Для кого-то кино – это одна из возможностей провести свободное время у экрана телевизора или в кинотеатре, для кого-то – профессия. А для меня кино – это часть моей жизни. Но и это не совсем правильное определение. Настоящее кино – это как вышивка на холсте, сотканном из череды событий в моей жизни. Вот так она переплелась с экранной жизнью. Все началось еще в детстве. В 60- е годы прошлого века было популярно иметь какое-нибудь хобби. Кто-то коллекционировал марки, кто-то – значки, кто-то антиквариат… А я, будучи ребенком, начала коллекционировать, или как тогда говорили, собирать открытки с фотографиями всех актеров, включая зарубежных. Конечно, фотографии последних в ларьках «Союзпечати» купить было нереально. Такие привозили какие-нибудь знакомые из стран Соцлагеря. Потом в книжных магазинах появились очень редкие издания, которые можно было купить разве что случайно: «Артисты советского кино» и « Актеры зарубежного кино». А позднее, еще в СССР, издали настоящий «Энциклопедический словарь. Кино», который, зная мое увлечение, подарил мне папа. Для девочки, грезившей этим волшебным миром кино, это был лучший подарок. Я читала эту толстенную книгу так, как мои сверстницы в то время читали любовные романы тайком от родителей. Так началась моя любовь с КИНО, любовь большая и безответная. Я думаю, что мне будет очень трудно выразить словами да еще на бумаге все те эмоции, которые вызывает во мне кинематограф. Но если хоть немного это получится, то мои единомышленники поймут, о чем я хотела рассказать. Мне интересно было все, что касалось моих кумиров. Я читала не только редкие книги, но и журнал «Экран», единственный издаваемый в то время, смотрела по телевизору «Кинопанораму» и по-прежнему собирала открытки. В то время я увлекалась графикой, и все мои работы были посвящены любимым актерам. Я рисовала их портреты и до сих пор их храню, впрочем, как и все остальное, что было в моей немногочисленной коллекции в те годы. А потом, когда я вошла в подростковый возраст, я не пропускала ни одного фильма в кинотеатре и по телевидению. Фильмов было мало, но, это только сейчас понимаешь, спасибо советской цензуре, мы смотрели, действительно, самые лучшие отечественные и зарубежные фильмы. И образы, созданные великими и не очень великими, но и таких сейчас по пальцам перечесть, актерами, были лично для меня и примером стиля, и примером поведения в обществе, и примером лучших человеческих качеств, в том числе, и морали. А сами сюжеты этих фильмов учили, как надо жить, каких ошибок в этой жизни можно избежать. А еще – какой может быть любовь, настоящая любовь. Мне было лет пятнадцать, когда я впервые посмотрела фильм «Пусть говорят». Наивная мелодрама с замечательной музыкой. Я, каждый раз вспоминая этот фильм, как будто слышу основную музыкальную тему фильма. Прошло уже столько лет, а музыка эта такая же трогательная и незабываемая, как и главный герой фильма - Рафаэль, по которому сходили с ума все девочки Советского Союза. Я помню, что тогда впервые рыдала в кинотеатре. Впрочем, я была не одинока в этом. А сейчас вы сможете вспомнить хоть один случай, когда хоть кто-нибудь, о молодежи здесь я даже не пытаюсь упомянуть, всплакнул в кинотеатре? И не в людях дело. Просто хлынувший с экрана поток преступности и неприкрытой порнографии убил в нас все человеческое. Сейчас не модно быть сентиментальным. А разве это плохо, хотя бы иногда быть чутким к страданиям других, даже, если события развиваются на экране? О каком же сострадании тогда можно говорить в реальной жизни? Не думайте, что я буду продолжать клеймить позором современный кинематограф. Встречаются и сейчас еще чудесные чистые фильмы, и их по-прежнему мало. Может это цензура наоборот? Опять возвращаюсь к своей юности. «И дождь смывает все следы», «Генералы песчаных карьеров» - такие разные сюжеты, а общее в них – все та же любовь, о которой мечтали в юности все девочки и хотели видеть рядом таких непохожих друг на друга красавцев. А еще интересно было увидеть хотя бы в кино другую жизнь, так непохожую на нашу. Но шло время, мы взрослели. И фильмы нравились уже другие. Помню, какое сильное впечатление произвел на меня фильм «Каждый вечер в одиннадцать». Теперь кумиром был Михаил Ножкин. И когда было одиноко, так хотелось, чтобы именно такой незнакомец позвонил вечером по случайно набранному номеру, а попал именно ко мне, и финал этой истории был как в кино. Два актера, а фильм смотришь на одном дыхании, а потом вспоминаешь всю жизнь. Два необыкновенных голоса, шум морского прибоя и телефонные гудки. Как просто, но как классно! Потом был «Городской романс», и лучшая роль Киндинова. И любовь, казалось бы таких разных людей – наивной провинциальной девочки и уже состоявшегося столичного молодого доктора. И опять музыка, так гармонично вписавшаяся в сюжет фильма, песня Мирей Матье о любви. Недаром говорят, что французский – это язык любви. Я помню, как мурашками покрывалась кожа, когда в фильме звучала эта песня. И тогда хотелось быть похожей на героиню фильма, такую одновременно наивную, гордую и принципиальную. И хотелось, чтобы тот, кто был рядом, смог также понять, что именно я и есть самая единственная в жизни. А еще, как в фильме «Карнавал», хотелось бы такому стильному и такому безразличному, влюбленному только в себя, герою, чью роль исполнял великолепный Александр Абдулов, сказать: «Позвони мне, позвони…». Но просьба эта относилась, безусловно, к Абдулову. Этот саундтрек до сих пор никого не оставляет равнодушным. «Ирония судьбы» просто изменила взгляд на традиционные знакомства. Появилась интрига. И вдруг тоже захотелось, чтобы в жизни произошло нечто подобное. А потом всю жизнь каждый новый год ждала какого-то чуда, а оно так и не случилось. Когда была уже замужем и у меня росла дочь, не могла без эмоций смотреть «Зимнюю вишню». Не смотря на то, что в моей семье все было нормально, пока смотрела фильм, ощущала себя одной из героинь и не могла понять, как молодая, умная, интересная женщина могла променять благородного, порядочного, любящего красавца на бесхарактерного любовника-неудачника. Неужели, мы, женщины часто жалость к мужчине принимаем за любовь? Недаром появились такие незабываемые фильмы как «Осенний марафон», «Забытая мелодия для флейты», где главные герои мечутся между женой и любовницей, и оставляют несчастными и ту, и другую. И, вроде бы, и мужики замечательные, порядочные, и актеры замечательные, но, видимо именно поэтому они сыграли эти роли так, что кроме жалости никаких чувств к ним не испытываешь. И не хотелось оказаться на месте ни одной из их женщин. А хотелось, чтобы тот, кто был рядом, был похож на старшего «брата», роль которого великолепно сыграл Николай Караченцев, в фильме «Старший сын». В те годы Караченцев стал тем секссимволом, как принято сейчас говорить, который своим благородством, искренними чувствами и необыкновенным обаянием покорил многие женские сердца, в том числе и мое. Со «Служебным романом» и «Самой обаятельной и привлекательной» у меня связаны особые воспоминания. В то время я работала в очень похожем коллективе. И когда смотрела фильмы, видела в них своих сотрудников с похожими проблемами. Даже одевались и красились мы точно так же, а интриги были еще покруче. А сейчас, когда одолевает ностальгия, я беру диск с этими фильмами и пересматриваю их с ни меньшим, чем прежде, удовольствием. И тогда мне кажется, что не было всех прожитых лет, а я все такая же молодая и сижу там, в том коллективе на экране, за каким-нибудь из дальних рабочих столов. Есть еще два кумира из мира кино. Это Олег Янковский и Александр Збруев. Мне из множества фильмов Збруева особенно памятны два: «Ты у меня одна» и «Северное сияние». Фильмы разные и герои его – разные, так же, как и их судьбы. Но объединяет их одно – оба разбивают женские сердца не только на экране, но и в реальной жизни. Меня до сих пор удивляет способность Збруева не играть в кино, а просто там жить, как будто это его собственная жизнь. И самая большая его загадка – как можно внешне оставаться мальчишкой в возрасте 70 лет? Олег Янковский – это брильянт кинематографа. Да простят мне такое сравнение. Он наверняка останется в памяти многих поколений. Какую бы роль он не играл, его героям всегда были присущи благородство и интеллигентность. Мне кажется, нет ни одной женщины, которая бы не была влюблена в Янковского. Для меня особенно дороги два его фильма: «Влюблен по собственному желанию» и «Приходи на меня посмотреть». Он такой разный и в то же время одинаковый в этих фильмах. В одном он еще совсем молодой, немного циничный неудачник, уже не спортсмен, но еще и не рабочий, но при этом способный разглядеть в дурнушке свою вторую половинку. А в другом – уже очень взрослый, вполне состоявшийся в жизни мужчина, который может позволить себе все, даже молоденькую подружку. И опять жизнь случайно сводит его, с первого взгляда, тоже с дурнушкой, к тому же уже не молодой. Но эта встреча неожиданно меняет его жизнь. Мне кажется, что Янковский сам получал истинное удовольствие от игры в этом фильме. Если такое слияние с образом можно назвать игрой. Просто он представил, что попал сам в такую ситуацию, а игра двух великих актрис помогла ему забыть о реальности. Конечно, это мое видение этого сюжета. Но когда я много раз пересматривала этот фильм, у меня было ощущение, что я просто подглядываю в замочную скважину. Знаю, как это некрасиво, а оторваться не могу. Так это было реально. Три действующих лица – две замечательные актрисы и Янковский. Но этого достаточно, чтобы смотреть этот фильм также часто, как мы привыкли смотреть «Иронию судьбы». За 70-е и 80-е годы прошлого столетия было создано столько великолепных фильмов и у нас и за рубежом, что проще было собрать собственную видеотеку любимых фильмов, чем пытаться их вспоминать. Что я и сделала. В 90-е годы были созданы замечательные сериалы. Их, правда, тоже очень мало. Лишь небольшой пример: «Петербургские тайны» и «Семейные тайны». Разные эпохи, но такие похожие интриги и страсти. И опять потрясающий актерский состав и замечательные режиссеры. И «мылом» такое язык не поворачивается назвать. Когда мне плохо, я смотрю свои любимые фильмы о женских судьбах: «Москва слезам не верит» или «Впервые замужем». Когда мне хорошо, то смотрю комедии, отечественные и зарубежные. Старые комедии вне конкуренции. Но вот недавно довелось посмотреть новую комедию «Сваты». И поняла, что при наличии интересного сюжета, талантливого режиссера и прекрасных актеров можно и сейчас заставить зрителя смеяться от души, а не вымогать вымученные улыбки зрителей, как это делает команда Петросяна. Может сложиться впечатление, что я всю жизнь только и делала, что смотрела кино. Это далеко не так. Я прожила достаточно длинную жизнь. Отучилась в школе, потом в институте, успела выйти замуж и родить двоих детей, вырастить их и даже стать бабушкой, после рождения внучки. Но только благодаря кинематографу я смогла не превратиться в настоящую бабушку. Глядя на своих ровесниц, потрясающих актрис и великолепных женщин, Ларису Удовиченко, Евгению Симонову, Веру Глаголеву и Елену Проклову, я стараюсь быть похожей на них. И, надеюсь, что мне это удается. Хоть я и не актриса, но прежде всего женщина, и, глядя на своих кумиров, не могу позволить себе выглядеть плохо. Так что даже мой внешний вид зависим от экранных образов. У меня теперь огромная коллекция различных книг о кино, дисков с любимыми фильмами. Я часто бываю на спектаклях во время гастролей различных театров, чтобы увидеть любимых актеров и актрис. Одна моя мечта так и не осуществилась. Я всегда хотела побывать на «Кинотавре», но мне непременно что-то мешало. Но это даже хорошо потому, что нельзя жить без мечты. А еще я счастлива, что в моей жизни именно кино стало таким большим увлечением. И пока ОНО снималось, я прожила интересную, полную как замечательных, так и драматических событий. Но я считаю, что все еще впереди, как в кино – продолжение следует. На смену замечательным актерам прошлых лет, к счастью, приходят тоже талантливые актеры и режиссеры. Их немного, но главное, что они есть. А это значит, что моя любовь с КИНО продолжается, правда безответная (мне так и не посчастливилось пообщаться лично ни с одним актером или актрисой, которые для меня стали не просто кумирами, а близкими людьми, ведь мы незримо были всегда рядом). Но именно безответную любовь человек проносит через всю жизнь, и эта любовь самая настоящая! |