Иногда очень трудно понять, что вокруг происходит. Ты живешь как раньше, занимаешься тем, чем до этого занимался и, как поется в песне, «вроде все, как всегда». Но изменения, круто переворачивающие твою жизнь и бытие всех окружающих, уже врастают в действительность, как корни в асфальт. Какой-то неощутимый миг, хоп! А все уже по-другому. Где ты был раньше? Все важное уже за тебя решили. Работал ты, к примеру, инженером, откладывал деньги на сберкнижку, голосовал сердцем и скорбел о смерти академика Сахарова. Хочешь, в общем, спокойствия и свободы. На карнавал по телевизору тебе пофигу ( лишь иногда не на сто процентов). Но вот что-то происходит, то ли севрюжина протухла, то ли конституцию расстреляли из танков. И ты уже не инженер, а барыга на рынке, вклады на книжке тю-тю, жена в панике ищет работу не по специальности. Обвели тебя как лоха. Пример невидимых для обывательского глаза изменений налицо. Люди обычно думают о всяком разном, но вот работу над ошибками делают не все. Ну признай, что был не прав, вел себя как баран, плыл по течению сточной канавы. Не принимал решения сам, а позволял другим «уважаемым» товарищам управлять тобой как мартышкой в цирке. Не просто это, проделать анализ своих ошибок… Или можно привести другой пример. Ты слушаешь современное модное радио FM. На работе, в машине, в маршрутке, дома. Новые попсовые песенки появляются там регулярно и в этот обычный день ты был осчастливлен свежей музыкальной дребеденью в исполнении бездарной солистки. «Какая дурь!» - решишь ты, вкусив на слух сию песню в первый раз. Но радио ты продолжаешь держать включенным. Мелодию же, мысленно забракованную тобой при первом прослушивании, там ставят регулярно, изо дня в день и по несколько раз. Опять происходит что-то незримое, але-ап! И ты уже ловишь себя на том, что про себя напеваешь эту песенку. Неказистый мотивчик овладевает тобой медленно, незаметно, но с напором танка Т-90. Вопрос лишь времени, когда именно ты установишь ее мелодией звонка на свой мобильник или закажешь на том же радио в поздравление близкому человеку. Кто-то не просто сделал на тебе деньги, но и нагадил в твои мозги. Придется ходить теперь так, если не примешь меры. Оба примера об одном и том же – не надо быть добровольной жертвой, надо стремиться к пониманию мира, а не мотаться за объективной реальностью, как веревка из задницы шелудивого пса. Причем, важно знать, что совсем не просто стать настоящим гомо-сапиенсом без знаний о мире и о людях. Тут просто крутым чуваком быть недостаточно, здесь надо еще читать умные книжки. Мнение, что в библиотеки и книжные магазины ходят лишь ботаники является в корне неверным. Ибо пропагадистские машины нынче включены на всю катушку и только и мечтают заставить презренных людишек думать не так, как есть на самом деле, а так как требуется в интересах определенных лиц. Тебе же нужно формировать свою жизненную позицию, так? Или тебе нравится, когда в твою черепную коробку нагоняют шлак? Выбирать для чтения литературу следует тоже с осторожностью. Среди горы бумажных переплетов попсы тоже немало. Можно, конечно, сразу ограничить себя чтением только научных книг, но и про художественную забывать явно не стоит. Там люди показаны живыми, но такими, как их видит автор. Нельзя сразу понять, чего ты хочешь, когда даже не знаешь, что вообще есть. Но, чем больше будешь читать, тем скорее разберешься в литературе – где вымышленные сказки, а где суровая правда жизни. Когда, устав от ширпотреба, натыкаешься на книги автора, писавшего о том, что он хорошо знал, а жившего так, как писал, сразу чувствуешь, как в тебя вливаются силы. Тебя можно поздравить – ты нашел крупицу знания о мире. Аркадий Гайдар был как раз таким писателем. Его жизнь и творчество могут научить нас многому. Правнук крепостного крестьянина, он с детства сам пристрастился к чтению. Так Гайдара воспитали родители - в общем, так, как и надо по настоящему, то есть научили самостоятельно мыслить. В десять лет он пробовал сбежать на фронт Первой мировой войны. В таком возрасте он еще не успел разобраться, что война та была не справедливая. Но сам поступок говорит о решимости - раз решил, то надо делать. Но Аркадий Голиков (писательский псевдоним Гайдар) работал над собой, учился и читал дальше. К тринадцати годам он уже осознавал себя большевиком, работал делопроизводителем в уездном комитете партии и участвовал в создании комсомольской организации своего родного города Арзамаса. А в четырнадцать лет, в нежном возрасте юнца, когда многие еще даже и не берутся за вопрос понимания окружающей действительности, Гайдар уже не просто осознал, что к чему в этой жизни, он решил взяться за активное переустройство мира – вступил добровольцем в Красную Армию. Там тяжелая ратная работа захлестнула его с головой. Он видел цель и всеми силами стремился к ее выполнению. Мы пока, брат, так с тобой не умеем. Должность адъютанта командира батальона, Киевские командные курсы, борьба с бандами украинских националистов. И вот Аркадий уже красный командир, его выбрали сами солдаты. А это ведь не просто так - выбрали за дело, за выигранный бой. Как пел бард: «Значит нужные книжки ты в детстве читал». Обстановка гражданской войны была такова, что, проявив блестящие способности и показав решимость в борьбе с врагами рабочее-крестьянской республики любой человек мог продвинуться в командиры и даже в военачальники. Семнадцатилетний Аркадий Голиков закончив Высшую стрелковую школу «Выстрел» становится командиром полка. Под его началом пять тысяч хмурых усатых мужиков, прошедших огонь и воду еще на германском фронте. Но этот факт не только не вводит Гайдара в замешательство, но и приводит к большим победам. Аркадий Петрович участвует со своим полком в разгроме белогвардейского антоновского мятежа, уничтожает банду атамана Соловьева. Ранение и контузия не позволяют 20-летнему командиру остаться в Красной армии, он по состоянию здоровья уволен в «бессрочный отпуск». Но Аркадий не сдается, он начинает писать. Первые литературные неудачи не сломили его. Он учится, набивает руку. Статьи, романы, повести, фельетоны, рассказы. И вот уже книги писателя Гайдара известны всей стране. «Тимур и его команда» просто переворачивают сознание молодежи. А почему? Гайдар не лжет в своих книгах. Он описывает окружающую действительность так, как есть на самом деле, в его произведениях художественные приемы лишь средство для наиболее точного описания правды жизни. Став писателем, Аркадий остается таким же бойцом за построение коммунизма, каким был в рядах РККА – смелым, напористым, видящим цель. Но проходят годы и Гайдар, казалось бы, по всем обывательским нормам, должен остепениться, заматереть, зажраться. Но не тут то было. Как только фашисты напали на Советскую Родину, автор «Школы» и «Военной тайны» используя весь свой авторитет пытается записаться добровольцем в ряды действующей армии. Заметьте, не косит, не объявляет себя гением, которого все должны оберегать, не пытается сбежать за границу, уклоняясь от возможности призыва. Мы знаем, что так поступило бы большинство современных творческих «гуру». Аркадий Петрович в военкомате требует отправить его на фронт на самый горячий участок. Но по состоянию здоровья он никак не может быть призван. В девятнадцатом году шрапнелью будущий писатель был ранен в ногу, взрывная волна сбросила его с лошади и ударила об землю. Ну не годен ты к строевой, успокойся и поезжай в тыл, пиши оттуда статейки и рассказики, вдохновляй народ на подвиги. Казалось, больше этого он уже и не может сделать. Но не такой человек был Аркадий Гайдар. Он едет на фронт не как солдат, а как корреспондент «Комсомольской правды». Зачем великий писатель пошел вместе с батальонной разведкой в тыл к фашистам? Чтоб не соврать в своих статьях. Зачем он возглавил в партизанском отряде оперативно-диверсионную работу? Он считал, что если писатель не боец, то он вовсе не писатель. Советский литератор сам убивал врагов трудового народа, то есть честно делал то, о чем прямо писал в своих книгах. Вот почему его произведения надо читать. Гайдар умел описывать подвиги, потому что сам совершал подвиги с оружием в руках и потому что даже своей смертью в бою доказал свою писательскую правдивость. Даже просто в силу его биографии к Гайдару следует отнестись с большим вниманием. Он расскажет тебе правду о том, что такое жизнь и смерть, что такое борьба за счастье трудящихся. И уже после прочтения хотя бы некоторых книг Аркадия Петровича никакой современный киношный Рембо не покажется тебе супергероем, а твоя собственная цель и твой собственный путь станут для тебя намного яснее. |