Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту. Дж.-Б. Шоу И действительно… Отдавать тем, у которых ни профессии, ни прав, ни денег, только сексуальная ориентация – молодым везде у нас… туда им и дорога? Но «мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем» (В. Белинский)… "Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие". "Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо она невыносима, невыдержанна, просто ужасна". "Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далеко". "Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". Сколько умных и неравнодушных к судьбам общества людей могли бы подписаться под этими горькими словами. Между тем, под первой цитатой уже есть довольно авторитетная подпись – Сократ (470 – 339 годы до нашей эры). Вторая изречена Гесиодом (около 720 года до нашей эры). Третье высказывание принадлежит египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до нашей эры. Четвертая цитата обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет… Ничто не вечно под луной. Если не считать нескольких вещей, среди которых вечно цитируемая проблема отцов и детей. Продукт прошлых веков, у которого, на удивление, не истек срок давности… Не истек, слава Богу. Столько наук кормятся вокруг продукта. Одна из них – педагогика: пед (гр. – paidos) – дитя. Она тоже не охватывает всю проблему-продлему ни во времени, ни в пространстве, но попытаться рассмотреть несколько фрагментов видения можем позволить себе и мы. Греческое "схоле", от которого произошло почти во всех языках слово "школа", означало "проводить свободное время, быть праздным, медлить, мешкать, заниматься чем-то во время досуга". Выходит, школы возникли, чтобы лишь замкнуть друг на друге две категории населения – стариков и детей, которые не годились для трудов или охоты и только всем мешали? Да, вторят нынешние острословы: «Школа – это заведение, где детей учат нужному и ненужному вперемешку, всячески мешая им отличать одно от другого (В. Кротов). Неужто все так безнадежно? И даже не стыдно принимать сверхсовременную систему отличий, например, успеваемости, когда вместо набивших оскомину цифр будут такие оценки: 1. "Ну, ты, блин, даешь!", 2. "Ты что, совсем лох?!", 3. "Ладно, ништячек", 4. "Ну, это, типа, нормально!" 5. "А вот это – круто!"… В противовес вспомним – "Положение для определения успехов в науке" царского времени: Успехи воспитанников в науках проистекают или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а, следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому образом. Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собою; он определяет правила для однообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом: 1-я степень (успехи слабые) Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонности к чему-либо иному. 2 степень (успехи посредственные) Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия. 3 степень (успехи удовлетворительные) Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой механической работы. 4 степень (успехи хорошие) Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начала, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно. 5 степень (успехи отличные) Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться должно, и что можно возразить против теории… Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенною любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания. Между тем: Ни один – семи пядей во лбу! – педагог Рассудить стариков с молодыми не смог! Вспоминаются нынешние педсоветы. То есть – в прямом и переносном смыслах – тоже. * * * Вот один из типичных, большая часть которого ушла на мероприятие, долженствующее приструнить бездельников и разгильдяев. Это и описывать не хочется: все на уровне известных школьных анекдотов… – Учеба – это труд, – наконец, назидательно и грозно начал кончать эту тягомотину председатель педагогического совета, – и каждый из нас должен сделать все, чтобы… – …учиться было трудно! – не смог остановиться я. Педагоги рассмеялись. Раздосадованный директор все же вспомнил вольтеровское: "Что сделалось смешным, не может быть опасным". И постарался достойно отшутиться: – Нет, недаром Конфуций говорил о таких, как вы: "Встретишь учителя – убей его"! И привычно вырулил педсовет к отчетам. Потом к "Разному". Между прочим, здесь продолжили дискуссию о введении платного обучения (авось, Всевышний не допустит!). Заучиха прочитала выдержку из письма: "Если бы решение вопроса, будут или нет – моих дочерей насиловать формулами галогенирования ароматических углеводородов, зависело от того, что мне надо было заплатить 10 рублей, то я бы не заплатил и пятака. И тогда появилась бы надежда, что это зомбирование и насилие, не подпитываемое экономически, приостановилось". Что тут началось! Ах, что тут началось! И так уже отменили выплаты за выслугу лет! Что, это льготы? Какие льготы?? Это просто система удерживания кадров, принятая во всем мире! Собираются обложить налогом землю, на которой стоит школа. А кто будет платить? Мы? Или опять родители?? Битый час члены потревоженного преподавейника клеймили всех и вся. Только я молчал. Наконец, прислушался. – Мы должны выработать одно мнение. Будем пытаться пробовать выяснять! В конце концов, нам вести учебный процесс! – Вы знаете, куда? – ввернул свой вопрос и я. – Мы все должны идти в одном направлении! – Одно направление, в котором идут все, это дорога на кладбище. – Мы должны объединяться! – С кем? Успокойтесь, уважаемые. Надо учитывать самое главное – мнение того, кто будет платить. Вот я и подумал, захотят ли родители платить хотя бы за… – так называемый организационный момент; – проверку домашнего письменного задания у чужих детей; – ответ у доски не его ребенка; – объяснение, из которого его дитя не все поняло; – частую невозможность его отпрыску о чем-то спросить; – дискомфорт, возникающий у ребенка, не готового работать в предложенном темпе; – зависимость его мальчика или девочки, пропустивших уроки, от учителя; – дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях, возникших не по вине его ребенка? Нет и нет! Значит, думаем и кричим не о том. Думать надо над тем, чтобы даватель в преподавателе не выродился в брателя! Думать надо о сломе существующей системы обучения, о новых подходах, о реформах… – А что, мы не думаем? – Думали, думаем, и будем думать? Вопрос – доколе?! Может быть, введем для начала порядок перевода из класса в класс не по возрасту, а по способностям? Программа-то – на средний уровень подготовки учеников. Но есть: не успевающие за нею и более развитые, которые могли бы двигаться быстрее, но вынуждены топтаться на месте. А если учесть личные качества молодых? И способные ребята смогут раньше переходить в старшие классы, раньше получить аттестат и продолжить образование в высшей школе. А недалекие жертвы педагогической настойчивости смогут и дальше соревноваться в тупости с себе подобными, посещая прежний коллектив. А? И прислушались шкрабы (школьные работники!). И даже в протокол записали: "Обобщить… представить… поручить… в рабочем порядке…" Было это чуть ли не во времена совещания мышей, на котором решили навесить на шею коту колокольчик, упреждавший об опасности приближения. А кто его будет надевать, предложили решить в рабочем порядке! Что же, таков закон Грехэма: пустяковые вопросы решаются быстро, важные никогда не решаются. Поэтому воз и ныне там… * * * Да, тот же воз проблем-продлем. И новый педсовет собрался решать, поддержать ли митинг гимназистов. Они против преподавания всех предметов не на русском языке, как было раньше, а на государственном! Я лежал дома с гриппом и "Законами Паркинсона". Хорошо, что не с птичьим и не с болезнью имени гиппократного однофамильца творца остроумных законов! Однако не мог оставаться в стороне, поднялся, сел за компьютер и отправил на имя председателя педсовета свои размышлизмы: "Прошу коллег считать, что я "за" протест учащихся. Его надо логически сформулировать и представить в СМИ и в инстанции. Однако, я "против" нынешнего митингНового, "орального" метода его проявления. Можно лишь сожалеть по поводу толкотни на улицах и площадях перед телекамерами с целью осуждения или поддержания чего бы то ни было. Как говорят блюстители – безобразие нарушать! Чаще всего это лишь поход из ниоткуда в никуда, существо которого хорошо отражает один из ехидных плакатов: "Платформа есть, а рельсы?" Поход, показывающий, что собравшиеся имеют определенные взгляды на какой-нибудь вопрос, и только. Поднятыми руками и скандированием лозунгов толпа отвергает связную речь и возвращается в каменный век к обезьяньему бормотанию. Обезьяна может проделать все это даже более успешно. А безразговорочный аргумент против жестикуляции вообще основан на предположении, что гримасы и размахивание руками – это умственная лень. Эта страсть митинговая – Первобытно не новая. Поплакатная, устная – Отражение чувства ли? И мышление стадное – Вряд кому-либо надное. Первый принцип учености, предложенный Сократом и разработанный Аристотелем – это признание человеком недостаточности его знаний. Наши подопечные учатся для того, чтобы узнавать. Их убеждения по мере обретения должны подкрепляться логически, фактами, которые они готовятся доказать. Утверждение не станет истиной лишь оттого, что они повторят его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование. Основатель мира познания Сократ никогда ничего не утверждал категорически. Ссылаясь на свое неведение, он просто задавал вопросы. Наши воспитанники намерены в качестве основного доказательства использовать горло и плакаты: "Долой "Да здравствует", "Да здравствует "Долой", – или того круче… Не хлебом единым, Который едим мы, Жив мир – нам твердили стократ. Самим не пора ли Отведать морали, Как принял цикуту Сократ? Мешал он всем умным – Великие думы Являлись не только ему. Мешал и кретинам, Сомненьем глубинным Тревожа рутинную тьму. Мешал тем, кто верил, Правдивостью меря Майевтики скрытый предел, И тем, кто не верил, – Что требовал веры В единство раздумий и дел. Врага всякой догмы – Как любим богов мы! – Столпом объявили его... А вы заявляли: "Одно только знаю – Не знаю, как он, ничего"? Мы не донесли до них основное кредо разумного человека: "Провозглашенное тысячу раз сотнями тысяч не является в бόльшей степени истиной, чем противоположное убеждение, высказанное шепотом и одним человеком". Даже торжество разума может допускаться только в разумных пределах. А нomo sapiens – вовсе недостижимый идеал! Вот и выходит, что демократия – глас народа – хороша, если у человека есть слух. А если он орет, не различая нот? Деградация?.. Мы не достигнем своей цели и прогресса ни в чем, пока не поймем этого. Пока не направимся сами и не поведем учеников своих по пути к демократии не митинговой, а митингНовой, настоящей… Что такое – демократия? Может, всем-за-дело-братие? Вы скажете: "Как же без запретов"? Ну, это, сколько угодно! Потому что, если бы не они, кто бы из нас прочитал в свое время Библию, Ницше, Шопенгауэра, Вейнингера, Пастернака, Бродского, и многих других достойных авторов? Кто бы слушал песни, знал поэзию Высоцкого, Галича, Окуджавы? В то же время известно, что самый известный в древнем Риме учитель Юлий Гентор любое правило ученикам объяснял всего на трех примерах, составлявших суть первой педагогической методики. То есть – проторенной дороги, ибо "методика" греческого происхождения, и состоит из двух слов: "мет" – делать что-то вслед и "од" – дорога. P. S.: Относительно своего неучастия в совете могу утешаться, читая закон Оулда и Кана: эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени! P. S. P. S.:Может быть, мне тоже окончить эту репликацию тремя примерными изречениями? Молодое сердце всегда ближе к правде (ох, уж эта юность – всегда ли – сомнительно, а?). Кабы снова на свет народиться, знал бы, как состариться (это, пожалуй, да… если не пренебрегать науками). Время всему научит (вот это уже – точно, на том и стоять не стыдно, да?)! |