1. ВМЕСТО ПРЕДИ, И ПОСЛЕСЛОВИЯ «Лучший пророк будущего – прошлое». Байрон «...Исполните моё последнее желанье: Оплачьте, милые, мой жребий в тишине; Страшитесь возбудить слезами подозренье; В наш век, вы знаете, и слёзы преступленье: О брате сожалеть не смеет нынче брат. Ещё одна мольба: вы слушали стократ Стихи, летучих дум небрежные созданья, Разнообразные, заветные преданья Всей младости моей. Надежды, и мечты, И слёзы, и любовь, друзья, сии листы Всю жизнь мою хранят. У Авеля и Фанни, Молю, найдите их; невинной музы дани Сберите. Строгий свет, надменная молва Не будут ведать их. Увы, моя глава Безвременно падёт: мой недозрелый гений Для славы не свершил возвышенных творений; Я скоро весь умру. Но, тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдёт, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь, и вашими слезами Упьюсь... и, может быть, утешен буду я Любовью; может быть, и Узница моя, Уныла и бледна, стихам любви внимая...» А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Андрей Шенье». Благодарность за внимание к моему исследованию уже внесена в сборник «Великие Тайны Пушкина», поэтому без предисловий возвращаюсь к той части материала «Из Первой Тетради», которая была удалена из «Общей Тетради» по разным причинам. … Дело в том, что в изложении возникают препятствия: I. Огромная пропасть между Пушкиным настоящим, и бытующей информацией об этом Человеке и его деятельности. 2. Суть самой Тайны, постижение которой механически, в виде законов правописания и современных теорий драматургии, практически невозможно. Ведь материал оказался, без преувеличений, безграничным и полностью противоположным нашим традиционным представлениям о литературе как функции, и месте Пушкина в ней. Поэтому изыскания русско-советских литературоведов и критиков – ныне трудно представить хоть каплей из безбрежного океана наследия Человека, которого называем «великим русским», не предлагая достойного определения его величия. 3. Меры и способов измерения величия литератора европейская литература попросту не имеет. И причина настолько проста, что к ней стоит вернуться отдельно. Ну а пока, в общих чертах моё впечатление, что питающая среда А.С. Пушкина – сама Безконечность; а академические попытки оценить этот Дар, равны выводам зародыша капризного дитяти, упрямо не желающего увидеть в Свете Радость Вселенского Бытия. Конечно, было бы гораздо проще прочесть о том, что пытаюсь сейчас нащупать (превозмогая косноязычие моего социального и социалистического образования), в каком-то письме поэта; но первым хранителем Тайны был сам А.С. Пушкин! Во-первых, осознавший горький опыт первопроходцев, чьи попытки разрушить границы традиционного мышления заканчивались мучительной смертью или же каторгой. Во-вторых, предвидевший все последствия насильственного опережения времени. Т.е. мир полон убедительных сведений, что постижение невозможно, пока общество или же индивидуум не достигнет «возраста» осознания собственного предназначения, и права самостоятельно избирать путь постижения Высшего разума. С одной стороны, нам известна строка поэта «И тайный долг умею чтить», с другой стороны, нам преподали, что Пушкин подвергался гонениям, и критики – «общественное» мнение – достаточно общёлкали его зубами, ядом и жёлчью обрызгали. Но то ли ещё могло быть, если бы открылось народу всё, что зашифровано в произведениях Пушкина! - ведь дар Пушкина значительно превышал знания тех, кого издавна называют Адептами, Посвящёнными и т.д. Избранными. Тем не менее, коснись любого вопроса, связанного с открытиями, и сразу вместо ответа возникает ехидненькая ухмылочка: «А кому нужны эти тайны? На хлеб их, что ли, намазывать, или в ломбард заложить?» Проще сказать, мерами материального мира открытие не оценить, и не ответить на эти вопросы незрелому разуму, которому тема вообще не интересна. Тем более, краткое изложение сути будет болтаться на языке современника, как флажок «Миру мир» в детской ручонке. Скажем: «Пушкин - пример проявления дара познания Мироздания, Законов Вселенского Управления и Принципа распределения талантов; дабы поколениям разъяснять Причину Творения и Цель возникновения Естества». Ну и? Видите, сколько больших букв настучал! И тут же: бабах! Первое разочарование: «Ааа, это снова о космосе, или боге? Уже надоело! И какая нам разница, Пушкин писал или какой-нибудь Гаубицын? Вот Гагарин в космос летал и никакого бога не видел!!!» Эх, тут бы волшебную палочку предъявить, пару чудес показать, по примеру попов и целителей, или шкатулку с подписью Пушкина отыскать, из которой выскочит чёртик, знакомый из «попа и Балды», и надиктует стихи о весёленьком, близком… похмельном. И тогда сразу ты в центре внимания: девушки, журналисты, «тиви», и все без претензий! Буквально недавно делился с другом (прошу не рассматривать немецкий смысл слова «друг» как – любовник) прелестью ощущения водопада пушкинских тайн, освеживших моё отношение к поэзии в частности. А он - зевает. Правда, прикрывая ладошкой рот, стараясь зевоту выдать за глубокий вздох внимательного слушателя. И да, я мог бы сказать: «Смотрите, литературный рынок в этом «товаре» уже не нуждается!» Но ведь и в пушкинские времена потребность была не у каждого? Возьмём, например, один из «Рассказов о Пушкине». У кого-то в доме он читал новое произведение, и вдруг дама, стоявшая возле окна, сообщила: «Император проехал!» Пушкин замолк; но, пересилил себя и продолжил читать. А через пару минут: «Опять император проехал!» В рассказе написано: Пушкин порвал свою рукопись и выбежал из «собрания». Значит, вполне понятно, что не случайно рождаются такие стихи: О, люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха, Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведёт в восторг и умиленье! Выслушав эти строки, мой друг, отрицая любые связи с «жалким родом», сказал, что и сам он – поэт. Но весь «этот цех» он презирает, потому что в современной литературе – «сейчас все ворюги». Его мама всю жизнь пишет стихи. Но не лезет в издательства, а по старушечьей прихоти шлёт свои посвящения друзьям и подругам во все «Тмутаракани» бывшего СССР. И вот кто-то напечатал её стихи в газете. А потом другая подружка прислала старушке другую газету - с тем же стишком, но под другой фамилией. Плагиат!? - возмущается друг. Только пару слов подменил новый автор! Оказалось, что «автор» - наш общий знакомый! Живёт он в Германии, а в Молдавии выпускает газету. Вроде «Молдавского Колокола». Прям тебе – Герцен! Только процесс упростил. Здесь собирает всевозможную прессу и отсылает в Молдавию под своим именем. Так и бабушкин стих там оказался. Вы не верите? И я не поверил. Но совершенно случайно припомнил, что в русской прессе моя жена видела это же имя и под… «советами гинеколога». А книги, из которых «возникли» советы, как назло, взяты у нас. Вместе с литературой по траво, и мёдолечению, чем увлекается родной брат автора. Так что, обиды друга оказались вполне достоверными. И если вам нужен совет гинеколога, я… могу дать телефон «специалиста»; только напомните ему, что книги принято возвращать. Хорошо? Вобщем, другу я предложил пойти к «издателю» разобраться. Но у них уже был разговор. «Автор» ответил, что так он снабжает отсталую Молдавию «духовной пищей» европейских масштабов. Да и «сегодня все так работают»! В заключение разговора, возвращаясь к заявлению друга, что он поэт, я попросил его дать что-то его любимое, обещая стихотворение поместить в сборник. И вот: Стена и я, труба и ты./ Зачем же ты сломал кусты, мужик. Ведь за кустом ребёнок спит!.. Корове сделали седло, / Гвоздями Таз к грудям прибили; Пусть будет в мире всем светло! / Пусть всюду... продаются гири! P.S. Всё это сейчас вам рассказываю, потому что разговор о Пушкине и его окружении касается не только созидателей, но и тех, кто без стеснения называет себя поэтами и просветителями. Что абсолютно не трудно, ведь мы не научены отличать стихотворство и рифмоплётство от высокой поэзии, будто, и не существовало совершенно конкретных различий. Об этом, собственно, речь. И так как первый шаг мы уже сделали, когда взялись за разработку этой нелёгкой темы, я надеюсь, что и вы не откажетесь от участия в деле. Т.е. подскажете именно то, с чего лучше начать разговор о рангах поэтов. Тем более (дописано в 2002г.), раз уж мы говорим об идеях живущих в поэзии, заметьте, большая часть предполагаемого мной обзора содержится в далеко не поверхностной песенке Витаса. Я её здесь напишу и подчеркну, что касается нашего разговора. Все смеются и воздушные шарики / Надувают весёлые карлики, И фейерверков петарды взрываются – / Цирк приехал, и все улыбаются! В этом цирке все мы зрители, / Все мы звери и укротители, И нам здесь всё до боли знакомо, / В этом цирке мы словно дома. Здесь всё просто и очень загадочно, / И смеётся клоун припадочно; От того, что упал гимнаст, / А ведь он хотел сделать сальто для нас! Все мы здесь собрались не случайно, / И уже никакая не тайна, Что в этом цирке все мы клоуны, / А у гимнаста ноги сломаны!.. В этом цирке все мы выросли / И одну лишь мысль мы вынесли, Каждый думает об одном: / «Как в этом цирке не стать слоном.» Но зато все хотят стать магами. / И кричат и машут флагами А ведь они обычные зрители - / Станционные смотрители. Акробаты и шпагоглотатели, / Эквилибристы и змей заклинатели, Канатоходцы и силачи, / Лилипуты и трюкачи. В этом цирке всё относительно / И смеёмся невыразительно, Потому, что все озабочены, / Чтобы не остаться у обочины... Постарайтесь внимательно отнестись к словам и не пропустить, что «Станционный смотритель» Пушкина здесь возникает в качестве обобщения, образа, символа. Поэтому не «между прочим» я рекомендую внимательно отнестись к стихам Пушкина или песням Витаса. Ведь большую часть разъяснений мы получаем в жизни, как в некой среде обитания. Кроме того, подобная идея, – Весь мир – театр, люди в нём актёры и каждый играет отведенную ему роль, - высказана Вильямом Шекспиром. И он же в «Ромео и Джульетте» в уста героини вкладывает слова: «Что значит роза? Роза пахнет розой. Хоть розой назови её, хоть нет». Так ли просты эти слова, или они непосредственно связаны с идеями Тайных учений? – это основные вопросы всего исследования. Тем более, многие повторяют обещание Ветхозаветное: «Дам вам пророка из среды вашей». Таким образом, нам остаётся всего лишь расширить или же сократить границы мудрости этого обещания, дабы увидеть и на вашу среду, как мышление личное и ощущения, возникающие, словно извне: будь это стихи или же песни. А дальше, если мы сможем заново осознать значение слова «пророк», уже без сомнений допустим, что и на русской эстраде могут являться провозвестники высших Идей. Впрочем, простите, я забегаю вперёд. Пока у вас не возникло вопросов – нет смысла углубляться в подробности таинства. И лучше, я думаю, рассмотреть происшедшее в некой взаимосвязи событий.. 2. КАК ЭТО ВСЁ СЛУЧИЛОСЬ?.. Песня была такая: «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера» ...В начале всё казалось просто случайностью. Вроде совершенно случайно я родился 2 декабря 1948 года. К счастью, в Одессе. Так же случайно рос, образовывался на «тройки» и вырос. Дважды чуть не попал в тюрьму, но и здесь случай помог: чудом избежал заключения. Когда-то дал себе слово больше никогда не садиться за парту, но (совершенно случайно!) окончил техникум, институт, институт. Бросил работу в такси и оказался в кино; искал развлечений в каскадёрской работе. Хотел переехать в Москву, но оказался в Германии. Сюда я приехал с сыном; на «Опеле»-1939 года для участия в марафоне старинных автомобилей и съёмок документального фильма про этот же марафон. Сразу же после соревнований, как-то случайно, мы врулили на нашем «старикане», доживающем последние километры автомобильной жизни, в лагерь беженцев. Вскоре нас почему-то направили в Оберхаузен, - город ежегодных кинофестивалей. Далее, случайно пригласили на фестиваль «погостить»... А в 1994 году, на очередном кинофестивале, я встретил Татьяну Васильевну Куштевскую, прежде преподававшую нам во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии (г. Москва) «документальное кино». Оказалось, что и Куштевская уже проживает в Германии; она создала несколько киноклубов, где «русские» смотрят кино на родном языке. А Куштевская им рассказывает о фильме, актёрах и режиссёрах. Татьяна Васильевна немало подбодрила меня, а потом попросила подменять её в клубах. Таким образом, одна из подмен совершенно случайно пришлась на вечер, посвящённый 200-летию А.С. Пушкина... Должен сказать, что после выступления Куштевской даже слабенькое кино зрителю кажется безупречным. Вот и мне не хотелось позориться, хотя сам фильм «под Пушкина» мне не нравился. Да и, что я могу рассказать о Пушкине?! Из школьной программы и книг любителей освещать интриги, сплетни или пикантные «мелочи» личной жизни великих - всем давно всё известно! И оставалось лишь повторять, как попугаю, либо переключиться на интимные тайны киноактёров, режиссёров и каскадёров, ведь, как-никак, я больше 25 лет «кувыркался» в кино. Правда, в этом случае Пушкин оставался «за кадром», поэтому такой вариант выступления мне не нравился. Я говорил, что эмиграция моя была непредвиденной, поэтому в доме, в Германии, ни Пушкина, ни о Пушкине - ни единой книжонки. Зато работа позволяет беспрепятственно размышлять. Правда, в памяти Пушкина тоже не оказалось, поэтому двухнедельный террор извилин будто выписал приговор: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». А позже добавилось: «У лукоморья дуб зелёный...» И всё. Я даже злился, ругая себя за то, что в школе на уроках пушкинской литературы так часто спрашивал «а что значит пиит; почему кот учёный; где Лукоморье», - что обычно меня выгоняли из класса. Ну и что теперь делать? Но тут, вероятно, случай решил надо мной подшутить. Я ехал в Голландию из Германии, когда на границе солнце проклюнулось из-за туч и вдруг стало жарко, совсем как в Одессе! И вспомнилось, почему-то, детство. Когда мне было... не больше четырёх лет. Кажется, был майский праздник. Обычно по праздникам родители нас делили: если папа брал с собой брата, - я гулял с мамой. Как и в этот - тот раз; когда оказались на Приморском бульваре, со стороны пушки с фрегата «Тигр» (трофей русско-турецкой войны) и памятника Пушкину, о котором, естественно, я тогда ничего не знал (фотография памятника на обложке сборника В.Т.П.). Неподалёку от пушки, ближе к тени деревьев, играл духовой оркестр. Солнце светило по-праздничному, и музыканты, одетые в форму суворовских солдат, наяривая «На Сопках Манчжурии», рассыпали блестящими трубами солнечные зайчики. Тогда очень многие танцевали: женщины в белых летних платьях, моряки в белых форменках (с этаким форсом они держали зубами ленточки своих бескозырок). Мама, чуть в стороне, учила меня танцевать, но я не считал это занятие важным. Проще, - стеснялся. Тем более что среди танцующих появилась «молдаванская шантрапа» (так называли их окружающие), мальчишки, не старше лет десяти. Мальчишки дурачились и, кривляясь, мешали танцующим парам. Вот и треснул какой-то матросик одному пацану по шее; а потом и другому досталось. А когда их прогнали из круга танцующих, - пацаны взбежали по лестничкам памятника, забрались в чаши с водой и начали брызгаться. В первую очередь, они облили самого младшего - конопатого; он расплакался, отбежал подальше и остановился на солнышке. Я видел, что он дрожал; а потом, когда о нём будто забыли, удивительно пристально начал рассматривал памятник: бюст Пушкина на верху постамента. Может, и он видел памятник в первый раз? Не знаю. Помню, что взрослые начали возмущаться: «Как же можно! На памятник Пушкину! Шпана! Быдло! Хулиганьё!» И опять какой-то матросик ринулся к пацанам, размахивая ремнём. А потом и другие забегали, завертелись вокруг. Конопатый стоял на отшибе, щурясь от солнца и прикрывая ладонью глаза. Он и не видел, что прибежал пьяный дворник с метлой. А тот, без разбору схватил пацана и давай драть его за уши и катать метлой по каменным плитам. Одни морячки вступились за пацана, другие стали на сторону дворника, и... началась сумасшедшая драка. Мальчишка вскочил и пробовал убежать. Но он сразу опять упал; аж задыхаясь от плача. Был он весь в пыльной крови, и женщины в белых платьях как-то выхватили его из драки и потащили обратно к памятнику. А мама меня потащила подальше. От греха, - так сказала она. Милиция прискакала на лошадях! Свистки! Мат! Матросики машут ремнями! То ещё зрелище. Плюс, мне показалось, что дворник мальчишку убил, и я заревел. А реветь я умел; все проблемы рёвом решал. И тут: покажи пацана живого и всё... Когда бойня утихла, мама меня повела обратно. Какие-то женщины подтвердили, что пацан не убит. Из чаш памятника отмыли его от крови и грязи, он отплакался, отдышался и убежал с шантрапой. Тогда я успокоился и спросил: «Что за памятник, из-за которого драка? Почему не на кладбище?» Я боялся покойников, и терпеть не мог кладбища... Так, впервые, мама мне рассказала, кто такой Пушкин и почему в чашах памятника не разрешают купаться. Как тогда я отнёсся к рассказу? - не помню. Вдруг захотелось спать, и мама повела меня к ближайшей скамье под огромным деревом возле памятника. Я опишу этот памятник, - больше нигде вы подобного не увидите. Хотя, прежде скажу: «Он единственный в своём роде; уже потому, что состоит из главнейших символов, которые не только полностью отражены в творчестве Пушкина, но и являются тайными знаками всемирной литературы многих… ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. На постаменте метров 5-и высотой - бюст Александра Сергеевича. Под бюстом на лицевой стороне - венок, на лентах которого даты пребывания Пушкина в Одессе. Ниже - надпись: Пушкину. Граждане Одессы. По четырём углам постамента - будто сверху скользят огромные рыбы, из ртов которых струилась вода. Тогда струилась. Струи падали в чаши, диаметром больше метра. Четыре чаши расположены по углам квадратного мраморного ограждения как бассейна, на дно которого вода попадает, до краёв переполнив чаши. Камни ограждения шириной примерно в метр; по ним можно ходить, прежде поднявшись по трём ступеням. Я отчётливо помню, - мама рассказывала о тайне символов: что значит лира, перо и венок; что означают рыбы; что значат чаши; сама вода, да и квадрат, из центра которого как бы вырастает сам постамент. По возвращению домой, мы с братом, конечно же, делились впечатлениями, с кем лучше гулять. Я сказал, с мамой. И, упомянув драку, начал щеголять познанием символов. Неожиданно папа почему-то одёрнул меня; и, строго взглянув на маму, даже постучал себя по лбу ладонью, что было знаком его величайшего раздражения: «Что ты болтаешь своим языком?! Не понимаешь, в какое время живём!» А мне он сказал: «Забудь! Всё это скульптор-дурак понапридумал. Рыбы, потому что Одесса у моря; чаши, что бы голуби и воробьи могли воду попить, или люди платок смочить... для свежести. А венок с лентами - принято так покойникам делать». Конечно, я вскоре об этом забыл. В школе об этом не говорили, и в институтах та же история. Да и книг таких, в связи с Пушкиным, не читал. Хочу подчеркнуть: мама - 1914 года рождения, работала медсестрой. Семь классов образования. Но сначала она училась в еврейской школе, где преподавал дореволюционный раввин. Папа - 1910 года рождения, четыре класса образования в церковно-приходской школе. Но они же знали какую-то тайну! И знали, что лучше про эту тайну - молчать... Вот так, на 52 году своей жизни, всё случайно припомнилось. Так явно, будто сплю на руках у мамы и вижу рассказ её наяву. А чаши, венки, лира и рыбы кружат вокруг меня под прекрасную музыку, будто всплывая из сказок, в каждой в отдельности представляясь во всей красе своей и полноте. И некто будто «Азбуку Морзе» начал стучать в моей голове: «Тайна, тайна! В произведениях Пушкина надо искать именно то, о чём нельзя говорить открыто». А как же отыскать? Где? Всё же не дома на балкончике размышляю, не в библиотеке позёвываю, а тащу по автобану грузовик тонн на 30. Вобщем, просто так, чтобы избавиться от этой назойливой мысли - начал я сравнивать пушкинские метафоры со значениями и символами Тайных учений, которыми «развлекался» более 25 лет. И к удивлению - символы совпадали! После чего расшифровки хлынули на меня водопадом изумительных ощущений; будто в грузовике зазвучали незнакомые инструменты и хоры запели, прежде неслыханные. В памяти возникла поэма «Руслан и Людмила» и «Сказка о Царе Салтане...» - в совершенно новом значении. В том, которое теперь называю - Пророческим. Хотя, поверьте, я никогда не помнил эти произведения, тем более в тайном ключе. А тут!.. Вобщем, пока я смотался в Бельгию и обратно в Оберхаузен, в голове моей уже чётко виделось сенсационное сообщение об открытие Тайны Пушкина; и литературе, в которой есть объяснения тайнам. И было уже не стыдно встретиться с публикой, ведь связались в безукоризненную картину некие правила, раскрывающие тайный смысл сказок, легенд, древних сказаний и мифов. Конечно же, и Нострадамуса, и текстов Библии, которые толковать вне авторских смыслов, не только пустая трата времени, но и кощунственное надругательство над понятиями: Литература, Вера и Слово Божие. Вот так, как-то случайно всё про... снизошло. Записано 5 ноября 1999 г. 3 ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В КЛУБЕ... «Три пути ведут к знаниям; путь размышлений – этот путь наиболее благородный; путь копирования – этот путь самый лёгкий, и путь опыта – этот путь самый горький». Конфуций. Выступление было где-то в июле. И при всём своём нежелании, но необходимости, если решитесь продолжить беседу, опишу некоторые подробности. В клуб мне ехать километров под 100; с учётом, что адрес надо искать надо по карте. А Кёльн - как бы просто не приспособлен для движения иногородних! Такое впечатление, что карта умышленно сделана так, чтобы запутать врагов. Вобщем, я выехал за три часа. В Кёльн я поехал с попутчиками. Они хотели послушать беседу и посмотреть кино, поэтому, как говорится, я «распелся» ещё в дороге. И даже пара запасных вариантов возникла из подорожных вопросов, и уже бойко вертелась на языке. Иерархия клуба примерно такая. 1. Владелица дома, сдающая клубу зал. 2. Модератор, как здесь говорят. Она же ответственная дежурная, бармен, продающая гостям кофе, пиво и далее, и администратор. З. Киномеханик. В этом случае, видеотехник; дающий, так сказать, фильм на экран. 4. Зрители-слушатели. Когда хозяйка дома в зал не заходит, - первым номером возникает номер второй; дежурная, администратор, бармен (с высшим образованием). Вкратце, даму назвал для себя ДКЗ - Директор Клубовских Землетрясений. Они меня встретили с улыбкой и выдали чашку кофе. И это было приятно. Тем более что и торжественная музыка открытия продолжала играть во мне. Клубовцы постепенно подтягивались к началу, и я исподтишка их рассматривал, прислушиваясь к разговорам, как бы стараясь заранее определить «контингент». Почти сразу познакомился с дружелюбной москвичкой в летах, бывшей прежде директором одного из московских кинотеатров. У нас оказалась масса общих знакомых, и мы разговорились, будто знакомы десятки лет. Тем более, дама откровенно интересовалась темой, а это ещё больше меня раззадорило. Неожиданно в нашу беседу вклинилась ДКЗ, с вопросом, о чём пойдёт речь. Притом, что тема заранее оговорена, да и в клубе меня уже знают. Но, говорю, - есть беседа о Пушкине, фильм и ещё пара коротких отрывочков про запас; по теме, всё как заказывали. - Нет! – вдруг говорит ДКЗ голосом экзаменатора. - Будьте любезны, вкратце пересказать. - А вы не останетесь? - удивился я откровенно. - Останусь, - в ответ удивляется дама, - как же можно здесь всё оставить?! - Зачем же тогда пересказывать; ведь осталось-то пара минут, и я вас прежде не подводил? - Нет, - она требует, - расскажите, о чём и как долго. - Хорошо, - говорю, - отчитаюсь. К теме 200-летия, минут 20 не больше, - вспомним наследие Пушкина; ну и, кроме того, хочу поделиться личным открытием; вроде сюрприза. Проще сказать, в поэмах и сказках зашифрованы пророчества, касающиеся мирового развития и, безусловно, России. В двух словах не расскажешь; оказалось, Пушкин писал - Мистерии. Вы знаете это слово? - Конечно! Давайте-ка дальше... - Дальше. Подобным даром обладали лишь единицы в древности; а ближайшие 200 лет, - Пушкин единственный. Причём, его пророчества гораздо выше известных. Пусть даже и Нострадамуса, раз мы так много о нём сейчас говорим. Ну и, к моим выводам я покажу расшифровки нескольких строк поэмы «Руслан и Людмила»; плюс, укажу литературу, с помощью которой можно расширить знания о символистике слова и изображения. А дальше, тоже по плану, конечно фильм. После, если будут вопросы, ещё минут десять - ответы. Не беспокойтесь, в регламент уложимся. И честное слово, вам тоже понравится. Ведь это сведения неопубликованные... - Нет, - перебивает меня ДКЗ, не без труда выслушав ответы на свой же вопрос. - Давайте-ка без тайн, сюрпризов, открытий. Минутки три расскажите нам о себе; пару минут к отрывку: актёры и режиссёры; да и отрывок минуты на три... - Извините, - сдержанно закипятился я, - но там эпизод 12 минут! Если его оборвать, ничего не понятно?! Поверьте, у меня всё продумано! - Ничего. Пять минут хватит. А потом давайте основное кино. Скажите перед ним про актёров, режиссёра, и... вперёд! - она улыбнулась, как Наполеон. - Как вперёд? - я чуть расслабил свой галстук. - Не понимаю! Пушкинский вечер, а буду рассказывать о себе. Перед фильмом титры идут: режиссёр, актёры, - зачем же опять повторять имена? Тем более что сенсацию раскопал. (Чувствую, - чтобы на пушкинском вечере поговорить о Пушкине, начинаю молитвенно складывать руки и заискивать, будто перед директором Одесской киностудии.) - Нет, - ДКЗ повторяет, даже кулачком по столу пристукнув. - Давайте-ка без раскопок. Давайте-ка не ломать традицию. Публику нашу я лучше знаю; им это неинтересно. В это время бывшая директриса московского кинотеатра как-то неуклюже заёрзала, нечаянно опрокинула свой кофе и попыталась прикурить сигарету с другой стороны. - Ладно, - соглашаюсь я, чуть ли не плача или матом не кроя начальницу, - только скажите, будьте любезны, я зачем сюда пёрся? Кассеты с фильмом можно было и почтой отправить. А вы бы уже рассказали своей публике... за три минуты... то, что вам интересно. Никак не взирая на то, что в программе стоит: «Вечер памяти Пушкина». А не мой юбилей! Да, простите, я так увлёкся тем диалогом, что даже забыл о киномеханике. А он, сначала покружив чуть поодаль, будто беседа его не касается, после очередного «кулачком по столу», с полупоклоном вклинился в разговор; и тоже задал абсолютно новый вопрос. Т.е. «На сколько минут, когда, какую кассету включать? Естественно, я повторил; все кассеты стоят на нужных местах и, по ходу беседы, я сам подам ему нужную. Так что, остаётся только лишь «плэйнуть» - на кнопку нажать. Тем более, в «кинобудке» он не сидит, а присутствует с видео - рядышком в зале. Проще сказать: «Нуль проблемо!..» Как мне показалось. Но. Механик... вновь спросил «о порядке», будто я ничего не ответил. Вобщем, - я так подумал, - если их публике неинтересно, может, он хочет уйти, а потом возвратиться? Поэтому, отвечаю на свои размышления: «Не беспокойтесь, у меня точно такой видак. Сам включу, сам и выключу. Если у вас дела, - без обид... Вы верите, весь этот перекрёстный допрос (за пределами разговора о жажде кем-нибудь покомандовать) был мне тогда непонятен. Да и дама, экс. директриса кинотеатра, с которой до этого разговорились, уже не знала куда деваться. Но тут… ДКЗ будто проснулась и подарила нам по дежурной улыбке, сказав: «А кино! Разве оно не про Пушкина?» - Нет, - говорю. – «Это храни меня мой талисман» Романа Балаяна. Пушкин там тоже вроде сбоку-припёку. Это даже не «по мотивам». Там только название - пушкинская строка. И честно говоря, вы же с Куштевской сами этот фильм запланировали?! А я... - Ну и ладненько! - ДКЗ спохватилась, примирительно ткнув меня пальчиком. - Ну и достаточно. - Давайте-ка не препираться. Тем более, уже пора начинать… Здесь вам понятно? На словах «пора начинать» я привстал, собираясь идти «на сцену». Но порхнула «в народ» ДКЗ. И, традиционно ломая руки, защебетала о том, как ей приятно, что «в клуб ходят люди». Дескать, «вот не иссяк интерес и жажда культурно развиться». И... «вот обычно Куштевская ведёт кино клуб (Ах, как ведёт!), но сегодня она пригласила меня, своего ученика, который учился у Куштевской, и тоже может... как она преподала». Ну и дальше подобное. После чего... Нет, не подумайте, как подумал и я, даже сделав движение к «сцене». Нет. Называя меня Виталием, она начала представлять и меня: знаменитейшего каскадёра, сценариста и режиссёра. Когда, что закончил, что делал в кино и, опять, как Куштевская обо мне отзывается. В результате, я узнал «о себе» так много нового, что сразу подумал первом вопросе из зала: «Зачем такой известный и знаменитый специалист покинул Родину своего процветания?» Сколько продлилась вся речь ДКЗ - я не считал. Более размышляя, что после подобного спича выйти «в народ» следует минимум кувырком, раз уж каскадёр. А потом сразу «Ап!», чтобы техник включил кино, и ещё одно «Ап!», чтобы выкатиться из клуба - домой. Потому что времени ни на что не осталось. Я выполз «к народу», не представляя, что можно добавить к этому «фейерверку». Промычал: «Добрый день, или вечер», хотя со всеми уже вроде как поздоровался. А затем сообщил, что вообще-то я Валентин. И да, что скрывать, - Куштевская точно учила меня в институте... ВГИК называется. Потому что Всесоюзный и государственный... Имени, кажется, Сергея Апполинариевича Герасимова. И точно! Ордена Трудового и Красного знамени... кинематографии. И вот там, в институте Герасимова Красного знамени, меня учила... Куштевская. Ах, какая она молодец; ах, как учила! Повторю, больше всего я боялся вопроса, зачем мы с Куштевской, такие талантливые, попёрлись в Германию. Поэтому (о, боже!) я просто забыл, зачем оказался в клубе. Но взял себя в руки, - не в первый раз попал «под каблук», - и вспомнил. Ожил и... - А разве Куштевская не придёт? - вдруг очнулась какая-то женщина в зале. - Нет, - говорю, - сожалею, но ничего не поделаешь. Просто сам себе места не нахожу, но. Так вооот... Вроде как я тут сегодня. А тема сегодняшнего... встречи - так и сказал… - Жаль, - громко вздохнула женщина. - Татьяна Васильевна такая приятная женщина. Такая весёлая! Знаете, в прошлый раз она так прекрасно рассказывала! А я сегодня хотела спросить. Но я не запомнила. А как хотелось спросить! Даже выразить благодарность! Это же надо же так! Она же такая приятная умничка! А теперь? Как теперь быть?! Тут мужчина из зала вмешался: - Ну ладно, товарищи, так что теперь? Что ему теперь уходить теперь? Так мы кино теперь никогда не посмотрим? Будем Куштевскую вызывать? А у меня последний автобус!.. Ага! - мысленно схватился я «за уходящий автобус». – Явно не до сенсаций; самое время включать кино. Мотор! - так сказать. Приятного вам просмотра, и... нах хаузе. Но. Только воздух взял для «приятного вам просмотра», как слышу, - сбоку по полу «цок-цок, цок-цок»; будто бы когти. И дыхание тяжкое. Глядь вниз, и сердце упало; собачище настоящее рядом! Стоит уже в полуметре, пялится на меня и… облизнулась. Да-да! Агромадный боксёр (или боксёрша); дышит по натуральному; а у меня про запас ни котлетки, ни конфетки, ни даже диетической жвачки; только почтовый конверт. Я же ехал не в зоопарк. К выступлению, можно сказать, подготовился, а с гостинцем - прокол. Нет, собак я вообще уважаю. Но как это ей объяснить без котлетки? Да и как к ней обратиться? Т.е. об этом уже размышляю, лихорадочно припоминая. Хозяйка - полячка; значит, с собачкой говорит по-польски; а соседи, видать, всё-таки по-немецки. И даже если вдруг её моё иностранное мычание привлекло, то на каком языке эту собаку этак грозно послать? Или, что бы ей бросить, сказав «Апорт»? Вспомнив о ДКЗ, я, не делая резких движений, скосил глаза в её сторону. - Простите, - улыбаюсь, стараясь не скалить зубы, - собачку сегодня кормили? А то может ей время поужинать, или водички попить? - намекаю. Как бы, на собачку я не рассчитывал и даже где-то сконфужен её непосредственной близостью. Но намёк не был услышан. Больше того, ДКЗ, расплываясь в улыбке с зубами, мне быстренько сообщила. Дескать, - собаченька эта хозяйкина. Член клуба, можно сказать… по полному праву по зале гуляет. Не обращайте внимания. Главное присмотрите, чтобы шнур не зацепила и видео не опрокинула, - пугается, когда зажужжит. Не обращайте внимания, - думаю я. А если я уже так обратил, что... в зобу дыханье спёрло? Нет, я уже понимаю, что в доме собака номером выше, чем ДКЗ; а я в доме номера вообще не имею; и на собачку не вправе рявкать, тем более, куда-нибудь её посылать. А тут вроде надо включать кино. А когда зажужжит, то надо шнуры... А пока она не отходит. Может быть, просто хочет лизнуть меня в пятачок, познакомиться? Вобщем, собачка не отходила. То ли узнала во мне чужака, то ли решила спасти клубовцев от сенсации? - чёрт её знает. Но, видать именно в таком случае Его Величество Случай непредсказуемо корректирует ситуации. За месяц до клуба я обзвонил знакомых с просьбой прислать ксерокопии пусть хоть первой страницы «Руслана». Будто почувствовал, - прочту перед фильмом короткий отрывок и «до свидания». И вот, пришло две; но точно в день выступления. Я их даже не просмотрел; сунул в один конверт и поехал. А когда собрался «на сцену», понимая, что времени на выступление уже нет, - конверт вытащил из кармана. Так что теперь, стараясь всем видом собачке продемонстрировать, что мне глубоко наплевать на всю её тушу, я начал возиться с конвертом. Должен сказать, в зале, вероятно, экономили свет. Поэтому, вытащив ксерокопии, я бегло их просмотрел, чтобы выбрать более яркую. И тут - началось! Я даже собаку забыл. Т.е. в одной ксерокопии Песнь Первая «Руслана и Людмилы» начинается словами «У лукоморья дуб зелёный». В другой, - «Дела давно минувших дней...» И ладно бы, думаю, могли китайцы напутать, но оба издания - русские! Вобщем, в этом случае говорят «Остапа понесло». Я раскричался, не особо стесняя себя в выражениях. Но, правда, в душе; а снаружи совершенно спокойно; примерно так… Конечно же, мы могли бы смотреть кино, даже не притягивая за уши «Пушкинский вечер». Конечно же, я не могу упрекать собеседников, что они мало или плохо знают Пушкина, ведь и я знал не лучше. Как говорят, «так учили». Скажем, «дело хозяйское». Но вот то, что даже редактор, издатель и критики толком не обращают внимания на значения слов, - это уже симптом. Вроде как показатель, что на читателя - наплевать. Главное, чтобы книжек продалось побольше; и лучше - покойников, чтобы гонорарами не швыряться. Ведь книготорговля - тоже торговля; и хотя рассуждают, что «духовная пища и воспитание масс», тем не менее. Разве авторские право не существуют? - как-то спросил меня начинающий литератор. Да, - отвечаю, - не существуют. Так… на бумаге. Дальше. Разве филологи не изучают понятия: завязка, кульминация, развязка; пролог, эпилог, тема и идея произведения? Изучают. Но, во-первых, «троечники» существовали всегда. А во-вторых, изучают одни, а редакторами и издателями становятся совершенно другие. Чаще те, кто считал и считает, что читатель и зритель - дурак. Похоже, что это правда. Ведь именно детективы раскупаются так, что автор любого другого жанра завидует. Видеофильмы? - та же история: стрельба, насилие; пыхтящие как паровоз «сэкси», называя возню свою «Камасутрой», зовут телезрителей на повышение сэкс-квалификации, а те исправно «посещают занятия». А вот то, откуда у Пушкина начинается повествование, и куда делся пролог или же посвящение - кому оно адресовано? - это издателей не волнует. Т.е. уверены: мы - зрители и читатели - дураки. Отсюда вопрос. Ладно там, в школе 45 минут ждёшь переменки, чтобы расслабиться и побеситься... до пота и пунцовости щёк; но взрослый человек вправе заняться и самообразованием? Ведь при нашем «литературном» - рассуждать о внутреннем содержании творчества Пушкина мы не способны. И поэтому, стоит правде взглянуть в глаза, «Руслан и Людмила» для нас не поэма, не мистерия высочайшего ранга, исполненная глубочайшим пророческим смыслом, но сказка. Плюс, я понимаю «мистерию» - «таинством», но спросите других. Сколь услышите мнений? Точно так и пророки, со всеми пророчествами; мы, атеисты, в них никогда не нуждались. Пророком был для нас Ленин. И краткий тезис: «Незнание законов природы порождает в людях веру в богов, чертей, чудеса». Нет, нам перечислили, что есть простой смысл слов, есть намёк и иносказание. Но про идеи иносказаний знали только лишь то, что все иносказатели нам предсказали... Октябрьскую революцию. Пусть даже Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок». Почему в «Воображаемом разговоре с Александром I» Пушкин пишет: «Ах, Ваше Величество, лучше бы вы прочли хоть 3 или 6 песнь «Руслана и Людмилы», ежели не всю поэму»? Интересно? И ладно, чёрт с ним - с Александром, но ведь это «воображаемый разговор»! Значит, он пишет нам: «Ах, Ваше Величество»; веря, что мы прочтём. Тысячными тиражами распродаются брошюры толкователей Откровения Иоанна, Пророка Даниила и Нострадамуса, но! Попробуйте убедиться и сами, - «толкователи» даже представления не имеют о материале, ведь не сведущи в языке иносказаний. Вслед за чем, нам преподносят заумные «переводы» из смысла простого в бытовой - упрощённый. Тот, в котором «простой» называют пустым и порожним как профаническим. Так что мы вправе вспомнить народную поговорку «перелить из пустого в порожний». Впрочем, «SOS» - спасите наши души! – и мы не в силах проверить, не имея сведений о «языке»! Ныне бывшие атеисты, будто упущенное бросились догонять; полупудовые кресты нацепили, пейсы и бороды отрастили. На улицах бритые инду... с колокольчиками танцуют. Да и дома на пианино... - Это что там у вас, Бетховен без парика? - Что вы, помилуй бог, - открещивается бывший атеист, - это у нас фигура от сглаза; а вот, рядом, знак такой всемогущественный - карму фильтрует! Все обвешались скорпионами, раками и тельцами, а на дороге батюшка грузовики святою водой кропит, благословляет на добрый путь. Куда? На левую ходку? Будто после крапления автоинспекция и ОБХСС вроде как слепнут; или же документы на груз сами собой материализуются? «Вы находитесь во власти Меркурия под покровительством Венеры!» Это вещает по телевизору «звездочёт», толком не представляющий слова «Меркурий», не говоря о «периодах» и «покровительстве». И попробуй-ка, разберись, когда это всё началось, если уже Пушкин нам намекал: «Там чудеса, там леший бродит», «Там русский дух, там Русью пахнет». Но ведь мы даже не собираемся размякать эти намёки, будто во славу «святого напёрсточника», провозгласившего «кручу-верчу, надурить хочу»! Знаю, вы ждёте рассказ о реакции «директора клубовских землетрясений». Но, рассказа не будет; я в её сторону не смотрел. Меня вполне устроило то, что собачка прилегла возле меня и задремала. А люди - слушали. Так что, мне удалось рассказать расшифровки Посвящения и Песни первой (от «у лукоморья дуб зелёный»); что для первой беседы считал предостаточным. Кроме того, вкратце рассказал о Рунах, Таро, принципах начертания древних шрифтов и том, что кириллический алфавит не случайно имел числовые значения каждой буквы. Т.е. русский алфавит можно было сравнить, - даже страшно сказать с каким гематрическим двойником, - с буквами иудейского алфавита. Далее. Теперь живём мы в Германии, но очень любим фильмы на русском. И тут, будьте любезны, «Оккультная История Третьего Рейха». Причём, американские создатели фильма недвусмысленно заявляют, что одной из причин войны было распространение в Европе теософических обществ под началом Елены Петровны Блаватской - русской оккультистки. В сумме, три серии разговоров о Рунах, три серии обвинений Блаватской, три серии Гитлер - оккультист, а Гимлер - мистик. Причём разъяснений словам авторы не дают. Ну и как же узнать, правы ли создатели фильма, если не знаем предназначения Рун, да и слова: мистика, оккультизм - для нас тёмный лес. Теософия - это хорошо или плохо? В чём плохо, в чём хорошо? Или же это вроде «цевницы»? Помню, какое-то время меня в школе дразнили «семиствольной цевницей»; я спросил на уроке русской литературы, «что это значит у Пушкина», вот и прилипло. Причём, учительница толком ничего не ответила; но потому, что в классе влёжку расхохотались, будто я невпопад заругался, - в моём дневнике она написала, что срываю уроки дурными вопросами. В контексте продолжения разговора о Блаватской (я считаю её великой путаницей), упомянул слово «ариец»; ведь именно в её разъяснениях слово обрело жизнь в массах, как «раса, которая спасёт мир». Хотя «Ариец» - означает условную ступень развития человека, но никак не расу, не нацию, не государство. Что подтверждает и Пушкин. Тем не менее, Блаватская авторитетно преподнесла «ветерок», после чего всякого рода фюрерам не сложно пудрить мозги толпе. Дама из Москвы попросила подробнее рассказать про арийцев. Но как только я заговорил о книгах, освещающих «арийский» вопрос, один молодой человек будто проснулся: «Как это так! Вот в Индии есть община Ариев!» И потому, что я уже представлял, о чём можно продолжить клубовские беседы, - ему предложил, сразу же после фильма вкратце найти ответы; с учётом примеров Пушкина. Тем более, индийские «арии» не светловолосы и не лучезарно голубоглазы, - что перечисляет Блаватская основными приметами. Третий голос, изначально стронувший дело с места, и теперь оказался решающим. - Что это вы тут, понимаешь, товарищи? Мы же пришли, понимаешь, кино посмотреть! Или теперь за Блаватской пошлём?! Ну, я перед голосом извинился. Сказал, что так меня информировали: сначала о Пушкине, - к новому восприятию произведений которого я и призываю членов клуба. Так же показывая, какие непоправимые последствия в нашем образовании возникают в результате его неполноценности. Ну а потом, безусловно, кино… Вот такое, примерно, успел натарахтеть и дал команду «мотор». Уже понимая, что Роман Балаян фильмом «Храни меня свой талисман» хотел сказать необычное. Например. Мы можем болтать о наследии Пушкина. Можем пытаться писать «под него». Можем делать юбилейные праздники и этим зарабатывать себе деньги, как массовики; затейники, репортёры, писатели, комментаторы, критики и всевозможные «веды». Только одно не по силам, - стремиться к познаниям, так как Пушкин. Потому и наследие его нам не непонятно даже на 50%, что было бы счастьем образования. Уже не говоря о старомодной причине дуэли, на которую идёшь по старомодному понятию чести. Вы меня понимаете? Сам фильм «Храни меня мой талисман» мне изначально не нравился; обвинение современного общества, относительно жизни и творчества Пушкина, как-то задело меня, обидело. А тут, к концу выступления, я вдруг подумал, - как точно подмечено! Вобщем, рекомендую при случае посмотреть «Храни меня мой талисман». После просмотра, ДКЗ сделала вид, что ничего страшного не произошло, и выпорхнула вперёд, ещё до того, как я спросил «есть ли вопросы». Она так сказала. - Ну, я думаю можно считать, я думаю, вечер наш удался. Скажем, спасибо вам за внимание, а Виталию (это мне) за выступление, думаю, скажем. Всегда рады вас видеть. До свидания! Естественно, клубовцы потоптались на месте, и вяло направились к выходу. Честно говоря, я ожидал, что подойдёт молодой человек, нашедший арийцев Индии, но он пошёл в бар за пивом. Зато товарищ, который боялся опоздать на автобус, так сказать, попутно задал вопрос: «В каких книгах можно пошукать (поискать – В.Д.) то, о чём говорили». Естественно, я с радостью достал подготовленный список, но. Опять «но». То, к которому обязательно надо вспомнить одесское «Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал». Т.е. ДКЗ щёлкнула выключателем… Спотыкаясь о стулья, мы шли на свет за распахнутой дверью, возле которой модератор одаривала нас лучезарной улыбкой и предложением «встретиться вновь»... О моём выступлении она не сказала ни слова. (Так ведь и я революцию не готовил; понимая прекрасно, что в коротеньком выступлении можно лишь обозначить тему и сообщить, в какой литературе можно найти объяснения феномену.) Зато старый боксёр (или боксёрша), так неожиданно повлиявший на ход выступления, прощально взглянул на меня, облизнулся и тяжело вздохнул. Будто хотел мне сказать: «Видишь, дурак, а ты меня испугался». Вобщем, я пожал ему лапу и... поехал домой. P.S. Плакать или смеяться? Позже нашёл, что копии, присланные к моему выступлению, были взяты из книг одного издательства. Хотя! Москва, Художественная литература, 1974 года, - Песнь первую начинает словами «Дела давно минувших дней», - но отсутствует Посвящение «Для вас, души моей царицы». А в издании 1985 года, «Подготовлено совместно с Институтом мировой литературы им. А.М. Горького А.Н.СССР» – «У лукоморья дуб зелёный». Здесь же сказано, что «Пушкин внёс дополнение к первому варианту». Так что я готов извиниться, если бы не вопрос. Если внёс уже Пушкин, и не в 1974 или 1985 году, то?.. Если решитесь продолжить беседу об авторском праве и ветеринарном вмешательстве редакторов, - этот вопрос не помешает. От 20 ноября 1999г. Восстановлено и дополнено в 2007 году. Оберхаузен Продолжение следует |