Здесь, господа, одна за другой появляются страницы моего проекта "Демиховские всех стран, соединяйтесь!" (и присоединяйтесь). Если Ваша фамилия Демиховский (ая), Демиковский, Демяховский, или Демаховский, заглядывайте сюда почаще, не пожалеете. А если Вам не повезло, и у Вас какая- нибудь другая фамилия, то все равно не лишайте себя удовольствия: милости просим! И ради Бога, не стесняйтесь, дополняйте повествование в силу своих возможностей. Все, что нужно для этого- оставить комментарий. Я, правда, в свою очередь, оставляю за собой право этот комментарий перенести при форматировании страниц в другое место, но обещаю, что отнесусь к Вашему труду бережно, и ни в коем случае его не присвою. О себе: Леонид Евелевич Демиховский, род. в г. Минске, в 1961 г. Проживаю в США, штат Массачусеттс. Исследование посвящаю своему деду, Зелику Евелевичу Демиховскому, которого никогда не знал, малочисленным родным и пребывающим в неведении однофамильцам. Пользуюсь случаем представить соучредителя проекта, Феликса Давидовича Демиковского, 1930 г. р., проживает в США. Итак, с Богом! Сперва, о фамилиях вообще. А не то непонятно получится. ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------------------------- ----- Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу - что он жираф, а зайцу - что он заяц. Но слон, если бы подумал, мог бы догадаться, что он слон. Ведь у него же очень простое имя. А каково зверю с таким сложным именем, как гиппопотам. Поди догадайся, что ты не ги-потам, не по-потам, а именно гип-по-по-там. Э. Успенский ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------------------------- -------------------------------------- Прежде всего, фамилии были у людей не всегда. И не везде. А у евреев, по крайней мере, европейских, их вообще не было практически аж до начала 19- го столетия. И не только в захолустных Польше- России, а и в такой шикарной стране, как Франция. Во всяком случае, один из указов Наполеона обязывал всех французских евреев выбрать себе фамилии. Значит, были не у всех. Только у знаменитых. Чтобы не путать с остальными. Разумеется, указ Императора не был продиктован человеколюбием. Просто администрирование (а Наполеон был гением администрирования) требует хорошего учета, а какой спрос с человека без паспорта? Итак, поставьте себя на место такого человека, вынужденного срочно выбрать себе фамилию. Конечно, можно соорудить ее из отчества или прозвища. Как булгаковский Шариков. Можно и из профессии: девичья фамилия моей матери- Стрелец, жены- Серебрянник. А то послушаешь некоторых, так все евреи либо изучали тору, либо мелким гешефтом занимались. Великий русский поэт Державин, который вообще- то сложно относился к иудеям, был одним из инициаторов введения фамилий у евреев- граждан России. Причем, он предлагал базировать присваеваемые фамилии на внешних признаках носителей, да чтобы непременно звучали по- русски. Судя по тому, что я никогда не встречал еврея с фамилией, скажем, Ломоносов, из этого начинания ничего не вышло. А можно взять за основу и свою малую родину. Как это сделал у Вальтера Скотта ("Айвенго") Исаак из Йорка. Если ты большой человек, тебя и так называть станут именно таким образом. Например, Любавический ребе. Даже, если у тебя уже есть фамилия. А если ты не такой знаменитый, то тебя станут отождествлять с точкой на карте, только когда ты переедешь в другую. Как это и случилось с упомянутым Исааком. Иногда фамилию переделывают, а то и вовсе меняют. Такое случается чаще всего с людьми, в корне изменившими свою жизнь. Некий фельдфебель никак не мог выговорить фамилию кантониста, и записал его Воробьевым. Вот и унаследовала его дочь, а моя бабушка Ханна русскую фамилию. Сплошь и рядом переделывали фамилии первых русско- еврейских иммигрантов в США. Моего, судя по всему, троюродного прадедушку при въезде в страну скромно записали Дайамондом (Бриллиант). В комментариях к этому постингу я поместил под именем Лорнетова (один из моих псевдонимов, используемый здесь по техническим причинам) выписки из правительственных актов Российской Империи, относящиеся к евреям и, конкретно, к еврейским фамилиям. Здесь не стану. А то ведь не всем, наверное, интересно. Но мне интересно. Все- таки, наши предки (даже если Вы не еврей, но ведь читаете- то это по- русски!) жили по этим законам. Игнорируя неоднократные попытки лингвистов этимологически обосновать происхождение фамилии Демиховский ("демик", "демих"- от нижегородского "демить"- хитрить, обманывать), я осмелюсь утверждать, что фамилия эта имеет сугубо географическое происхождение. Причем, с позволения сказать, не владетельно-, а именно исходно- географическое. ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------------------------- ---- ... В истории без географии, встречается протыкание. И.Н. Болтин. ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------------------------- ----- Несмотря на относительно широкий спектр Демиховских поселений (дер. Демихово Орехово- Зуевского р- на Московской области, некое село в Тверских землях, что- то созвучное к югу от Волгограда-Царицина и т. д.) все выявленные на сегодняшний день Демиховские, включая варианты фамилии (а о них я скажу ниже), происходят из Западных земель, точнее- с Полесья. Истории многих одноименных семей тесно связаны с Польшей, Гомельской, Черниговской и Брянской областями. Именно в этом месте хочется обратить внимание читателя на то, что политико- географические обстоятельства этих земель сами по себе являются потенциальным источником жуткой путаницы. В частности, Гомельский уезд, будучи в свое время составной частью Могилевской губернии, в 1919 г. вошел наряду с Быховским, Горецким, Климовичским, Могилевским, Оршанским, Рогачевским, Чаусским, Чериковским, Речицким, Мглинским, Новозыбковским, Стародубским и Суражским в собственно Гомельскую губернию, которая, в свою очередь, вошла в состав Белоруссии только 26 апреля 1926 года, в результате второго укрупнения последней. А Речицкий уезд до 1919 г. был (к счастью!) частью Минской губернии. Земли Унечи, скажем, до 1919 года входили в состав Черниговской губернии, в 1919-1927 годах - Гомельской губернии, а в 1927-1929 годах - Брянской губернии. Унечский район с центром в поселке Унеча был создан в 1929 году при создании т.н. "Западной области" из бывших Брянской, Орловской и Смоленской областей. В 1937 году район стал частью Орловской области, в 1944 году включен в состав созданной тогда же Брянской области. И так далее. И в обычном учебнике истории Вы ничего такого не прочтете. Ведь учебники издаются с учетом административно- территориальной принадлежности земель на день их написания! Вот и попробуй, отыщи следы отдельных людей. Даже если доберешься до архивных документов. Не проще обстоит дело и с историко- политическими обстоятельствами. По свидетельству моей тети, Зинаины Захаровны (Зеликовны) Демиховской, во второй половине тридцатых годов случилось ей в Гомеле считаться родством с некими Демяховскими, соседями по двору. И общих корней обнаружено не было. Я бы очень удивился, если бы такие корни нашлись: Л. Демяховский в 1903 г. в г. Речица был одним из руководителей кружка эсеров, а позже некто Демяховский, вот, инициалов не знаю- в то время и не подумал, а нынче не упомню, где и читал, но память на имена меня никогда еще не подводила, входил в состав ЦК партии эсеров (опять же, какой именно?- их было три...).Таким- то родством в такое время только и считаться! Впрочем, я основательно забегаю вперед. Лучше вернемся к географии. У Брокгауза и Ефрона находим: . . Полесье, 1) запад. часть Орловской губернии (Брянск. и Трубчевск. уу.) и южн. часть Калужской губернии. (Жиздринск. у.), покрытая громадными лесами (Брянскими, Севскими, Жиздринскими, Брынскими, Карачевскими, Дмитровскими и Болховскими); площадь лесов 1164 тысячи десятин (1887). 2) Болотистая и лесистая местн. в бассейне р. Припяти и частью Немана) занимает больш. часть Минской г. (Пинские болота), сев. уезды Волынской, вост. уезды Гродненской, Радомысльский у. Киевской губернии и Рогачевский у. Могилевской губернии Пространство П.: 2 милл. дес. сухой поверхности, годной для обработки, около 3 милл. дес. болотистых лесов, около 3 милл. дес. болот. Население крайне редко (ок. 6 челов. на 1 кв. в.). С 1872 ген. Жилинским производились осушительные работы. К 1898 г. прорыто 4519 в. каналов, и канализованная площадь составляла 2855 тысяч десятин. . . Нас специально интересует краткое географическое описание, соответствующее именно этому времени: конец 19- го столетия. Потому что в наше время обстановка, разумеется, сильно изменилась. А за десяток предыдущих столетий не сильно. Испокон веков южнее проходила граница между лесом и степью, росли города. Например, Киев и Чернигов, центры важнейших русских земель. И центры торговли. По сей день на Полесье существуют дороги из ниоткуда в никуда- зимники. А ранее здесь по суше передвигаться было сплошной морокой. Хорошо, что изрезано Полесье реками вдоль и поперек. И- судоходными. В древности именно здесь, ветвясь по речкам, пролегал путь из Варяг в Греки. Главной артерией этого пути был Днепр. Помимо красного товара, Полесье было неистощимым источником даров леса: продуктов питания, живицы, дегтя и, етественно, древесины. Последнюю тоже сплавляли по рекам. И не только на Полесье. Уже к концу девятнадцатого века в Русском Географическом Обществе серьезно ставился вопрос о влиянии вырубки лесов по берегам рек в разных районах Империи на местный климат. На болотах добывалось замечательное железо- в те времена, да и позже, вплоть до открытия Курской Магнитной Аномалии- дефицитный продукт. Евреи здесь тоже водились испокон веков. Не станем трогать новаторские теории происхождения восточноевропейских евреев (ашкенази) от хазар, но отметим, что здешние условия никак не походили на условия европейских гетто. Поэтому сказки, что одаренность евреев является результатом естественного отбора в этих самых гетто, я так и называю- сказками. Ведь как только закрепленные на местах в черте оседлости полесские евреи в результате революции вырвались в большой мир, они незамедлительно, в первом же поколении, явили этому миру целую плеяду политических деятелей, художников, писателей и музыкантов. ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------- У меня двор упирается в озеро. В прошлом году, в связи с ремонтными работами, водоем на несколько месяцев спустили. Не прилетели лебеди и цапли, ушла ондатра, попрятались черепахи. И обнажилось местами дно. Все- в кровавых пятнах железа. . . Замерзло осенью, Спустили по весне. …Тропинка к озеру, И- ржавчина на дне… Против Апиона* Я обращаюсь к колючей розе Ветров, с хронометром заодно: Куда, скажите, меня уносит, Такое ржавое, это дно? В края, где топи родят железо, Где предки мои, испокон веков Вольготно жившие сплавом леса, Держали марку “Деми & Co”. Пускались в путь из Варягов в Греки Еще до Аскольда и иже с ним Они, торговцы и дровосеки, Колумбы Немана и Десны. И знали грамоте. И, когда не (Простая догадка- без громких фраз) Читали сказ о хазарской дани, Глядишь, писали его как раз... В смущеньи рдея, глазело небо На дикие волосы на груди. И их, бродяг, не язык, а Днепр До града Киева доводил. …Историк вдумчиво чешет репу: Затылок чухает пятерня. Сейчас он скажет, куда не Днепр, А мой язык заведет меня. ----- * Апионом звали греческого историка- антисемита, жившего в 1- м веке н. э. Иосиф Флавий, опровергая утверждения Апиона о никчемности и безродности евреев, так и назвал свой труд: "Против Апиона". ------------------------------------------- ------------------------------------------- ------------------------------------------- -------------------------------------- Могу себе представить, что от моих экскурсов в историю, географию и литературу у читателя медленно начинает ехать крыша. Посему постараюсь исправить неприятное впечатление привнесением в рассказ хоть какой- нибудь сюжетной линии. (что, по техническим причинам, придется отложить до другого раза) КОНЕЦ ФРАГМЕНТА ПОДВАЛ: Имена О евреях. (Свод законов Российской Империи) (Свод законов Российской Империи. Том девятый. Свод законов о состояниях. Книга первая. Раздел пятый. О состоянии инородцев. Глава вторая) 767. Евреи, состоящие в подданстве России, подлежат общим законам во всех тех случаях, в коих не постановлено особых о них правил. 1835 Апр. 13 (8054) 768. Каждый еврей должен быть приписан на законном основании к одному из установленных в государстве состояний. В случае несоблюдения сего, с ним поступается как с бродягою. 1835 Апр. 13 (8054) 23. 769. Каждый еврей должен навсегда сохранять известную наследственную, или же на основании законов принятую фамилию, или прозвание, без перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении. Там же, 16. 770. Евреи именуются теми только именами, под коими они записаны в метрические книги. За исключением предусмотренного статьею 915 случая погрешности писца, никакого исправления сих книг не допускается. 1893 Апр. 23 (9521) ст. 1. 771. Каждому еврею, главе семейства, объявляется, каким именем и прозванием он записан в метрических книгах, внесен в посемейный и алфавитный списки, и должен именоваться в видах на жительство и во всяких актах (а). Все cие означается в выдаваемых от городских или общественных управлений (ср. ст. 794) упомянутым евреям особых, на печатных бланках, билетах, причем означенные управления обязаны соблюдать совершенную правильность в написании имен и прозваний каждого еврея (б). (а) Там же, ст. 2; 1894 Июн. 3 (10709) мн. Гос. Сов., V. (б) 1844 Дек. 19 (18546) 7; 1866 Апр. 13 (43183) ст. 1. 772. Евреям, обратившимся в Христианскую веру, с переменою имени при Святом Крещении, не дозволяется переменять свои фамилии, и они должны навсегда сохранять те фамилии, которые носили до принятия ими Святого Крещения. Тем из обратившихся в Христианскую веру евреям, которые, приняв Святое Крещение, переменили до 6 февраля 1850 года свои фамилии, дозволяется сохранить таковые и на будущее время. 1850 Февр. 6 (23905). Примечание. Состоящим в военной службе евреям, обратившимся в Христианскую веру, предоставляется, с соблюдением правил, изложенных в Своде Военных Постановлений, принимать новые фамилии, заимствованные от имен их крестных отцов, с согласия сих последних, а в случае смерти или неизвестности местопребывания их крестных отцов, и без согласия таковых. 1865 Февр. 12 (41799); Мая 13 (42094). 773. Евреи во всех публичных актах и во всех бумагах, подаваемых или присылаемых ими местам и лицам правительственным, судебным и полицейским, должны употреблять язык русский, или тот, на котором в месте их пребывания дела производятся, но отнюдь не еврейский. Сие же самое правило наблюдается ими и при ведении книг, установленных законом для торговых дел. 1835 Апр. 13 (8054) 18; 1868 Февр. 29 (45544) прав., VII; 1875 Февр. 19 ( 54401) пол., ст. 241; 1876 июн. 17 (56105) пол. Ком. Мин.; 1889 июл. 9 (6188) пол. I, А, ст. 2; пол. II, ст. 39-41. 774. Подписи евреев на актах, объяснениях и прочих бумагах, правительству или суду представляемых, при неумении писать на другом языке допускаются по-еврейски, но с переводом на тот язык, на коем самая бумага писана, и с надлежащим засвидетельствованием подписи. Национальная политика в императорской России под ред. Ю.И. Семенов, Москва 1997 в книге ссылка: Печатается по изданию: Свод законов Российской империи. В пяти книгах. Книга третья. Тома 8, ч. 2- 9. Том 9. СПб., [1912]. С. 87- 95. ________________________________________ |