Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 39659 [ символов ]
Княгиня Монако. ПАТРИЦИЯ - ГРЕЙС КЕЛЛИ. "ОДИНОКИЙ ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ".
ГРЕЙС КЕЛЛИ. "ОДИНОКИЙ ГОЛОС ПРИНЦЕССЫ".
 
Когда я произношу имя этой женщины: "Грейс Келли", то перед глазами всегда встает одна и та же картина. Высокая , белокурая дама в черном бархатном платье, подчеркивающем фигуру, которая от приятной полноты только чуть - чуть утратила идеальные пропорции, читает стихи.
 
Она стоит неподвижно в круге ослепительного света, и блестки на ее платье, искрятся, переливаются, будто снежинки.
 
Узел волос на затылке слегка небрежен, но в этой небрежности есть неповторимая изысканность, шарм..
 
Как и в голосе, мягком и глубоком, погружающем завороженный зал в пучину взволнованной, теплой тишины.
 
Я не знаю, какие стихи читает с эстрады для изысканной светской публики Ее Светлость Княгиня Монако, Патриция - Грейс Келли.
 
Быть может, это - Поль Верлен. Или Шарль Бодлер. Артюр Рембо или Перси Шелли. Джордж Байрон или Джон Китс. Мне не дано угадать. Да я и не пытаюсь. Только знаю точно, что глубоким бархатом голоса она могла окутать и заворожить кого угодно, на долгие часы, его хотелось слушать снова и снова. Люди записывали этот голос на пленку, и записи стоили дорого - голос мог лечить и утешать раненые души.
 
Профессиональный голос актрисы. Звезды Голливуда. Обладательницы "Оскара". Женщины, вскружившей голову Кларку Гейблу и Альфреду Хичкоку, который и сделал из нее сияющий бриллиант МГМ !
 
О Грейс Келли писать вообще очень трудно. Не потому, что написано - много.
 
Не потому, что искушенные и маститые авторы - журналисты, психологи, исследователи, кинокритики и искусствоведы "от кино" - видели в ней всего лишь холодную, расчетливую кинодиву, которая несколько десятков лет подряд довольно удачно, почти блистательно, исполняла роль Владетельной Принцессы маленького государства, такого крошечного, что оно могло бы свободно уместиться в двух средних районах Москвы!
 
И не потому, что жизнь Женщины из княжеского рода Гримальди - по прежнему, тайна за семью печатями и замками!
 
Не потому, что для многих - Грейс Келли до "державного венца" - всего лишь искусная шлюха, "с кусочком льда в глазах", беззастенчиво залезавшая в постели к мужчинам!
 
Да и, в конце концов, это не столь важно - каждый имеет право на свою точку зрения:
 
О Грейс Келли - Актрисе, а потом - Княгине Монако, мадам Гримальди, неимоверно трудно писать, потому что в бешеной погоне за сверкающей, скандальной сенсацией, в духе голливудской мелодрамы, с обязательным (или не очень!- автор) "хеппи - энд`ом " никто не разглядел одинокой, думающей, взволнованной души, со своими мечтами и желаниями, страданиями и борениями. Женской души, мечтающей о счастье, и попавшей в ловушку этого счастья.
 
Грейс - Патриция (Патрисия) Келли родилась 12 ноября 1929 в г. Филадельфия (США), в очень состоятельной семье бизнесмена Джека Келли. Упрямый, своевольный, предприимчивый ирландец сколотил многомилионное состояние с помощью фирмы "Келли. Кирпичные заводы.", известной по всему юго- восточному побережью от Филадельфии до Нью - Йорка.
 
Трехэтажный особняк "кирпичного короля" Келли на Генри - авеню знали все, но не только благодаря удачному обороту дел. Джек Келли был еще и заядлым спортсменом. Занимался байдарочной греблей, и в 1920 году завоевал, в дополнение к бесчисленным кубкам и призам, золотую олимпийскую медаль. Вся Филадельфия буквально носила своего любимца - чемпиона на руках. Вдобавок к "кирпичным деньгам" медали, славе и почету, Джек еще и женился на признанной городской красавице - преподавательнице физкультуры медицинского колледжа Маргарет Майер.
 
Вскоре трехэтажный особняк наполнился звонким щебетом и топотом детских ножек. Маргарет Келли образцово вела хозяйство. Дом сверкал чистотой и уютом, дети были всегда ухожены и безупречно воспитанны. К созданию семейной идиллии у ревностной протестантки - католички миссис Келли (после замужества она быстро перешла в католичество, приняв веру мужа, что было для ее сдержанной натуры весьма непросто, ведь протестантизм более аскетичен по духу и резко отличается от помпезной роскоши католических обрядов! - автор.) был большой тщеславный стимул - муж щедро давал ей деньги, и к тому же, готовился к выборам в мэры города, поэтому дома почти еженедельно устраивали "нужные" приемы и завтраки с бисквитами и вареньем.
 
Джек - веселый обаятельный, с прекрасной фигурой атлета, безудержно привлекал женские сердца, но его молчаливая, выдержанная супруга сквозь пальцы смотрела на легкомысленные интрижки мужа. По вечерам он редко бывал дома, но ни сплетни, ни слухи, ни даже какое -то подобие скандала, никогда ни проникало за теплые стены дома Келли, где вечерами, в гостиной с горящим камином собиралось все семейство. Девочки, Пегги и Лизинна, - вязали, а сын, Джек - Келли - младший прилежно постигал основы бизнеса, корпя над контрольными заданиями финансового колледжа. Одна лишь Грейс - Патриция, самая маленькая, не особо интересовалась вязанием. Она сидела в укромном уголке над ящиком с фарфоровыми куклами, которым сама обожала шить одежду, и часами разговаривала с ними на выдуманном ею языке, разыгрывая целые представления из кукольной жизни.
 
Существует мнение, что строгие католики - родители всячески противились ее увлечению жить в выдуманном мире и учить кукол затейливой "тарабарской" грамматике. Думается, это не совсем так.
 
Наверное, именно родители попросили Джорджа Келли, родного брата Джека, известного драматурга, лауреата Пулитцеровской премии 1926 года, (Пьеса "Факелоносцы") человека чрезвычайно одаренного и эрудированного, обладавшего блестящим чувством юмора и большим тактом, позаниматься с крошкою Грейс, давая ей первые уроки дикции и актерского мастерства, открывая перед ней мир прекрасного. Иначе, без ведома, договоренности, и - родительского согласия -, маленькой девочке просто не позволили бы посещать дядю - писателя, человека занятого и жившего уединенно. По - другому в те времена, в строгой католической семье, да еще в семье "кандидата в мэры", просто не могло быть! Жаль, что некоторые из маститых журналистов об этом, да и многом другом, забывают! Или просто - не знают?
 
Грейс очень и очень нравилось ходить в гости к дяде Джорджу, пить чай с ванильным пирожным, разучивать и декламировать удивительные, певучие строчки - стихи, разглядывать книжки с красочными картинками, и слушать, затаив дыхание, длинные рассказы дядюшки о спектаклях, вечерах музыки, выставках и концертах, которые он прилежно посещал, проводя долгие зимы в Нью - Йорке. В 12 лет Грейс, с подачи дядюшки и опять же - согласия родителей, сыграла первую роль в любительском детском спектакле "Не корми зверей!".
 
Роль встретили теплыми аплодисментами. Маленькая Грейс просто сияла от счастья. Она была здоровой и спортивной девочкой, хорошо плавала и играла в теннис, но театр, литература, поэзия, искусство увлекали ее гораздо больше!
 
Она любила читать книги, которые давал дядя, и обсуждать с ним прочитанное. Вероятно, по его совету вела какие то дневниковые записи, просто они не сохранились. Из уцелевших поздних писем Грейс ее подругам и близким, видно, что она очень здорово, просто блистательно, владела пером и словом, и это сыграло, как мы увидим далее, огромную, решающую роль в ее жизни!
 
( Такое владение вырабатывается, в основном, только привычкой вести систематические записи и психологический самоанализ, что и наталкивает на мысли о дневниках.. - автор.) В 1934 году Грейс Келли поступает в монастырскую Академию Успения Пресвятой Богородицы - иначе говоря - школу - пансион с полным содержанием. Ей тогда только исполнилось пять лет.
 
За долгие 9 лет пребывания в пансионе ее манеры становятся еще отточеннее и безупречнее, но сестры монастыря видят, как ярко и резко проявляется вдруг, дотоле тщательно сдерживаемая и контролируемая строгой матерью, двойственность натуры белокурой мисс Келли.
 
Она, к примеру, прилежно слушает католическую мессу и разучивает стих Давидова псалма, но в этот же вечер может подбить своих школьных подружек на какую нибудь шаловливую эскападу - кто съест больше конфет на пари, насыпет настоятельнице в кофейную чашку соль вместо сахара, или раскроет на ночь в дортуаре окно, вопреки запретам. Она может обидеть кого то из подруг, поддразнивая, срезать цветы с запретной клумбы, одеть непозволительно короткую юбку.. Грейс может многое!
 
Вместе с тем она остается непроницаемой и сдержанной девочкой, редко кого пускает в тайники своей задумчивой души, хотя очень внимательна и бережна к тем, кто младше ее. Ее иногда называли в школе "Леди Недотрога".
 
В монастырской Академии царила относительная свобода, учениц почти не наказывали, не вбивали знания силой.
 
Именно там у Грейс развились таланты, которые так покорили позже ее подданных и еще полмира - монахини постепенно научили ее искусству внимательно слушать другого человека, даже если у самой - тысяча неотложных дел и проблем! Выделять из беседы главное. Принимать решение, только хорошо его обдумав, и всегда идти к намеченной цели. Наверное, Грейс сохранила очень неплохие воспоминания о монастырской школе, если писала сестрам - наставницем, уже будучи Принцессой и матерью двоих детей и расспрашивала о буднях монастыря так, словно покинула его день назад.
 
Из монастырского "плена" девочку забрали в возрасте 14 лет. Родители хотели, чтобы она, все - таки, получила светское воспитание, и к 16 годам она неплохо закончила частную школу для девочек мисисс Сьюзен Стивенс, а уже в октябре 1947 поступила в Нью - Йорскую Академию Киноискусства. Тоже с "легкой руки" дядюшки Джорджа.
 
Грейс к 17 годам уже не была такой неказистой, как раньше. Она стала высокой худенькой белокурой красавицей, с прелестными манерами, огромными беззащитными глазами. Сказывалась близорукость от усердного чтения. Но Грейс не хотела носить очки, считала, что они ее портят. Она умела двигаться на сцене, у нее была отточенная грация движений, девушка вовремя и умело держала паузу
 
В Академию ее приняли сразу. Обратили внимание на ее глубокий голос и, сочтя это одним из ее основных достоинств, порекомендовали с усердием оттачивать мастерство. Грейс последовала советам. О годах ее учебы в Американской Академии Киноискусства (1946 -1948 гг.) сохранились самые противоречивые сведения.
 
Многочисленные статьи в прессе и книги последних лет резкими красками рисуют портрет ослепительной зеленоглазой блондинки с аристократическими манерами, ледяным сердцем и пылким темпераментом профессиональной соблазнительницы. Почти шлюхи! В число ее любовников попадает, с легкой руки мемуаристов, режиссер - постановщик Дон Ричардсон, преподающий "леди Недотроге" основы сценического мастерства и секреты постановки голоса, актер - сокурсник Александр д Арси (по происхождению - француз) и самый верный поклонник, почти тень Грейс, Херби Миллер :.
 
Анастасия Монастырская в своей книге " Самые известные романы XX века", набрасывая портрет княгини - кинодивы пишет о ней так: "В ней самым непостижимым образом сочетались порочность и нежность, практичность и мечтательность. Внешне она производила впечатление беззащитного и ранимого ребенка. Забавно, что на эту удочку попадались многие." Ей вторит одна из сокурсниц Грейс по Академии: "Она по натуре была одиночкой. Некоторые из студентов буквально молились на нее из-за ее красоты и какой-то изысканной отстраненности. Да, она была прекрасна, но мне всегда казалось, что она немного холодновата. Этакий капризный, беззащитный ребенок!"
 
Вереница поклонников Грейс, действительно, росла с каждым днем. Но был ли ее образ только хитрой ловушкой для мужчин? Думается, нет. В ней, в ее ранимой душе истинной Женщины, просто навсегда осталась хрупкая, маленькая, задумчивая девочка, с прижатой к груди куклой, с блестящими от невыплаканных слез или восторга от выдуманной сказки, глазами.
 
Девочки, которой, порой так не хватало еще одной капельки тепла в родном доме: понимающего взгляда вечно пропадающего вечерами отца или теплой улыбки занятой проверкой домашних счетов и подготовкой к очередному приему, матери. Она, конечно, улыбалась, ей, но так мало, скупо, рассеянно! Сквозь занятость: И от этого Грейс было горько, больно и холодно.. Рана от внутреннего одиночества все ширилась с годами и, возможно, так никогда и не зажила до конца.
 
Знаменитый модельер Олег Кассини, создавший изысканный образ Грейс: ее идеально очерчивающие фигуру платья и костюмы, темные очки и непременную маленькую сумочку ; и - потерявший голову от трехлетнего, страстного романа с актрисой - моделью (Грейс в годы учебы работала еще и в модельном агенстве, рекламируя все на свете, от пасты до босоножек - обычная практика многих актрис - студенток Академии! - автор.) с бархатным голосом и грустными зелеными глазами - льдинками писал позднее: "Наш будущий брак с Грейс расстроился , так как этому воспротивилась ее очень верующая католическая семья. А я был разведен. Да еще - европеец. Они желали для своей дочери совсем не такого жениха."
 
Но Кэри Грант или Кларк Гейбл, потом игравшие в фильмах вместе с Грейс, еще менее других подходили на эту серьезную роль!
 
Впрочем, в случае с Гейблом, Грейс, казалось, не прислушивалась к строгому мнению родителей. На съемках фильма "Могамбо" (в 1952 году) между "оскароносной" Келли (Она к тому времени уже получила своего "Оскаров": за фильм "Деревенская девчонка". За ее плечами был также и опыт работы в театральной труппе Денвера, с очень плотным графиком выходов на сцену! - автор.) не менее знаменитым Гейблом, разгорелся роман, не уступающий "по температуре" африканской саванне, где проходили натурные съемки!
 
Грейс просто не могла устоять перед обаянием Гейбла, и потом, ее всегда тянуло к мужчинам среднего возраста, чем то похожих на ее отца.
 
Она покорно ходила за Кларком, смотрела на него влюбленными глазами, вязала для него на спицах пушистые носки. Гейбл был несказанно польщен. "Грейс была для меня чем то вроде неслыханно приятного комплимента, - говорил он позже. - "Ведь я годился ей в отцы!"
 
Своей подруге по пансиону Грейс писала потрясающие, завораживающие пылкой романтичностью охвативших ее тогда чувств, письма. Вот отрывки двух из них:
 
"Вчера у нас был свободный день. Поехали с Кларком в находящийся в трех часах езды город Букобу, который расположен на берегу озера Виктория. Там в отеле съели какой то ужасный обед, но зато потом превосходно выкупались в озере. Вода была изумительная, а в 30 метрах от нас вынырнули целых четыре гиппопотама..Они выглядели такими же счастливыми, как и мы, и совершенно не мешали нам:"
 
И, чуть позднее, в другом письме:
 
"Рождество отпраздновали просто фантастически! Сейчас я чувствую себя просто опустошенной, у меня не хватает сил даже рассказать тебе обо всем. К тому же это все так сложно. Однако, шампанское лилось рекой все десять дней, да и сейчас продолжает литься, правда уже ручейком.."
 
Помогла ли Грейс хотя бы капля шампанского, когда Кларку надоела ее привязчивость и пылкость чувств, и они решили расстаться? Невозможно сказать что то определенное. В жизни Женщины, которая, волею Небес, стала сказочной Принцессой маленького, но гордого донельзя княжества, многое, если не почти все, скрыто пеленой тайны, ни исключая и саму ее Смерть! Где уж говорить о чувствах!
 
Потерпев в очередной раз поражение, как - Женщина, Грейс, как Актриса, становилась все более признанной. Е новых лент - ждали ей подражали в жестах и прическе, ею восхищались, ей не давали прохода восторженные поклонники и фанаты кино. Ее стали называть "Принцессой экрана". Ее слава росла.
 
Нам трудно судить о фильмах , в которых она играла, но есть воспоминания тех, кто видел ее на экране. Говорили, что она была необыкновенно пластична, и играла так, словно жила и дышала лишь в кадре, в ее репликах было много живого, скрытого огня. И в то же время - чуть холодноватая, неприступная красота и грустный взгляд актрисы завораживали мгновенно! Не надо еще забывать и о том, что многие из запланированных и грезящихся ролей, Грейс все -таки сыграть просто не успела. Ее яркий талант драматической актрисы тихо угас в блеске бриллиантовой Княжеской короны. Но разве можно обвинять в чем либо Судьбу?
 
В 1955 году Грейс Келли возглавила делегацию США на кинофестивале в Каннах. Вездесущие журналисты элегантного (и скандального одновременно!) журнала "Пари Матч" предложили зеленоглазой звезде с грустной улыбкой, немного отдохнуть и поразвлечься, а для этого - нужно было совсем немного - съездить в соседнее Монако, сыграть в рулетку, хотя бы и шутя, - такой Даме все сойдет с рук! - и познакомиться с настоящим Принцем -Ренье III, Монакским. Он интересный человек, приятной внешности, глубокий интеллектуал, да к тому ж еще и холостяк, хотя ему исполнилось уже почти 32 года! Принц жаждет познакомиться с настоящей голливудской звездой, и, наверное, не откажется от встречи.
 
Принц не отказался. Они гуляли по парку виллы в Монако часа два, о чем - то увлеченно беседовали. Потом, после отъезда Келли за океан, между ними завязалась переписка. Началась она с письма, в котором Келли светски благодарила князя Ренье за то, что он уделил ей время и показал чудесный парк и зверинец на своей вилле. Ее чем то несказанно привлек этот сдержанный, немногословный человек, гладящий по голове ластящегося к нему, как домашняя кошка огромного саблезубого тигр в вольере зверинца.
 
Но она, конечно, не ожидала, что занятый неимоверно принц - князь ответит ей пространным письмом, в котором с неподражаемым юмором опишет скучный дипломатический прием, и новый сорт роз, что расцвел в его саду. Принц Ренье великолепно владел словом . Грейс ответила ему снова, очарованная каким то неуловимым сердечным теплом, что веяло с тонких страниц. Ей литературного дара тоже было не занимать, она умела выразить себя не только на сцене. "Почтовый роман" длился полгода.
 
А 25 декабря 1955 года, как раз в Рождественскую ночь, Принц Ренье Монакский прилетел в Филадельфию на семейный ужин Джека Келли, чтобы сделать предложение его дочери, Грейс. На этот раз несгибаемые родители дрогнули и дали свое родительское благословение.Похоже, шокированные столь неожиданным поворотом судьбы Грейс, они, в конце концов, все же смирились с тем, что теряют покорную дочь, жизнью и желаниями которой можно было распоряжаться в угоду светских приличий и церковных догматов!
 
"Сиятельный" кандидат в зятья, наконец то отвечал их завышенным требованиям: не женат, умеренно старше нареченной, аристократ, безмерно богат и его титул приравнивает будущую княгиню к самым блистательным монархическим семьям Европы! Что тут можно возразить? Ничего.
 
4 апреля 1956 года Грейс на судне "Констансьюнель" отплыла из Америки в Монако, в качестве официальной невесты князя.
 
Студия МГМ, прощаясь со своей "оскароносной" любимицей полностью оплатило ее роскошное приданное, и получило право на эксклюзивные сэемки свадебных торжеств. В этом фильме Грейс предстояло сыграть свою настоящую Главную роль.
 
18 апреля 1956 года мисс Патриция - Грейс Келли, уроженка США, стала супругой Ренье - Альбера Третьего, принца Монакского. Счастливее пары народ крошечного княжества с многовековой суровой историей, начавшейся с крови и обмана ( Как гласит древняя легенда, "холодной зимней ночью в январе 1297 года несколько монахов, надвинув пониже капюшоны, постучали в двери Монакского замка, прося предоставить им кров. Сжалившись над святыми странниками, генуэзцы - хозяева крепости на скале, - распахнули ворота. Но под монашеским платьем у пришельцев - членов клана Гримальди, итальянских авантюристов, - оказались мечи и доспехи. Гримальди отняли Монако у генуэзцев и стали правителями этого крохотного княжества." - автор. ) не видел уже давно.
 
В Принцессу все мнгновенно влюбились от мала до велика. Она стала национальным достоянием. Частью истории.
 
Князья Гримальди всегда гордились своим прошлым. На их гербе изображены две монашеские фигуры в капюшонах со скрещенными мечами.
 
Но Князь Ренье - Альбер, искренне и глубоко полюбивший свою избранницу, отчаянно старался не помнить истории собственной семьи. Его мать, урожденная графиня де Полиньяк, особа нервная и с непредсказуемым характером, плохо справлялась с обязанностями венценосной матери и жены. Она ежедневно , ежечасно спорила с мужем, слугами, садовниками, даже детьми ! Прикладывалась к бутылке, била посуду, крича при этом так, что в окнах звенели стекла! Своими истериками и скандалами она довела мужа до того, что он, вопреки всем кодексам "аристократической чести", решил с нею разъехаться. Дети - погодки, маленький наследник престола Монако и его сестра Антуанетта, росли без матери. У Антуанетты было больное сердце, а Ренье вырос замкнутым и молчаливым. Ему, казалось, неприятны были любые всплески каких бы то не было эмоций, даже положительных. Он испуганно, нервно вздрагивал, когда кто то начинал бурно выражать свои чувства! Горький осадок детства. Одна лишь сестра, да потом - супруга знали тайну его сдержанности. И понимали ее.
 
Полностью довериться он всегда мог только бумаге, а теперь вот еще и Грейс. Всегда спокойной, выдержанной, сияющей улыбкой, внимательной к тому, какой чай он любит, какие цветы лучше поставить у него в кабинете на камине, и в котором часу подавать завтрак и ужин. Ему было хорошо с нею. Спокойно. Но вот беда, безмерно любящий жену князь, похоже, унаследовал от матери - истерички вспышки необузданного, быстро проходящего гнева. Особенно при налетающей беспричинной ревности.
 
Грейс была безумно хороша в любом наряде, даже беременность, проходившая весьма тяжело, не портила ее нисколько. Нежная полнота ей шла. Она выглядела очень трогательной, сияющей, беззащитной. Сущим ребенком - ангелом.
 
На нее восхищенно смотрели подданные, особенно - сильный пол, ей аплодировали, ею восхищались. За нею ходили толпами, ей старались во всем подражать.. Она мягко и тепло улыбалась, пожимала руки, принимала букеты, хлопотала по устройству чаепитий для престарелых, и утренников для неизлечимо больных детей, огранизовывала работу Красного Креста, штаб - квартира которого располагалась тогда в Монако, собирала работы для выставки детского рисунка, и увлеченно вязала на спицах крошечные пинетки..
 
А князя снедала глухая ревнивая тоска. Он мог неожиданно запустить в жену бокалом с вином, если находил ее стрижку слишком короткой, а платье -слишком открытым, сказать ей при всех какие - то слова, унижающие ее достоинство. Она не плакала. Не закатывала истерик. Отворачивалась и молча смотрела в окно. Или мягким глубоким голосом приказывала дворецкому подать Его Высочеству другой бокал и собрать осколки:
 
Потом отяжелевшей походкой направлялась к себе в комнату, падала на кровать или софу. Плакать не успевала, следом вбегал Ренье, протягивая ей носовой платок, что то бормоча о своей глупости и несдержанности. Вдвоем принимались оттирать платье от винных пятен, пять минут спустя над чем то смеялись, Ренье виновато целовал ее руки. Обычные сцены супружеской жизни. Даже и со сказочным принцем. Грейс была умна и понимала, что сказка не может длиться вечно, но все это очень угнетало ее. Ведь она - то любила Ренье не меньше, чем он ее.
 
Ребенка она ждала с нетерпением, как и муж. Ей казалось, что это будет мальчик - наследник короны. Он сгладит какие то неровности в отношениях, будет радовать отца, утишит его гневные вспышки! Уже готовили конверт с голубым приданным. Но родилась девочка. Принцесса Мария - Луиза -Каролина. Для матери она была несказанным чудом, для отца - балованной любимицей, возле которой он ходил на цыпочках и затаив дыхание. Он быстро забыл свое мимолетное разочарование оттого, что родился не мальчик!
 
Грейс тихо смеялась, глядя на эту семейную идиллию. Подруге она писала о дочери так :
 
"Каролина -чудо! И с каждым днем становится все прелестнее. До сих пор не могу поверить, что это мой ребенок. Она целыми днями смеется и что то лепечет по своему."
 
Едва оправившись после тяжелых родов Грейс отправляется с мужем, дочерью и няней в путешествие по Швейцарии - врачи предписали ей лечение минеральными водами - но и там не находит покоя: какие то психопаты угрожают похитить маленькую Каро, и семья спешно возвращается в Монако, под надежные стены родового замка Гримальди.
 
Там Грейс занимается малышкой, разведением цветов в оранжерее, неисчислимыми обязанностями хозяйки дома и Первой Леди страны. У нее почти не остается времени для себя. Ее улыбку знает больше чем полмира, ее почту с трудом могут прочесть три личных секретаря, а водитель едва успевает распахивать перед Княгиней дверцы автомобиля. Грейс всегда спешит - то в больницу, где лежат дети с острой формой лейкемии, то на очередной официальный прием.
 
Она снова ожидает ребенка, на этот раз на свет появляется наследный принц Альберт, и все крошечное Монако, во главе с Князем - ликует.
 
Грейс, похоже, тоже счастлива - она отлично выполнила свой династический долг, упрочила положение рода Гримальди.
 
Ее сын , принц Альберт, известный в стране спортсмен и меценат, всегда вспоминает о своей матери с сдержанным восторгом. И то, что он говорит, противоречит устоявшемуся представлению о Грейс, как об эгоистичной особе, не уделявшей должного внимания детям, и только испортившей их дорогими подарками.
 
"Мама относилась к нам по - американски, сердечно, тепло, но без сюсюканья. Все наши детские тайны и проблемы неведомо каким образом становились тотчас известны ей. Редко видя ее рядом, мы тем не менее чувствовали себя защищенными ее сердечным теплом. Думаю, что любовь к спорту перешла ко мне тоже от мамы. По наследству."
 
Позволю себе только один комментарий к этой фразе. Взрослый, внутренне сильный, достаточно сдержанный, даже жесткий, человек, называет свою мать, монаршую особу, в дежурном интервью швейцарской газете простым детским и теплым словом: "мама". Это говорит о многом. Тому, кто хочет услышать, естественно.
 
Не надо, однако, думать, что "семейная иддилия" семейства Гримальди с годами упрочилась, и несчастья не касались ее. Перед ожиданием последней дочери - принцессы Стефании (в мае 1965 года), у Грейс один за другим произошли два выкидыша. Княгиня перенесла тогда потерю еще неродившихся детей очень тяжело. Вот что она писала своей подруге Пруди, всегдашней корреспондентке: "Только что поднялась с постели. Чувствую себя несчастной, так как две недели назад потеряла нашу крошку. Это произошло как раз в конце третьего месяца. Ужасное ощущение. Кажется, я конченый человек, как психически, так и физически." Она просто не знала тогда, какое еще горе ждет ее впереди!
 
В 1967 году очередная беременность Грейс кончается еще более трагически. Она целый месяц носит в чреве мертвого ребенка. Врачи долго не могут определить, что с княгиней и только, когда встает угроза сепсиса и смерти Грейс, князь Ренье настаивает на операции. Придя в себя после наркоза молодая 28 - летняя женщина узнает, что больше детей у нее никогда не будет и более того, ее ждут проблемы, связанные с гормональным фоном. На гормональный фон Грейс было наплевать, она уже не столь тщательно холила фигуру.
 
Княгиня всегда мечтала иметь большую семью, детей в ней должно было быть не меньше пятерых. Мечта не осуществилась полностью, но огорченные супруги мудро утешили себя тем, что у них уже есть трое прекрасных детей, и для Грейс гораздо важнее быть здоровой и сильной для них, чем жалеть о том, что недостижимо!
 
Не успела зажить эта глубокая душевная рана, как Судьба нанесла следующий удар. В июне 1969 года от рака желудка умер отец Грейс. Несгибаемый и неповторимый Джек Келли. Грейс обожала отца, хотя и прятала сильное чувство глубоко внутри. Образ отца она воспринимала, как невидимую защиту, опору. Теперь такой опоры не стало. Маленькой, беззащитной девочке, что до сих пор пряталась внутри блистательной Монакской Принцессы, пришлось стремительно повзрослеть.
 
Но иногда, когда ей становилось совсем больно и тяжело, она приходила в свою комнату, запиралась в ней на ключ, вынимала из гардеробной резной ларец, открывала крышку, вытаскивала из нее фарфоровую куклу с огромными васильковыми глазами в чуть потертой бархатной шляпке, и произносила первую фразу на понятном лишь ей одной кукольном языке: Потом еще одну. И еще. Она любовно разглаживала пальцами слежавшийся наряд куклы, отряхивала невидимую пыль, расправляла ленты на шляпке, подтягивала съехавший набок белоснежный носочек, проверяла придирчиво содержание крохотной сумочки - ридикюля, заново складывала треугольничком кружевной комочек игрушечного платка.
 
Она словно чувствовала как с сердца медленно слетала забронзовевшая тяжесть:..
 
Волшебная сказка длилась до тех пор, пока княгиню не начинал кто - нибудь искать: встревоженный муж, прислуга или дети.. Она приходила в себя, быстро прятала куклу в ларец, а ключ - в ящик потайного бюро, и распахивала дверь.
 
Перед глазами ищущих ее снова представала сияющая, спокойная, невозмутимая , блистательная Княгиня Грейс. И только в уголках ее глаз зеленовато - синей дымкой непролитых слез пряталась печаль, да красиво очерченные ноздри чуть трепетали от волнения.
 
Шли годы. Дети росли. Чуть располневшая, но все еще пленительная Княгиня, по прежнему, уверенно держала в своих ручках, затянутых кружевом и замшей дорогих перчаток, бразды правления многочисленных благотворительных фондов и комитетов, приютов и госпиталей. Возглавляемое ею Общество Красного Креста работало столь успешно, что приезжали делегации из других краев - набираться опыта.
 
Но искрящейся, творческой натуре Княгини этого было мало. Она искала применение бьющей через край энергии. Начала увлекаться составлением панно и композиций из сухих цветов и листьев, рисовала акварелью. Кто то из близких друзей посоветовал ей устроить выставку, благо в предоставлении помещения какой либо галереей проблем не возникло: раз увидев работы Ее Высочества , бойкие агенты и менеджеры "от искусства" буквально осыпали княгиню предложениями. Она неуверенно дала согласие выставить несколько работ. Их ждал невероятный, бешеный успех. Картины раскупили на второй день после вернисажа, а фонд Княгини Грейс в помощь детям и престарелым получил прибыль в миллионы щвейцарских франков! Грейс расцвела и с небывалым энтуазимом принялась за составление новых панно. Что ей было до того, что князь Ренье позволил себе несколько ехидных замечаний в адрес ее картин?!
 
Она все больше времени проводила за изучением специальных альбомов и книг. Потом загорелась идеей вернуться на сцену. Голливуд с восторгом принял предложение неувядающей звезды, на прочтение мадам Грейс спешно и почтительно прислали несколько сценариев, но затею эту пришлось оставить почти немедля - князь решительно воспротивился тому, чтобы его супруга вышла на театральную сцену или не дай бог на киноэкран, для того, чтобы обнимать и целовать каких то других мужчин!
 
Он все еще безумно ревновал ее к прошлому, которое ушло невозвратно. Но это понимала лишь Грейс! Она вынуждена была уступить требованиям Ренье, но они сошлись на компромиссе: Княгиня может выступать на сцене с литературно - поэтическими вечерами - ведь у нее чудный голос, она великолепно читает, это должно нравиться публике. И здесь Грейс ждал Звездный час.
 
Билеты на объявленные концерты, раскупались за полчаса, залы набивались битком, записанные кассеты продавались втридорога. Ренье, поседевший и постаревший, занятый госудаственными делами, хмурил брови и крякал, то ли от удивления, то ли.. опять от ревности. А Грейс лишь улыбалась, и, казалось, - все расцветала. Ее Дар, талант великолепной драматической актрисы, ее умение общаться с людьми, никуда нельзя было спрятать! Она и не собиралась этого делать. Объехала с концертами всю Европу. Собиралась в турне по Америке. У нее было много преданных поклонников, даривших цветы, носивших за нею шарфы и сумочки.
 
Они часто были моложе чарующей Княгини, но она как то удивительно умела держать с ними "дистанцию", хотя не отказывалась пройтись по парку или отправиться на прогулку в автомобиле..
 
Впрочем, мы не собираемся уточнять, одаривался ли при этом самый пылкий и преданный поклонник стремительным и легким поцелуем, нежным пожатием руки или чем то еще - сверх того. Это не наше дело. С этим всегда лучше справлялись "желтая" пресса и многочисленные "лжедрузья" Княгини, направо и налево рассуждавшие об отчуждении между венценосными супругами, о любовных интрижках Грейс, о долгом и одиноком ее пребывании в Париже и Берне, о ее проблемах в отношениях с детьми, в особенности, со Стефанией, младшей, балованной и самой любимой, залечившей все раны матери от ее несбывшихся надежд!
 
Проблемы, разумеется, были. У кого из родителей их нет?
 
Дети слишком рано, по мнению Грейс и князя Ренье, желали "опериться и впорхнуть" в богемную жизнь "высшего света" и творческой элиты. Стеф, унаследовав яркий темперамент матери, не взяла от нее выдержки и аналитической холодности ума. Она бросалась из одного края увлечений в другой, сменила нескольких любовников, светские скандалы стали ее любимым развлечением. Каролина тоже была не очень счастлива в браке, ее муж частенько прикладывался к горлышку бутылки и быстро теряя самоконтроль, банально дебоширил на изысканных светских вечеринках.
 
Князь Ренье, щепетильно дороживший репутацией древней фамилии, сильно страдал от подобных эскапад своих отпрысков. Его могла успокоить только выдержанная и мягкая Грейс.
 
Но у нее самой от переживаний и волнений часто случались мигрени и гипертонические кризы, несколько раз она теряла сознание прямо на приемах. Она пыталась не впадать в депрессию, подшучивала над собой, регулярно плавала в бассейне, занималась аутотренингом, пела по вечерам, готовила голос к будущим концертам. Но иногда срывалась, плакала, не могла есть, часами молчала, мучила себя тем, что представляла все окружающее в черном, нерадостном свете. Она отчаянно боялась огорчить и встревожить князя Ренье лишний раз собою и своими мелкими, как ей казалось, страхами и муками матери, и обычно быстро брала себя в руки. От скрытых терзаний ее одолевала бессоница, она принимала снотворное, а по утрам томилась от тошноты и головной боли.
 
Так было и в тот день, 13 сентября 1982 года, когда она решилась переговорить окончательно со Стефанией, чтобы расставить все точки над "и". Строптивая Стефания должна была уехать в Париж, где она поступила учиться на курсы модельеров и сняла квартиру, чтобы жить с очередным кавалером.
 
Мать вызвалась сама отвести ее и отказалась от услуг личного шофера, хотя ее и мучила с утра сильнейшая головная боль. Шофер, обратив внимание на бледное лицо хозяйки, предложил Ее Высочеству свои услуги, но она твердо сказала, что справится сама. Видимо, не хотела, чтобы ее личному разговору с дочерью кто то мешал. Она и так с трудом решилась на нелицеприятное выяснение отношений. Не очень любила мудрая Княгиня диктовать дорогим ей людям стиль поведения и правила Жизни.
 
По дороге случилось нечто нероятное. " Ленд - ровер" Принцессы Монакской, петляя по узкой горной дороге, неожиданно потерял управление и упал в пропасть высотой 45 метров. Машина была в полной исправности. Загадка этой странной аварии до сих пор не разрешена. Одна из самых распостраненных и точных, на последний момент, такая.
 
В машине, выясняя отношения с дочерью и говоря на повышенных тонах, Княгиня внезапно почувствовала себя очень плохо и потеряла контроль над дорогой. Она крикнула дочери, что у нее темнеет в глазах, и она ничего не видит. Стефания отчаянно пыталась помочь ей, но не смогла перехватить руль. Машина лишилась управления. Произошло то, что произошло.
 
Грейс в бессознательном состоянии увезли в больницу. Стефания пострадала тоже, но сумела кое - как выбраться из покореженной машины через переднее сиденье. У нее были множественные ушибы, переломы, травма шейных позвонков и сильнейший шок. ( Почти год Стефания провела в больнице, училась ходить и сидеть. О том, что произошло в тот день с нею и матерью упорно молчала долгие двадцать лет!) Говорила лишь, что смутно помнила лежащее на носилках тело матери. Она часто повторяла еще, что лицо княгини было бескровно и спокойно, совсем не выражало страданий, словно смерть уже надела на него свою холодную маску. Однако пульс пока слабо прощупывался, и Грейс, немедля, в машине "Скорой помощи," подключили к аппарату искусственного дыхания.
 
Врачи и близкие надеялись до последнего, а обожавшие Княгиню жители Монако, как только узнали о несчастье, толпами собрались у госпиталя и на центральной площади города, у собора и в маленьких часовнях. Они тихо молились о выздоровлении Грейс. Никто не верил, что Ангел с изумрудными глазами покинет их навсегда, и маленькое, красивое княжество, в котором жила добрая фея - принцесса с бархатным голосом, осиротеет. Многие знали, как нежно князь Ренье привязан к свой красавице - супруге и даже не пытались вообразить себе, как этот пожилой и уважаемый всеми человек, с заметно сдавшим в последние годы здоровьем, перенесет немыслимую потерю! Весь мир, затаив дыхание, следил за телерепортажами из Монако. Утром 14 сентября 1982 года Планету оповестили, что ее Святейшее Высочество, Принцессаи Княгиня Монакская, Патриция - Грейс Келли скончалась.
 
Ее муж и дети, узнав о том, что мозг Княгини более суток мертв и проконсультировавшись с врачами, решили не мучить более ее Душу и отпустить с миром в Небеса.
 
Проводить Принцессу в ее последний путь прибыли не только члены августейших и знатных фамилий Европы, но и большая делегация актеров студии МГМ и Нью - Йоркской Академии Киноискусства. Пышные венки и скромные букеты перемешивались, переплетались в огромном море цветов, что плыло, колыхаясь, за гробом Грейс. Князь Ренье ведомый под руки детьми, впервые в жизни рыдал, не стесняясь слез. Ему было все равно, видит ли кто то его эмоции или нет. Разве это имело теперь хоть какое нибудь значение?!
 
Ведь Грейс больше не было рядом. В его душе теперь звучал только ее волнующий бархатный голос, повторявший одну и туже фразу, точнее, куплет стихотворения, которое она часто читала ему вслух:
 
"И разделяющая бездна или море,
 
Вдруг высохнет и станет ручейком,
 
Когда мой тихий, одинокий голос
 
С твоим сольется под безбрежным небом!
 
( Вольное переложение стихотворения Дж. Китса.
 
"Одинокий голос", перевод - автора.)
 
Он недостаточно прислушивался к одинокому голосу своей Принцессы при жизни и запоздало винил себя в этом! Что толку в терзаниях, когда ее уже не вернуть?!
 
Идя, почти что обессиленно плетясь за ее гробом, он иногда беспомощно поднимал голову вверх, словно все еще пытаясь расслышать улетевший в небо, неповторимый, ласкающий, голос Грейс. Есть поверье, что такие голоса даруются Ангелам, а в том, что его Великолепная возлюбленная была Одним из Них еще при жизни, князь Ренье теперь уже ни капли не сомневался!
 
Принцесса Патриция Грейс Келли похоронена в фамильном склепе князей Гримальди. Ее могила и часовня, построенная рядом, всегда полны живых цветов и свечей. Память о Принцессе Монако жива в сердцах людей до сих пор. Ее именем названы в Монако больницы и библиотеки. Ее стиль одежды, манера поведения и двадцать с лишним лет спустя - образец, достойный подражания и восхищения для миллионов сердец.
 
Кассеты с записями ее литературных концертов стали раритетом. Теперь редко кто может услышать голос Принцессы Грейс. Близкие. Ее дети, несколько раз в году собирающиеся в замке Гримальди, перед парадным портретом матери в полный рост. Кто еще?:..
 
Только Бог, пожалуй. Многие говорят, что если помолиться на могиле Принцессы и положить цветы, то исполнится любое, даже самое заветное желание! Ведь Господь всегда слышит своих Ангелов. А Ангела с бархатным голосом - Грейс Келли - слышит тем более!
 
Богу нравятся глубокие, мягкие голоса, проникающие в самое сердце. Даже если они и в Небесах - избранно одиноки:
 
23 ноября 2001 года. Макаренко Светлана.
 
_______________________________________
Дата публикации: 17.10.2007 15:36
Предыдущее: Ольга Сергеевна Пушкина-Павлищева. "Небесное созданье, друг бесценный!"... Очерк из цикла "Пушкинское время и лица".Следующее: ОЖИДАНИЕ.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 17.10.2007 ]
   Чудесная работа, уважаемая Светлана! Когда я была в Монако, слышала, что уже немолодой герцег никак не решится жениться, поскольку говорит, что не может найти женщину, похожую на его мать.
    Спасибо за интереснейшее повествование!
    С уважением, Злата Рапова
Уваркина Ольга[ 18.10.2007 ]
   Спасибо, милая Светлана! Отличная работа. Вся жизнь Грейс Келли - яркий пример таланта, не стремящегося, даже в силу возникших причин, почивать на лаврах, а труд , самоотдача, жертвенность семье, детям, искусству...
   С уважением. Ольга.
Алшан Гаир[ 28.01.2008 ]
   Меня очень восхищают деятельные люди, которые стремятся принести пользу обществу, помочь страждущим.... Я слышала о Грейс Келли, но из вашего эссе, Светлана, я узнала много нового и интересного для себя. Спасибо!
   У меня вот вопрос - когда я читаю биографию различных известных личностей, мне всегда интересно, - откуда авторы берут мельчайшие подробности жизни этих людей? Тут, например, откуда вы знаете что она пряталась в комнате и доставала ларец с куклой? Может, это полет фантазии или же все же точный достоверный факт? Просто всегда делают оговорки, типа "никто об этом не знал и не догадывался"...­ а откуда же знает биограф?
   У меня просто не было возможности задать такой вопрос другим авторам-биографам, т.к. не знаю я их лично, а вот вам как раз задать его представилась возможность. Буду очень признательна :). Спасибо. Гуля
 
Светлана Макаренко (Princess)[ 28.01.2008 ]
   О Ее Монаршей Светлости Княгине Патриции - Грейс Гримальди написанно много. Кто желает, может найти и прочесть.. Я считаю себя серьезным автором. Потому - ищу. :))))))) И нахожу, разумеется...:)))))) Вам желаю того же в Вашем творчестве - искать и найти!

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта