Фарид Алекперли БЕСЕДА ФИЛОСОФОВ (из книги Ф. Алекперли «Между ложью и истиной. Кризис антигуманной цивилизации) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: АТИЛЛА (406-453) - царь гуннов. Мола Панах ВАГИФ (1717-1797) - азербайджанский поэт и визирь Карабахского ханства. Али Ага ВАХИД (1894-1965) - бакинский поэт и жизнелюб. Мирза Шафи ВАЗЕХ (ум. в 1852) - азербайджанский поэт. Валиаддин ИБН ХАЛДУН (1332-1406) - арабский философ и социолог. Унсурмаали КЕЙКАВУС (1121-?) - иранский писатель, автор книги назиданий "Кабуснаме". Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - итальянский политолог. Марк ТВЕН (1835-1910) - американский писатель. Имадэддин НАСИМИ (1370-1417) - азербайджанский поэт-мистик. НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141-1209) - великий азербайджанский поэт. Понтий ПИЛАТ (правил между 26-36 гг.) - римский прокуратор Иудеи, распявший Иисуса Христа. ПЛАТОН (428-348 до н.э.) - греческий философ, ученик Сократа. Александр ПУШКИН (1799-1837) - великий русский поэт. СОКРАТ (ок. 470/469-399 до н.э.) - греческий философ. Шарль Морис ТАЛЕЙРАН (1754-1838) - премьер-министр Франции. ТАМЕРЛАН (Тимур-Ленг, Амир Теймур, 1336-1405) - правитель и завоеватель из Центральной Азии. Мухаммед ФИЗУЛИ (1494-1556) - классик азербайджанский поэзии. Омар ХАЙЯМ (1048-1131) - персидский поэт. Артур ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) - немецкий философ. Альберт ЭЙНШТЕЙН (1879-1955) - физик, автор теории относительности. ********* НИЗАМИ: - Дорогие господа, позвольте мне приветствовать вас на Первом Всенебесном Межвременном Научно-Философском Меджлисе. Мы, ученые, политики и поэты, люди разного характера, таланта и судьбы, представители разных стран и эпох, прибыли сюда для того, чтобы поделиться своими мыслями о том, что есть Истина, и почему на протяжении многих тысячелетий на Земле безраздельно господствует ложь. Ясно, что человеческая мудрость имеет свои пределы. Всю правду о нашем грешном мире знает лишь сотворивший его Всевышний. Мы, смертные, можем лишь предполагать и, поэтому, собрались здесь только чтобы поделиться своими догадками. Итак, пусть каждый скажет, что такое, по его мнению, Истина, а также как познать и отстаивать ее в нашем иллюзорном, полном лжи мире? ФИЗУЛИ: - Высшая и абсолютная Истина - это Бог! НАСИМИ: - Частица Божественной Истины живет в каждом человеке, но разглядеть эту частицу может лишь мудрец, посвященный в тайны тариката - мистического пути к Богу. ТАЛЕЙРАН: - Будучи профессиональным государственным деятелем, я редко говорю правду, ибо язык дан политику для того, чтобы скрывать свои мысли. Ложь всесильна и неколебима, а Истина иллюзорна и опасна. МАКИАВЕЛЛИ: - Это разумно. Ведь сказанная не к месту правда, может вызвать смуту в обществе, развалить страну и погубить государство. ПОНТИЙ ПИЛАТ: - Только власти дано решать, что есть правда, а что - нет. Как-то я спросил у Иисуса Христа: "Что есть истина?". Его ответ меня не устроил, и я распял его. ВАЗЕХ: - Слышал я, что люди говорят: "Кто правдив, тот должен быть крылат. Смертным смертные на белом свете все простят, а правды не простят!" КЕЙКАВУС: - Поэтому, ложь, похожая на правду, предпочтительнее правды, похожей на ложь. ШОПЕНГАУЭР: - Лучше обнаружить свой ум в молчании, нежели в беседах. Большинство людей не стоят того, чтобы с ними вообще разговаривали. Обывателю не нужна Истина, он жаждет лишь хлеба и зрелищ. ЭЙНШТЕЙН: - Относительно обывателей, могу вам сказать, что существует две бесконечности - бесконечность пространства, в которой я иногда сомневаюсь, и бесконечность человеческой глупости, в которой я никогда не сомневаюсь. СОКРАТ: - Полагаю, что Истина рождается в размышлениях, беседах и спорах. Я никогда не навязывал людям своего мнения, а лишь побуждал их самостоятельно мыслить. Я называю свой метод "повивальным искусством" или, по-гречески, технэ маэвтике, ибо помогаю Истине родиться, так же как повивальная бабка помогает родиться ребенку. ПЛАТОН: - Тогда посоветуй и нам, как постичь Истину. Я спрашивал многих, но никто не дал мне путного совета. Софисты говорят, что знают только то, что ничего не знают. А что знаешь ты, Сократ? СОКРАТ: - А я и этого не знаю. И вообще, никогда не слушай ничьих советов, в том числе и этот мой совет. ХАЙЯМ: - Уверен будь, что Истина в вине! Ее, ты, друг, найдешь на самом дне бокала. ФИЗУЛИ: - Верно, только это не обычное вино, а Вино Познания! Оно не содержит алкоголя и пьянит лишь любовью к Богу. ВАХИД: - И вино, и яства, и возлюбленная, и друзья должны быть настоящими, а не метафорическими. Каждую фразу в моих стихах нужно понимать буквально. В этом-то и есть моя Правда. ВАГИФ: - Истина - в сладких губах возлюбленной. Только не говорите мне, что "губы возлюбленной" - это всего лишь поэтическая метафора, означающее у стихотворцев "слово Божье". ФИЗУЛИ: - Метафоры - это тайный язык посвященных суфиев, мудрецов, понимающих "ирфан" - сокровенный смысл наших стихов. Для того чтобы познать высшую Истину, нужно мысленно оторваться от бренного материального мира и устремить свой дух к познанию вечных тайн Мироздания. ВАГИФ: - Возможно, я не столь мудр как Физули, ибо я писал стихи на простом и понятном азербайджанском языке. Однако народ до сих пор меня понимает, любит и читает. А полные "ирфана" стихи Физули, хотя и написаны по-тюркски, но без словаря их не каждый разберет. Какая польза от такой мудрости? ФИЗУЛИ: - Образованный читатель понимает меня с полуслова. Высокое искусство не для всех, оно - для избранных. Разве можно сравнить простой и дешевый кафтан крестьянина с расшитым золотом костюмом падишаха? Есть портные, которые шьют для крестьян, а есть портные, которые шьют для знати. Так же и поэты. Одни пишут для обывателей, другие - для умных и образованных людей. ПЛАТОН: - Истина велика и прекрасна лишь в первозданной наготе своей. Она не боится показаться обнаженной, ибо в ней нет ни малейшего изъяна - она прекрасна так же, как прекрасны Венера и Аполлон. Истина самодостаточна и не нуждается во всякого рода румянах и золотых побрякушках. Так стоит ли все усложнять и искусственно создавать загадки там, где их нет? Природа и так полна нераскрытых тайн и чудесных откровений. ПУШКИН: - Скажу вам по секрету, одно время я был масоном - и ложу посещал, и к тайным знаниям причащался. Поэтому эзотеризм Физули мне близок. Вагиф - совсем другое дело. Он гениален в простоте своей. Недаром Екатерина Великая его любила и дарами осыпала. ТАМЕРЛАН (вынимая меч из ножен): - Истина - это не пустые слова, Истина - это реальные свершения и великие подвиги. Одно время такой Истиной был мой разящий меч! Силой, доблестью и отвагой я покорил народы от Средиземноморья до Индии. Правил я мудро и справедливо, старался не убивать всех подряд и с учеными мужами советовался. ИБН ХАЛДУН: - Это действительно так! За 400 лет до Дарвина, я, ничтожный грешник, написал, что человек произошел от обезьяны. Тамерлану доложили об этом, и тот приказал немедленно схватить меня и доставить к нему во дворец. Попав в царский шатер, я дрожал от страха, так как был уверен, что меня подвергнут жестокой казни. Однако Тамерлан не убил меня. Вместо этого, мы сыграли с ним в шахматы, а потом долго беседовали о разных чудесах света и загадках мироздания. Тамерлан пытливо спрашивал меня о пророках, ученых и философах древности. Мы говорили об Аристотеле, Александре Македонском и о пророке Мухаммеде. Под конец, он угостил меня пловом и отпустил домой. Я понял, что Тамерлан человек от природы смышленый и даже образованный - он кое-что читал и кое-что знает. Но правитель окружен глупыми вояками, алчными интриганами-царедворцами и льстивыми поэтами. Избавиться от них он не может, ибо все эти люди - опора его власти. Но общаться с ними Тамерлану скучно и противно. Вот он и пользуется каждым случаем, чтобы побеседовать с умным и образованным человеком. ТАМЕРЛАН: - Мы, сильные мира сего, обладаем всеми мирскими благами, а у этих великих философов и писателей никогда ничего не было, нет, и не будет. Но как странно устроен мир! Почему-то не они нуждаются в нас, а мы в них. Я приглашал на службу поэта Насими, но он отказался и предпочел нужду и смерть на чужбине роскошной жизни в моем дворце. Неужели от большого ума люди теряют разум? ШОПЕНГАУЭР: - Гениев и сумасшедших объединяет одно: ни те, ни другие не живут в реальном мире. У каждого мыслителя - свой собственный мир, своя планета, где он сам себе и царь и бог. Зачем ему твой опутанный интригами двор и твое запачканное кровью золото, Тамерлан? НАСИМИ: - Настоящий мир - это царство Истины и Любви. Оно живет в моем сердце и правит им не Тамерлан, а Бог. ИБН ХАЛДУН: - О правители! Не судите мудрецов слишком строго. Во-первых, им с вами скучно и неинтересно, во-вторых - они вас боятся. Ведь кто, как не сильные мира сего, по “доброте душевной”, отравили Сократа, изгнали Платона, бросили в тюрьму Хагани, содрали кожу с Насими, казнили Вагифа, повесили Лавуазье, сожгли Джордано Бруно, замучили Галлилея и Кампанеллу, а великого Рази били книгой по голове, пока тот не умер... ТАМЕРЛАН: - Ладно, хватит! Не делай из царей монстров. Философы, у которых голова на плечах, великолепно уживаются в моем дворце и пользуются всеми благами. Вот они уже выстроились в очередь, ожидая милости поцеловать край моего халата! ИБН ХАЛДУН (с иронией): - Как же, вижу твою шеренгу “мудрецов”, но мы, кажется, говорили не об этих несчастных, а о великих философах, подобных Сократу или Насими. ТАМЕРЛАН: - В том, что истинных мудрецов притесняют, виноваты не цари, а царедворцы. Они мстят умным людям потому, что сами глупы. Но так устроен мир. Принимай его таким, как есть. К тому же гении, по природе своей, еретики и смутьяны. Они опасны для государства и общества. В этом - Истина! МАРК ТВЕН: - Считаю, что назойливое стремление говорить правду не всегда уместно. Как-то, после напряженного рабочего дня, я решил отдохнуть с друзьями в трактире. Вдруг, в самый разгар застолья, когда у всех было превосходное настроение, к нам подходит какой-то незнакомец и бесцеремонно заявляет: "Господин Твен, я прочитал ваше последнее произведение, и у меня есть к нему масса критических замечаний… Сейчас я искренне выскажу вам все, что я думаю о вашей книге!". На что я ответил: "Только попробуй, и моя тарелка окажется у тебя на голове!" АТИЛЛА: - Настоящий мужчина мало говорит и много делает. Прежде чем сказать кому-либо правду в лицо - подумай, а коль сказал - умей постоять за свои слова. Мой девиз: “боишься - не делай, сделал - не бойся”. ПУШКИН (обращается к Низами): - Милостивый государь, скажите, а почему вы не пригласили на наш Меджлис великих пророков - Заратустру, Моисея, Иисуса и Мухаммеда? По-моему, им было бы, что сказать. НИЗАМИ: - Они давно уже все сказали. И потом, разве вы бы осмелились открыто высказывать свое мнение и спорить в присутствии пророков? ПУШКИН: - Да, вы правы. Снимаю свой вопрос. ЭЙНШТЕЙН: - Наша встреча подвела меня к любопытному выводу - не существует ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Есть лишь единое Пространство-Время, в котором бок о бок живут люди из прошлого, настоящего и будущего. Они сосуществуют совсем рядом, но, обычно, им не дано видеть друг друга. Воспринимать невидимое могут лишь выдающиеся спириты, маги и экстрасенсы, которым удается подключиться к живительному потоку сознательной энергии, пронизывающей все Пространство-Время. Эта энергия и есть Бог или Истина. НИЗАМИ: - Итак, дорогие друзья, давайте подытожим, что же есть Истина? Мудрецы лишь молча переглянулась. Сократ с недоумением вскинул брови. Пилат с иронией усмехнулся. Шопенгауэр со скукой зевнул. Физули погрузился в глубокую задумчивость. Пушкин взял свой блокнот и стал рисовать в нем какие-то силуэты. В зале повисла тягучая тишина… НИЗАМИ: - Что ж, случилось то, чего я ожидал - мы не пришли к единому мнению. В этом нет ничего странного, ведь на нашем Меджлисе присутствуют люди с неодинаковыми, порой противоположными взглядами. Вполне достаточно того, что каждый из нас смог поделиться своими мыслями. Теперь у искателей Истины появилась возможность выбирать между нашими, столь разными, мнениями и убеждениями. Выбор - всегда за мыслящим человеком, и вся ответственность за этот выбор тоже лежит только на нем. Об этом говорят и священные книги - "Авеста", "Библия" и великий "Коран". |