Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Тамара Шаркова
Объем: 9084 [ символов ]
Саша
Книга Василия Макаровича Шукшина «Мой брат» попала ко мне в семидесятые годы прошлого века, – я достала её в небольшом городке, где тогда проживала. Именно достала, потому что книги в те времена свободно не продавались. Для этого нужно было работать в книжном магазине или же в парткоме*, потому как парткомы тогда занимались распределением ежегодной подписки на приложение к журналу «Огонёк». Но лучше всего было иметь блат – желательно там и там.
В парткоме у меня блата не было, зато в книжном магазине был, правда, совсем крошечный, – просто Галина Алексеевна, его заведующая, неплохо относилась ко мне и кое-что подбрасывала иногда. Вот так и попала ко мне эта книга, и надо заметить, – купила я её накануне командировки на «Атоммаш»**.
Книгу прочла чуть ли не за один присест, ещё до отъезда, а знакомые с детства слова, – такие как «полушалок», «прясло», «суслон», «ошалел»,*** доставили такое наслаждение, какого не испытывала с тех пор, как уехала из Сибири. Вместе с героями рассказов я горевала, злилась, обижалась, радовалась и в конце концов прикипела к ним так, что не мыслила расстаться.
 
В Волгодонск я прибыла с небольшим саквояжем, в котором помимо немногих вещей уместилось и несколько книг. Одна из них та самая, – рассказы Шукшина под названием «Мой брат».
 
Строительство «Атоммаша» к тому времени было в самом разгаре, параллельно с ним строился и новый город. Стройка носила звание «Ударной комсомольской», народу понаехало со всего Советского Союза, здесь же трудились и так называемые «химики». Это были люди, осуждённые за незначительные провинности, и поскольку они не представляли особой опасности для общества, то жили на вольном поселении, правда, под присмотром властей. Их лагерь из нескольких строений барачного типа располагался между старым и новым городом в непосредственной близости к стройке.
 
Через месяц после приезда я записалась в драмкружок дворца «Восток» и стала посещать репетиции по вечерам. Там я познакомилась с Сашей, тридцатилетним молодым человеком, как выяснилось позже, – актёром драматического театра одного из южных городов. Высокий, худощавый, с пышной, светло-каштановой шевелюрой, он много шутил, острил, рассказывал анекдоты и хорошо играл роли. Особенно меня покорила его открытая улыбка.
 
Саша был «химиком». Этому прискорбному обстоятельству я долго не верила, – до тех пор, пока он сам не рассказал о том, за что его сослали на «химию». Оказалось, – за незаконное хранение огнестрельного оружия. А вот почему пистолет хранился у него, и как тот попал к нему, он умолчал.
Несмотря на это досадное «недоразумение», – так Саша в шутку называл не слишком весёлый, «химический» период в своей жизни, – незаметно для всех он сделался правой рукой режиссёра и в вопросах актёрского мастерства заслуженно делил с ним пальму первенства. Так же незаметно он превратился во всеобщего женского любимца и кумира.
Но Саша явно отдавал предпочтение мне. Он часто поглядывал в мою сторону, чаще чем другим улыбался, подсказывал, как правильно сыграть тот или иной кусок в пьесе, и не забывал говорить комплименты. Делал это с необычайной лёгкостью и виртуозным изяществом, и мне это страшно льстило. Остальные дамы втайне обижались – я чувствовала это, – но Саша выбрал именно меня, и постепенно они смирились.
Наша дружба, разумеется, переросла в нечто большее, правда, дальше бесед и прогулок дело так и не дошло: что-то меня останавливало, какое-то необъяснимо-дискомфортное предчувствие, объяснение которому я не находила.
Саша знал, что у меня есть томик с рассказами Шукшина, – я ему все уши прожужжала об этом, – и вот однажды он попросил почитать. Я согласилась, только сказала:
- Книгу дам, но умоляю – никому больше, потому что боюсь потерять её.
- Не волнуйся, - был ответ, - всё будет в порядке.
 
После того как книга из моих рук перекочевала в его, моё размытое дискомфортное предчувствие тут же трансформировалось в два, абсолютно конкретных чувства: беспокойство и сожаление. Мне показалось, что книга не вернётся ко мне, и, если честно, я пожалела о своём поступке.
Как могла я успокаивала себя, но тревожное чувство не покидало.
Саша о книге не заикался, и через три недели на одной из репетиций я спросила:
- Прочитал?
- Нет, - последовал ответ.
- Что так?
- Не успел.
- Почему? Ведь уже месяц прошёл!
- Ну, и что?
- Как что? Как что?! - возмутилась я. - Да за это время…
- Ну, сказал же!
Уловив нотки раздражения в его голосе, я поняла: угроза моей драгоценности – налицо. Разочарование Сашей и его поступком нарастало.
- Верни книгу, - голос мой задрожал.
- Чего ты всполошилась? Верну – не бойся.
Его тон обескуражил, и распаляясь всё больше, я почти выкрикнула:
- Мне нужна моя книга!
- Что ты, как маленький ребёнок? Сказал – верну, значит верну. Не будь такой жадиной.
- Да что ты в самом деле? - рассердилась я. – Ты же знаешь, как она дорога мне. Давай, возвращай.
На следующую репетицию Саша не пришёл, не пришёл и после.
«Нет уж, дудки, - решила я, - в ближайший выходной поеду в зону».
 
Было три часа пополудни, когда я вышла из автобуса. Как и полагается в середине июля, солнце палило немилосердно. Вокруг – ни одного деревца, всё голо, неуютно, тревожно, лишь слева в отдалении возвышались корпуса строящегося «Атоммаша», да на фоне жёлтого, искрящегося песка выделялись бараки поселенцев. Их уединение на окраине города хоть и представлялось естественным, но виделось каким-то устрашающим.
«Может, вернуться? - мелькнула мысль, я даже подалась назад, к автобусу, но тут же одёрнула себя: - Нет, – решила, так решила!»
Адрес Саши узнала в отделении милиции. Вручая записку, дежурный пристально глянул на меня, будто что-то хотел сказать, но передумал.
Я вышла на улицу, подошла к первому бараку и остановилась. Саша жил в третьем, нужно было пройти ещё метров двести. Снова стало страшно.
Почему я не попросила дежурного сопроводить, почему? Ладно – не возвращаться же обратно, всё будет хорошо. Что они могут сделать со мной? Да ничего.
И, подойдя к первому подъезду третьего барака, я толкнула входную дверь.
 
Саша лежал на полке второго яруса. Кроме его лежанки, в комнате было ещё одиннадцать таких же: по три звена в два яруса у каждой из двух параллельных стен. Все двенадцать мужчин, включая Сашу, мгновенно уставились на меня. С замеревшим сердцем, я остановилась у порога, всем своим существом чувствуя на себе эти пристально-липкие взгляды, хотя сама ни на кого из мужчин не смотрела. Самым главным для меня в этот момент было – не пресечься взглядом с кем-нибудь из них. Я не хотела, чтобы их неблагопристойные мысли соприкоснулись с моими, – пугливыми и беззащитными. Мой взгляд был направлен только на один ярус, – второй слева от окна, где находился Саша.
- Как ты как сюда попала? - спросил он, будто не знал, что приехать к ним можно только на автобусе. - За книгой приехала?
- За книгой.
- Эй, дивчина, - послышалось с нижнего яруса – а не боишься...
Я с опаской посмотрела в ту сторону, откуда раздался голос, и буквально влепилась спиною в дверь.
- Не бойся, девочка, здесь тебя никто не обидит, - густой бас донёсся из переднего угла. - А ты, Карась, ещё вякнешь…
- На девку-то разуй глаза, Митрич! Пальчики обли…
- Я сказал, – заткнись!
- Всё, Митрич, завязал. Молчу, как рыба.
- То-то же! - мужчина лет пятидесяти, приподнявшись на локте, с улыбкой посмотрел на меня. - Проходи, не бойся, - повторил он, - ребята шутят.
«Митрич, наверное, здесь самый главный», - подумала я и натянуто улыбнулась.
- А я… и не боюсь, - сказала я и подалась вперёд.
- Вот и славно. Саш, ты чего-то задолжал девушке? Отдай, а то – не хорошо получается.
- Сию минуту, - театрально провозгласил Саша, - вот только слезу.
- Ага, слезай, да побыстрее, – не видишь, девушка заждалась.
- Эй, артист! – зачастил всё тот же голос с нижнего яруса. – А больше ты ничего не задолжал?.. а может, она тебе задолжала? а может, мне задолжала? Ха-ха-ха…
- Карась, ты не понял что ли? - повернулся к нему Митрич. - Цыц, я сказал, а то щас рот заклею! А ты, Сашок, – поторапливайся.
 
Саша сполз наконец с кровати, открыл рюкзак, вытащил книгу и подал мне. Прижав к груди своё сокровище, я попятилась к двери. Коснувшись её поверхности, с силой толкнула и выбежала на улицу.
Не рассматривая, положила книгу в сумку и развернула её только дома. Конечно, она была потрёпана: обложка отошла от блоков, на некоторых страницах виднелись подтёки, другие были помяты. Но всё равно, – радости не было предела: книга – моя любимая книга – была со мной.
Пряча её в шкаф, я вспомнила слова Митрича:
- Приезжай, девонька, ещё – не бойся, всё нам веселее будет.
«Нет уж, Миртич, - прошептала я, - больше на такой подвиг у меня мужества не хватит».
 
С тех пор Сашу я больше не видела. А книга… Вот она – передо мной: только что я перевернула последнюю страницу и вспомнила эту историю.
 
* В советское время партийные комитеты на предприятиях.
** В городе Волгодонске Ростовской области.
*** Разговорные слова, употребляемые также и в Западной Сибири.
Дата публикации: 17.02.2009 11:42
Предыдущее: ЗимнееСледующее: Видение

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Владимир Ярош[ 30.01.2009 ]
   А было бы неплохо, если б вы вошли, а он лежит на нарах и в третий раз перечитывает Вашу книгу. Или, её читают по очереди все "химики". И Вам стало стыдно и т.д. и т.п.
 
Тамара Шаркова[ 16.02.2009 ]
   Уважаемый Владимир! Вы всех авторов отождествляете с героями их произведений?:)
   Напрасно. Это - далеко не одни и теже лица, хотя повествование и ведётся от первого лица.
Владимир Ярош[ 17.02.2009 ]
   Да нет, же, Тамара! Уж коли я допускаю многовариантность, то это никак не Ваша биография. Хотя, признаюсь, вместо местоимения "Вам", надо было использовать "главной героине".
   Всего наилучшего,
   Владимир
Тамара Шаркова[ 17.02.2009 ]
   Вообще-то, Владимир, я зря к Вам "прицепилась&qu­ot;,­ хотя по сути права:)
   Действительно, рассказ в основном построен на автобтогрфических событиях, но есть в нём и "фантазии"­.­
   Что касается финала, который предложили Вы, - согласна. Такой вариант имеет место быть, только мне почему-то увиделся другой (он, кстати, ближе к истине).
   Потому что ситуация, в которой оказалась героиня, вряд ли предполагает возникновение чувства стыда, - это всё-таки от логики. Но она, попав в эту обстановку, сильно испугалась, а у страха, как известно, глаза велики:) И тут уж не до логических умозаключений, - быстрее бы ноги унести:)
   Удачи Вам.

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта