Прозвенел школьный звонок. Октябрина Николаевна вышла из кабинета и направилась по коридору. Она знала, сейчас двери классов откроются, и уче- ники с шумом начнут выбегать в коридор, но, увидев её, замолкнут и тихонько, почти на цыпочках, разойдутся по укромным уголкам. Октябрине Николаевне нравится чувствовать свою власть. Она работает завучем в поселковой школе. Её строгий взгляд и пронзительный голос пугают учеников. Внешний облик завуча соответствует её внутренним партийным убеждениям. Среднего роста, худощавая, в чёрном костюме и белой блузке, она является образцом для своих коллег. На стенах длинного коридора висят лозунги с надписями, которые напоминают ученикам, как надо вести себя в школе, для кого быть примером и кто живее всех живых. Заботливая завуч развесила их в воспитательных целях. Проходя по коридору, глядя на учеников свысока, она делала замечания; оста- навливала нарушителя школьного порядка, пронизывала его взглядом, брала за локоть, крепко сжимая пальцами, чтобы ученик не вырвался из её рук, подво- дила к висящим на стене лозунгам и спрашивала: -Что тут написано, прочти? - Нарушитель съёживался от строгого взгляда и громкого голоса. Даже учителя с осторожностью общались с Октябриной Николаевной. И только директор школы, седовласый мужчина средних лет, с мягким характе- ром, был рад тому порядку, который царил в школе, благодаря старательному завучу. Однажды сентябрьским днём школьный порядок был нарушен. В школе появилась новая учительница - преподаватель русского языка и литературы Ирина Ивановна. Её свободные взгляды на жизнь дети заметили быстро. Уче- ники с лёгкостью могли общаться с ней. А вот завучу школы не нравилось вольное поведение учеников по отношению к учителю. Иногда во время уроков завуч подходила к классу, где шёл урок Ирины Ивановны, и останавливалась возле дверей. Она вслушивалась, пытаясь понять, о чём говорила учительница с учениками. До завуча доносились отдельные фразы учителя и выкрики учеников с мест. Иногда доносился смех. Этот смех смущал Октябрину Николаевну. Она считала недопустимым вольное поведение учеников на уроках. Кроме того, учительница русского язы- ка и литературы оставалась с учениками после уроков и занималась, как каза- лось завучу, неизвестно чем. Подозрительные репетиции, подготовка к есенин- ским чтениям с учениками старших классов тоже не давали покоя завучу. Октябрина Николаевна решила провести педагогический совет. Ей не терпелось сделать замечание новой учительнице, указав на недопустимо сво- бодное общение с учениками. Учителя были готовы к проведению педсовета. Выдвинув стулья, они се- ли к столу, зная, о ком пойдёт речь, приготовились слушать. Новая учительница тоже была готова выслушать нарекания в свой адрес. Директор присел к столу, полностью доверяя ведение педсовета своей помощнице. Окинув взглядом своих коллег, Октябрина Николаевна сразу начала гово- рить по делу: - В нашем коллективе появился человек с чуждыми взглядами на жизнь, не достойными советского учителя, - завуч перечислила нарушения, сделанные новым педагогом, и попросила коллег высказаться. Коллеги молчали, не зная, что сказать. - Разрешите мне, - спокойным голосом, обращаясь к директору, сказала виновница сегодняшнего педсовета. - Прежде я хочу сделать небольшое заме- чание. На лице завуча появилось удивление и недоумение одновременно. Она хотела было одёрнуть дерзкую учительницу, но не успела. -Нужно снять плакат с портретом вождя, который размещёт у боковых ворот школы,- при этом новая учительница посмотрела в сторону Октябрины Николаевны. Она хотела сообщить об этом на запланированном педсовете, но случай подвернулся раньше. Присутствующие оживились от столь неожиданного со- общения. Октябрина Николаевна недоуменно смотрела то на директора школы, то на новую учительницу. Поселковая школа находилась в стороне от центральной улицы. Школь- ный двор был просторным: спортивная площадка, участок с цветами и ягод- ными кустарниками. За изгородью школьной территории раскинулась берёзо- вая роща, в которой располагалось поселковое кладбище. Рощу и школьную территорию разделяла грунтовая дорога. Траурные церемонии проходили мимо школы. Часто были слышны звуки похоронного марша. К этому все привыкли и не обращали внимания. У бокового входа в школьный двор был размещён щит больших размеров с портретом вождя мирового пролетариата, товарища Ленина, в полный рост. Левой рукой он указывал в сторону кладбища и убеждал: «Верной дорогой идё- те, товарищи!» Эта верная дорога на кладбище смутила новую учительницу, и она сооб- щила об этом всему коллективу. Лицо Октябрины Николаевны было мертвецки белым. Она не понимала, как могло такое случиться?! Это была непростительная оплошность с её сторо- ны. Почти десять лет вождь указывал в сторону кладбища, утверждая, что это верная дорога. Тишина наполнила учительскую. Ирина Ивановна поняла, что поставила завуча в глупое положение и попыталась исправить ситуацию: - У старшеклассников сейчас нет урока, преподаватель заболел, можно заменить уроком труда, ученики снимут и подновят щит. Тут уже директор спохватился и дал указание. - Ирина Ивановна, будьте любезны, организуйте, пожалуйста, старше- классников, вы инициативная. Слова директора уничтожили Октябрину Николаевну. Она поняла, что её авторитет пошатнулся. Учителя начали быстро расходиться по классам. Казалось, они были до- вольны поворотом событий. Ирина Ивановна вышла из учительской в сопровождении директора. Бы- ло понятно, что в ближайшее время новая учительница будет пользоваться все- общим уважением коллег и, в особенности, директора школы. Октябрина Ни- колаевна осталась в учительской, состояние её было гнетущим, от волнения пе- ресохло в горле. Она налила в стакан воды и выпила, чтобы успокоиться. К такому повороту дел завуч не была готова. Ей не хотелось расставаться со своим авторитетом в школе. Она понимала, возможно, это последний учеб- ный год для неё. Октябрина Николаевна вспомнила свое появление в этой школе. Она пришла по рекомендации секретаря обкома для воспитательной работы не только учеников, но и учителей. Почти десять лет отработала завучем. Ей оста- вался год до ухода на пенсию, она собиралась продолжить работу завучем, а потом, может, и директором школы. Теперь всё было кончено. Прошёл учебный год, прозвенел последний звонок для учеников школы. С почетом проводили на пенсию завуча Октябрину Николаевну. Она могла бы сопротивляться, но ей не хотелось, чтобы об её недально- видности узнали в райкоме партии. Завуч вспомнила плакат с вождём. Он был вывешен по её указанию де- сять лет назад. Было поздно корить себя за такую оплошность, её сочли не- угодной и освободили от воспитательной работы. На торжественной школьной линейке у Октябрины Николаевны были слёзы на глазах. Она жалела себя и скорбела по уходящему времени, понимая, следом идут молодые учителя, более инициативные и дерзкие. Прозвенел школьный звонок. Октябрина Николаевна вышла из кабинета и направилась по коридору. Она знала, сейчас двери классов откроются и ученики с шумом начнут выбегать в коридор, но, увидев её замолкнут и тихонько, почти на цыпочках разойдуться по укромным уголкам. Октябрине Николаевне нравилось чувствовать свою власть. Вот уже десятый год она бессменный завуч поселковой средней школы. Её строгий взгляд и пронзительный голос пугал учеников. Внешний облик завуча школы соответствовал её внутренним партийным убеждениям. Среднего роста , худощавая, в чёрном костюме и белой блузке она являлась образцом для всех тех, кто был членом коммунистической партии. На стенах длинного, школьного коридора висели таблички с надписями: \"В школе не бегают, а ходят\", \" Пионер ,всем ребятам пример\",\" Только тех ,кто любит труд октябрятами зовут\", \" Ленин и теперь живее всех живых наше знанье,сила и оружие\". Это заботливая рука завуча школы в воспитательных целях развесила, что бы наглядно можно было показать ученикам, как вести себя в школе и кто для этого является примером. Октябрина Николаевна, проходя по коридору, поглядывала с высока на учеников.Она периодически делала замечания, подходила к нарушителям порядка и, сверля пронизывающим взглядом, брала за локоть, крепко сжимая своими цепкими пальцами подводила к висящим на стене табличкам и спрашивала: - Что тут написано, прочти? - надрывным голосом она начинала читать натации нарушителю о том, как подобает вести себя ученику. Нарушитель школьного порядка съёживался от строгого взгляда и громкого голоса завуча школы. Даже учителя с осторожностью общались с Октябриной Николаевной. И только директор школы, седовласый мужчина средних лет, с мягким характером был рад тому порядку, какой царил в школе, благодаря старательному завучу. Однажды осенним сентябрьским днём весь этот порядок был нарушен. В школе появилась новая преподаватель русского языка и литературы Ирина Ивановна. Её демократичные взгляды на жизнь заметили дети. Они полюбили эту добрую, улыбчивую учительницу. Ученики легко и непринуждённо могли беседовать с Ириной Ивановной. Завучу школы не нравилось такое вольное поведение учеников и нового преподавателя. Иногда во время уроков завуч подходила к классу, где шёл урок с участием Ирины Ивановны, останавливалась возле дверей и вслушивалась, пытаясь понять о чём велась речь с учениками на уроках. До завуча доносились отдельные фразы сказанные учительницей и выкрики учеников с мест , иногда доносился смех. Именно смех учеников смущал Октябрину Николаевну. Она считала недопустимым такое вольное поведение учеников на уроках. Кроме того учительница литературы и русского языка оставалась с учениками после уроков и занималась, как казалось завучу, неизвестно чем. Подозрительные репетиции, подготовка к Есенинским чтениям с учениками старших классов не давали ей покоя. Октябрина Николаевна решила дать о себе знать и, пригласив директора на вне очередное собрание вместе с ним вошла в учительскую. Ей не терпелось сделать замечание новой учительнице, указав на недопустимо свободное общение с учениками. - Я прошу всех задержаться - проговорила строгим голосом Октябрина Николаевна, обращаясь к преподавателям. Учителя, с неохотой выдвинув стулья, присели к столу. Они уже знали, такие натации быстро не заканчивались и как ученики приготовились слушать. Новая учительница последовала их примеру. Директор тоже присел к столу полностью доверяя ведение экстренного собрания своей незаменимой помощнице. Окинув взглядом своих коллег и, остановив свой взгляд на новой учительнице, Октябрина Николаевна со значительным тоном в голосе сообщила всем, что в коллективе появился человек с чуждыми взглядами на жизнь, недостойными советского учителя. Были перечислены нарушения сделанные новым членом коллектива учетелей. Ирине Ивановне. как виновнице собрания дали слово в своё оправдание. - Разрешите мне прежде всего сделать небольшое замечание - сказала новая учительница спокойным голосом, обращаясь к директору. От такой наглости новой учительницы, на лице Октябрины Николаевны появилось немое возмущение.Она хотела было одёрнуть молодую, дерзкую учителку но, не успела. - Нужно снять щит с изображенией нашего партийного вождя, который находится при выезде из ворот школы с левой стороны, - при этом новая учительница посмотрела в сторону Октябрины Николаевны. Она хотела сообщить об этом на педсовете , но случай подвернулся раньше. На лицах коллег появилось недоумение. Октябрина Николаевна с расстеряным взглядом смотрела ,то на директора школы, то на новую учительницу. Поселковая школа находилась в стороне от центральной улицы. Школьный двор был обширным: спортивная площадка,а затем небольшое футбольное поле, и завершал школьный двор приусадебный участок с цветами и ягодными кустарниками. За изгородью участка росла берёзовая роща, в которой было расположено поселковое кладбище. Траурные церемонии проходили мимо школы, часто были слышны звуки похоронного марша. К этому все привыкли и никто не обращал особого внимания. На воротах ведущих на территорию школьного двора размещён щит больших размеров, на нём был изображен вождь мирового пролитариата. Правой рукой он указывал в сторону кладбища, и утверждающе говорил : Вперёд к победе коммунизма!\", и далее крупными буквами: \"ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЁТЕ ТОВАРИЩИ !\" Вот эта верная дорога на кладбище смутила новую учительницу и она сообщила об этом всем присутствующим на собрании. Лицо Октябрины Николаевны было мертвецки белым и беспомощным. Она не понимала, как могло такое оказаться, что она допустила не простительную оплошность. Почти десять лет вождь указывал в сторону кладбища, утверждая, что это верная дорога для всех тех , кто верит в коммунизм. В учительской установилась немая сцена. Ирина Ивановна поняла ,что поставила завуча в глупое положение и попыталась исправить ситуацию. - У старшеклассников сейчас нет урока, преподаватель заболел, можно провести урок труда,ученики снимут и подновят щит. Дальше договаривать Ирина Ивановна не стала, снова образовалась тишина. Но тут уже директор спохватился и дал своё указание. - Ирина Ивановна будьте любезны, организуйте пожалуйста учеников вы молодая, инициативная. Слова директора почти уничтожили Октябрину Николаевну. Она почувствовала, как её авторитет пошатнулся. Завуч хорошо понимала, что вместе с этим ослабнет её власть в школе. Учителя начали быстро расходиться по классам. Казалось, что они были довольны поворотом событий. Ирина Ивановна вышла из учительской в сопровождении директора. Было понятно что в ближайшее время новая учительница будет пользоваться всеобщим уважением у своих коллег. Октябрина Николаевна подошла к окну. Но за окном она ничего не видела. Завуча тревожили мысли о том, что её время закончилось. Возможно это последний учебный год для неё. Она вспомнила, свое появление в этой школе. По рекомендации секретаря обкома Октябрина Ивановна была направлена для воспитательной работы не только учеников, но и учителей. Почти десять лет она работала в школе завучем. Ей оставалось доработать год до ухода на пенсию, но она собиралась продолжить свою трудовую карьеру. И вот, новенькакая, неизвестно откуда прибывшая учителка разом перечеркунула всю её жизнь. Октябрина Николаевна вышла из учительской и медленно пошла по коридору, читая таблички с надписям, когда то вывешенными ею в воспитательских целях. Сейчас она себя чувствовала провинившейся ученицей,которую взяли за руку и подвели к плакату с надписью.. Заканчивался учебный год для учеников школы. Прозвенел последний звонок для старших классов. С почетом проводили на пенсию завуча школы Октябрину Николаевну. Она могла бы сопротивляться своему уходу, но ей не хотелось, что бы о её оплошности узнали в райкоме партии. Завуч снова вспомнила плакат, который был вывешан по её указанию десять лет назад, и который гласил \"ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЁТЕ ТОВАРИЩИ\", указывая при этом рукой вождя в сторону кладбища. Октябрина Николаевна карила себя за такую оплошность, но было поздно, её сочли не угодной и освободили от воспитательной работы. На торжественной школьной линейке посвященной последнему звонку Октябрине Николаевне вручили цветы и объявили благодарность за труд.Она плакала, но не от того, что ей жаль было уходить, она жалела себя и скорбила по уходящему времени. Шло время перемен, следом шли молодые учителя, более инициативные и дерзкие. Мила Пельцева. Красноярск.,2006 год |