычайно прост: чуть подшаркивающее перетоптывание да неширокие взмахи руками – вот и вся премудрость. Мелодии песен – не сложны и довольно таки однообразны, но в словах таилось столько удали и озорства, порой граничащего с хулиганством, часто с не нормативной лексикой, а то и вовсе с нецензурщиной, что очень легко представлялись посиделки, когда чуть подвыпившие парни храбрились друг перед другом и намеренно смущали девушек, чтоб посмеяться или вызвать их на ответную вольность. Вот и мои девчонки по началу конфузились, потом же только фыркали в кулачки да краснели. Наконец, когда закончилась и вторая сторона кассеты, Серафима Степановна сделала нам знак, что пора уходить. – Ну, спасибо вам большое! – начал я, собирая диктофон. Но тут Гри бросилась с поцелуями к Екатерине Кондратьевне: – Спасибо! Спасибо! Спасибо! Это просто счастье, что мы вас узнали! Не знаю, как они, но я вас точно никогда не забуду! Спасибо вам огромное! Потом она опустилась на колени перед Ксенией Кондратьевной, заглянула ей в глаза, осторожно взяла руки и прижалась к ним лбом и губами, поднявшись, бережно расцеловала лицо. Её примеру последовали и мы с Ленкой Си, только на колени не становились. Си была чрезвычайно напряжена: чувствовалось, что у неё в горле стоит комок, который она еще не скоро сможет проглотить. А Серафима Степановна все приговаривала: – Вот, вот сколько песен мы вам наиграли! Мужчины таких не знают. Да и хоры без них обходятся. Там все больше пики блещут. Вот, вот, храните и берегите, да другим передавайте… – а сама незаметно все поторапливала нас. На улице мы присели на скамейку через пару домов. Я закурил. Гри шмыгнула носом. – Красивый голос у Екатерины Кондратьевны… – с трудом проговорила Си. – М-м… – сокрушенно покачала головой Серафима Степановна, – вот если бы вы услышали теть Сеню – вот была певунья, так певунья! Когда она играла, все собаки в округе замолкали… Гри вновь зашмыгала носом. – Ну что ты, милая!.. – Серафима Степановна по-матерински приобняла её одной рукой, прижала к себе, а другой взвихрила волосы. Вздохнула. – Это – жизнь… Обычно она сидит не больше пяти минут, а тут вон сколько выдержала… – Полтора часа – я целую кассету записал. – О! Полюбуйтесь-ка! Явилась – не запылилась… А ты говоришь – «возможно». У нас все возможно. По улице к нам бежала коза Нинка. Шага за три она остановилась, окинула нас взглядом, взмекнула и, подбежав, положила голову на колени Гри. Ленка засмеялась и чуть совсем не расплакалась. Поспешно нагнулась к Нине и стала носом ерошить волосы у неё на мордочке, что-то нашептывать. – Серафима Степановна, а может, Вы покажете нам, где живет тот, ну, о котором Вы говорили? – предложил я. – Василь Окопыч, что ль? – Ага. Вдруг что получится… – А что? Чем шут ни шутит… Пошли. Василия Прокоповича мы во дворе не увидели, а заходить поостереглись. Сели на скамейку, посмотрели на Серафиму Степановну – та пожала плечами, мол, сама не знаю, что делать. Через некоторое время к нам подошла старушка с палкой на плече, на которой болталась вязанка свежего сена. – Здорово ночевали! – Здорово, здорово. И тебе того же. – Здравствуйте. – Это вы, мабудь, у Кондратьевых-то были? – Мы. – Вот, – я указал на диктофон, – песни записывали. – Ишь ты! И послушать можно? – Можно. Сейчас перемотаю немного, – мне почему-то не хотелось заново слушать про чаечку. Старушка сняла палку, отогнала Нинку от сена, встала поудобнее, опираясь на свободный конец палки. Я включил воспроизведение: – Моя русая коса Всему городу краса, Вот, вот, вот и я, вот и милая моя. – Ишь ты, что творится-то! – старушка почти сразу стала поводить плечами, чуть-чуть подтоптывать. – Всему городу краса, Ребятушкам сухота Вот, вот, вот и я, вот и милая моя. – Хорошо ведет! Вот, вот, вот и я… И зачем вам это надо? – Будем изучать… – начал я было объяснять, но старушка не слушала меня, а включилась в пение: – Ребятушкам сухота А девицам честь-хвала, Вот, вот, вот и я, вот и милая моя. Песня кончилась. – Изучать? Ученые что ли? – Пока студенты. Но тут началась новая песня и старушка на выдержала: отбросив палку, пустилась в пляс, подпевая жиденьким старческим голоском. – Буду, буду я по улице ходить, Тебя, подлую, на слёзы навадить. Разливалася по озеру вода, Заливала все зелёные луга. Она, видимо, родом была нездешняя: плясала она немного иначе, нежели Екатерина Кондратьевна и Серафима Степановна. У тех были просто взмахи правой рукой – плавные, что бы платочек красиво распластывался по воздуху – левой же они держали подол платья. А старушка подняла обе руки, согнутые в локтях, подняла на уровень плеч и стала вертеть кистями «фонарики». Серафима Степановна, тоже давно уже поводившая плечами, улыбнулась, достала платочек и стала плавно наступать на старушку. Не дойдя до неё пары шагов, она остановилась, поклонилась ей, и они стали кружиться плечом к плечу. – Оставался один маленький лужок. Стосковался по мне миленький дружок. Уж ты миленький да миленький ты мой, Уж ты миленький – лазоревый цветок. Гри первой, а за ней и Си включились в пляску. С их приходом характер танца изменился. Женщины образовали круг и попарно то просто менялись местами, то сходились, совершали один оборот плечом к плечу и вновь возвращались на свое место. – Уж ты прежде все восхажывал за мной, Ты восхажывал, возлюбливал меня. А теперя перестал за мной ходить. – Симка, это ты что ли в ентой хреновине дишкантишь? – спросил из-за моего плеча мужской голос – глубокий, густой баритон. – Я, дядь Вась. Здорово ночевали! – И вам здорово! – А ведёт теть Катя. Кондратьевна. – Катьку-то я зараз признал. – Перестал ходить, не стал меня любить. Разбессовестна сударушка моя, На чего ж ты позавидовала? – Записали, значит? – Записали! – обернулся я к мужчине, стараясь вложить в свой голос и выражение лица как можно больше гордости и удовлетворения. – Дурное дело – нехитрое… – Давайте и Вас запишем? – Еще чего? – Говорят, Вы много песен знаете. Старых. – Ты что ль, Симка, языком натрепала? – Я, дядь Вась. – Вот бабы! Гнилой народ. – Я по золоту, по серебру хожу, Одного тебя, молодчика люблю. Я молодчика молоденького, Я молодца чернобровенького. Пленка кончилась, диктофон щелкнул и выключился. Мы все обернулись к Василию Прокоповичу. Он стоял, облокотясь о верхнюю планку забора и опираясь одной ногой о нижнюю. Не смотря на то, что стоял он принагнувшись, было видно – росту он гвардейского, с косой саженью в плечах. Лихие, хоть и выбеленные сединой, усы, несколько теряющиеся в недельной щетине, казачий чуб прилип ко лбу. Одет в обычную, изрядно выгоревшую, синюю рубашку, застегнутую на все пуговицы и заправленную в брюки, давным-давно превратившиеся в штаны, которые, в свою очередь, были заправлены в носки. На ногах – извечные по деревням галоши. Выдержав под нашими взглядами небольшую паузу – не для рисовки, не для придания себе большей солидности, а, вероятно, не вернувшись еще мыслями из прошлого – он наконец выпрямился, подбоченился левой рукой и во всю мощь своих легких гаркнул, как на плацу: – Что ты, жинка, губы жмёшь и на ярманку не йдёшъ,? – Обуй мои чоботы, и на ярманку иди… – тут же подхватили Серафима Степановна со старушкой. И вновь завертелась пляска. А я кинулся менять кассету. Когда же обернулся, Василия Прокоповича уже не было. Однако, лишь только плясуньи остановились, как над моим ухом вновь прогремело: – Все кумушки пьют, голубушки пьют… – А я, молода, с похмелья лежу, – как ни в чем не бывало, подхватили женщины. Но тут же возникла некоторая пауза: женщины ждали, что, как и положено в этом хуторе и как это было в начале песни, второй куплет начнет Василий Прокопович, но он молчал, невидящим взором устремившись вдаль. Наконец Серафима Степановна запела: – А я, молода, с похмелья лежу… – С похмелья лежу, – вступила вторым голосом старушка, – прихворываю… И песня вместе с хороводом, хоть и без участия Василия Прокоповича, пошли своим чередом. – С похмелья лежу, прихворываю Да старого мужа обманываю… Василий Прокопович вновь стоял, опершись о верхнюю планку забора. Только теперь на нем была фуражка и рубашка навыпуск перехвачена ремнем. По окончанию песни Серафима Степановна, бросив быстрый взгляд на Василия Прокоповича – а за ней и старушка с девушками – подсела ко мне на скамью. – Жарко… – промолвила женщина, обмахиваясь платочком. – Жарко, – согласилась старушка. – По карманам ветер веет, – вновь запела Серафима Степановна, на этот раз протяжную, – кошелек пустой гремит. – А.мой милай не робет – за бутылочкой сидит, –не задумываясь подватила старушка. Но лишь только закончилась песня, Василий Прокопович подвел черту: – Ну всё, хорошенького – по маленьку – идите, идите отседова. – Ну, идтить – так идтить, – легко согласилась Серафима Степановна. Мы поднялись и направились было: мы вчетвером – в одну сторону, старушка – в другую, как Василий Прокопович окликнул: – Эй, парень, подойди сюда. – я вернулся. – Ты в вечеру приходи, однако. Только один, без этих. Встретил он меня при полном параде: сиябщие сапоги, галифе с лампасами, синий китель и новенькая фуражка. Василий Прокопович сидел на стуле посреди двора и чинил самоловку. – Пришел? – Пришел. – Ну, пошли, коли так, – и повел меня в погреб. В землянке все уже было приготовлено: выдвинута на середину перевернутая кадушка, рядом поставлены две низенкие табуреточки – широкие, основательные, явно не детские. На импровизированном столе развалился в чашке соленый арбуз. В плошках по его округе манили разные прочие соления: грибы, огурцы, помидоры, капуста, балык и, конечно, сало. На досках, прикрывающих ящики с картошкой, лежали целая охапка зелени, нарезанный каравай хлеба и прикрытая телогрейкой крынка с томленный картошкой. Я аж присвистнул. – Курить будешь? – Как скажете… – Ничего, кури. Я сам-то уж давно не курю, а нюхать люблю. Тогда тебе – к выходу. Он пробрался в глубь землянки, сел сам, жестом пригласил садиться и меня, на ощупь достал из-за спины, с ледника старинную бутылку с самогоном: – Своя… Чиста как слеза и похмелья не дает. Это была не бутылка, а целая бутыль – литра на полтора, никак не меньше – с царским орлом на плече. – Да я не пью. – Петух тоже не пьет, да на сухое – горло не дерет, – Василий Прокопович налил по половине стакана. – Давай. Я покорно взял самогон и ломоть арбуза. Окопыч едва заметно усмехнулся – ему явно понравилось, что всему прочему я предпочел арбуз. Я подождал тоста, но хозяин молчал. Тогда я собрался с духом и предложил: – Не чокаясь? Василий Прокопович посмотрел на меня долгим оценивающим взглядом… – Что ж, спасибо. Давай… не чокаясь… Мы выпили. Василий Прокопович сунул перышко лука в рот: – Ну, как арбузик. – М-м-м!.. Чудо! Я вообще очень люблю солёные арбузы. – Из казаков что ли? – Да нет, так просто… из Волжского – знаете? – Как не знать, знаю. Принимаясь за второй ломоть, я фыркнул своим воспоминаниям: – Я раз в Питер в студенческую общагу соленых арбузов припер – килограмм двадцать притащил: порадовать решил. Сели за стол, а я тут им и подаю, значит, сюпризик. У нас там разный народ был: из Новгорода, Мурманска, с Украины, а один – из Ростова-на-дону. Ну, я знаю, что не каждый солёные арбузы понимает, но, думаю, уж ростовец-то непременно порадуется: тоже, как-никак из казачьих краев. Василий Прокопович хмыкнул. – Ага. Выпили, вилочками в арбузик потыкали – сидят, морщатся. И мне так обидно стало: я чуть ли не через полстраны тащил им это чудо, а они, заразы, – морщатся! А тут стук в дверь. Мы притихли: захватят, что мы тут выпиваем, вмиг из института выгонят. А в дверь все стучат, уже чуть ли не ломятся. Ну, мы попрятали все, открываем: девченка – единственный человек на всю общагу из Волгорада – стоит мнется. – Тебе чего? – Слушайте, может, мне померещилось, но мне показалось, у вас арбузами солеными пахнет… – И что? – Дайте хоть кусочек – так хочется… – Иди сюда, родная!!! Василий Прокопович хмыкнул, улыбнулся, выпрямился, налил еще. – Извините, я так не смогу… – Пей как сможешь, никто насиловать не будет. Випили. Хозяин тут же налил еще, но стакан не поднял, а все крутил в пальцах. – Ты… это… дай еще баб послушать. Я поставил «Чаечку». Окопыч слушал, слушал да и крякнул: – Эх, бабы! Всю песню испортили! – и опрокинул стакан, и, поставив, с досадой приоттолкнул его. И уже целую жменю лука ткнул в солонку и захрустел. – А давайте я Вас запишу. – Давай, – согласился неожиданно с радостью. – Давай выпьем сначала, – и наполнил свой стакан до краев. Выпил он одним глотком и резко, со стуком поставил стакан на бадью. – Ну, заводи. Я включил запись. Василий Прокопович закрыл глаза и долго – минут пять, если не все десять, – сидел так покачиваясь из стороны в сторону. Наконец, он запел. Но совсем другую песню: – Не для меня придёт весна, Не для меня Дон разольётся. Там сердце девичье забьётся С восторгом чувств – не для меня. Я не знаю, как эту песню-прощание исполняют другие, но в устах Василия Прокоповича она звучала совсем не жалобой. – Не для меня цветут сады. В долине роща расцветает, Там соловей весну встречает – Он будет петь не для меня Это было размышление – отнюдь не смиренное! – просто размышление основательно пожившего и дерево посадившего, и дом построившего, и сына вырастившего, зрелого мужчины. – Не для меня журчат ручьи, Текут алмазными струями. Там дева с черными бровями – Она растет не для меня. А может быть, и не мужчины вовсе, а совсем еще безусого солдата, идущего не на смерть, а во имя жизни и именно во имя жизни готовый принять – нет, не безропотно, а со всей своей ярой ненавистью не жившего еще человека, со всем вопиющим, переворачивающим душу протестом, со всей силой своей еще не расцветшей любви! – принять все. Даже смерть. Потому что – кто, если не он? – Не для меня придет Пасха, За стол родня вся соберется – «Христос Воскрес» из уст польется – Пасхальный день не для меня. Недаром Пасха упоминается в этой песне. Она должна быть упоминаема. Во-первых, как-никак, а праздник весны. А во-вторых, ведь Пасха – день Светлого Воскресения Господня – на Руси православной считается главным праздником. Православные верят не в только что народившегося, еще совсем неразумного Христа, не в Христа, смиренно идущего на пытки и смерть, а в Христа Воскресшего, в Христа-Спасителя – в Христа, уже перенесшего все муки и все же простившего, нет, даже не простившего, а не задумываясь, не сомневаясь молящего за людей – ибо не ведают, что творят, – не поколебавшегося в своей любви к людям и спешащего вновь и вновь молить об их прощении. И пример Господен помогает и мужчине пожившему и дерево посадившему, и дом построившему, и сына взрастившему; и отцу все потерявшему, пришедшему к закату своей жизни с пустыми руками; и бойцу безусому, еще совсем не познавшему ни чертовски волнующего запаха женщин, ни ангельского запаха макушечки своих детей – всем, кто имеет сердце и любит жизнь, быть уверенным в том, что не на пыльных тропинках далеких планет, а здесь, на Земле, его след не затеряется, останется, поскольку жизнь его будет не зряшной – его след, его жизнь продлится в каждой новой жизни, народившейся на его земле. И пусть он даже не будет верить в бога, что довольно трудно представить в среде казаков – людей, сызмальства готовящихся ко всем превратностям и тяготам войны – ему все равно важно, что бы его родня могла собраться за столом и по обычаю предков не таясь сказать: «Христос Воскрес!» Ну, а не соберутся и не скажут – воля их… Главное – воля! – Не для меня цветут цветы, Распустит роза цвет душистый, Сорвешь цветок, а он завянет – Такая жизнь не для меня. Всё, всё в этой жизни преходяще. И только любовь – любовь к своим детям, любовь к своим родителям, любовь к Отчизне – не преходяща, не может завянуть, потому что это – не розы цвет душистый, это – сама душа человека. – А для меня кусок свинца – Он в тело белое вопьется, И слезы горькие прольются – Такая жизнь, брат, ждет меня Нет, это не была песня-жалоба. Это была песня-восхождение. И поэтому он пел её один и пел так, что чувствовалось – здесь подголосков быть не может. Закончив петь, Василий Прокопович посидел еще с минуту, так и не открывая глаз. Потом очнулся, взглянул на меня: – Записал? – Записал. – Выключи. Ну, давай закурим. – Так Вы ж не курите. – А ты – не пьешь, – и налил нам стаканы в склянь. – Давай. Сегодня – можно. Мы выпили. При этом Василий Прокопович проследил, чтобы я выпил до дна. Я закурил. – Ну, расскажи о себе. После моей автобиграфии, хозяин поднял стакан: – За знакомство! А опорожнив стакан сразу запел: – Последний нонешный денечек Гуляю с вами я, друзья. А завтра рано чуть светочек Заплачет вся моя родня. Расставались мы с ним уже затемно. Приобняв за плечи, он вывел меня на улицу, повернулся лицом, прижался лбом ко лбу, теребя меня за загривок и долго молчал. Наконец изо всех сил – зубы в зубы – поцеловал и промолвил: – Спасибо тебе. Спасибо. Век не забуду. Только ты больше – не приходи, не надо. И, все ещё не отпуская мои плечи, вручил мне соленый арбуз, засмеялся – первый раз за весь вече – и огрел меня кулаком по хребту: – А ну – давай, включай, черт тебя побери! В девяностом годе ученья начались. Там шли донцы с похода, Чтоб Вислу перейти. Ура! Ура! Ура! Донцы песню поют, Через речку Вислу на кониках плывут И он все таки пустился в пляс. Только это была совсем не та пляска, какую я видел у женщин. Сама песня была явно подстроена под конский ход и, очевидно, пелась она в конном строю, поэтому Василий Прокопович практически не двигался с места, но то рубил воздух рукой, то хлопал, то сбивал фуражку с боку на бок, то шлёпал меня по плечу – и все время чуть-чуть приседал ритмично, как будто действительно ехал на лошади. – Реченька Висла широкая была Все шире разливалась, текла, текла, текла Ура! Ура! Ура! Донцы песню поют, Через речку Вислу на кониках плывут И вновь прижал меня к своей груди, и оттолкнул, направивь вдоль улицы: – Ну, ты – иди, иди. Прощай, милый. На той сторонке Вислы построен был буфет: Закусок, пива много, девчонок только нет. Ура! Ура! Ура! Донцы песню поют, Через речку Вислу на кониках плывут Я уходил необорачиваясь: чувствовал, что Василий Прокопович не одобрил бы этого, но долго, долгоя еще слышал: – Казаки приступали буфеты проверять – Порожние бутылочки туды-сюды летят. Ура! Ура! Ура! Донцы песню поют, Через речку Вислу на кониках плывут… У нашей избушки меня встретила вся наша экспедиция и вчерашние казачки – трезвые и изрядно выросшие в количестве. Парни что-то наигрывали на гитаре, но при моем появлении все затихло. Я приплюхнулся на сидение одного из мотоциклов. Кто-то из парней спросил: – От Окопыча, что ли? – Угу. – Брешешь?!.. Дай послушать! – На, – я протянул ему диктофон. – Только потом – сейчас я уйду… Пиво есть? – Санька, смотайся!.. Я закурил. И пока я курил, все молчали. Наконец мне привезли пакет с несколькими бутылками пива и я ушел. Я долго шел прямиком в степь, куда глаза глядят. Наконец мне попался какой-то валун, я сел на него, открыл бутылку, сделал пару больших глотков, закурил, закрыл глаза и долго, как перед тем Василий Прокопович, молча качался из сторону в сторону, вслушиваясь в себя, в степь, в этот мир. Когда сигарета обожгла мне пальцы, я отбросил её и запел: – Не для меня… – дальше я не помнил и поэтому пел: – та-та-да-та… Не для меня… Меня совсем не смущало, что я не помнил слов песни – сейчас это было не важно. Главное – голос Василия Прокоповича все еще звучал у меня в голове, и я следовал ему. И долго-долго я пел этой могучей и широкой степи про таких же, как она, широких и могучих душой людях. И о себе. |