Произведение |
|
Объем: 3523 [ символов ]
|
|
|
|
Заявка Автора: Игорь Осинных. Там (срок выполнения - по 31 мая 2008) |
Шёл дождь. С трудом преодолевая грязь, к развалинам одного из домов подъехала БМП. Вокруг никого не было кроме сидящего на корточках у стены человека, копошившегося у рации. Он мельком взглянул на приближавшуюся машину и вновь вернулся к своей работе. Из БМП вылез одетый в такой же костюм химической защиты, как и на радисте, человек и направился к сидящему. – Давид, пора уезжать. Кто-нибудь ещё здесь остался? Радист отрицательно мотнул головой. – Все куда-то пропали. В эфире тоже никого нет, – он ударил кулаком стену. – Можешь спокойно раздолбать свою аппаратуру, она тебе больше не понадобится, – словно в ответ на удар в динамике возник отчётливый голос. – Ерин! – радостно выкрикнул Давид. – Что происходит? Неужели всё так серьёзно? – Безнадёжно и непоправимо. Каждый спасает свою шкуру, и это лучшее, что можно предпринять в данной ситуации. Пылевые облака будут закрывать поверхность от солнечных лучей столетиями. Что заслужили, то и получили, – ехидно ответил говоривший. – А ты чему рад?! – подскочил радист. – Захотел в провидца поиграть? Думаешь, все хотят в могилу? Что… Вспышка оборвала его. Непреодолимая сила отшвырнула его. Давид упал навзничь, не видя ничего и чувствуя только нестерпимую боль. Когда зрение вернулось, он различил силуэт пикирующего самолёта. Цепочка снарядов отделилась от ствола пушки и начала неотвратимо двигаться на лежащего Давида. Почему-то они летели медленно, словно при замедленной съемке, он отчётливо видел их. Цепочка огней была уже недалеко, когда Давид с удивлением заметил, что они уменьшаются в размерах, словно тают в воздухе. Возле его лица они и вовсе исчезли. Он перевел взор на самолёт, но вместо него было лишь размытое пятно. В следующее мгновение оно растворилось. Давид встал. Все его движения были легки и свободны как никогда. Пространство заполнял непонятный нарастающий гул. Тёмный от плотных туч небосвод пришёл в движение. Яркий луч пробил облака в зените и упал на Давида. Свет словно раздвигал начавшие стремительно вращаться края бреши, увлекавшие за собой прилежащие слои пелены. Давид почувствовал, что он летит к источнику этого тёплого света по длинному коридору с закручивающимися стенками. Преображалась земля, на которой он стоял, что летела вместе с ним. Он видел воскресающие деревья, поднимающуюся траву, мирно разгуливающих животных. И людей с озарёнными светом лицами. Давид узнал их всех, погибших от ракетных обстрелов, ядовитых газов, новых вирусов, ядерных взрывов, скинутых метеоритов… Что-то заставило его обернуться. Тающая в свете тень стояла позади, насмешливо улыбаясь. Давид узнал Ерина. –Это всего лишь ты, – услышал Давид. Через мгновение от его знакомого ничего не осталось. Давид отвернулся и навсегда забыл его. Конец тоннеля уже был близко. Не осталось ничего кроме тёплого света и ощущения полёта. Он не знал, что будет за краем, и это не было важно. Не осталось ничего… Вновь шёл дождь. Его монотонный шум нарушал только рокот, доносившийся с запада. Жидкость разъедала холодное рваное тело Давида. Искореженная груда металла, недавно бывшая боевой машиной пехоты, лежала неподалёку вместе со всей своей командой. Уже остыл мозг, создавший в условиях аноксии неведомый мир, в котором навсегда осталось сознание Давида, некоторые ткани ещё продолжали жить, но и они были обречены в оставшемся без нервной системы теле, как были обречены люди, ещё продолжавшие метаться на поверхности разрушенной планеты. Шёл дождь. |
|
|
Дата публикации: 28.04.2008 15:39 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | За рассказ Игоря Осинных я взялся с некоторой опаской и предвкушением удовольствия от сложности предстоящей задачи. Рассказ не прост, несмотря на размер. То, что делает Игорь, не подпадает под мое понимание графомании. Он пишет о том, что переживает глубоко внутри себя. И очень не хочется нечаянно обидеть такого Автора. Но и врать ТАКОМУ Автору не хочется тоже. «Шел дождь.» Дождь идет на протяжении всего повествования. Природа равнодушна и слишком занята собой, чтобы отвлекаться на мелкие желания смертных. И это создает ощущение кинематографического эпизода. Да, наверное, - эпизод из фильма. Эпизод из жизни. Автор предваряет свой рассказ фразой «Человек максимально счастлив лишь во время собственной смерти.» Смелая и категоричная мысль. Но, как любая категоричность, ОБЯЗАНА иметь червоточину. Не будем искать ее. Такие открытия куда интереснее совершать в одиночку. Посмотрим, удалось ли Автору убедить нас в правильности СВОЕЙ мысли. Название рассказа – «Там». Там – за чертой между жизнью и смертью. Там – куда раньше времени не дано заглянуть почти никому. Просто и многозначительно. При всей неохватности темы Автор предлагает нам рассказ, очень маленький по объему. Значит, нашел сказать читателю что-то самое важное, решил, что ухватил суть. Давайте посмотрим. Радист Давид погибает во время бомбежки. После чего с небес падает луч света и Давид чувствует, что «летит к источнику этого тёплого света по длинному коридору с закручивающимися стенками». В это же время воскресает земля, деревья и все погибшие люди. «Конец тоннеля уже был близко. Не осталось ничего кроме тёплого света и ощущения полёта. Он не знал, что будет за краем, и это не было важно». Приведу полностью окончание рассказа. «Вновь шёл дождь. Его монотонный шум нарушал только рокот, доносившийся с запада. Жидкость разъедала холодное рваное тело Давида. Искореженная груда металла, недавно бывшая боевой машиной пехоты, лежала неподалёку вместе со всей своей командой. Уже остыл мозг, создавший в условиях аноксии неведомый мир, в котором навсегда осталось сознание Давида, некоторые ткани ещё продолжали жить, но и они были обречены в оставшемся без нервной системы теле, как были обречены люди, ещё продолжавшие метаться на поверхности разрушенной планеты. Шёл дождь.» «И – что?» - подумал я. Да, перед смертью человек действительно видит что-то, подобное тоннелю со светом в конце. Признаюсь, это я знаю не понаслышке. Только счастья при этом не испытывал. Успокоение, смирение, облегчение от закончившихся мук – да, пожалуй. Но – счастье?! Совсем сбил меня Автор с толку, когда в конце квалифицировал все виденное литгероем как «созданный в условиях аноксии неведомый мир». И тут мы могли бы с Вами, Игорь начать дискуссию, превышающую объем рассказа в сотни раз. Я же хочу завершить ее, не начав. Вы не убедили меня, Вашего Читателя. В силу моего собственного жизненного опыта, остатков логики и здравого смысла. О тоннеле мы уже говорили. Давайте поговорим о воскрешении. «Давид узнал их всех, погибших от ракетных обстрелов, ядовитых газов, новых вирусов, ядерных взрывов, скинутых метеоритов…» Включаю логику. Видимо, это некий общественный тоннель, что-то вроде метро. Никогда о таком не слышал. Я думал, он у каждого свой. И откуда Давид знает их всех? И совершенно непонятное словосочетание – «скинутых метеоритов». Их что, с орбиты скидывали? Они же неуправляемые после этого, могут упасть куда угодно! Мир совсем рехнулся?! Давайте лучше поговорим о стиле. В силу своего небольшого размера, рассказ должен читаться на одном дыхании. Соблюдение ритма здесь почти так же важно, как в стихах. Лишнее – безжалостно резать! А лишние слова, нарушающие ритм, есть. «и вновь вернулся к своей работе». «Вновь» – лишнее. «Вернулся» и обозначает - вновь начал работать. «Кто-нибудь ещё здесь остался?» Лишнее – «здесь», утяжеляет речь, делает ее не разговорной. «Все куда-то пропали. В эфире тоже никого нет.» Поверил бы: «Все пропали. И в эфире никого.» «. и это лучшее, что можно предпринять в данной ситуации. Пылевые облака будут закрывать поверхность от солнечных лучей столетиями» Ага, капец уж близится, а они тут правильные предложения составляют. Не верю! «Пылевые облака будут закрывать поверхность от солнечных лучей столетиями»! Блеск! Это еще не каждый в спокойной-то обстановке придумает. «Вспышка оборвала его. Непреодолимая сила отшвырнула его.» Повторение «его». Мелочь, но можно же как-то иначе? «Почему-то они летели медленно.» Ох уж мне эти «почему-то» и «как-то»! Игорь, это же РУССКИЙ язык! Неужели недостаточно слов? «Пространство заполнял непонятный нарастающий гул» «Непонятный» – простите, банально и беспомощно. Понятно, что непонятный, а какой он еще? Расскажите мне, читателю. Густой? Вибрирующий? Закладывающий уши? Дайте мне почувствовать его! В заключение скажу вот что. Игорь, Ваша работа интересна и сложна для критика. Я подступался к ней несколько раз и откладывал. В конце концов оставил то, что может помочь Вам сделать рассказ лучше. На мои общие рассуждения можете плюнуть с высокой колокольни и забыть, а вот еще немного поработать со стилем я бы Вам посоветовал. Желаю успехов! И удачи. Литераторам она тоже нужна. С уважением, Критик 5 | | Спасибо за вдумчивую рецензию, многие замечания по существу. Похоже, у вас другое определение счастью. Я определяю счастье как ощущение комфорта на всех уровнях. Поэтому "Успокоение, смирение, облегчение от закончившихся мук" и есть счастье, на мой взгляд. "И откуда Давид знает их всех?" Речь шла о родных и близких, смерть которых он пережил. Я должен был сделать в тексте соответствующее уточнение. Разумеется, у каждого тоннель свой, просто во время клинической смерти в мозгу могут всплыть образы людей, по которым умирающий тосковал. "Их что, с орбиты скидывали?" Вот именно, падает не очень большой метеорит в нужном месте, и всё. Сильные разрушения, но нет радиации, а пылевое облако недостаточно для наступленя "ядерной зимы" на планете. Технологии будущего "они тут правильные предложения составляют" Речь радиста надо корректировать, с этим я согласен. Но не слова его собеседника, ведь тот ждал катастрофы, он не паникует. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |