Произведение |
|
Объем: 39 [ строк ]
|
|
|
|
Малое море |
Малое море - акватория между островом Ольхон и берегом Байкала. По сути широкий пролив с разноразмерными островами. На острове Угунгой сохранились старые захоронения бурятских шаманов в виде каменных лодок. Словно брошены чьей-то рукой Осколки земли. Так уж кости легли На этом поле. Здесь обманчив покой, И плывут корабли В этой ближней дали Под названием "Малое море". На воду ложится туман, И ночь настает. Призраком бледным всплывет Затонувшее судно. Сипло кричит корморан*, И колотушкою бьет Давно истлевший шаман В истлевшие бубны. Черные птицы с белых скал Падают в воду, Белые рыбы в воде Отражаются в небе. Прибоя пенный оскал Грызет породу, И словно тысячу лет Никто здесь не был. Лишь кто-то там, в глубине Ожидает свой срок, Сквозь миражи и обман, Сквозь времен быстротечность, Когда каменные лодки Повернут на восток, И уплывут в океан Под названием "Вечность". *Корморан - баклан. |
|
|
Дата публикации: 26.10.2013 15:41 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Добрый день, Виктор! А почему Вы решили, что это верлибр? | | Здравствуйте, Ольга! Сначала написал, а потом стал искать, куда отнести. Добрые люди подсказали, что это, вероятно, верлибр. |
|
| | Дмитрий Кастрель Это не верлибр. Анапесто-хореическая смесь представляется просто смесью размеров. Опять-таки, рифмы. Но дело даже не в весьма расплывчатых признаках верлибра. Верлибр держится крепкой кладкой крепких(точных) слов. Здесь ряд слов обычен, не утяжелён никакой дополнительной нагрузкой. Автор не впечатлился сам настолько, насколько он хочет впечатлить читателя. Видно, что хотелось описать некое не то намоленное, не то проклятое, жутковатое и мистическое пространство. Но читаем: "Словно брошены чьей-то рукой", "так уж кости легли", "и плывут корабли в этой ближней дали", "на воду ложится туман", "призраком бледным", "затонувшее судно", "пенный прибой", "ожидает свой срок", "времён быстротечность"... и т.д. Обычные уже не раз читанные слова в обычных сочетаниях. Не чувствуется напряжения автора в передаче напряжения картины. Здесь кажется уместным сослаться на "Грозовые облака" Д. Шорскина - там всё это есть. Другими словами, нет эмоционального заряда в авторе - не будет его и в тексте. В нужном направлении, как показалось, только эпизод с шаманом и бубном. Мне здесь хотелось бы большей работы с освещением, цветом, звуком, тактильными даже ощущениями... Чертовщинки какой-нибудь, что ли ( типа: "Большой паук висел в своих сетях, смотрел спокойно, не боялся"). Краски надо упорно искать, придумывать, просыпаться ночью и записывать... А так получилось... краеведение. | | Кинулся было искать размеры, изъяны в рифмах и прочее, как понял, что ни размеров, ни рифм тут толком нет… Однако, это и не верлибр в классическом его восприятии, так как все же – рифмы присутствуют и размер разбавленный, но есть… Такое впечатление, что автору хотелось сначала высказаться в твердой форме с соблюдением всех классических канонов, а потом, когда не получилось по каким-либо причинам, он решил: «А ударю-ка я чем-то вроде верлибра! И слова все влезут, и придраться потом никто не сможет!» Но это все лирика, конечно, и не более, чем мои домыслы. Фактически вышло очень пресно, как вода этого самого пролива. Непонятно, определение вначале нужно читать нараспев, как часть стихотворения, или это ремарка для несообразительного читателя? Из всего произведения наиболее приятна для моего восприятия третья строфа, остальные, по-моему, ни красок в пейзаж не добавляют, ни какой-то особой смысловой нагрузки не несут… Я уверен, что было желание написать про Малое море, было вдохновение, которое грызло Автора и шептало ему: «Пиши! Пиши! Давай! Давай уже!», и Автор, судя по всему, поддался на его уговоры и выплеснул на бумагу еще не забродившее и не настоявшееся в бочках души и разума вино из слов… | | Вадим Соколов Хороший верлибр пейзажной лирики. Есть настроение и ощущение заброшенного места. Мне как-то почувствовалось в этом описании дыхание Кольского п-ва, ближе к Белому морю. И вот эти «осколки земли» тоже напоминают те места. Можно долго и много говорить о таких местах, но у нас немного другие задачи. Очень хорошо сказано: «Прибоя пенный оскал грызет породу» Каменных лодок на Кольском не видел, но что-то типа дольменов мне показывали. В отличие от первого представленного произведения «Где я не был», второе произведение более четко организовано, имея сюжетную линию, последовательность событий и даже персонажей (каменные лодки и собственно - пейзаж). Как и положено в верлибрах,в произведении есть ритмика, что отличает их от чистой прозы. Ритмика, правда, не очень организована ( есть – как бы это сказать – провалы, что ли?), но тем не менее, однако… Удивил «корморан»… Это же шины. Как они, шины, могут кричать и бить колотушкой? * * * * На основе, и с помощью, этого верлибра мне захотелось написать именно стих. Надеюсь, что Автор не обидится… Словно брошены рукою Враз осколки той земли, Где валяются на поле Кости, камни, корабли. И плывут в дали и в дАли, В Море Малое суда Сквозь миражные обманы, Где не ждут их города. Настигает ночь туманом Призрак старых кораблей, А истлевшие шаманы В бубен бьют сильней, сильней. Только звук не слышен вовсе Тем, кто в каменных судах, Что застыли в странной позе, Как писал один Кранах. И плывут себе, сквозь Вечность, Сквозь бездарность суеты, И над ними только Млечность И молчанье пустоты. | | Ольга Батова От заседания к заседанию совершенствую свои знания. На прошлом узнала, что такое фанданго, теперь опять новая информация о Малом море. И то, что автор затрагивает не общеизвестные темы, несомненно «плюс». Что не поняла: 1. «Так уж кости легли На этом поле» Эти слова, как будто, объяснение чего-то, а вот чего так и не нашла в тексте. Сложилось впечатление, что чего-то к этим строкам не хватает, либо сами эти строки лишние. 2. Точнее скажу, что усомнилась….что шаманы били в бубен колотушкой (даже поинтересовалась эти вопросом в ин-те…. колотушками не били). Что изменила бы: 1. повторение слова «истлевший» в двух строках подряд 2. Как бы немного перепутаны события: было бы точнее, если сначала шаман бил в бубен, а потом всплывал образ корабля, ведь именно удары шаманами в бубны вводят в гипноз окружающих, вызывая видения. А в стихотворении – наоборот. 3. Повторение слова «белые» Что понравилось: В целом стихотворение понравилось. Немного сложно читалось, но интересно! Понравилось: «прибоя пенный оскал» - красиво! Понравилась концовка (хотя есть ощущение «незаконченности», недоговоренности чего-то). И в целом создалось ощущение, что концовка намного сильнее, чем все остальное стихотворение. | | Юрий Стоюшкин Хорошая, добротная пейзажная лирика. Достаточно много нового и интересного узнал о Байкале. Захотелось там побывать. Несколько небольших замечаний. Сначала по содержанию: … Так уж кости легли На это поле. Эти строчки можно понимать двояко, игральные кости или кости бурятских шаманов, тем более, о таких захоронениях говорится в преамбуле. «Корморан» - слово малоизвестное, да, честно говоря, нет такого слова на русском. Это, в переводе с немецкого, баклан. Нужна ссылка и пояснение. По конструкции. Если это не белый стих то, на мой взгляд, в нём довольно неряшливые рифмы: воде-лет, море-поле. Строчка …Когда каменные лодки… вообще без рифмы и на ней при чтении спотыкаешься. Её нужно соединить с …повернут на восток… и писать единой строкой. Вообще, мне кажется, что сверхзадача стиха начать его так, чтобы прочитали до конца, а кончить, чтобы запомнили. Этот произведение начинается и заканчивается достойно. Только конец я немного бы подправил и сделал более динамичным: Когда каменные лодки Внезапно повернут на восток И уплывут в океан Под названием «Вечность». | | Валентина Панасовская Сразу же - спасибо Виктору за ссылку. Не будь ее, я бы решила что так называют весь Байкал. А слово "малое" местные жители используют только по причине своей скромности. В общем мне стихотворение понравилось. Есть в нем некая раздольность, таинственность, чувствуется ветерок, прилетевший из глубины столетий. Мне даже самой захотелось побывать на этом острове, проплыть по малому морю. Дать какую-либо характеристику технике стихотворения, написанному верлибром, я не смогу, к сожалению. Я считаю верлибр высшим пилотажем. Но при этом я точно знаю, что некоторые нерадивые авторы, не желающие мучиться в поисках рифмы или выравнивать стихо по ритму, поступают проще - "А назову-ка я его верлибром и тем самым отмету все претензии к ритму и рифмам!" Я же сама, к моему глубочайшему сожалению, не обладаю столь развитым слухом, чтобы уловить ритмику даже классических верлибров. К чему я делаю это длинное отступление? Может, Виктор ошибся, называя это стихо верлибром? Мне оно показалось достаточно ритмичным ( а высчитывать, где Виктор сбился с ритма - это ооооочень долго. Мне кажется, он и сам бы мог это сделать.) И рифмы в нем тоже присутствуют, как в обычном стихо, хотя и не везде. Теперь хочу остановиться на том, что вызвало вопросы. 1) Во второй строфе в первом стихе пропущена запятая в сложносочинённом предложении, разъединяющая два простых предложения первого и второго стиха. Еще прошу одну ссылку на слово "корморан". Кто это - птица, дух? В инете не нашла, только встречается в названиях каких-то фирм. Далее вот что. Я не очень знакома с шаманскими практиками. Но я слышала, что бубен шамана - эта своего рода святыня. к которой не имеет права прикасаться посторонний. что каждый шаман его должен изготовить сам...и т.д. Но вот нигде не доводилось слышать, что бубнов у шамана много, и при камлании он бьёт в бубнЫ. Может, всё-таки в бубен? Сам образ истлевшего шамана, бьющего в истлевший бубен ох как нравится! Так щекочет нервы!))) 2)Очень понравился "пенный оскал прибоя", грызущего породу в третьей строфе. 3) В 4 строфе тоже понравился образ каменных лодок, уплывающих в вечность. Ну уж, если сильно придираться, то немного непонятно, что случится с теми, кто ждет этот срок? Но можно же и домыслить?))))) Вывод: вполне благоприятное впечатление от стихо... | | вгений Агуф Трудно оценивать стихи, которые стихами являются по очень ограниченному числу признаков – несколько пар незамысловатых рифм, деление на стихи и едва уловимый в них ритм. Именно по той причине, что оценивать в таких стихах, кроме сюжета, почти нечего, их в большинстве случаев отказываются брать в конкурсы – никакими строгими признаками конвенционального стиха они не отягощены, поэтому оценивать их технику не представляется возможным. Верлибр – это больше образы, и если говорить об образах, то они здесь малопонятны, специфичны, чем автор как бы показывает, что тем, кто там не был, этого не понять. Вот, если бы автор нарисовал такое, чтобы я увидел всё, что видел он – это было бы здорово, а так… есть определённый налёт элитарности, как в стиле (верлибр), так и в описании картинок. «Белые рыбы в воде отражаются в небе» – наверное, это облака, только в воде я их не вижу – мешает пенный прибой, хотя задумка интересная, конечно. «Кто-то там в глубине» – тоже слабый образ, он невнятный и пакостливый, как пресловутый «барабашка». Вот, если бы было написано «Тот, кто там, в глубине» или что-то в этом роде – автор должен чётко знать о ком он пишет, а это звучит, как призыв подсказать кто же там. Отсюда и не особенно уверенными выглядят «каменные лодки» – вряд ли этот «кто-то» их сможет в океан повернуть, тем более «Вечность». | | Иван Габов Если искать достойное применение слову «верлибр», то данное произведение является достойным представителем обозначенного выше направления. И тема здесь раскрыта, и силлабо-тоническая составляющая присутствует… Почему же тогда Томас Элиот сказал: «Автор верлибра свободен во всём, если не считать необходимости создавать хорошие стихи» (?) Наверное, потому, что верлибр - не стихи? (Конечно же, - на мой взгляд) | | Игорь Колесников Верлибр... Не люблю, хоть это и субъективно. Даже окончание слова такое, говорящее. Бр-р! Тем не менее, с интересом ознакомился с некоторыми произведениями из творчества¬моего земляка. Виктор, привет Иркутску! Название влекло! Малое море... Для тех, кто там побывал хоть раз, свидание с Байкалом запомнится на всю жизнь. А для меня, с детства излазившего вдоль и поперёк побережье Ольхона, и противоположного берега, это название встрепенуло в памяти целую кучу воспоминаний. Как часами я сиживал на тёплом песчаном пляже, провожая последние лучи солнца, скрывающегося за склонами Байкальского хребта. Как слушал шум ветра в ветвях высоченных лиственниц и убаюкивался ласковым плеском прибоя. Как нырял с моста в студёные прозрачные воды Сармы. И ещё много-много хорошего и приятного вспомнил я в этот момент. Поэтому, открывал я страницу Виктора, затаив дыхание... Чисто субъективный вздох разочарования вырвался из моей груди. Не люблю верлибр. Точнее, не понимаю, почему эту красивую и запоминающуюся прозу относят к жанру поэзии. Кроме того, в стихотворении Виктора я не нашёл практически ничего из ожидаемого мной. Ни описания природы, ни восторгов и восхищений, ни щемящего чувства ожидания чуда от встречи с этим неповторимым и волшебным местом... Ну, невозможно судить о правильности стихосложения у не имеющего правил и канонов верлибра. Значит, работы будет вполовину меньше. Виктор акцентировал наше внимание на малоизвестном даже аборигенам артефакте - захоронениям древних бурятских шаманов на скалистом маленьком островке. Не найдя почти ничего из ожидаемого, я решил прочесть стихотворение ещё раз, дабы понять причину, побудившую автора поделиться с нами своим впечатлением об этом факте. И вот тут, как обычно, перед моим внутренним взором начала вырисовываться завораживающая картина... Осколки суши, как кости легли среди туманных вод. С белых скал, окружённых пенными оскалом волн, падают в эту воду чёрные птицы (кстати, кто? Бакланы? Так, их уже не осталось...), чтобы добыть белую рыбу, отражающуюся в небе... Чёрт! Пока ещё как-то нелепо и смешно. Но, в следующий миг из туманного прошлого выплывают неясные призраки давно канувших в лету шаманов, бьющих в истлевшие бубны призрачной колотушкой. Это духи предков направляются на восток в каменных погребальных лодках, чтобы раствориться в эфемерном океане под названием "Вечность"... Мурашки по коже... И тут я понял, что волшебство Малого моря не только в настоящем, но и глубоком прошлом. И когда обращаешь свой взор сквозь столетия, загадки древних народов, населявших некогда эти благодатные места, становятся ещё таинственнее. Вот так просто, в течении пяти минут, кардинально поменялось моё отношение к этому произведению, да и к самому верлибру тоже. Спасибо, Виктор, за точно переданные чувства и за мурашки тоже! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |