ПУШКИН ДО И ПОСЛЕ ДУЭЛИ Вот всё решилось наконец! С души как будто сняли камень. Так называемый, отец Для вызова недосягаем. Но «сын» его – подлец и трус Не смог от боя отвертеться. На этот раз подставит хлюст Под дуло пистолета - сердце. Скорей бы, только бы скорей! Дом сплетни пачкают, порочат! Они клубком шипящих змей Опутывают дни и ночи. Нет измышлениям конца, И чтобы не терять лица Все силы надобны. А музы Сбегают от такой обузы. Не пишется. И мудрено Стихов тончайших полотно Сплести под злобное шипенье. Исчерпано его терпенье. Он должен защитить свой мир. Дантес получит сувенир! Что будет дальше? Будет суд. В поместье надолго сошлют. Жена противиться отъезду Уже не сможет. Света бездну Покинет наконец она. И будут рощи, тишина… Работать сможет он спокойно, Семейство будет жить достойно. Долги не будут впредь расти. Вот что он видит впереди. А если вдруг убьют его? Тут не поделать ничего: Ведь если так судьбе угодно, Все ухищрения бесплодны. Как с тем Олегом и конём… Не нужно думать бы о нём. Ведь нет предчувствия плохого В душе. Уж утро, полседьмого. Решиться всё должно до ночи. Решит он всё без проволочек! Он будет умирать, превозмогая боли; Советовать жене, чтоб сплетни потушить, В поместье тихо жить два года, три - не боле, Потом в достойный брак ей надлежит вступить. Он будет уверять: она не виновата; О детях будет он тревожиться своих И о деньгах друзей, им без расписок взятых; И об ошибках и грехах скорбеть былых. Жалеть о строчках, что уже не написать. Прощаться и прощать, всех и за всё прощать… НАСЛЕДНИКИ АРИОНА «Я гимны прежние пою», – Строка из «Ариона». Пел песню Арион свою Волнам во время оно. Услышал пение дельфин И в дифирамб влюбился, И спас певца среди стремнин, Когда тот с морем бился. Увы, живут теперь вдали Поэты от дельфинов, Которые спасти могли, В беде подставить спину. Да и беда совсем не та, Грозит она на суше: Нужда, вражда и клевета Поэтов часто душат. Чувствителен поэт, раним. Поэта берегите. Звёзд шёпот слышите вы с ним, Он душ земных целитель. ПОЭТАМ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Это было во время, что серебряным веком Называют поныне за стихов серебро. Очень разными были стихотворцев доспехи, Разномастны пегасы, совершенно перо. Стих звучал о паже и о «жаркой» рябине, О коралловых рифах и о вздохах избы... Был кому-то созвучен пересвист соловьиный, А другим — клавесин или звонкость трубы. Изменилась эпоха. Под идейною твердью Задыхалась лиричность. Жизнь ломала певцов. Умирали поэты неестественной смертью Или вдаль уезжали от железных оков. «Ананасы в шампанском», «Парки», «Песнь о собаке», «Звуки нашего марша», «Капитаны», «Аббат»… Мы теперь только можем, всех поэтов оплакав, Без изъятий увидеть их серебряный сад. МАНДЕЛЬШТАМ В ФЕОДОСИИ Феодосия та, по которой бродил Мандельштам. Сети улочек узких, скорей иноземных, чем русских. Разлита акварель по стенам, по садам, по холмам. Шелест вод о песок,шум дискуссий ночных об искусстве… Мир бегущей волны и стихов, и гражданской войны, Где от ложных наветов спасал Мандельштама Волошин. Средства к бегству даны, только тропы чужой стороны Не влекут. И беды не почувствовал кожей заложник. Не провидим судьбы. Уплывая, ревут пароходы. А он, строчки тасуя, и по улочкам призрачным бродит. МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ Четыре стены. Ни любимых, ни друга… Лишь выход к могиле, ведущий из круга Ошибок, потерь, одиночества, страха. Рвать нитку судьбы не препятствует пряха, Та Мойра иль Парка… Елабуги ветер, Один ты оплачешь её на рассвете. Придут к ней признанье, любовь, состраданье, Восторг, пиетет, но с каким опозданьем!.. ГУМИЛЁВ Писал поэт: в движенье – жизни суть, И «нет конца весёлым переменам!» Душа стремилась в путь, в далёкий путь. Домашние не привлекали стены. Манила властно Африка к себе. Была ареной ярких приключений, Подарком в поэтической судьбе, Калейдоскопом сказочных видений. Саванны, где в траве таились львы, И Нила мощь, и рыжие разливы… Не раз лишиться мог он головы. Встречал вождей воинственных, спесивых. Он красными расстрелян был за то, Что не донёс о предложенье белых. Считал судивший, что не с нами кто, Тот против нас. Решили быстро дело. Погиб от рук не злобных дикарей, Радетелей родной страны своей… ЕЛИЗАВЕТА ДМИТРИЕВА – ЧЕРУБИНА ДЕ ГАБРИАК «В мирах любви неверные кометы…» Волошин Елизавете Ивановне Дмитриевой Воздух Крыма, море и полынь. С ней – её возлюбленный, Волошин. Звёздные сонеты, неба синь… Счастье так и катится в ладоши. Позади болезней тяжких строй. Хоть она и стала хромоножкой, Всё же хороша она собой, Но красою робкой, на застёжках. Пишет Лиля тихие стихи, Соразмерные самооценке. Не выходит из её строки Яркая красавица на сцену. Духи Крыма, море и полынь… Зреет у Волошина идея: Оболочку будничную скинь, Сможешь стать Еленой иль Медеей. Черубиною де Габриак Станет Лиля. Дамою из сказки. Помнят Коктебель и Карадаг Озорную прелесть той завязки. И в журнал летят уже стихи От красавицы – аристократки. Завораживают всполохи стихий, Строки ярки, жарки без оглядки, И поэт известнейший готов, Опьянённый строф её соблазном, Воевать за сказочный улов! И редактор полон чувством страстным. Мщение придёт и шквал обид В час, когда раскроется подмена. Лилю этот шквал не пощадит, Жизнь её надломится мгновенно. Будет долго избегать пера: Часть души в наветах умерла. Счастья не возьмут её ладоши. Станет только другом ей Волошин. Огненное солнце, неба синь… То, что дозволяется мужчине, Женщине опасно и поныне. Разные стихии ян и инь. ИННОКЕНТИЙ СМОКТУНОВСКИЙ Мать ребёнка выгнала из дома: Голод, не прокормишь лишний рот … Жизнь несла сквозь бури, буреломы И казалось, что вот-вот убьёт. Воровал еду он на базарах, Был за это торгашами бит. В плен попал. Боясь судебной кары, В край бежал, где зона въелась в быт. Там фамилию свою подправил. Маску дурачка как щит носил И, по логике житейских правил, Стать бы должен жертвой злобных сил. Но в душе таланта власть таилась. Униженье, боль и страх пути – Всё в хрусталь искусства перелилось, В образы, что в неге не найти. Чтоб создать такого Головлёва, Гамлета иль Фёдора – царя, Князя Мышкина сыграть такого Нужен муки груз для алтаря. Муки груз и гения призванье Высекали искры состраданья, Позволяли заглянуть в глубины Душ любых, в причудливость пучины. КОРОЛЬ И ЕГО ЗАМКИ Девятнадцатый век проскакал полпути, Баррикады трясли вертикали. И Людовик Баварский от власти уйти Должен был. Сыну власть передали. Внук любимый в ту пору уже подрастал. Был Людовиком назван в честь деда. В восемнадцать главой он Баварии стал, Блеск короны, в альковах победы. На портрете он строен, решителен, горд. Таковы и осанка и поза. А в глазах – чужедальний синеет фиорд, В них поэзии больше, чем прозы. Своё детство провёл в горном замке отца, Где герои легенд на картинах, Где красоты природы достойны Творца, Элегичность таится в лощинах. Неприятен Людовику века оскал, Рынок пошлый, базарные свары, Век железный, где издан уже «Капитал», Где богатство – фундамент навара. Душу оперы Вагнера взяли в полон, Жить бы в их декорациях вечно! Был дворец среди скал с этой мыслью рождён, Его сказочный мир безупречен. Одновременно строил второй он дворец, Линдерхоф – Королевскую виллу. В тех местах, где охотился раньше отец, Та жемчужина сына хранила. И ещё один замок от будней беглец Начал строить на Херренкимзее. Этот новый Версаль – всех проектов венец – В честь Людовика – Солнца затея. Королю не простили ни строек парад, Ни уклад столь далёкий от века, И соперников клан был Людовика рад Сумасшедшим назвать человеком. А потом был утоплен Людовик тишком, Заменили водою секиру, Вскоре были открыты дворцы, и как гром Слава их загремела по миру. Очень часто несущего в мир красоту Обвиняют в отрыве от века. Красота же не ведает века черту, На века она дар человеку. НАДЯ РУШЕВА Московской девочки рука Рисунков чудо создавала. Усилий вроде было мало, И лишь отдача велика. Рисунок чёткий без помарок Глубок, стремителен и ярок. Вот нежный принц и грустный Лис. «Пушкиниана», «Марсельеза», Мольер заканчивает пьесу, Танцовщик в воздухе завис. Вот Мастер рукописи жжёт. Змий Еву к яблоку влечёт… Усилий вроде было мало, И лишь отдача велика… Отдача время спрессовала. В семнадцать девочки не стало. Жизнь, точно вспышка, коротка. Творца отличье – божья искра. Она и дар, и фактор риска. Порой талант творца сжигает, Виновным – случай представляет. |